Календарно-тематическое планирование 9 класс О.С.Габриелян
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) по теме

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии для 8-11 классов  автора О.С. Габриеляна (Программа курса хими для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,20012.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе

Дата


урока

Тема урока

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Оборудование

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Общая характеристика химических элементов.  Повторение по курсу химии за 8 класс(12часов)

03.09

1

 Вводный инструктаж по охране труда(ОТ) и технике безопасности (ТБ) на уроках химии и при работе в лаборатории. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения  о строении атома

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вводный инструктаж по охране труда(ОТ) и технике безопасности (ТБ) на уроках химии и при работе в лаборатории. Структура ПСХЭ.Физический смысл

Знать: структуру ПСХЭ; строение атома; причины изменения свойств химических элементов

Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы

Устная и письменная работа с учебником: п.1; №2,5,  с.19, 20

ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Инструкции по ОТ и ТБ

§1, №7,8 с.20;повт.

по учеб.8 класса §4-8

03.09

2

Формы существования химического элемента – простые и сложные вещества

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Простые вещества, образованными метал-ми и неметалл-ми элементами. Соединения элементов, изменение их свойств в периодах и главных подгруппах

Знать: формы существования химических элементов в виде простых и сложных веществ

Уметь: объяснять причины изменения свойств простых веществ, составлять формулы сложных веществ

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Письменная самостоятельная работа: химический  диктант

ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Таблица «Электроотрицательность химических элементов»

§1, №5,6 с.8 повт.8 класс §13, 14,18-21

10.09

3

Виды химической связи, типы кристаллических решеток. Степень окисления

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Виды химической связи, типы кристаллических решеток. Степень окисления

Знать: виды химической связи и механизмы их образования, типы кристаллических решеток;

Уметь: Характеризовать вещество по виду химической связи и типу кристаллической решетки

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником: п.1; №4, с.8 Письменная самостоятельная работа: химический диктант

ПСХЭ Д.И.Менделеева.

§1, №3,с.8 повт.8 класс§9-12

10.09

4

Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в и ПСХЭ Д.И. Менделеева

Комбинированный

Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами . План характеристика  химического элемента.

Характеристика элемента - металла.

Знать важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,

Уметь: объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, - характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

 Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная работа с учебником: п.1; Обучающая самостоятельная работа

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента.

§1, упр.1(б) стр. 8

17.09

5

Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в и ПСХЭ Д.И. Менделеева

Комбинированный

План характеристик химического элемента.

Характеристика элемента-неметалла

Знать :план характеристики химического элемента-неметалла

Уметь: характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

 Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная работа с учебником: п.1;

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента.

§1, упр.1(а) стр. 8

17.09

6

Переходные элементы. Оксиды и гидроксиды, образованные переходными элементами

Комбинированный

Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.

Знать:  химические свойства основных классов неорганических веществ.

Уметь: записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.

 Письменная самостоятельная работа: характеристика химического элемента. Устная и письменная работа с учебником: п.2;№1,4, с.12

ПСХЭ

«Контрольные и проверочные работы.  Химия 9» к учебнику Габриеляна.

§2, упр.3 с.12; §§38-41 – 8 кл.

24.09

7

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Химические свойства оксидов и оснований в свете теории  электролитической диссоциации

Знать: понятия оксид, основание, классификацию, химические свойства

Уметь: составлять формулы оксидов и оснований и называть их; составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксидов и оснований

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Обучающая письменная самостоятельная работа по карточкам

Реактивы для эксперимента, оксиды металлов, карбонат кальция, соляная кислота, щелочь, индикаторы, спиртовка, прибор для получения газов

По учеб. 8 класса§39-40 №4 с.217

24.09

8

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Химические свойства кислот  и солей в свете теории  электролитической диссоциации

Знать: понятия кислоты, соли, классификацию, химические свойства

Уметь: составлять формулы кислоты, соли и называть их; составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксидов и оснований

Устный опрос. Письменный опрос: Обучающая письменная самостоятельная работа по учеб.

Реактивы для эксперимента, оксиды металлов, карбонат кальция, соляная кислота, щелочь, индикаторы, спиртовка, прибор для получения газов

По учеб. 8 класса§38-42  №4 с.214, №2 с.225

01.10

9

Генетический ряд металла и неметалла. Генетическая связь классов неорганических соединений

Урок совершенствования  ЗУН

Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов.

Знать:  положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.

Уметь:  составлять генетические ряды металла и неметалла.

Устный опрос.  письменная самостоятельная работа по теоретическим вопросам

таблица «Генетические связи неорганических веществ»

§2, упр. 1, 10, 3, 4;        §42 №1 с.225 – 8 кл.;

01.10

10

Окислительно-восстановительные реакции

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов.

Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия

Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.

Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций

Устная и письменная работа с учебником: п.9; №2, 10(б), с. 8, 9. Обучающая письменная самостоятельная работа с самопроверкой

ПСХЭ,

Алгоритм составления уравнений ОВР

 №10 с.9; по учеб 8 кл.§43 упр.1, 3; с.225

08.10

11

Решение расчетных задач по формулам и уравнениям

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям реакций

Знать: формулы вычисления количества вещества

Уметь: выполнять вычисления по химическим формулам

Решение задач. Устная и письменная работа с учебником (8 класс):п.5,№6,с.37;п.15, №3, с.82;п.16,№1,с.85. письменная сам.раб

Справочные таблицы

По учеб.8 класса.§5, 15, 16,28 №7с.37, №2с.82

08.10

12

Контрольная работа №1. Общая характеристика химических элементов

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся по теме: Общая характеристика химических элементов

Знать: теоретический материал

Уметь: применять полученные знания

Контрольная работа №1.

Справочные таблицы

Сборник «Контрольные и проверочные работы . Химия 9» к учебнику Габриеляна.

Глава 1.   Металлы  (18 часов)

15.10

13

Анализ к.р. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атомов. Металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов

Комбинированный

Краткий исторический обзор:

Век медный – век бронзовый – век железный.

Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.

Строение атомов металлов.

Металлические  кристаллические решетки.

Металлическая  химическая связь.

Физические свойства металлов простых веществ.

Легкие и тяжелые металлы.

Черные и цветные металлы. .  

Знать:  положение элементов металлов в П.С.

Физические свойства металлов: пластичность,  электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.

Уметь:

- характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с металлами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;  информации о веществах, используемых в быту.

Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником: п.4-6; №2-4, с.26,27,№1,2,с.29;№2,4,с.32.Сообщения учащихся

Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции).

Таблицы: «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температура плавления некоторых металлов»

§4 -6 , упр.1 с.26, №3 с.29, №3,5 с.32,33

15.10

14

Химические свойства металлов

Комбинированный

Химические свойства металлов на основании строения их атомов и восстановительной способности

Знать: правила применения электрохимического ряда напряжений металлов

Уметь: составлять уравнения реакций , подтверждающих химические свойства металлов

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником: п.8; № 1,4,6,с.41,42

§8

22.10

15

Металлы в природе. Способы получения металлов.Сплавы.

Урок изучения нового материала

Сплавы и их классификация.

Черные металлы: чугуны и стали.

Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.

Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов

Знать: классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.

Уметь: описывать свойства и области применения различных сплавов

Устная и письм-я  работа с учебником:п.7,9,табл.4,5№3,с.38;№2,4,с.47.

Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов

(по коллекциям).

§7,  9 упр.2; учить записи в тетради

22.10

16

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта

Урок изучения нового материала

Расчетные задачи по уравнениям электролиза и с понятием массовой доли выхода продукта

Уметь: решать расчетные задачи по уравнениям электролиза и с понятием массовой доли выхода продукта

Решение расчетных задач:№8,с.9;№3,с.Сообщения учащихся.

29.10

17

Коррозия металлов

Урок изучения нового материала

Коррозия металлов, Виды коррозии. Механизмы коррозии и способы защиты металлов от коррозии

Знать: понятие коррозия и способы защиты металлов от коррозии

Уметь: объяснять механизмы коррозии

Устная работа с учебн.: п.10; № 5,6, с.51. Сообщения учащихся

Д. Горение магния.

Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин).

Взаимодействие Ме с галогенами (смесь порошка алюминия с мелким  йодом), фарфоровая чашка, вода, пипетка).

§10, упр1-4 с.51

29.10

18

Щелочные металлы: общая характеристика

Комбинированный

История открытия щелочных металлов. Расположение их в ПСХЭ. Восстановительная способность щелочных металлов.

Знать: строение атомов щелочных металлов и степень их окисления

Уметь: составлять электронные и электронно-графические формулы атомов щелочных атомов, определять катионы щелочных металлов качественными реакциями

Письменный опрос. Устная и письменная работа с учебником: п.11; №4, с. 59.

ПСХЭ, литий натрий, калий, вола, индикаторы

12.11

19

Соединения щелочных металлов.

Комбинированный

Физические, химические свойства оксидов, гидроксидов и солей

Знать :понятие минеральные удобрения, способы получения

Уметь: составлять уравнения реакций, подтврждающих свойства соединений щелочных металлов

Письмен.самостоят. работа. Устная и письменная работа с учебником: п.11; табл.12.Сообщения

Гидроксид калия, карбонат калия, карбонат натрия

§11, упр.1, с.58

12.11

20

Щелочно-земельные металлы-элементы главной подгруппы IIгруппы. Общая характеристика.

Комбинированный

История открытия щелочно-земельных  металлов. Расположение их в ПСХЭ. Восстановительная способность щелочно-земельных металлов.

Знать: строение атомов щелочноо-земельных металлов и степень их окисления

Уметь: составлять электронные и электронно-графические формулы атомов щелочно-земельных атомов, определять катионы щелочно-земельных  металлов

Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником: п.12; № 1(а), 7,с. 67

Магний, кальций, вода,индикаторы,хлорид кальция, хлорид стронция, ложечка для сжигания веществ, спиртовка

§12, упр.5 с.67

19.11

21

Соединения шелочно-земельных металлов

Комбинированный

Щелочные металлы - простые вещества.

Общие физические, химические свойства щелочных металлов:

взаимодействие с простыми веществами, с водой.

Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов

Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.

Уметь: составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.

Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником: п.12; № 4,с. 67

Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий).

Горение натрия в кислороде

Схема «Натрий  и калий в организме человека», «Натрий и калий в продуктах питания».

§12, №5 с.67

19.11

22

Алюминий переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия.

Урок изучения нового материала

История открытия , нахождение его в природе, получение и применение

Знать:строение атома. Степень его окисления, свойства, получение, применение

Уметь: составлять электронную и электронно-графическую формулу

Устная и письменная работа с учебником: п.13; № 1, с. 75

Л. Алюминиевая фольга, порошок,растворы щелочей, соляная кислота, сера

§13 упр.4,7с.75

26.11

23

Оксид и гидроксид алюминия - амфотерные соединения

Комбинированный

 Физические свойства. Химические свойства оксида и гидроксида алюминия

Знать:физические и химические свойства

Уметь: составлять уравнения химических реакций, составлять и решать схемы превращений

Устный опрос. Письм.  работа с учебником: п.13, №5,  с. 75. Л.р.Получение гидроксида алюминия

Оксид алюминия, гидроксид аммония, гидроксид натрия, хлорид алюминия. Инструкции по ОТ и ТБ

§12(с.50-52)

упр.3 стр. 56

26.11

24

Практическая работа№1.Осуществление цепочки химических превращений

Практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Химические свойства соединений натрия, калия, магния, кальция и алюминия.

Знать:химические свойства соединений натрия, калия, магния, кальция и алюминия

 Уметь: осуществлять исследовательскую работу по получению соединений металлов и качественному определению катионов

Практическая работа№1. С. 84

Наборы раздаточного материала. Инструкции по ОТ и ТБ

Оформить работу;§9

03.12

25

 Железо, его строение, физические и химические свойства. Нахождение в природе

Комбинированный

Строение атома железа.

Степени окисления железа.

Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями.

Железо в природе, минералы железа

Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником: п.14; № 5, с. 82-83

Л. Знакомство с образцами руд и сплавов железа (коллекции). Растворение железа в соляной кислоте (пробирка, железные опилки, соляная кислота).

§14№ 5, с. 82-83

03.12

26

Получение и качественное определение соединений железа со степенью окисления +2 и +3. Генетические ряды железа (II) и железа (III)

Комбинированный

Соединения  железа – оксиды и гидроксиды со степенью окисления +2 и +3. Способы получения

Знать: способы получения

Уметь: подтверждать уравнениями реакций химические свойства соединений железа

Устный опрос.  Устная  работа с учебником: п.14;

Справочные таблицы, хлорид железа+2, +3, растворы щелочей, растворы кислот

§13(с.60-62), упр.5, 6.

упр.7 стр. 62

10.12

27

 Практическая работа №2. "Получение соединений металлов и изучение их свойств"

Практическая работа

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.

Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах

Уметь:

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем соединения металлов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами

Практическая работа с. 84, 85

Наборы раздаточного материала. Инструкции по ОТ и ТБ

Оформить работу

10.12

28

 Практическая работа №3. "Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ"

Практическая работа

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.

Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах

Уметь:

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем соединения металлов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами

Практическая работа с. 84, 85

Наборы раздаточного материала. Инструкции по ОТ и ТБ

Оформить работу

17.12

29

 Обобщение и систематизация знаний по теме

Урок обобщающего повторения

Повторение ключевых моментов темы «Металлы»:

физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений

Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.

Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений

Устный опрос.  Устная  работа с учебником; тест

ПСХЭ

Справочные таблицы

Повторить тему «Металлы»§8-14.

17.12

30

 Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Урок контроля знаний

Выявление ЗУН

Знать теоретический материал

Уметь : применять полученные знания

Контрольная работа  №2

Контр.и пров.работы О.С. Габриелян «Химия 9»с. 113-120

Глава3. Неметаллы ( 22часа)

24.12

31

 Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон

Комбинированный

Положение элементов- неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ неметаллов. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия, состав воздуха. Физические свойства неметаллов.

Знать положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Уметь характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ. Знать строение атомов-неметаллов, физические свойства. Уметь сравнивать неметаллы с металлами

 Устная и письменная работа с учебником: п.15;таблица 6, № 2,3(а) с. 93

Д. Образцы неметаллов: водород, кислород, хлор в пробирках с пробками, бром (в ампуле), сера, йод, красный фосфор, активированный уголь.

Л. Знакомство с образцами НеМе (коллекции).

§15, упр.1,3(б),5,6 стр. 93

24.12

32

Водород

Комбинированный

Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические свойства водорода. Химические свойства водорода – окислительные и восстановительные. Применение водорода.

Получение, собирание, распознавание водорода

Уметь характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода

 Устная и письменная работа с учебником: п.17 №1,3,5 с. 103

Д. Получение, собирание и распознавание водорода (штатив, пробирка, прибор Кирюшкина, гранулы цинка, соляная кислота, спички)

§17, упр.2,4 стр. 103

14.01

33

Галогены: общая характеристика

Комбинированный

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей и галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду.

Знать строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Уметь составлять схемы строения атомов. На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

 Устная и письменная работа с учебником: п.18,20 таблица7,рис.48. Сообщения учащихся

Д. Образцы  галогенов

 «Возгонка йода»

«Взаимодействие алюминия с йодом»  (смесь порошков алюминия и йода, фарфоровая чашка, пипетка, вода).

Йодкрахмальная проба (крахмальный клейстер, спиртовая настойка йода)

§18, упр. 1-4

стр. 109,110

14.01

34

 Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и применение

Комбинированный

Получение галогенов электролизом расплавов или растворов солей. Биологическое значение галогенов. Применение галогенов и их соединений

Знать способы получения галогенов. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления различных уравнений реакции.

 Устная и письменная работа с учебником: п.19,20  №1,2 с.115

Получение хлора электролизом раствора хлорида натрия.

Образцы изделий с тефлоном, фторсодержащие зубные пасты, хлор- и бромсодержащие материалы и лекарства.

§19, §20, упр. 3,4

стр. 115

21.01

35

Элементы главной подгруппы 6 группы ПСХЭ: общая характеристика. Кислород

Комбинированный

Кислород в природе.

Химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами)

Сложными веществами.

Горение и медленное окисление. Дыхание и фотосинтез. Получение кислорода. Применение кислорода

Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения кислорода, значение кислорода в атмосфере и в жизнедеятельности человека

 Устная и письменная работа с учебником: п.21  №3,5,6 с.129. Сообщения учащихся

Л. Знакомство с образцами природных  оксидов,  солей кислородсодержащих кислот.

Д. Получение кислорода и его взаимодействие с простыми веществами.

(пробирка с перманганатом калия, древесный уголь, сера, спиртовка, спички, пинцет, лучинка)

§21, №1,2,8 с.129

21.01

36

 Сера и ее соединения

Комбинированный

Строение атомов серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы: взаимодействие с металлами,  кислородом,  водородом. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы.

Сероводород и сульфиды. Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты

Уметь характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома. Уметь записывать уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллами

 Устная и письменная работа с учебником: п.22  №3 с.134, сообщения

Л. Знакомство с образцами природных соединений серы.

Д. Аллотропия серы. Сера, штатив, спиртовка, спички, стакан с водой. Колба с обратным холодильником.

Взаимодействие серы с металлами ( натрий, сера, фарфоровая ступка, пестик).

§22, упр.1,2,4,5 стр. 134

28.01

37

Соединения серы

Комбинированный

Соединения серы с водородом.Химические свойства

Знать: способы получения

Уметь:составлять уравнения реакций

 Устная и письменная работа с учебником: п.23  №1 с.141

Реактивы для эксперимента

§23, упр.2,5,7

 стр.141

28.01

38

Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты

Комбинированный

Серная кислота разбавленная и концентрированная. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты: глауберова соль, гипс, сульфат бария, медный купорос. Производство серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать свойства серной кислоты  в свете представлений ТЭД. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР.

Знать качественную реакцию на сульфат-ион.

Уметь записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР

 Устная и письменная работа с учебником: п.23  №4,6 с.142

Д. Взаимодействие разб. серной кислоты с металлами, оксидами металлов,  раств. нераств. гидроксидами металлов

(гранулы цинка, алюминия, железные стружки, оксид магния, раствор гидроксида натрия + лакмус, свежепригот. гидроксид железа (III), разбавленная серная кислота).Свойства конц. серной кислоты. (обугливание бумаги и сахарной пудры).

Л. Распознавание сульфат-иона (раствор сульфата натрия, нитрата бария).

§23, упр. 3,8.

стр. 141

04.02

39

Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Урок-практикум

Правила ОТ и ТБ

Знать:способы получения

Уметь: получать соединения серы

Практическая работа №4.

ПСХЭ

Оформить работу

04.02

40

Элементы главной подгруппы 5 группы: общая характеристика. Азот

Комбинированный

Строение атомов и молекул азота. Свойства азота. Взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Получение азота из жидкого воздуха. Азот в природе и его биологическое значение

Знать:положение азота в ПСХЭ.

Уметь: писать уравнения реакций в свете представлений об ОВР. Знать круговорот азота в природе (корни культурных и бобовых растений с клубеньками)

 Устная и письменная работа с учебником: п.24 №1,3,5 с.146.Сообщения

ПСХЭ

§24, упр. 2,4 стр. 146

11.02

41

 Аммиак-соединение азота с водородом

Комбинированный

Строение молекулы аммиака. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Знать строение молекулы аммиака.  Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Уметь  описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм

 Устная и письменная работа с учебником: п.25 №1-4,6,7 с.152 с.146.Сообщения

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака (гидроксид кальция и хлорид аммония, газоотводная трубка,  штатив, спиртовка, спички, влажная индикаторная  лакмусовая бумага, стеклянная палочка, концентрированная соляная кислота).

§25, упр.5; 7 с.152

11.02

42

 Соли аммония

Комбинированный

Свойства солей аммония, обусловленные ионом аммония и различными анионами. Разложение солей аммония. Хлорид, нитрат, карбонат аммония и их применение

Знать: строение, свойства и применение солей аммония.

Уметь:распознавать ион аммония

 Устная и письменная работа с учебником: п.26 №1-3 с.155

Д. Получение солей аммония(концентрированные растворы серной и азотной кислоты, конц. соляная кислота, кристалл. хлорид аммония и гидроксид кальция, влажная лакмусовая бумага, штатив, горелка, спички, стекл.пластинка, пипетки).

§25, упр.4.

упр.5 стр. 118

18.02

43

Кислородные соединения азота.       Азотная кислота и ее соли.

Комбинированный

Несолеобразующие кислотные оксиды азота. Оксид азота (IV).  Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Взаимодействие концентрированной и разбавленной кислоты с медью. Применение азотной кислоты. Нитраты, селитры

Знать свойства кислородных соединений азота, уметь писать уравнения реакций, доказывающих их свойства с точки зрения ОВР.

Знать свойства азотной кислоты как окислителя, уметь писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами.

 Устная и письменная работа с учебником: п.27 №1,2 с.158,Сообщения

Ряд активности металлов.

Д. Получение оксида азота NO2  и его взаимодействие с водой.

Медь, оксид меди (II), азотная кислота  концентрированная,  вода, УИ бумага.

Взаимодействие азотной кислоты с основаниями, основными оксидами, солями.

§27, упр.5-7.

стр. 158

18.02

44

 Фосфор

Комбинированный

Аллотропия фосфора: белый фосфор. Красный фосфор. Свойства фосфора: образование фосфидов, оксида  фосфора (V). Фосфорная кислота и три ряда ее солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

Биологическое значение фосфора Применение

Знать строение атома, аллотропные видоизменения, свойства и применение.

Уметь писать уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора (V), свойств фосфорной кислоты.

 Знать применение фосфора

 Устная и письменная работа с учебником: п.28 №4 с.163,Сообщения

Д. Горение фосфора, образование фосфор. кислоты"(Красный фосфор, ложечка для сжигания веществ,  вода, лакмус, колба, спички, химический стакан).Взаимодействие фосфорной кислоты с щелочами и солями.

Растворы фосфорной кислоты, гидроксида натрия, нитрата серебра, УИ бумага.

§28, упр.3 стр. 163

25.02

45

Соединения фосфора

Комбинированный

Оксиды фосфора, получение и свойства

Знать: свойства фосфора и фосфорной кислоты

Уметь:составлять уравнения реакций

 Устная и письменная работа с учебником: п.28 №1,2с.163,Сообщения

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

§28, упр.6,7 стр. 164

25.02

46

Элементы главной подгруппы 4 группы: общая характеристик. Углерод

Комбинированный

Строение атома и степень окисления углерода.  Аллотропия углерода: алмаз и графит. Адсорбция и ее применение. Химические свойства углерода. Взаимодействие с кислородом, металлами, водородом, с оксидами металлов. Карбиды кальция и алюминия. Круговорот углерода в природе

Уметь составлять схемы строения атома. Знать и уметь характеризовать свойства углерода.

 Устная и письменная работа с учебником: п.29 №1-4 с.172,Сообщения

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

§29, упр5-, 8; с.172

04.03

47

 Кислородные соединения углерода

Комбинированный

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ. Получение, свойства, применение.

Угольная кислота и ее соли. Карбонаты и гидрокарбонаты. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Понятие жесткости воды и способы ее устранения. Качественная реакция на соли угольной кислоты

Уметь писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода. Знать качественные реакции на углекислый газ и карбонаты.

 Знать физиологическое действие на организм угарного газа. Уметь оказывать первую помощь при отравлении

 Устная и письменная работа с учебником: п.30 №1,4,5 с.178

Д. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

(Мрамор, соляная кислота,

стаканы, свечи , известковая вода.)

Л. Качественная реакция на карбонат – ион. (Образцы карбонатов, соляная  кислота, пробирки  с газоотвод. трубками, известковая вода)

 §30 с.177-178 упр.3,6,7

04.03

48

Кремний и его соединения

Урок изучения нового материала

Природные соединения кремния: кремнезем, кварц , силикаты, алюмосиликаты, асбест.  Биологическое значение кремния. Свойства кремния: полупроводниковые, взаимодействие с кислородом, металлами, щелочами. Оксид кремния (IV): его строение и свойства. Кремниевая кислота и ее соли. Растворимое стекло. Применение кремния и его соединений. Стекло. Цемент

Знать свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Уметь составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства  кремния и силикатов.

 Устная и письменная работа с учебником: п.31№12,4, с.185

Л. Знакомство с образцами природных соединений неметалла – кремния.

Д. Получение кремниевой кислоты.

(Силикат натрия, соляная кислота, пробирка).

Образцы изделий из фарфора различных марок, фаянса, стекла. Иллюстрации витражей

 §31; повторить  24-31

11.03

49

 Практическая работа №5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»

Практическая работай

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.

Технологическая схема работы.

Способы собирания газов

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Получать и собирать газы: водород, кислород, аммиак, углекислый. Распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ и аммиак

Практическая работа

 Наборы раздаточного материала

Оформить работу

11.03

50

 Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.

Технологическая схема работы.

Способы собирания газов

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Получать и собирать газы: водород, кислород, аммиак, углекислый. Распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ и аммиак

Практическая работа

Получение, собирание и распознавание  Н2

(пробирка с газоот. трубкой,  цинк, спички соляная кислота).

Получение, собирание и распознавание аммиака. (Пробирка с кристаллическим гидроксидом кальция  и хлоридом аммония, с газоот. трубкой,  лакмусовая бумага).

Получение, собирание и распознавание  О2

Пробирка с перманганатом калия, спиртовка, спички,  лучинка.

Оформить работу

18.03

51

 Обобщение и систематизация знаний по теме "Неметаллы»

Урок обобщающего повторения

Повторение ключевых понятий  темы

Знать строение и свойства изученных веществ.

Уметь выполнять упражнения и решать задачи

 Устная и письменная работа

Справочные таблицы

Повторить 15-31

18.03

52

Контрольная работа

№ 3 «Неметаллы»

Урок контроля знаний

Выявления ЗУН

Знать: теоретический материал

Уметь: применять полученные знания

Контрольная работа

Контрольные и проверочные работы к учебнику

О. С. Габриелян «Химия 9», с. 120

Глава 5.Первоначальные представления об органических веществах (11 часов)

01.04

53

Предмет органической химии. Особенности органических веществ

Урок изучения нового материала

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория витализма.  

Ученые, работы которых опровергли теорию витализма.

 Понятие об изомерии и гомологическом ряде

Знать особенности органических соединений, валентность и степень окисления элементов в соединениях.

Уметь определять изомеры и гомологи

 Устная и письменная работа с учебником: п.32№3-6, с.200

ДМодели молекул органических соединений.

Портреты Бутлерова, Велера

§32; выучить записи в тетради; составить структ.формулы изомеров С6Н14

упр.1,2стр. 200

01.04

54

 Предельные углеводороды

Урок изучения нового материала

Строение алканов.  Номенклатура алканов.  

Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств

Знать понятия: «предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия».

 Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомологов. Давать названия изученным веществам

 Устная и письменная работа с учебником: п.33№1-3, с.205

Д. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

§33, упр.4, 5

стр. 205

08.04

55

 Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи

Комбинированный

Непредельные углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация. Полиэтилен и его значение

Уметь называть изученные вещества, уметь характеризовать химические свойства органических соединений

 Устная и письменная работа с учебником: п.31№12,4, с.185

Д.  Образцы изделий из полиэтилена, качественные реакции на этилен.

Видеоэксперимент

§34, упр.1,3; §35

упр.5-6 стр. 166

08.04

56

Предельные одноатомные и многоатомные спирты

Комбинированный

Спирты и их атомность. Метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин – важнейшие представители класса спиртов, их строение и свойства. Понятие о карбонильной группе и альдегидах

Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта

 Устная и письменная работа с учебником: п.35№1,2,5, с.216

Пластилин, спички, подставки.

Наборы шариков для составления

моделей молекул органических веществ.

Таблицы «Алканы, Алены»

§35, упр3;4,5стр. 216

15.04

57

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры

Комбинированный

Карбоксильная группа и общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот. Муравьиная и уксусная кислоты - важнейшие представители класса предельных одноосновных карбоновых кислот, их строение и свойства

Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров

 Устная и письменная работа с учебником: п.36№1,2,5, с.216

Таблицы

§36, упр3;с. 220

15.04

58

Жиры

Комбинированный

Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах

Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот

 Устная и письменная работа с учебником: п.37№1-4, с.224

Д. Образцы жиров

Таблицы

§37.

22.04

59

Аминокислоты. Белки

Урок изучения нового материала

Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот. Биологическая роль аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции

Иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

 Устная и письменная работа с учебником: п.38№1-3, с.231

Д. Качественные реакции на белки.

Видеофрагмент

§38.

упр.4 стр. 232

22.04

60

 Углеводы.

Комбинированный

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза

Иметь первоначальные представления о строении углеводов. Глюкоза, ее свойства и значение

 Устная и письменная работа с учебником: п.39№4-63, с.237

Д. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (вата).

Коллекции

§39 №1-3 с.237

29.04

61

 Полимеры.

Комбинированный

Основные понятия химии ВМС: «полимер», «мономер», «структурное звено», «степень полимеризации», «средняя молекулярная масса полимера». Краткий обзор важнейших полимеров

Иметь первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена

 Устная и письменная работа с учебником: п.40 №1-2, с.240

Д: образцы изделий из полиэтилена.

Коллекция «Пластмассы»

§40

29.04

62

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»

Урок обобщающего повторения

Отработка теоретического материала в рамках данной темы

Знать формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов.

Уметь писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений.

Уметь вычислять массы, объёмы, количества вещества по формулам органических соединений и  уравнениям реакций

Урок обобщающего повторения

ДМ.

Задачники

Повт §32-40

06.05

63

Контрольная работа №4 Органические вещества

Урок контроля знаний

Выявление ЗУН

Знать: теоретический материал

Уметь: применять полученные знания

Контрольная работа №4

ДМ.

Задачники

Повторение темы

Обобщение и повторение по курсу химии за 8-9 классы(5 часов)

06.05

64

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения  о строении атома

Урок обобщающего повторения

Простые вещества, образованными метал-ми и неметалл-ми элементами. Соединения элементов, изменение их свойств в периодах и главных подгруппах

Знать: структуру ПСХЭ; строение атома; причины изменения свойств химических элементов

Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы

Устная и письменная работа

Справочные таблицы

Записи в тетради

13.05

65

Типы химических реакций, ОВР

Урок обобщающего повторения

Типы химических реакций

Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.

Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций

Устная и письменная работа

Справочные таблицы

Записи в тетради

13.05

66

Простые вещества-металлы и неметаллы. Генетический ряд металла и неметалла. Сложные вещества

Урок обобщающего повторения

Строение, физические свойства металлов и неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства. Восстановительные свойства металлов

Знать:  положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.

Уметь:  составлять генетические ряды металла и неметалла.

Устная и письменная работа

Справочные таблицы

Записи в тетради

20.05

67

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Генетическая связь классов неорганических соединений

Урок обобщающего повторения

Основные положения теории электролитической диссоциации. Генетическая связь классов неорганических соединений

Знать:  положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.

Уметь:  составлять генетические ряды металла и неметалла.

Устная и письменная работа

Справочные таблицы

Записи в тетради

20.05

68

Решение расчетных задач

Урок обобщающего повторения

Расчетные задачи по химическим уравнениям

Знать: алгоритмы решения расчетных задач

Уметь: решать расчетные задачи

Устная и письменная работа

Справочные таблицы

Записи в тетради



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР  МБОУ СОШ №15

_____________ МАЛЬГИНОВА Т.Ю.

ПРИКАЗ №_____ от__________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

9 «В» КЛАСС

Учитель: Николаева И. И.

г. Королев

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Общая характеристика программы

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна(М.: Дрофа).

        В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства: а) металлов главных подгрупп I,II,III групп, железа и их соединений. Предусмотрено изучение окислительно-восстановительных реакций, периодического закона , Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева, что является основой для дальнейшего изучения и предсказания свойств металлов и неметаллов – простых веществ и сложных, или образуемых веществ. Наряду с этим раскрывается их значение в природе и народном хозяйстве.

         Курс оканчивается кратким знакомством с органическими соединениями, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углерода до полимеров.

Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности  и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

         Курс химии 9 класса предполагает:

  • Актуализацию знаний умений и навыков, приобретенных при изучении химии в 8 классе;
  • Изучение физических и химических свойств простых и сложных веществ с опорой на знания курса 8 класса и их углублением;
  • Ознакомление с узловыми вопросами курса органической химии;
  • Приобретение навыков решения расчетных задач по формулам и уравнениям с понятиями избыток и недостаток, примеси, массовая (объемная) доля выхода; усложненных задач.

Задачи обучения

  • Формирование знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;
  • Развитие умений сравнивать,  вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно-следственную связь в изучаемом материале,  делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;
  • Знакомство с применением химических знаний на практике;
  • Формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
  • Формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;
  • Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;
  • Раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;
  • Раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • химическую символику ( знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций);
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула; относительные атомная и молекулярная массы; ион, химическая связь; вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объем; химическая реакция, классификация реакций; электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И.Менделеева;
  • первоначальные представления об органических веществах: строение органических веществ; углеводороды – метан, этан, этилен; кислородсодержащие органические соединения; спирты – метанол, этанол, глицерин; карбоновые кислоты – уксусная кислота, стеариновая кислота; биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки; полимеры – полиэтилен.

Учащиеся должны уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решеток;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • давать характеристику химических элементов (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ; химических свойств основных классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, тип кристаллической решетки вещества; возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем кислород, водород; углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы; катионы металлов главных подгрупп I,II групп ПСХЭ Д.И.Менделеева, катионы алюминия, железа со степенями окисления +2,+3;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

        

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 9 КЛАССА

Введение. Общая характеристика химических элементов. Повторение по курсу химии за 8 класс (12 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

Классы неорганических соединений. Свойства веществ

Знать:

-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;

-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).

-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;

-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;

-значение ПЗ для науки и практики.

уметь:

- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);

 -составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;

- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;

- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;

- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;

- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;

- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;

- определять вид химической связи между атомами элементов в  простых веществах и типичных соединениях;

- называть вещества по их химическим формулам;

- составлять формулы неорганических соединений различных  классов по валентности;

- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;

- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;

- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

-составлять генетические ряды металла и неметалла;

.Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ГЛАВА 1

Металлы (18 часов)

Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Физические свойства металлов

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов

Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.

Практическая работа

  1. Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.

знать/понимать:

- положение металлов в П.С.;    металлическая связь, металлическая  кристаллическая решетка;

- физические свойства металлов.

- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.

- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

- основные способы получения Ме в промышленности.

- важнейшие соединения щелочноземельных металлов

-  химические свойства алюминия.

- химические свойства железа.

уметь:

  - объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

- характеризовать строение и общие свойства металлов;

- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

- описывать реакции восстановления металлов из их  оксидов;

- характеризовать условия и способы предупреждения   коррозии металлов;

- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

- составлять схемы строения атомов элементов-металлов

  (лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

- описывать связь между составом, строением, свойствами  веществ-металлов и их  применением;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту

- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

                             - составлять схему строения атома железа;

                            -записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

-определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-распознавать опытным путем соединения металлов;

ГЛАВА 3

Неметаллы (23 часа)

Общая характеристика элементов-неметаллов

Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение

Водород.

Водородные и кислородные соединения неметаллов

Галогены.

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Сера. Аллотропия и свойства серы

Сероводород. Сульфиды

Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота  Круговорот серы в природе

Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота

Азот – простое вещество

Аммиак

Соли аммония

Оксиды азота

Азотная кислота

Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе

Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

Кремний и его свойства. Соединения кремния

Лабораторные опыты

Качественная реакция на сульфид-ион

Качественная реакция на сульфат-ион

Качественная реакция на ион аммония

Качественная реакция на нитрат-ион

Качественная реакция на карбонат-ион

Практические работы

Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.

знать/понимать:

-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;

-атомные характеристики  элементов-неметаллов, причины  и закономерности их изменения в периодах и группах;

-особенности кристаллического строения неметаллов;

-строение атомов-неметаллов, физические свойства.

- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;

-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;

-качественную реакцию на сульфат-ион.

-физические и химические свойства азота;

-круговорот азота в природе.

- строение молекулы аммиака;

-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

-свойства аммиака;

-способы получения и распознавания аммиака

- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

уметь:

 -составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов; 

 -давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

            -объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

            - объяснять закономерности  изменения свойств химических элементов-неметаллов;

            - характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

 - описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также  общие свойства  соответствующих им кислот;

 -сравнивать неметаллы с металлами

- составлять схемы строения атомов галогенов;

-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

-характеризовать химические элементы подгруппы серы;

-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-получать и собирать аммиак;

-распознавать опытным путем аммиак

-  составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ГЛАВА 5

Органические вещества (10часов)

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова

Изомерия.

Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов

Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов

Спирты.

Карбоновые кислоты

Жиры

Углеводы

Аминокислоты и белки.

Лабораторные опыты

Окисление спирта в альдегид

Изучение свойств карбоновых кислот

Изучение свойств жиров

Изучение свойств глюкозы

Качественная реакция на белки 

Изготовление моделей углеводородов

знать/понимать:

- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия

- характерные химические свойства предельных углеводородов

- правила составления названий алкенов и алкинов;

-  важнейшие свойства этена и ацетилена;

- качественные реакции на кратную связь.

- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.

- природные источники углеводородов

- основы номенклатуры карбоновых кислот;

- строение карбоксильной группы;

- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека

- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике

- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

уметь:

- называть органические вещества по их химическим формулам;

- определять принадлежность вещества к определенному  классу;

- объяснять причины многообразия органических веществ;

- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;

- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;

- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;

- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;

-давать названия изученным веществам

- определять принадлежность веществ к классу аренов,  характеризовать строение бензола

называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

V. Итоговое повторение курса химии основной школы -8 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)

В результате изучения курса ученик должен:

  Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

  Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.

  Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

  Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)

В результате изучения курса ученик должен:

  Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

  Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.

  Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

  Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

СИСТЕМА  ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5» :

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

        2. Оценка экспериментальных умений.

        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

            3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

            4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

            5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

           6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год Предусмотрены 4 контрольные работы, 2 проверочные и 8 практических.

Используемый учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Химия.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,2012.
  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,2012.
  3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна. – М: Дрофа, 2012
  4. Контрольные и проверочные работы «Химия» к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-9». М: Дрофа, 2006

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

  1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам. Итоговая контрольная работа.
  2. Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные и проверочные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Габриелян О.С.

Химия . 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9 класс/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.: М. : Дрофа,2011

тема

страница

1

Контрольная работа  №1 по теме: «Атомы химических элементов».

Стр.:7

2

 Контрольная работа  №2 по теме:

«Соединения химических элементов».

Стр.: 24

3

Контрольная работа  №3по теме:

 «Изменения, происходящие с веществами».

Стр.: 33

4

Контрольная работа №4 по теме :

«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Стр.: 43