Урок по теме "Щелочные металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 9 класса по программе О.С.Габриелян в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_shchelochnye_metally.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Щелочные металлы.

Цели урока: 1) Дать общую характеристику  щелочным металлам. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение.

2) Продолжить формирование навыков сравнения и установления причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ на примере ЩМ и их соединений; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

3) Формирование научно-материалистического мировоззрения; воспитание коммуникабельности, формирование компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере.

Оборудование: ПСХЭ, чаша с водой, натрий,  раствор фенолфталеина, образцы щелочных металлов, образцы соединений ЩМ (гидроксиды, соли), мультимедийный проектор, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 9 класс. Урок 09 «Важнейшие металлы и их соединения»».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Стадия «Вызова»

Мы с вами изучаем тему «Металлы», познакомившись уже с  общей характеристикой металлов, сегодня приступаем к изучению отдельного семейства щелочных металлов. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

А) Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю      

Хочу узнать       

Что узнал?

В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы. (см. приложение №1.)

Б) Перескажите друг другу ваши записи. (работа в парах).

- Что же будет конкретной целью изучения данной темы? (строение атома, физические свойства, химические свойства, нахождение в природе, применение металлов и их соединений)

-  Напишите, что бы вы лично хотели узнать о щелочных металлах? (работа с графой №2).

 

  1. Стадия “Осмысление”

А) Изучение щелочных металлов, как простых веществ

 Идёт работа с текстом и его маркировка.  (См. приложение №2.)

 «V» - уже известно

«+» - абсолютно новое, неожиданное;

«-» - противоречит твоим представлениям;

«?» - хочется узнать что-то больше.

Рефлексия проводится с целью коррекции знаний, фиксирования достигнутых результатов, осознании самореализации: Что было совершенно новым? Что вы повторили? Что было интересным?

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти.

Презентация слайда №1 «Важнейшие щелочные металлы», слайда №2 «Химические свойства щелочных металлов»

Проводится демонстрационный опыт «Взаимодействие натрия с водой»

Б) Изучение важнейших соединений щелочных металлов.

- Как вы считаете, ребята, в каком виде существуют в природе щелочные металлы – в самородном состоянии или в виде соединений? Почему? (Щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений, ввиду своей высокой активности.)

- Какие соединения металлов вам известны? (Оксиды, основания, соли)

Демонстрация образцов соединений щелочных металлов: гидроксида натрия (едкий натр), гидроксид  калия (едкое кали), хлорида натрия (поваренная соль), сульфата натрия (глауберова соль), гидрокарбоната натрия (питьевая сода), карбоната калия (поташ).

- Из курса биологии, вспомните о биологической роли натрия и калия? (Натрий – основной внеклеточный ион, калий – основной внутриклеточный ион).

Информация для любознательных: Недостаток лития способствует развитию у человека маниакально-депрессивных синдромов психических заболеваний. Приступы способен прекращать карбонат лития. Избыток проявляется в дрожании пальцев, нарушениях равновесия, сонливости, жажде, нарушении сердечного ритма. Литий содержится в свекле.

Натрий поддерживает осмотическое давление крови, активизирует пищеварительные ферменты, суточная потребность составляет 1-2 г. Недостаток натрия приводит к понижению давления. Избыток приводит к перенасыщению тканей и сосудов избытком воды, что приводит к перегрузке всех органов, особенно почек. В результате возникают отеки ног и лица, страдает также сердце. Важнейшим соединением, содержащим натрий,  является …?  (Поваренная соль)

 «Все есть яд,  и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным» (Т. Парацельс).

Презентация слайда №3 «Применение щелочных металлов и их соединения»

- Ребята, сравните щелочные металлы с общей характеристикой металлов. Что является общим? (основные химические свойства).

- В чем различия с другими металлами? (физические свойства, которые определяются особенностями атомного строения данных металлов)

Рефлексия проводится с целью фиксирования результатов: Узнали ли что-нибудь новое? Была ли информация, которая является значимой лично для вас? Учебный материал вызвал затруднения?

  1. Стадия “размышления”

Самостоятельная коллективная работа в группах.

Найдите неверное утверждение. (см. приложение №3).

Выполнение задания контролируется через слайд №4 (см. приложение №4).

Рефлексия проводится с целью коррекции знаний и самоцелей: У кого утверждения совпали с образцом? Где допущены ошибки? Что необходимо запомнить особо?

  1. Подведение итогов урока.

Подача и комментарии к  домашнему заданию. (п.11, стр. 48, зад №1, либо а), либо б) на выбор).

Рефлексия проводится с целью воспитания коммуникабельности, фиксировании достигнутых результатов, осознании самореализации: Кто ответил полностью  на вопрос в графе №2? Кот частично удовлетворил свое любопытство? У кого появилось желание, поработать с дополнительной литературой и по какому вопросу?

Приложение №1

  1. Охарактеризуйте положение  щелочных металлов в ПСХЭ.
  2. Составьте электронные формулы атомов Li, Na, K. Что общего в атомном строении щелочных металлов? Какое значение имеет степень окисления данных металлов?
  3. Как изменяются химические свойства металлов в подгруппе при увеличении порядкового номера элемента?
  4. Составьте уравнения взаимодействия лития с: кислородом, водородом, серой, хлором, водой.

Приложение №2

Конспект «Щелочные металлы – простые вещества»

         Наличие всего одного валентного электрона и относительно большие размеры радиусов атомов обуславливают небольшую энергию ионизации, следовательно, высокую химическую активность щелочных металлов.

Высокая химическая активность щелочных металлов требует особой осторожности при хранении и примени.

В лабораторных условиях литий, натрий и калий обычно хранятся под слоем керосина, защищающего их от контакта с воздушной средой. Рубидий и цезий не используют в школьных лабораториях – это весьма редкие и дорогие вещества; их чрезвычайно высокая химическая активность очень усложняет работу с ними.

Поверхность всех щелочных металлов покрыта пленкой. Эти пленки пористые и рыхлые, именно поэтому они не защищают металлы от дальнейшего окисления.

Если отрезать от кусочков лития, натрия, калия по стружке, то некоторое весьма недолгое время можно наблюдать красивую блестящую серебристо-белую (у калия – с фиолетовым оттенком) поверхность металлов. Одновременно можно рассмотреть появление и быстрое распространение блестящей матовой пленки, состоящей из продуктов окисления металлов. Для щелочных металлов характерна низкая твердость, вернее – мягкость.

На основании таблицы сделайте выводы о физических свойствах щелочных металлов и характере их изменения внутри группы.

Металл

Цвет

Tпл,С0

Tкип, С0

Плотность, г/см3

Твердость

Li

Серебристо-белый

179

1370

0,53

0,6

Na

То же

97,8

883

0,97

0,4

K

«  »

63,6

766

0,86

0,5

Rb

«  »

38,7

713

1,52

0,3

Cs

Золотисто-белый

28,5

690

1,87

0,2

Fr

В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств

Данные таблицы показывают, что по мере увеличения порядкового номера элементов возрастает плотность, а твердость, температуры плавления и кипения уменьшаются.

Все химические реакции щелочных металлов являются окислительно-восстановительными. Металлы выполняют в них функцию восстановителей.

2Ме + Н2 = 2МеН

2Ме + Cl2 = 2MеCl                                                    

2Mе + S = Mе2S

При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют не оксиды, а пероксиды:

2Ме + О2 = Ме2О2, и только литий образует оксид при прямом взаимодействии с кислородом: 4Li + O2 = 2Li2O;

Все щелочные металлы активно взаимодействуют с водой:

2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2;

        В группе с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства усиливаются.

Приложение №3.

Найдите неверное утверждение:

  1. В свободном виде в природе щелочные металла встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
  2. Серебристо-белые мягкие вещества, с характерным блеском на свежесрезанной поверхности.
  3. При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют пероксиды:

2Ме + О2 = Ме2О2;

  1. Все щелочные металлы взаимодействуют с водой:

2Ме + 2НОН = 2МеОН;

  1. Восстановительные свойства усиливаются в ряду от лития к францию.
  2. Хлорид натрия используется при производстве соляной кислоты.
  3. Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения, почти нерастворимые в воде.
  4. Оба гидроксида  - NaOH и KOH разъедают ткани и бумагу, поэтому их называют щелочами.
  5. Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль.
  6. На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов могут иметь разное количество электронов.

Количество утверждений зависит от учебных и воспитательных возможностей детей класса.

        

Приложение №4 (слайд)

Неверными утверждениями являются: №1, 4,7,10.

  1. В свободном виде в природе щелочные металла не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
  1. Все щелочные металлы взаимодействуют с водой:

2Ме + 2НОН = 2МеОН + Н2;

  1. Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения, хорошо  растворимые в воде.
  1. На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов имеют всегда только один электрон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....

Урок химии "Страна Металлия"

Урок- путешествие "Страна Металлия". урок проходит в форме путешествия по станциям. В ходе урока учащиеся получают оценки за каждый.этап урока....

открытый урок "Чеканка по металлу"

Данная работа включает в себя конспект урока и презентацию к нему...

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"

Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....

Конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей Тема урока «Гибка тонколистового металла и проволоки»

В материалах представлены: конспект урока технологии с использованием интерактивного  обучения методом разыгрывания ролей,технологическая карта, презентация к уроку...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...