Рациональное питание.
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Румянцева Елена Михайловна

Тема «Рациональное питание» разработана с использованием известных теорий сбалансированного питания: А.А. Покровского, Г. Шелтона, А.М. Уголева. Что полезнее: сочетание куска хлеба и стакана молока или их раздельное употребление? Почему сочетание мяса или рыбы с овощами, а макарон с томатным соусом поможет решить проблему пищеварения? На эти и многие другие вопросы я постаралась найти ответ у этих и других специалистов в области питания.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ratsionalnoe_pitanie.docx109.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие - презентация по предпрофильному курсу: «Химия, здоровье и красота».

Тема: Рациональное питание.

Цель занятия:

Сформировать представление о рациональном, сбалансированном и адекватном питании.

Планируемые результаты:

1.Продолжить формировать общенаучные умения и навыки у учащихся.

2.Знать понятия: пищевые вещества, адекватное, биоэнергетически ценное, сбалансированное питание; причины плохого пищеварения.

3.Уметь составлять примерный дневной рацион.

Ход занятия:

1.Экспресс-опрос.

Согласны ли Вы с высказываниями?

  1. Разгрузочный день физиологически обоснован.
  2. При составлении рациона питания главное - соблюдение необходимого количества калорий.
  3. Раздельное питание способствует оздоровлению организма.
  4. Необходимо периодически очищать организм от шлаков.
  5. Экзотические фрукты особенно полезны для здоровья.
  6. Запивать еду водой полезно для улучшения пищеварения.
  7. Если Вы очень взволнованы или расстроены - необходимо поесть.
  8. Не надо долго жевать пищу – она теряет вкус.
  9. . Единственным источником незаменимых аминокислот  является белок, содержащийся в пище.
  10. В своих суждениях я ни разу не ошибся.

2.Лекция-беседа.

     С целью выяснения правильности представлений учащихся о рациональном питании обратимся к современной диетологии и научно обоснованной трактовке рационального питания.

      Рациональное (разумное) питание –

физиологически полноценное питание, способствующее сохранению здоровья человека  и поддержанию нормальной и устойчивой работы органов.

Рациональное питание должно быть сбалансированным, естественным, адекватным, экологически чистым.

     Сбалансированное питание –

определенное количество и соотношение пищевых веществ, которое способствует нормальному функционированию организма.

Основные пищевые вещества.

      Для подавляющего большинства пищевых веществ найдены и обоснованы оптимальные величины их содержания в питании для людей разного возраста и пола. Однако все эти нормативы рассчитаны для среднего человека и являются лишь ориентиром.

Рекомендуемое суточное потребление энергии, белков

жиров и углеводов для подростков.

                

Мальчики.

Энергия ккал

Белки, из них животные(г)

Жиры(г), из них растительные)

Углеводы(г)

7-10 лет

2300

79/47

79/30

315

11-13 лет

2700

93/56

93/45

370

14-17 лет

2900

100/60

100/50

400

Девочки

Энергия ккал

Белки, из них животные (г)

Жиры (г) ), из них растительные)

Углеводы(г)

7-10 лет

2300

79/47

79/30

315

11-13 лет

2450

85/51

85/40

340

14-17 лет

2600

90/54

90/45

360

    Известный специалист в области гигиены питания К. С. Петровский предлагает, для людей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, распределить суточный рацион так:

                                           1-й завтрак           600-700  кКал                                        

                                           2-ой завтрак         300 – 400 кКал

                                           Обед                     900 – 100

                                            Ужин                   600 кКал

     Теория сбалансированного питания, сформулированная профессором А. А. Покровским, категорически отрицает раздельное питание ( Г. Шелтон(1928г). Известно, что многие растительные продукты, особенно злаковые, содержат недостаточное количество незаменимых аминокислот ( таких как лизин, триптофан и др.). Сочетание куска хлеба и стакана молока предпочтительнее их раздельного употребления, а переход на мясо или яйца не решит проблему баланса по отдельным аминокислотам. При составлении рациона питания следует учитывать, что белки начинают перевариваться под влиянием кислоты, а крахмалистые вещества в щелочной среде. Поэтому сочетание мяса или рыбы с овощами ( кроме картофеля), а макарон с томатным соусом поможет решить проблему нарушения пищеварения.

     Постепенно калорийная теория стала входить в противоречие с практикой. Выяснилось, что некоторые народности, питаясь овощами, злаками и фруктами вообще не употребляют мясо и рыбу, т. е. калорийность их питания в5-6 раз ниже нормы. Однако они себя прекрасно чувствуют.

      Естественное экологически чистое, разнообразное питание, которое соответствует традициям конкретного этноса, а, значит, генетике человека составляет основу естественной теории питания. Суть теории проста: питание должно соответствовать естественным процессам переработки пищи, которые сложились в процессе эволюции, отказ от консервировано, копчёной, жареной пищи. Под воздействием консервантов и высоких температур гибнет полезная микрофлора, а органические вещества подвергаются дегидрированию, дегидратации и конденсации. Образуется мелкодисперсный графит,а также бензопирен и другие канцерогены:

Адекватное питание по А.М. Уголеву.


    Отечественный физиолог Александр Михайлович Уголеву по-новому осмыслил понятие рационального питания. Согласно фундаментальным положениям теории (1979 год) важная роль принадлежит пищевым волокнам и микробной флоре кишечника , благодаря которым образуется ряд незаменимых пищевых физиологических веществ, которые регулируют процесс пищеварение. Этому способствует употребление таких продуктов, как кефир, бифидум и лактобактерии. Организм должен сам очищаться в процессе пищеварения; для этого необходимо ежедневно употреблять такие продукты, как морковь, капусту, лук, чеснок – продукты богатые клетчаткой. Они высвобождают из организма различные токсичные вещества и тем самым чистят его.

                                                    Вредное питание.

     Сегодня 60% всех потребляемых у нас продуктов являются чужеродными, не соответствующими национальным традициям, а значит – и генетике. Чипсы, газированные напитки, еда быстрого приготовления (бульоны, каши, супы, лапша), колбаса (вне стандартов качества), вся консервация в ярких упаковках нарушает нормальный биоценоз  микроорганизмов в кишечнике и вредит нашему здоровью.

Причины плохого пищеварения.

-Недостаточно тщательное пережевывание пищи.
-Слишком обильная еда. Практика голодания.
-Употребление во время еды слишком большого количества жидкости.
- Поздняя еда. Стресс.

-Низкая или чрезмерная кислотность желудочного сока.
-Нарушение микрофлоры кишечника.
-Злоупотребление экзотической едой,  недавно вошедшей в наш рацион, а также технологически переработанными консервированными продуктами  
-Недостаточное количество витаминов, микроэлементов и пищевых волокон.

     По окончании лекции-беседы пересматриваются ответы на экспресс-опрос. Выясняется, что все предложенные суждения были ошибочны или спорны.

     Дается формулировка рационального сбалансированного биоэнергитически ценного питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рациональное питание - залог здоровья

Презентация к уроку ЗОЖ...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

Урок на тему: «Рациональное питание. Гигиена питания»

Цель урока: сформировать у обучающихся  понятие «здоровый образ жизни».Задачи:Образовательные: - познакомить суворовцев с основными  сос­тавляющими здорового образа жизни: рациональным питан...

Презентация к уроку ОБЖ в 5 классе: "Рациональное питание. Гигиена питания"

Презентация к уроку "Рациональное питание. Гигиена питания"....

урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"

Обучающийся научится понятиям о: режиме  питания;   мерах  по  предупреждению  желудочно-кишечных  и  глистных  заболеваний;  перв...

Рациональное питание. Основные принципы рационального питания.

Цель: формирование представления об основных питательных веществах, продуктах, их содержащих, о рациональном питании. Задачи:1. Сформировать у учащихся четкое представление о том, что важным фактором ...

«Рациональное питание. Гигиена питания»

Краткий план урока по ОБЖ в пятом классе в Морской кадетской школе. Данный материал позволяет познакомить учащихся с основными правилами приёма пищи, раскрыть культуру питания с учетом особенностей ка...