Творческий исследовательский Социально-ориентированный Проект: «Химия и современный быт человека»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

 Проект рассматривает важнейший аспект человеческой жизни: взаимосвязь химии с бытом человека. Проект познакомит  с многообразием веществ, которые используются в быту и повседневной жизни, научит грамотно  пользоваться ими.  Исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на  вопросы учебной темы, научат  наглядно представлять  сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека.

Дидактические цели проекта:

  1. Главная цель проекта- развивать критическое мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение через проектную деятельность.
  2. Развивать навыки практического использования  приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  3. Формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объемом информации.
  4. Формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе  применения знаний, умений и навыков в решении актуальных проблем личности и общества.
  5. Воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия,  целеустремленности,  самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;

Методические задачи проекта:

  1. Расширение и углубление знаний по  теме «Химия в быту» с целью создания положительной мотивации обучения учащихся.
  2. Расширение знаний о применении веществ в повседневной жизни.
  3. Формирование представлений о пищевых добавках и их влиянии на организм человека;
  4. Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
  5. воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия,  целеустремленности,  самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;
  6. Научить выбирать полезные продукты;
  7.  Пользоваться информационными технологиями для оформления результатов,  излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Предполагаемые итоговые продукты проекта:

1. Публикация «Техника выведения различных пятен»;

2. Буклет « Осторожно, пищевые добавки»;

3. Бюллетень « Продукты без ГМО- залог долгой и здоровой жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_i_sovremennyy_byt_cheloveka_stepurko.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

     Комитет по образованию администрации муниципального образования

                            «Всеволожский муниципальный район»

                                         Ленинградской области

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                           «Средняя общеобразовательная школа № 5»

                                              г. Всеволожска

Творческий исследовательский

Социально-ориентированный

Проект: «Химия и современный быт человека»

Целевая аудитория:
учащиеся, 14-16 лет

Разработчик:

Учитель химии

Степурко Н.В.

Всеволожский район ЛО

2013


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Химия и современный быт человека»

Руководитель проекта

Степурко Н.В.

Состав и возраст проектной группы

 10 класс,учащиеся,учителя,родители

Срок реализации

1 месяц

Типология проекта

исследовательский, социальный, творческий

Учебный предмет, образовательная программа, в рамках которого проводится проект

Химия

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Биология, физика, технология, ОБЖ, экология

Актуальность

 Проект рассматривает важнейший аспект человеческой жизни: взаимосвязь химии с бытом человека. Проект познакомит  с многообразием веществ, которые используются в быту и повседневной жизни, научит грамотно  пользоваться ими.  Исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на  вопросы учебной темы, научат  наглядно представлять  сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека.

Цель проекта

Дидактические цели учебного проекта

  1. Главная цель проекта- развивать критическое мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение через проектную деятельность.
  2. Развивать навыки практического использования  приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  3. Формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объемом информации.
  4. Формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе  применения знаний, умений и навыков в решении актуальных проблем личности и общества.
  5. Воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия,  целеустремленности,  самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;

Задачи проекта

Методические задачи учебного проекта

  1. Расширение и углубление знаний по  теме «Химия в быту» с целью создания положительной мотивации обучения учащихся.
  2. Расширение знаний о применении веществ в повседневной жизни.
  3. Формирование представлений о пищевых добавках и их влиянии на организм человека;
  4. Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
  5. воспитание интереса к здоровому образу жизни, трудолюбия,  целеустремленности,  самостоятельности, ответственности за результаты своей деятельности;
  6. Научить выбирать полезные продукты;
  7.  Пользоваться информационными технологиями для оформления результатов,  излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Этапы, рабочее планирование проекта

План проведения проекта

1.​ Организационно-подготовительный этап (0,5 недели).

Выбор тем исследований учеников.  Критерии  оценивания , планирование работы . Демонстрации вводной презентации учителя, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

2.​ Экспериментально – аналитический этап (0,5 недели).

Формирование групп. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках. Организация и проведение необходимых исследований. Анализ найденной информации, выбор главного. Подготовка информации для использования в работе Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия.

3.​  Практический этап (2 недели).

Самостоятельная работа групп. Создание презентаций. Самооценивание и корректировка проектов с помощью обсуждения в группах. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

4.​ Презентационный этап (1 неделя).

Защита полученных результатов и выводов.

5. Контрольный этап. Рефлексия. (0,5 недели).

Характеристика деятельности участников

описана в ходе проекта

Предполагаемые итоговые продукты проекта

1. Публикация «Техника выведения различных пятен»;

2. Буклет « Осторожно, пищевые добавки»;

3. Бюллетень « Продукты без ГМО- залог долгой и здоровой жизни».

Необходимое оборудование:

Компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, Интернет, СD – носители.

Презентация

Итоговая конфернеция

Портфолио проекта

Презентации,публикация,буклет,бюллетень.


2. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы обучающихся

Выход этапа

Организационно-подготовительный

1,5 недели

очная

Выбор тем исследований учеников.  Разработка критериев  оценивания , планирование работы . Демонстрации вводной презентации учителя, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

Создание групп.

 Выбор тем.

Разработан индивидуальный маршрут.

Основной

2 недели

очная

Самостоятельная работа групп по исследовательским темам. Создание презентаций в соответствии с предложенными темами. Взаимооценка и корректировка проектов с помощью обсуждения в группах. Самооценка, взаимооценка совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

Создание презентаций,

публикаций и бюллетеней.

Заключительный

1,5 недели

очная

Защита презентаций в рамках итоговой конференции. Заполнение дневника проектной деятельности, заполнение рубрики, позволяющее оценить качество продуктов и скорректировать его.

Оценка проекта. Формирование итогового портфолио по всему проекту.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Организационно-подготовительный этап:

Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности: 

Проект рассматривает важнейший аспект человеческой жизни: взаимосвязь химии с бытом человека. Проект познакомит  с многообразием веществ, которые используются в быту и повседневной жизни, научит грамотно  пользоваться ими.  Исследования учащихся и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на  вопросы учебной темы, научат  наглядно представлять  сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека.

Основной вопрос проекта

Почему химическая грамотность необходима современному человеку?

Вопросы учебной темы

  1. Для чего нужна человеку бытовая химическая грамотность?
  2. Как в домашних условиях удалить с одежды пятна разного происхождения?
  3. Какие химические процессы, происходят при использовании человеком различных продуктов питания?  
  4. Что такое пищевые добавки? Виды пищевых добавок? Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье? Что можно узнать по данным на упаковке продуктов питания?
  5. Что такое ГМО?
  6. Как правильно выбрать стиральный порошок?
  7. Что такое косметика? Как поддерживать молодость и красоту?
  8. Что такое фаст-фуд?
  9. Как правильно использовать моющие средства?  Классификация моющих средств
  10. Как ухаживать за одеждой, обувью?
  11. Что такое витамины? Какие витамины нужны организму человека? Какова их польза для здоровья? К чему приводит недостаток витаминов в организме человека?

1.​ Организационно-подготовительный этап (0,5 неделя).

Выбор тем исследований учеников.  Критерии  оценивания, планирование работы.  Демонстрации вводной презентации учителя, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

   Учебные темы для презентаций.

  1. Химия в медицине.
  2. Химия и косметика.
  3. Химия нашей пищи.
  4. Искусственная пища: за и против.
  5. Пищевые добавки.
  6. Химия на кухне.
  7. Что такое ГМО?
  8. Домашняя аптечка.
  9. Техника выведения различных пятен.
  10. Ароматные средства.

2. Основной этап: (2 недели)

 ​ Исследовательский этап (1 неделя).

Формирование групп. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках. Организация и проведение необходимых исследований. Анализ найденной информации, выбор главного. Подготовка информации для использования в работе Взаимооценка совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия.

Самостоятельная работа групп. Создание презентаций. Самооценивание и корректировка проектов с помощью обсуждения в группах. Взаимооценка совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

3. Заключительный этап:

Презентация и защита полученных результатов и выводов в рамках итоговой конференции.  Контрольный этап. Рефлексия.

 


4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки:

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и

интересов учеников (формирующее оценивание) с помощью презентации учителя. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.

Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентации, буклета, веб – сайта, проекта, защиты выполненного проекта, критерии к деятельности учащихся, критерии оценки защиты исследовательских работ учащихся), по которым  происходит контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист учета, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, выдвижение гипотезы исследования, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение систематизировать и анализировать полученные данные, делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. В свою очередь учащиеся заполняют дневник проектной деятельности. На протяжении проекта несколько раз проводится рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную работу; заполняются рубрики, позволяющие оценить качество продуктов и скорректировать его.

Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде презентаций, буклетов и публикаций.

После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы.

В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации, буклеты. Остальные учащиеся оценивают представление работ с помощью бланков оценивания.

Завершается проект коллективным выводом, служащим ответом на основополагающий вопрос проекта, рефлексией и обсуждением вопросов: Что понравилось в проекте? Что удалось и не удалось сделать в данном проекте?  Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? 

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1.​ Презентация учителя.

2.​ Обсуждение общего

плана проведения проекта.

3.​ Обсуждение  плана

работы над проектом в группах.

1.​ Направление поиска информации в Интернете.

2.​ Оценочные листы  для групп учащихся (создание презентации, публикации).

3.​ Критерии самооценки учащегося при работе в группе.

4.​ Ведут «Дневник проектной деятельности».

5.​ Рефлексия.

1.​ Критерии оценивания проекта.

2.​ Критерии оценивания  ученических работ.

3.​ Критерии оценивания защиты проекта.

4.​ Критерии к деятельности учащегося.

5.​ Критерии оценки защиты исследовательских работ.

6.​ Представление проектов.

7.​ Итоговое обсуждение

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Необходимые начальные знания, умения, навыки

1.​ Знание основ курса   химии основной школы и информатики.

2.​ Уметь работать с источниками информации, собирать, систематизировать и анализировать полученные данные.

3.​ Уметь находить нужную информацию с использованием Internet – ресурсов.

4.​ Уметь устанавливать связи между занятиями в различных учебных предметах.

5.​ Создавать презентации, буклеты и публикации.

                 Ожидаемые результаты обучения.

После завершения проекта учащиеся смогут:

1.​ Грамотно и безопасно пользоваться  веществами, используемыми в быту и повседневной жизни;

2.​ Углубление знаний по теме «Химия в быту».

3.​ Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

4.​Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах;

5.​ Развитие навыков  работ в группах;

6. Умение систематизировать, анализировать, формулировать проблему и находить пути ее решения;

7.​ Создание мотивации к изучению химии;

8.​ Делать выводы по результатам исследования и выстраивать систему доказательств;

9.​ Использовать средства ИКТ для представления результатов совместных исследований.

Список литературы для педагога:

  1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Научно-практический журнал «Завуч» - 2005. -№6;
  2. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качестваобразования // Школа. – 2001. - №2 (41);
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника/ Под ред. Проф. Е.Я.Когана.-Самара: Издательство «Учебная литература», Изд. Дом«Федоров», 2006.-224с.;
  4. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.;
  5. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
  6. Организация проектной деятельности по химии. 10 класс. / Сост. Л.И. Назарова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.

Список литературы для учащихся:

  1. Енгелфрид, Ю.; Малхолл, Д.; Плетенева, Т.В., «Как защитить себя от опасных веществ в быту» 
  2. Каневский, Е.М.; Краснянский, Э.В.; Лысов, М.М., «Уроки экономии в быту» 

  1. Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке.- Ярославль К. Академия Холдинг 2000г.
  2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1999.
  3. Грусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М., 1985. - 60-64с.
  4. Дмитриева А. И. , Ильина Л. В. «Наш дом – наш быт». – М.: «Знание», 1992;
  5. Дмитриев С.А. Мыла и новые моющие средства. - М., 2001;
  6. Ермакова В.И. Альбом плакатов по кулинарии: Прил. к учеб. "Основы кулинарии для 5-9кл. общеобразоват. учреждений / D/B/ Ермакова. - М.: Просвещение, 2002.- 40с.:ил

Интернет источники:

http://www.edic.ru – энциклопедические и исторические словари

http://www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

http://www.gnpbu.ru – гос. научная педагогическая библиотека им. Ушинского

http://rsl.ru – Российская государственная библиотека

www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Социально ориентированные проекты волонтерского отряда «Подари тепло» МАОУ «Гимназия №87»

В данной публикации обобщен опыт работы в организации и проведении социально значимых проектов волонтерского отряда "Подари тепло"....

Социально-ориентированный проект «Как помочь птицам зимой» по предмету окружающий мир УМК "Школа России" 1 класс

Социально-ориентированный проект  «Как помочь птицам зимой»  по предмету окружающий мир УМК "Школа России" 1 класс  включает конспекты трёх уроков: окружающий мир, технология, урок-экск...

Социально-ориентированный проект "Спорт- здоровое Подмосковье

    Проект по развитию массового спорта и физической культуры  «Спорт –  здоровое Подмосковье» является ориентированным на цели и задачи, представленные в  Федеральной ...

Социально-ориентированный проект «Городище Ош-кар»

Проект «Городище Ош-кар» направлен на сохранение и популяризацию памятника археологии «Городище Ошовское». Городище Ошовское VI-VIII вв. находится в 0,5 км от д.Ошово, мало изу...

Социально-ориентированный проект "Уютная школа"

Социально ориентированный проек "Уютная школа"...