Программа кружка "Увлекательная химия"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Ершова Татьяна Анатольевна

      Кружок “Увлекательная  химия” организован для учащихся 8 классов по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Программа кружка ориентирована именно на 8 класс, т.к. учащиеся только начинают изучение химии, и занятия в кружке будут способствовать повышению мотивации учащихся на изучение нового предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_zanim_khimiya.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криушинская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                                          «Утверждаю»

Зам. по УВР:                                                                             Директор школы:

«__» _______2010г.                                                                  «__» _______2010г.

Т.А.Ершова                                                                        Н.В.Нардюшева

Программа кружка «Увлекательная  химия»

8класс

                                                                                                                                                   Разработал:  

Т.А.Ершова

Учитель химии

1 квалификационной

категории

2010г.

Пояснительная записка

      Кружок “Увлекательная  химия” организован для учащихся 8 классов по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Программа кружка ориентирована именно на 8 класс, т.к. учащиеся только начинают изучение химии, и занятия в кружке будут способствовать повышению мотивации учащихся на изучение нового предмета.

 Направление программы кружка носит естественнонаучный характер.

 Целью программы кружка  является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков.

Задачи:

-  учащиеся должны знать области применения химии в быту и окружающей жизни;

- способствовать развитию у учащиеся  общеучебных  УУД – умения анализировать и делать выводы по химическому эксперименту;

- воспитывать коммуникативные УУД – умение работать в команде.

    Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.

    Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на 30 занятий по 2 часа в неделю или 60 часов. Разделы Программы: «Химия в быту», «Химия и сельское хозяйство», «Химия в питании человека», «Химия и медицина», «Химия и косметология». В каждом разделе присутствует экспериментальная часть, занимательные химические опыты, творческие работы.

  Определение цели и отбор содержания программы кружка ориентированы на повышение мотивации учащихся к изучению химии и практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.

Календарно – тематическое планирование

Кол.

час

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Химия в быту

1

2

Знакомство с химическими веществами, которые применяются в быту

Беседа

2

2

 Приготовление растворов в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы, использование их в жизни.

Беседа

3

2

Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

Практическая работа

4

2

Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос)

Лекция

Практическая работа

5

2

Разновидности чистящих и моющих средств.

Лекция, практическая работ

6

2

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Практическая работа

7

2

Натуральные и синтетические ткани

Практическая работа

8

2

Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.

Горючие и взрывоопасные вещества. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах.

Лекция с элементами беседы

Показ фильма

9

1

1

 «Что мы знаем, что умеем»

«У периодической таблицы»

КВН

Игра

Химия в питании человека

10

2

Белки – носители жизни

Беседа

Презентация

11

2

Жиры – основной источник энергии. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Беседа

Презентация

12

2

Углеводы. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара.

Беседа

Лабораторные опыты

13

2

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Беседа

Лабораторные опыты

14

2

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Беседа

Практическая работа

15

2

Поваренная соль и её свойства. Когда соль – яд.

Беседа

Лабораторные опыты

16

2

Без воды «не туды и не сюды»

Выбор тем рефератов

Беседа

17

2

Занимательные опыты

Химия и медицина

18

2

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного.

Беседа

Лабораторные опыты

19

2

Перекись водорода и гидроперит.  Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Беседа

Лабораторные опыты

20

2

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Беседа

21

2

Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.Глицерин.

Беседа

22

2

Аптека – рай для химика

Экскурсия

23

2

Химические сказки

Химия и сельское хозяйство

24

2

Медный и другие купоросы.  Можно ли хранить медный купорос  в алюминиевой посуде.  

Беседа

Лабораторные опыты

25

2

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Беседа

Лабораторные опыты

26

2

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как долго хранят минеральные удобрения.  

Беседа

27

2

Как распознать минеральные удобрения.  

Практическая работа

28-30

6

Подготовка рефератов. Защита.

Содержание программы обеспечивает:

- создание условий для развития личности учащихся;

- развитие мотивации личности учащихся к познанию;

- эмоциональное благополучие  учащихся.

  По уровню освоения программа кружка является углублённой, она направлена на выявление и развитие способностей учащихся, достижение ими уровня практического применения полученных знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности.

  Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.

Условия реализации программы:

Для реализации программы  имеются все необходимые условия:

-  химическая посуда и реактивы, аппаратура для просмотра материалов на электронных носителях, научная и популярная литература, методические материалы;

 - в посёлке есть химические лаборатории и организации, где можно посмотреть практическое применение приобретённых знаний;

 - реализацию программы кружка поведёт Пономарёва Г.П., учитель химии с большим педагогическим стажем , а также будут привлечены специалисты разных областей, связанных с образовательной областью «Химия».

Ожидаемые результаты: На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Диагностика результатов

Показатели и критерии оценки результатов соотнесены с задачами кружка.

Показатели

Критерии

Знание  областей применения химии в быту и окружающей жизни

Знает  5 областей применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 4балла;

Знает  3-4 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 3балла;

Знает  1-2 области  применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами – 2 балла;

Знает  4-5 областей применения химии в быту и окружающей жизни , но не может подтвердить химическими формулами – 1 балла;

Знает  2-3 области применения химии в быту и окружающей жизни  без примеров– 1 балла;

Не знает области применения химии – 0 баллов.

Умение анализировать и делать выводы по химическому эксперименту

Умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 5баллов;

Не умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту – 0 баллов;

Умение работать в команде

Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, умеет слушать других -5 баллов;

 Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, но других не слушает  -3 баллов;

Ученик удерживает внимание членов команды, но при этом нервничает, может не тактично обратиться к другим , но умеет выслушать другое мнение -1 баллов;

Ученик не  удерживает внимание членов команды, может не тактично обратиться к другим , не  умеет выслушать другое мнение -0 баллов;

Литература

1.Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

2.Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 2006.

3.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

4.Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 2010.

5.В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

6.Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

7.А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

8.И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

9.Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

10.Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

11.Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

12.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

13.Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.

Химическая сказка "Господин Хлорид "

В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.

В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.

Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.

Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.

Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при

нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.

      Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).

Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия, Уравняйте его методом электронного баланса.

Сказка «Чудесный Литий»

Жил-был Литий(Li). Надоело ему сидеть на одном месте, вот он и покатился по белу свету - вещества посмотреть и себя показать. Катится –катится Литий, а навстречу ему Соляная кислота (НCl):

- Литий, я тебя съем!

- Не съешь, зубки об меня обломаешь, и ничего у тебя не получится.

Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец!

А навстречу ему Щелочь.

- Я тебя съем! - говорит Щелочь.

- Да ты что? Своих не узнаешь? Я от Кислоты ушел, а уж тебе-то где? - и

покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел!

Катится - катится Литий, а навстречу ему Соль.

-Литий, Литий, я тебя съем!

-Да где тебе: ты и с простыми металлами не со всеми взаимодействуешь, все условий подходящих ждешь, а я - щелочной, не про тебя! - и покатился Литий дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:

- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел! И от Соли я ушёл!

А тут Кислород на тропинке стоит и говорит:

- Хороша песенка! Подойди поближе, спой погромче!

Только Литий запел свою песенку, а Кислород его - ам! - и съел!

И стал Литий Оксидом лития.

Задание: Составьте уравнение химической реакции, встречающееся в тексте, уравняйте его методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

Сказка «Хитрый Алюминий»

    Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.

    Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.

    И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.

    Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Элементам всем урок.

Коль металл ты – не стесняйся,

В бой с кислотами бросайся.

Пусть погибнешь ты в бою –

Славу я тебе пою!

Быть опасно амфотерным,

Лучше быть семейству верным,

А не то, как Алюминий,

Ты в бою бесславно сгинешь.

Сказка о прекрасной любви принца Аргентума к Хлориде

   У великого самодержца царя Серебро был единственный сын – сереброкудрый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.

   С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.

   Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы).

   И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота – раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев. Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Нежная хрупкая ладошка Хлориды легла на ладонь Аргентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался.

                              Химическая сказка-загадка «Принцесса N»

В некотором царстве, в некотором государстве жила была принцесса. Имени её мы пока называть не будем; просто — принцесса N.

Весь её дворец был построен из чистейшего хрусталя. В его залах били фонтаны и фонтанчики, а на двери спальни прекрасной принцессы было выведено красивыми золотыми буквами «H2O», а чуть ниже нарисована смешная рожица в виде вытянутой капли.

Принцесса была необычной девушкой. В народе о ней ходили слухи, что она очень мудрая, красивая, подвижная, речистая да быстрая. И много женихов к ней свататься приезжало, однако никому ещё не удалось разгадать премудрые загадки принцессы. А загадки всегда были одинаковые. «Узнаешь меня в трех моих обличиях, угадаешь мое имя — выйду за тебя замуж», — говорила она очередному жениху. Жених должен был побывать в трех прекрасных залах, все в них внимательно осмотреть и сказать, где в них и в каком обличии спряталась принцесса.

Первый зал был большой и просторный. В центре зала бил фонтан, а в углу на столике стояла свежая роза в хрустальной вазе.

Второй зал был зеркальный, с ледяным потолком, в одном из углов которого висела сосулька. В центре зала стояла золотая клетка с прекрасной жар-птицей.

Третий зал был просто-напросто королевской баней, открыв дверь в которую, можно было задохнуться от горячего пара. Большая печка поражала красотой изразцов, которые составляли узор с прекрасной лебёдушкой.

Ответы женихов были такие: «Тебя зовут Роза, ты и есть тот прекрасный цветок, потом ты обернулась жар-птицей, а в конце ты — образ лебёдушки на изразцах».

«Нет, нет и нет!» — отвечала им принцесса.

Так до сих пор женихи и гадают. А вы догадались?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криушинская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                                          «Утверждаю»

Зам. по УВР:                                                                             Директор школы:

«__» _______2011г.                                                                  «__» _______2011г.

Т.А.Ершова                                                                        Н.В.Нардюшева

Программа кружка «Химия всюду»

8класс

                                                                                                                                                   Разработал:  

Т.А.Ершова

Учитель химии

1 квалификационной

категории

2011г.

 Химия всюду

Программа химического кружка для учащихся 8 классов

Пояснительная записка

Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8  классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В связи с этим  кружковые занятия по этой программе помогут решить следующие задачи:

  • укрепить положительную мотивацию учёбы в школе;
  • расширить кругозор знаний об окружающем мире;
  • дополнить пропедевтический курс химии 8 класса;
  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами.

 Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 2 лет, то есть всего 68 часов.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа кружка будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.

 Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но не случайно кружок называется « Химия всюду». Изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки.  Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.

 Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для младших школьников и оформление в школьном кабинете химии постоянной экспозиции «Химия в окружающем мире». Для проведения кружковых занятий в помощь учителю предполагается привлечь 1-2 наиболее грамотных и интересующихся химией старшеклассников.

Литература  и Интернет-ресурсы

  • Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
  • Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
  • Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
  • Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
  • http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для  изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
  • http://www.en.edu.ru/  Естественнонаучный образовательный портал.
  • http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
  • http://college.ru/chemistry/index.php  Открытый колледж: химия
  • http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.

БЕЗОПАСНАЯ ХИМИЯ

(Первый год занятий - 34 часа)

Тема 1. Знакомство с лабораторией и лабораторным оборудованием

 Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.

 Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Насос Комовского. Аппарат Киппа. Газометр. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Общие правила техники безопасности в кабинете химии.

Тема 2. Приручены, но опасны

Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу.  «Паяльная кислота».

Щёлочи и щелочесодержащие смеси. Каустическая сода. Известь. Отбеливатели. Цемент. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.

Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.

Горючие и взрывоопасные вещества. Ацетон. Бензин. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах.

ВЕЗДЕСУЩАЯ ХИМИЯ

(Второй год занятий – 34 часа)

Тема 1. Химия в быту

Экскурсия 1. Кухня.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Экскурсия 2. Аптечка.

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.

Перекись водорода и гидроперит.  Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

Экскурсия 3. Ванная комната или умывальник.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Соль для ванны и опыты с ней.

Экскурсия 4. Туалетный столик.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию.

Экскурсия 5. Папин «бардачок».

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.

Бензин, керосин и другие «- ины».

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

Экскурсия 6. Садовый участок.

Медный и другие купоросы.  Можно ли хранить медный купорос  в алюминиевой посуде.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Тема 2. Химия за пределами дома

Экскурсия 1. Магазин.

Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.

Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».

Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

Раствор аммиака. Стеклоочистители.

Хозяйственный магазин каждому необходим.

Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Знакомые незнакомцы.

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.

Экскурсия 2. Аптека.

Аптека – рай для химика.

Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.

Марганцовка и глицерин – опасное сочетание.

Формалин. Как посеребрить монету и стекло.

Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.

Необычный препарат «Ликоподий».

Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.

Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.

Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Кто готовит и  продаёт нам лекарства.

Экскурсия 3. Берег реки.

Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.

Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.

Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.

Примерное планирование занятий

Первый год занятий. Безопасная химия – 34 часа

Тема занятия

Содержание

Дата

Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием – 11 часов

1

Лаборатория кабинета химии.

Экскурсия в школьную химическую лабораторию, знакомство с её оборудованием.

2

Лабораторное оборудование.

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

3

Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.

Выработка  навыков безопасной работы.

4

Демонстрационное оборудование.

Оборудование для демонстрационных и долговременных опытов. Работа с аппаратом Киппа и газометром. Гремучий газ.

5

Нагревательные приборы и нагревание.

Топливные и электрические нагреватели. Правила пользования нагревательными приборами. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы.

6

Приборы для изменения давления.

Создание повышенного и пониженного давления. Насос Комовского и его применение для быстрого фильтрования растворов.

7

Вытяжной шкаф.

Вытяжной шкаф и его использование для проведения опытов.

Получение раздражающих дыхание и ядовитых газов под тягой.

8

Электрические приборы и работа с ними.

Работы с электрическими приборами, в чём их опасность.

Выпрямитель электрического тока. Проведение электролиза воды и растворов солей с использованием выпрямителя. Можно ли сделать химический выпрямитель?

9

Обжиг и плавление веществ.

Муфельная печь. Её применение для обжига и плавки веществ.

Изготовление и обжиг керамических изделий.

10

Простые вещества металлы и неметаллы.

Вещества. Простые вещества металлы и неметаллы.

Распознавание чёрных и цветных металлов, металлов и металлических руд, металлов и неметаллов.

11

Сложные вещества.

Сложные вещества или  соединения. Неорганические и органические вещества. Распознавание органических веществ.

Тема 2. Приручены, но опасны – 20 часов  

1(12)

Кислоты и работа с ними. Серная кислота.

Неорганические вещества. Кислоты. Распознавание кислот и их свойства. Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину.

Первая помощь при кислотных ожогах.

2(13)

Азотная кислота.

Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.

3(14)

Нитраты.

Свойства нитратов – солей азотной кислоты. Обнаружение нитратов.

4(15)

Соляная кислота.

«Паяльная кислота» и соляная кислота – это одно и тоже? Как происходит спайка металлов – попробуем?

5(16)

Щёлочи и работа с ними.

Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Извлечение щелочи из цементной болтушки. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах.

6(17)

Ядовитые соли и работа с ними.

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.

718)

Горючие вещества и смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.

8(19)

Органические растворители.

Органические растворители. «Несгораемый платок».

9(20)

Ацетон и его свойства.

Ацетон как растворитель. Извлечение хлорофилла из зелёных листьев при помощи ацетона.

10(21)

Бензин и керосин.

Бензин и керосин в сравнении. Области их применения.

11(22)

Природный газ.

Природный газ или природные газы? Опыты с газовой зажигалкой.

12(23)

Полимеры и  материалы на их основе.

Что такое высокомолекулярные соединения – ВМС? Знакомство с натуральными и синтетическими полимерами.

13(24)

Биополимеры.

Крахмал и целлюлоза: сходство и различие. Гидролиз крахмала.

14(25)

Нитрование органических веществ.

Получение «селитрованной бумаги» и испытание её свойств.

15(26)

Искусственные и синтетические материалы.

Искусственные и синтетические материалы. Синтетическое волокно и пластмасса капрон и её свойства.

16(27)

Пластмассы.

Пластмассы в современной строительной индустрии. На пожаре люди гибнут от удушья! Испытание свойств полихлорвинила, полистирола и фенопластов.

17(28)

Волокна.

Какие бывают волокна. Самый простой и быстрый способ распознавания волокон.

18(29)

Эластомеры.

Эластомеры. Каучуки и резина. Отчего резина коптит? Сравнение свойств каучука и резины.

19(30)

Полимеры будущего

Полимеры будущего. Почему сковорода и кастрюля – «Тефаль»? Силикон, самораспадающаяся и самовозгорающаяся пластмасса. «Топить печь можно и ассигнациями»?

20(31)

Зачёт по безопасному обращению с веществами.

Приручены, но опасны. Зачёт по правилам безопасного обращения с веществами.

21(32)-

23(34)

Резервное время.

Второй год занятий. Вездесущая химия – 34 часа

Тема занятия

Содержание

Дата

Тема 1. Химия в быту – 15 часов

1

Кухня.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.  Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

2

Кухня.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

3

Кухня.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

4

Кухня.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

5

Аптечка.

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

6

Домашняя аптечка.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?

7

Домашняя аптечка.

Перекись водорода и гидроперит.  Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

8

Домашняя аптечка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

9

Ванная комната или умывальник.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».  

10

Ванная комната.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Соль для ванны и опыты с ней.

11

Туалетный столик.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

12

Папин «бардачок».

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.

13

Хозблок или гараж.

Бензин, керосин и другие «- ины».

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

14

Садовый участок.

Медный и другие купоросы.  Можно ли хранить медный купорос  в алюминиевой посуде.  

15

Сад и огород.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.  

Тема 2. Химия за пределами дома – 16 часов

1(16)

Магазин.

За реактивами в хозяйственный магазин. Сера молотая – для чего она и что с ней можно сделать.

Калийная селитра  (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох?

2(17)

Хозяйственный магазин.

Раствор аммиака. Стеклоочистители.

Хозяйственный магазин каждому необходим.

3(18)

Продуктовый магазин.

Этот прозаический крахмал!  Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Зачем в продуктовом магазине сорбит. Сорбит тоже спирт, только многоатомный.

4(19)

Продуктовый магазин.

Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Знакомые незнакомцы.

5(20)

Магазин.

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов?

6(21)

Аптека.

Аптека – рай для химика. Каждое лекарство – химический реактив. Начинаем с перекиси водорода.

7(22)

Аптека.

Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что же между ними общего? Серебрим медные изделия и делаем ёлочные  шары. А как получить медное зеркало?

8(23)

Аптека.

Индикаторы для кислот и щелочей из аптеки. Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами.

9(24)

Аптека.

Ещё необычные лекарства. «Карболен», «Вьетнамский бальзам», «Ликоподий» и  опыты с ними.

10(25)

Берег реки.

Можно ли случайно сделать открытие? Обнаружение железной руды среди «булыжников».

11(26)

Берег реки.

Там же ищем и находим медную руду. Можно ли спутать золото и медный колчедан? А свинец и галенит?

12(27)

Берег реки.

Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы.

13(28)

Работа над проектом.

Выбор темы и поиск материалов.

14(29)

Работа над проектом.

Оформление проекта.

15(30)

Работа над проектом.

Защита проектов.

16(31)

Подведение итогов.

Химия – повсюду. Подведение итогов занятий в кружке. Оформление экспозиции «Химия – повсюду».

17(32)-

19(34)

Резервное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"

пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....