открытый урок "Чеканка по металлу"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Чикурин Дмитрий Александрович

Данная работа включает в себя конспект урока и презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tehnologii_na_temu_chekanka.doc48.5 КБ
Файл chekanka2.ppsx1.21 МБ
Файл chekanka1.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии на тему:

 "Чеканка  по металлу"

 7 класс

Цели:

Изучить и ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов.

Задачи:

Образовательная:  Познакомиться с понятием ЧЕКАНКА и изучить инструменты для её выполнения;

Развивающая:  развитие интереса к  предмету, декоративно-прикладному искусству, развивать способность учеников анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная:  воспитание аккуратности, точности, самостоятельности;

Здоровьесберегающая:  соблюдение санитарных норм при работе с металлом, соблюдение правил техники безопасности;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: объяснение нового материала;

Инструменты и оборудование:

 Видеопроектор, ноутбук, презентация на тему «чеканка металла», тетради, ручка, карандаш.

Класс: 7

Время: 40 мин (1 урок)

Ход урока:

I. Организационно-подготовительная часть:

1. приветствие, проверить готовность к уроку, проверка присутствующих, сообщение учащимся темы урока.

Вопросы:  

  1. Встречались ли вы с понятием чеканка?
  2. Знаете ли вы как  выполняется чеканка?
  3. Какими инструментами?
  4. Как называется профессия человека который выполняет чеканку?

2. Обобщение ответов учеников, сообщение цели урока.

II. Изложение нового материала с использованием презентации.

Слайд 2

Как мы  выяснили, чеканкой занимается специалист по профессии чеканщик. Он должен быть «мастером своего дела».

Слайд 3

  1. Чеканщик может специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали.
  2. Чеканка художественных изделий, особенно крупных форм, требует определенной физической силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин.
  3. Важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство

Слайд 4

Ребята запишем определение слова чеканка.

  1. Чеканка — это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.
  2. Один из видов декоративно-прикладного искусства.
  3. Является одним из вариантом художественной ковки.

Встретилось слово рельеф, может быть кто-нибудь встречался  с этим понятием?

Слайд 5

Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона

Слайд 6

Немного истории.

Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском  искусстве ХV-ХVII вв.

     Слайд 7

  1. Монголо-татарское владычество приостановило развитие искусств и ремесел. Отдельные виды художественной обработки металлов полностью исчезли на русской земле вместе с угнанными в неволю талантливыми мастерами.
  2. Только после освобождения русский народ сумел возродить искусство чеканки.

Слайд 8

Разберем виды чеканки:

1.контурная чеканка (при помощи опускания фона,без выколотки рельефа)

2. плоскорельефная (низкий рельеф)

    3. рельефная

    4. объемная

    5. ажурная (прорезная) чеканка

 Ребята а где используется чеканка?

Слайд 8 – Слайд 21

Показ видов чеканки:

Ажурная чеканка – оклады старинных книг

Чеканка листового метала

Чеканка вооружения, монет

Плоскорельефная чеканка и рельефная

Объемная

Прорезная чеканка

Слайд 22

Таким образом, ЧЕКАНКА - это искусство художественной обработки металла: Золото, Медь, Серебро,  Латунь, Алюминий, Сталь, Кровельное железо.

Слайд 23

Ребята а на чем можно делать чеканку?

Слайд 24

А кто знает чем можно делать чеканку?

Как называется инструмент которым чеканят? (чекано)

Слайд 25

Их изготовляют из древесины твердых пород — дуба, бука,  березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине.  Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью.  

Слайд 27

Также используются металлические чекана.

Слайд 28 - 30

А теперь разберем этапы создания изделия с помощью чеканки.

1.Перенесение рисунка с помощью чертилки

2.Обводка контура чеканом - расходником

3.Опускание фона чеканом-лощатником

4.Создание объема чеканом-пурошником

5.Уточнение деталей чеканом-расходником

6.Отделка фона чеканом-канфарником

Слайд 31

Обобщение нового материала, ответ на вопросы:

  1. Что такое чеканка?
  2. Каким инструментом наносят  чеканку?
  3. На какие предметы можно наносить чеканку?
  4. Какие виды чеканки вы запомнили?
  5. Как вы думаете а много ли людей занимается чеканкой и почему?

III. Заключительная часть.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕКАНКА -это искусство художественной обработки металла Материалы: Листовой металл толщиной 0,3-1,5 мм Медь Золото Серебро Латунь Алюминий Сталь Кровельное железо

Слайд 3

ЧЕКАНКУ ДЕЛАЮТ НА * ТОЛСТОЙ РЕЗИНЕ *СМОЛЯНАЯ (ПЛАСТИЛИНОВАЯ) ПОДЛОЖКЕ *НА ВОЙЛОКЕ *ЛИПОВОЙ ИЛИ БЕРЁЗОВЫЙ КРЯЖ (ПЕНЁК) * СВИНЦОВОЙ ПЛИТЕ

Слайд 4

ДЕРЕВЯННЫЕ ЧЕКАНЫ Их изготовляют из древесины твердых пород — дуба, бука, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью.

Слайд 5

Деревянные чеканы

Слайд 6

Металлические чеканы Б- ЛОЩАТНИКИ В - БОБОШНИКИ ЧЕКАНЫ Г- ПУРОШНИКИ Д - КАНФАРНИК Ж- САПОЖОК З- ПУАСОНЫ А-РАСХОДНИКИ

Слайд 7

ЭТАПЫ РАБОТЫ 1.Перенесение рисунка с помощью чертилки 2.Обводка контура чеканом-расходником

Слайд 8

Этапы работы 3.Опускание фона чеканом-лощатником 4.Создание объема чеканом-пурошником

Слайд 9

Этапы работы 5.Уточнение деталей чеканом -расходником 6.Отделка фона чеканом -канфарником

Слайд 10

Ответим на вопросы: 1) Что такое чеканка? 2) Каким инструментом наносят чеканку? 3) На какие предметы можно наносить чеканку? 4) Какие виды чеканки вы запомнили? 5) Как вы думаете а много ли людей занимается чеканкой и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Металлы Победы (конспект открытого урока)

Урок проводился накануне 65-летия Победы в 11 классе как урок защиты презентаций....

Металлы Победы (конспект открытого урока)

Урок проводился накануне 65-летия Победы в 11 классе как урок защиты презентаций....

Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.

Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов

Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....

План-конспект открытого урока. Опиливание металла

Обобщение знаний о процессе опиливания металла, формирование умений опиливания заготовок из сортового проката, воспитание культуры поведения в работе....

Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы

Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация  знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как  о...