Проект "Питание школьников"
проект по химии (7 класс) по теме

Лихачева Татьяна Вячеславовна

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Поэтому мы решили создать в нашей гимназии эффективные условия для проведения работы по охране здоровья и пропаганде здорового питания. 

Материалы проекта могут быть полезны учителям химии во внеклассной предметной деятельности (факультатив по химии).

Материалы могут быть использованы для создания подобного проекта в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pitanie_shkolnikov.doc978.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект:

«Питание школьников»

2012 год


Актуальность.

В последнее десятилетие в России наблюдается стремительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, вызванное многочисленными психофизическими факторами. Большинство из них связано с нарушениями  репродуктивных функций,  микроэлементными дефицитами,  распространением заболеваний желудочно - кишечного тракта, неполноценным и недостаточным питанием. 

Школьные годы являются особенно важным физиологическим периодом становления детского организма. Именно в этот возрастной период (7-17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое, повышенное внимание.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы.

Организация рационального питания школьников может позволить достигнуть следующих основных целей:

  • рост учебного потенциала детей и подростков;
  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе – улучшение репродуктивного здоровья;
  • снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний, период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
  • улучшение успеваемости школьников;
  • повышение их общего культурного уровня.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Поэтому мы решили создать в нашей гимназии эффективные условия для проведения работы по охране здоровья и пропаганде здорового питания.

Цель проекта:

Создание учебно-методических материалов для проведения уроков ОБЖ, биологии, внеклассных бесед по вопросам правильного питания школьников

Задачи:

  1. Выяснить отношение учащихся школы к вопросу о правильном питании
  2. Выявить предпочтения школьников в рационе питания
  3. Изучить основные законы о правильном рационе и режиме питания школьников, исходя из их учебной, трудовой нагрузке и занятии спортом.
  4. Узнать, насколько опасными для здоровья могут быть некоторые продукты питания и их компоненты (в частности газированные и энергетические напитки, фаст-фуд, пищевые красители)
  5. Разработать тематические беседы, и наглядные материалы к ним по вопросам рационального питания школьников
  6. Провести тематические беседы для учащихся школы

Классификация проекта:

  1. Творческий (с исследовательским компонентом)
  2. Межпредметный (биология, химия, социология)
  3. Внутренний (участники проекта – учащиеся гимназии №73)
  4. Групповой (в ходе работы создаются четыре рабочие (творческие) группы)
  5. Долгосрочный (проект рассчитан на учебный год)

Этапы проекта:

  1. Организационно-подготовительный

(сентябрь-октябрь)

  • Формирование групп по направлениям
  • Подбор команды единомышленников
  • Разработка программы занятий
  • Проведение занятий в «Клубе юных исследователей»
  1. Поисково-исследовательский (ноябрь-январь)
  • Проведение анкетирования и его анализ
  • Проведение исследований
  • Разработка тематических бесед для учащихся разных возрастов
  1. Экспертно-оценочный этап (февраль-апрель)
  • Представление данных анкет
  • Проведение тематических бесед
  • Подготовка к защите исследовательских работ
  • Защита исследовательских работ на школьной Конференции исследовательских работ
  • Представление проекта на конкурс «Мой мир» и школьной Конференции исследовательских работ

Рабочие группы проекта.

  1. Библиографическая группа
  2. Аналитическая группа
  3. Лекторская группа
  4. Исследовательская группа

Задачи групп проекта.

Библиографическая группа

  1. Осуществить тематический подбор литературы для других исследовательских групп
  2. Подготовить обзор литературы по теме проекта

Аналитическая группа:

  1. Разработать анкеты по тематике проекта
  2. Провести анкетирование различных возрастных групп школьников по вопросам правильного питания
  3. Проанализировать анкеты
  4. Представить полученные результаты анкетирования

Лекторская группа:

  1. Подобрать тематику бесед для учащихся разных возрастных групп
  2. Подготовить материал для бесед
  3. Создать медиапрезентации
  4. Провести беседы

Исследовательская группа:

  1. Провести исследования по вопросам питания школьников
  2. Оформить материалы исследований
  3. Представить результаты исследований
  4. Сформулировать рекомендации по правильному питанию школьников

Тематика предварительного анкетирования.

  1. Осведомлённость младших школьников о значении питания и предпочтения детьми разных продуктов питания (3-4 класс)
  2. Диагностика употребления сладостей учащимися 6-х классов
  3. Анализ употребления фаст-фуда учащимися 6-7-8-х классов
  4. Анализ употребления энергетических напитков учащимися 9-х классов
  5. Анализ употребления газированных напитков учащимися 8-9-х классов
  6. Исследование мнения подростков 7-х, 10-х классов по вопросам правильного питания

(Результаты некоторых анкет см. материалы приложения)

Тематика бесед для учащихся.

  1. Значение правильного питания для роста и полноценного развития школьника.
  2. Витамины. Весёлый алфавит.
  3. Режим питания школьников.
  4. Рацион питания школьника.

Тематика исследовательских работ.

  1. Рацион питания школьников с учётом возраста, условий обучения, трудовой нагрузки и занятия спортом
  2. Примерный расчёт полноценности питания в школьной столовой
  3. Фаст-фуд за и против
  4. Изучение состава газированных напитков и влияния их компонентов на организм человека
  5. Исследование состава энергетических напитков и их влияния на организм человека
  6. Исследование пищевых красителей в продуктах питания и расчёт их нормы потребления
  7. Шоколад – как продукт питания. Сравнение питательных свойств шоколада и других продуктов питания
  8. Изучение качества колбасы сорта «Докторская» различных производителей (результат представления работы на конкурс см. приложение)

Результаты проекта.

Анализ анкет показал, что проблема рационального питания школьников актуальна. Привлекать внимание к вопросу правильного питания необходимо уже в младшем школьном возрасте. Поэтому было решено провести лекции, беседы, тематические классные часы по следующей тематике:

1-4 класс

«Весёлый алфавит. Витамины»

«Режим питания»

5-7 класс

«Последствия неправильного питания»

8-9 класс

 «Прохладительные напитки в рационе питания школьника»

«Пагубные последствия употребления энергетических напитков»

10-11 класс

Диспут «Фастфуд – за и против»

Лекция «Системы питания»

После проведения тематических бесед проводился опрос.

Вопросы анкеты.

1. Задумывались ли вы о значении правильного питания?

  • Часто
  • Редко
  • Никогда

2. Показалась ли интересной для вас тема бесед?

  • Да
  • Нет
  • Мне было уже всё известно

3. Измените ли вы своё мнение на собственный рацион питания?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4. Постараетесь ли вы придерживаться определённых правил в собственном питании (рацион, режим)?

  • Да
  • Нет

5. Прочитаете ли вы дополнительную литературу о правильном питании?

  • Да           Нет         Не знаю

Анализ анкеты:

Беседы проводились во всех параллелях. В опросе принимали участие 458 человек (учащиеся 2-11 классов).

Задумывались ли вы о значении правильного питания?

  • Часто – 25 человек
  • Редко – 183 человека
  • Никогда – 250 человек

Показалась ли интересной для вас тема бесед?

  • Да – 423 человека
  • Нет – 10 человек
  • Мне было уже всё известно – 25 человек

Измените ли вы своё мнение на собственный рацион питания?

  • Да – 368 человек
  • Нет – 34 человека
  • Не знаю – 56 человек

Постараетесь ли вы придерживаться определённых правил в собственном питании (рацион, режим)?

  • Да – 413 человек
  • Нет – 45 человек

Прочитаете ли вы дополнительную литературу о правильном питании?

  • Да – 194 человека
  • Нет – 56 человек
  • Не знаю – 208 человек

Выводы:

Результаты анкетирования показали, что проводимые беседы были поучительны и  заинтересовали основную массу опрошенных школьников.

Почти половина из них решили прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. И уделить внимание собственному режиму питания и рациону, по возможности придерживаясь определённых правил.

Мониторинг по охвату питанием школьников гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»

Результатом проведённой проектной работы могут служить данные мониторинга по охвату питанием школьников гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»

Посещение столовой. Охват горячим питанием школьников.

Октябрь 2011 года

Март 2012 года

Всего учащихся

974

972

Охват питанием

942

951

Завтраки

420

419

Обеды

435

450

Только пицца, пирожки

87

82

Выводы:

Данные подтверждают, что некоторые школьники пересмотрели свой рацион питания и стали получать в столовой полноценное горячее питание вместо пирожков и булочек (5 человек). 15 человек стали заказывать обед.

Но стоит отметить, что проблема посещения буфета существует. На переменах каждый день выпечку покупают примерно 120-150 человек (потом обедая в столовой). Они заменяют горячий завтрак на «сухомятку» или «элементы фастфуда» привычные бутерброды и пиццу. Поэтому дальнейшая разъяснительная работа или изменение ассортимента буфета просто необходима.

Заключение.

Корректировка повседневного питания обеспечивает возможность быть здоровым и активным. И в первую очередь это касается детей и подростков в период их формирования и роста. Поэтому одним из наиболее эффективных способов оздоровления, является изменение структуры потребляемых продуктов с исключением или значительным сокращением неполезных продуктов и осуществлением правильного режима питания. И активная пропаганда такого образа жизни помогает осуществить это.

 В целом проект можно считать успешным и реализованным. Это подтверждают данные опросов и мониторинга.

Все подготовленные материалы можно использовать в дальнейшей воспитательной работе по формированию здорового образа жизни на уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...