Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    статья по химии (11 класс) по теме

    Дружинина Галина Евгеньевна

    Одна из проблем  в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-м классах (базовый уровень), кроме классов естественно-математического профиля, для которых отводится на предмет 3 ч в неделю. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование у обучающихся интереса к предмету через занятия на объединении дополнительного образования

    Дружинина Г. Е.

    Учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла»

    Одна из проблем  в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-м классах (базовый уровень), кроме классов естественно-математического профиля, для которых отводится на предмет 3 ч в неделю. [2]

    Как говорили выступавшие на 4 симпозиуме Международной ассоциации преподавателей естественных наук в 2003 г. в КГУ, в последнее время резко падает интерес к естественно-научному образованию у молодёжи не только России, но и всей Западной Европы. [1]

    Наблюдающееся повсеместно обеднение химического эксперимента – одна из причин низкого интереса учащихся к изучению химии.

    Еще одна проблема - это отсутствие преемственности в обучении. Общий анализ учебников позволяет отметить: многие факты и понятия излагаются в них неоднократно по разным дисциплинам, причём повторное их изложение практически мало что прибавляет к знаниям учащихся. Более того, зачастую одно и то же понятие разными авторами интерпретируется по-разному, тем самым затрудняя процесс их усвоения. Часто в учебниках используются
    малоизвестные учащимся термины, в них мало заданий межпредметного характера.
    [4]

    Анализ перечисленных мною проблем натолкнул меня на мысль о создании программы объединения дополнительного образования по химии  «Химия для начинающих»  (8 класс, 1 час в неделю). Содержание программы знакомит учеников со школьным предметом химия, правилами безопасного обращения с веществами и химическим оборудованием, знакомит с разнообразными химическими явлениями, происходящими в нас и вокруг нас, вводит в удивительный мир химических превращений. Кроме этого, программа курса позволяет расширить представления о веществах, применяемых нами в быту и повседневной жизни. Данный курс существенно расширяет кругозор учащихся, предоставляет возможность приобщиться к научной деятельности, раскрывает материальные основы окружающего мира.

    В программу включены ключевые понятия химии и ценный опыт практической деятельности человека. Разнообразные практические работы способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

     Программа дополнительного образования по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Кружковая работа тесно связана с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивает и укрепляет склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентирует учащихся на химические специальности.

    Одной из основных форм работ, предусмотренных программой, является химический эксперимент. Непременное условие такого практического занятия с учащимися - постоянное руководство их работой преподавателем, что особенно ценно для развития самостоятельности обучающихся: выработке навыков работы с инструкциями, обучению ведению записей в лабораторной тетради и т.д.

    Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность. Она является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний.

    Занятия в объединении дополнительного образования проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий осуществляется с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания.

    Деятельность объединения дополнительного образования  по химии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

    • в трудовой сфере — готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; проводить химический эксперимент и конструировать простейшее химическое оборудование.
    • в познавательной сфере — умению управлять своей познавательной деятельностью.
    • в ценностно-ориентационной сфере — умению анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
    • в сфере безопасности жизнедеятельности — оказанию первой помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

    Программа дополнительного образования предполагает изучение следующих тем: история становления химии, что такое химия и зачем она нужна; обеспечение безопасности перед началом  и во время работы, основные приемы работы в химическом кабинете с реактивами, посудой; знакомство с правилами пользования нагревательными приборами; ознакомление учащихся с приемами фильтрования, изучение процессов перегонки; способы очистки жидких, твёрдых и газообразных веществ; природная вода и её разновидности, способы очистки воды и многое другое.

    Много занятий посвящено изучению химических соединений, которые человек использует в повседневной жизни.  Это такие темы, как: ваше питание и здоровье, основы рационального питания школьников; анализ пищевых продуктов; хранение лекарств в домашних  условиях; химические средства гигиены; разновидности моющих средств; ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов.

    В программе также предусмотрены  занимательные опыты по химии и проведение дидактических игр «Счастливый случай», “Что? Где? Когда?”

     В процессе занятий в объединении дополнительного образования обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека.

    И хочется закончить свою работу словами выдающегося российского ученого К.А.Тимирязева: «Чему бы мы в нашей школе не учили, мы не должны забывать о химии: она наука о жизни, так как жизнь – ряд последовательных химических превращений; она, следовательно, основа физиологии».[3]

    Список литературы:

    1. Министерство образования и науки РФ. Федеральное агентство по образованию.

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Казанский государственный университет» им. В.И.Ульянова - Ленина». Отчет о результатах самообследования КГУ- Казань, 2009. -130 с. http://old.kpfu.ru/umu/bin_files/otchet2010!130.pdf

    2. Сладков С.А. Проблемы современного школьного химического образования
    и пути их решения - Лицей № 77 г. Челябинск.
    http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200701601

    3. Шаракшанэ С. Интервью академика В.В. Лунина: «Проблемы подготовки кадров для химического образования и науки в России». Опубликовала:  Палии Наталия Алексеевна

    15 марта 2011 http://www.nanometer.ru/

    4. Чекоданова Н.А. Проблемы школьного  образования и современные учебники - МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф.Чернонога г. Воронеж. http://www.macdry.ru/books/eremin-vv/problemy-shkolnogo-khimi


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого занятия в объединении дополнительного образования "Золушка"

    В ходе занятияобучающиеся знакомятся  с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства, приобщаются  к народной культуре;знакомятсяс видами русского декоративно-прик...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

    Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

    Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей

    Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей...

    Анкета для изучения удовлетворенности занятиями в объединениях дополнительного образования

    Анкета для родителей, с целью  изучения удовлетворенности занятиями в объединениях дополнительного образования...

    Мастер-класс для педагогов "Использование методик по развитию эмоционально-личностного отношению к природе на занятиях в объединениях дополнительного образования"

    Развитие эмоционально-личностного отношения к природе у ребенка - одна из главных задач экологического воспитания. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой...

    Методическая разработка к занятию в объединении дополнительного образования по теме "Музыка".

    Разработка будет полезна в использовании педагогам дополнительного образования при проведении занятия по теме Музыка....

    Статья на тему "Сторителлинг как способ формирования устной речи на занятиях в объединении дополнительного образования".

    В статье описывается опыт применения технологии сторителлинг на занятиях в объединении дополнительного образования как спобоб формирования устной речи учащихся....