Урок-исследование. Кислоты
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Овчинникова Ирина Александровна

Изучеие кислот с использованием деятельного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1» г. Бологое, Тверской области

Тема:  Кислоты.

Урок – исследование.

.

                                                                                                 

                                                           

учитель: Овчинникова

Ирина  Александровна

                                                 высшая категория

20013 год

                         

Цели урока:

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятия кислота, состав кислот, классификацию кислот.
  • Закрепить опорные знания понятий: сложное вещество, основание, степень окисления, физические свойства веществ, индикатор.
  • Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислотах.
  • Вырабатывать стремление к коллективизму..
  • Создать условия для развития у школьников умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Оборудование и реактивы: растворы кислот: соляной, серной, азотной, фосфорной,        уксусной, лимонной, яблочная; индикаторы, твердые вещества: аскорбиновая, ацетилсалициловая, никотиновая, кремниевая  кислоты. Обугленные кристаллы сахара в стакане. Кислоты в больших пробирках с индикаторами.

Ход урока:

Мотивационно-ориентационный этап.

  1. Фронтальная беседа по вопросам:

 

Какие вещества называют основаниями?

Запишите общую формулу оснований.

     По какому принципу делятся все основания?

2. Работа с коллекцией на демонстрационном столе: растворы кислот соляной, серной, азотной, фосфорной.

Что вы увидели общего в составе этих веществ?

В чем разница?

Рассмотрите еще группу веществ: аскорбиновая, ацетилсалициловая, лимонная кислоты.

Что общего в составе  этих веществ?

3. Целеполагание.

Как вы думаете, для чего изучается эта группа соединений?

Предложите план изучения данных веществ.

(На доске план изучения веществ - класс «Кислот»)

  • Получение кислот
  • Химические свойства кислот
  • Применение кислот
  • Физические свойства кислот
  • Определение степени окисления

             у атомов в молекулах кислот

  • Классификация кислот
  • Номенклатура кислот
  • Определение для класса кислот
  • Состав кислот

4. Подведем итоги:

  • Сообщение темы урока. 
  • Цели урока. .

Операционно-исполнительский этап.

Проанализировать состав кислот.

Дайте определение кислотам.

Рассмотрите правило определения кислотного остатка в молекулах  кислот.

Вопрос классу: количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?

Работа со списком кислот на доске.

Рассмотрим физические свойства кислот.  

(Разрешить попробовать на вкус аскорбиновую кислоту, сделать комментарии о ее пользе).

Как распознать кислоты, не пробуя на вкус?

Выполнение экспериментального задания по карте. Взаимообмен заданиями.

Подведем итоги по лабораторной работе, демонстрационный эксперимент в пробирках.

Особые свойства серной кислоты:

  1. Правило разбавления водой конц. Н2SO4 
  2. Демонстрационный  эксперимент обугливание бумаги и сахара.
  3. Опасность попадания   Н2SO4  на живые ткани.  

Рефлексивный этап.

Подводим итоги, работая по шкале понимания:

  • Что делали?
  • Как делали?
  • Зачем делали?
  • Что осталось не изученным?

Попробуйте определить по шкале понимания, на каком уровне вы находитесь.

Рефлексия:

  • Проводим тест «Проверь себя» (слайд ).
  • Ответы тесту.

Домашнее задание: п.20, упр.1-4

Приложение: 

операционный лист

Операционный  лист.      Вариант  1.

Ф.и._____________________________класс______________дата__________.

  1.Уточни, что знаешь из темы прошлого урока:

  • Сложные вещества, состоящие из ионов __________, связанных  с _______________ группой, называются ______________.
  • Общая формула основания Ме___.
  • Основания по отношению к _____ делятся на__________(щелочи) и _____________.

2.Теоретический анализ.

  • Используя предложенный список кислот, проанализируй их состав используя схему Нn+кислотный остаток, найди в чем сходство и различие.
  • Составь определение для кислот, вставляя пропущенные слова:

Кислота- это_________ вещество, состоящее из атомов__________и __________ остатка.

Проговори составленное определение в паре, убедись, что оно верное.

 Правило определения заряда кислотного остатка в молекулах кислот.

  1. Водород в кислотах имеет степень окисления +1 или заряд 1+.
  2. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в молекуле: H+ CIˉ, H +2(SO4) 2-, H +3(PO4) 3‾.

H +2S x O -2 4; решение:  (+1)·2+x+(─2)·4=0, x=+6. Ответ: H +2 S+6O-24.

       

3. Прогнозирование сойств.

Лабораторная  работа ;  «Как распознать кислоту, не пробуя на вкус?»

 

  • Выполните экспериментальное задание. Обмакни выданный бумажный индикатор в стаканчик с кислотой.    Будь осторожен при работе с кислотой!
  • Запишите в таблицу изменение  цвета индикатора.
  • Обменяйтесь заданиями в паре.
  • Обсудите результаты.
  • Сделайте вывод на основании наблюдений.

Название кислоты

Соляная

кислота

Лимонная

кислота

Серная

кислота

Уксусная

кислота

индикатор

 Универсальный

индикатор

Метиловый

оранжевый

лакмус

         

          Вывод: изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено

          ____________ свойств кислот и связано с особенностями их строения.

     

Операционный  лист.      Вариант 2.

Ф.и._____________________________класс______________дата__________.

  1.Уточни, что знаешь из темы прошлого урока:

  • Сложные вещества, состоящие из ионов __________, связанных  с _______________ группой, называются ______________.
  • Общая формула основания Ме___.
  • Основания по отношению к _____ делятся на__________(щелочи) и _____________.

2.Теоретический анализ

.

  • Используя предложенный список кислот, проанализируй их состав используя схему Нn+кислотный остаток, найди в чем сходство и различие.
  • Составь определение для кислот, вставляя пропущенные слова:

Кислота- это_________ вещество, состоящее из атомов__________и __________ остатка.

Проговори составленное определение в паре, убедись, что оно верное.

Правило определения заряда кислотного остатка в молекулах кислот.

  1. Водород в кислотах имеет степень окисления +1 или заряд 1+.
  2. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в молекуле: H+ CIˉ, H +2(SO4) 2-, H +3(PO4) 3‾.

H +2S x O -2 4; решение:  (+1)·2+x+(─2)·4=0, x=+6. Ответ: H +2 S+6O-24.

     

3. Прогнозирование свойств.

 

Лабораторная  работа   «Как распознать кислоту, не пробуя на вкус?»  

  • Выполните экспериментальное задание. Обмакни выданный бумажный индикатор в стаканчик с кислотой.    Будь осторожен при работе с кислотой!
  • Запишите в таблицу изменение  цвета индикатора.
  • Обменяйтесь заданиями в паре.
  • Осудите результаты.
  • Сделайте вывод на основании наблюдений.

Название кислоты

 Серная

кислота

Яблочная

 кислота

Соляная кислота

Ацетилсалициловая

кислота

индикатор

 Универсальный

индикатор

Метиловый

оранжевый

лакмус

         

          Вывод: изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено

          ____________ свойств кислот и связано с особенностями их строения.

         

Правила  техники безопасности от кабинета Химии:

Ты в химкабинет пришел,                                  

Так запомни кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо.

Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»

Если пробуешь на вкус

Ты все непременно,

Может мальчик ты не трус,

Но глупец отменный!

Ты над брюками держал

С кислотой пробирку?

Круто парень ты попал

На штанишки с дыркой.

При работе с кислотой

Не нужна тревога.

С осторожностью простой

Избежишь ожога.

Чтоб разбавить кислоту ,

Лил в нее водицу?

Плохо! Видно за версту-

Это не годиться.

Химик же, наоборот,

Вот как поступает:

кислоты чуть-чуть прильет

в воду и мешает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Урок-исследование на тему: «Изучение свойств азотной кислоты»

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение свойств азотной кислоты» /для учащихся 9 классов/...

Урок- исследование по теме "Азотная кислота"

Разработка урока-исследования (презентация)...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...