Внеклассное мероприятие по химии
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Михайлец Светлана Святославна

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_vokrug_nas.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная  игра «Химия вокруг нас»

Цель игры: Развитие познавательного интереса к предмету, углубление и закрепление знаний учащихся о свойствах различных соединений.

Основная часть игры

Игра  «химия вокруг нас» состоит из III туров.

I тур – отборочный (слайды 1- 2), в нем участвуют все игроки. В ходе отборочного тура ведущий задает вопрос, учащимся предлагается 4 варианта ответов, один из которых – правильный. Все вопросы и варианты ответов выводятся на экран (слайды 3-14).

Игроки получают карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. При ответе на вопрос игрок поднимает ту цифру, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу.

Вопросы отборочного тура

  1. Щелочным металлом среди перечисленных металлов  является:

1) медь        2) натрий        3) железо        4) свинец

II. Самая сильная из предложенных кислот – это

1) азотная кислота        2) фосфорная кислота        3) серная кислота   4) соляная кислота

III. К нерастворимым основаниям относится:

1) Cu (OH)2         2) Ca(OH)2         3) Ba (OH)2         4) NaOH

IV. Единственным жидким неметаллом в природе является:

1) сера  2) хлор        3) йод                4) бром

V. Амфотерным оксидом среди предложенных веществ является:

1) FeO  2)CuO         3) ZnO         4) MgO

VI. Аллотропной модификацией углерода является:

1) озон         2) углекислый газ         3) графит         4) угарный газ

VII. Природным карбонатом среди предложенных минералов является:

1) мел                 2) гипс         3) кварц         4) боксит

VIII. Среди предложенных веществ не является оксидом вещество с формулой:

1) BaO         2) B2O3         3) H2O2         4) N2O5

IX. Самый неактивный металл из предложенных – это

1) цинк         2) медь         3) серебро         4) золото

X. Органическим веществом среди предложенных являются:

1) сода         2) поваренная соль         3) сахар         4) вода

XI. Среди перечисленных элементов галогеном не является:

1) бор                 2) фтор         3) хлор         4) астат

XII. Число периодов в периодической системе химических элементов:

1) пять         2) шесть         3) семь         4) восемь

За каждый правильный ответ игрок получает по одному баллу. После 12 заданных вопросов члены жюри называют пятерку игроков, набравших самое большое количество баллов. Если несколько игроков имеют одинаковое количество баллов, то для них ведущий задает дополнительные вопросы (слайды 15-22).  Остальные игроки могут не отвечать на данные вопросы.

Дополнительные вопросы отборочного тура

XIII. Единственный жидкий металл – это:

1) литий         2) алюминий                 3) ртуть         4) олово

XIV. Самым электроотрицательным элементом является:

1) водород         2) хлор         3) кислород                 4) фтор

XV. Самым твердым веществом по шкале Мооса является:

1) кварц         2) алмаз         3) корунд         4) графит

XVI. Процесс распада электролитов на ионы называется:

1) электролиз         2) гидролиз         3) диссоциация         4) выпаривание

XVII. Гидроксид кальция в технике называется:

1) едкий натр         2) известняк         3) негашеная известь         4) гашеная известь

XIX. Выделить поваренную соль из водного раствора можно с помощью:

1) фильтрования         2) действия магнитом         3) выпаривания         4) отстаивания

XX. Вещество, ускоряющее химическую реакцию, называется:

1) индикатор                 2) электролит         3) ингибитор         4) катализатор

После проведения отборочного тура пять самых лучших игроков продолжат игру во II туре. Выбывшие игроки награждаются поощрительными призами.

II тур. Вопросы по категориям

На экран выводится таблица с категориями вопросов (слайды 23-33).

 Игрок выбирает категорию, ведущий в течение 1 минуты задает по 5 вопросов. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл (предыдущие баллы отборочного тура не учитываются). Каждый игрок в ходе игры выбирает по 2 категории.

Категории вопросов представлены в виде таблицы:

Химия и литература

Великие химики

Химическое оборудование

Химические символы

Химия и физика

Химия и биология

Химия в повседневной жизни

Химия и география

Химия и медицина

Химия и окружающая среда

Химия и литература

  1. М.В.Ломоносов посвятил этому материалу, производимому из природных силикатов, целую оду (Стекло).
  2. Антуан Сент-Экзюпери написал об этом веществе: «Ты – сама жизнь!» (Вода).
  3. По версии писателя-фантаста А.Беляева, продавец торговал именно этим. (Воздух).
  4. Данте Алигьери ошибочно считал, что в аду пахнет этим веществом. На самом деле, у этого вещества запах отсутствует. (Сера).
  5. Аллотропная модификация углерода, которая практически во всех детективах является причиной кровавых преступлений. (Алмаз).

Химия и биология

  1. Процесс жизнедеятельности растений, условно выраженный уравнением: 6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2.  (Фотосинтез). 
  2. Венозная кровь насыщена этим веществом. (Углекислый газ).
  3. Этот газ, входящий в состав воздуха, способны перерабатывать только клубеньковые бактерии.  (Азот).
  4. В процессе гниения белков в атмосферу выделяется этот ядовитый газ с запахом тухлых яиц.  (Сероводород).
  5. Крахмал в ротовой полости под влиянием ферментов превращается в данное органическое вещество.  (Глюкоза).

Великие химики

  1. Великий русский ученый-энциклопедист, создавший атомно-молекулярное учение. (М.В.Ломоносов).
  2. Многие знают его как выдающегося русского композитора и мало кто, как замечательного химика.  (А.П.Бородин).
  3. Ученый, создавший ряд активности металлов, названный его именем.  (Н.Н.Бекетов).
  4. Шведский химик, предложивший современную химическую символику.  (Й.Берцелиус).
  5. Английский ученый, развивший учение о молекулах и атомах, вычисливший атомные массы более 20 элементов.  (Д.Дальтон).

Химия в повседневной жизни

  1. Бытовое название гидрокарбоната натрия.  (Питьевая сода).
  2. Руки, испачканные масляной краской, легко оттереть с помощью этого пищевого продукта.  (Растительное масло).
  3. В посуде из этого металла нежелательно хранить кислые и щелочные растворы.  (Алюминий).
  4. Пятна от ягод, сока легко удаляются этим медицинским препаратом.  (Перекись водорода).
  5. Опытная хозяйка использует это вещество не только для приготовления пищи, но и для чистки утюгов, сковородок, удаления жирных пятен и неприятных запахов.  (Поваренная соль).

Химическое оборудование

  1. Химическая посуда, названная в честь немецкого ученого Кольбе.  (Колба).
  2. Посуда для измерения объема жидкости.  (Мензурка).
  3. Прибор для получения очищенной (дистиллированной) воды.   (Дистиллятор).
  4. Прибор, который служит для закрепления различных предметов: пробирок, колб и т.д.  (Лабораторный штатив).
  5. Посуда, с помощью которой разделяют две несмешивающиеся жидкости: например, масло и вода. (Делительная воронка).

Химия и география

  1. Самый распространенный элемент в земной коре.  (Кислород).
  2. Именно это вещество составляет «щит Земли».  (Озон).
  3. Название этой страны в переводе означает «серебряная».  (Аргентина).
  4. Его называют «хлебом промышленности», особенно металлургической.  (Уголь).
  5. Бокситы, нефелины – природные источники этого цветного металла.  (Алюминий).

Химические символы

  1. Название этого элемента в переводе с греческого означает «зеленый».  (Хлор).
  2. Элемент, открытый сначала на Солнце, затем на Земле.  (Гелий).
  3. В переводе с древнего языка шумеров название этого металла означает «небесный», «капнувший с неба».  (Железо).
  4. Элемент, названный в честь создателя периодической системы химических элементов.  (Менделеевий).
  5. Элемент, находящийся в периодической системе одновременно в двух группах.  (Водород).

Химия и медицина

  1. Водный раствор этого газа называется нашатырным спиртом.   (Аммиак).
  2. Нехватка данного химического элемента вызывает заболевание щитовидной железы.  (Йод).
  3. Этот элемент входит в состав гемоглобина крови.   (Железо).
  4. Соединения этого элемента добавляют в зубную пасту для борьбы с кариесом.  (Фтор).
  5. Вещества, нехватка которых даже в малых дозах приводит к нарушению обмена веществ и даже к смерти.  (Витамины).

Химия и физика

  1. Химический источник тока, в котором два металла разной активности опущены в раствор электролита.  (Гальванический элемент).
  2. Уран и последующие за ним трансурановые элементы обладают этим свойством.  (Радиоактивность).
  3. Тепловой эффект химической реакции связан с изменением этого вида энергии.  (Внутренняя энергия).
  4. Получение простых и сложных веществ с помощью электрического тока.  (Электролиз).
  5. Данные частицы обуславливают такие свойства металлов, как пластичность, тепло -  и электропроводность.  (Свободные электроны).

Химия и окружающая среда

  1. Автомобили вместе с выхлопными газами выбрасывают в атмосферу соединения этого тяжелого металла.  (Свинец).
  2. Накопление углекислого газа в атмосфере экологи называют…  (Парниковый эффект).
  3. Оксиды серы и азота, попадающие в атмосферу, вызывают данную экологическую проблему.   (Кислотные дожди).
  4. Экологическое движение выступает против использования пластиковых упаковок именно по этой причине.  (Пластмасса практически не подвергается гниению).
  5. Д.И.Менделеев говорил: «В грамотных химических производствах отходов не существует, есть…»  (Неиспользованное сырье).

По окончании II тура жюри подсчитывает количество баллов у каждого игрока. Трое игроков, набравшие наибольшее количество баллов, выходят в финал.

III тур (финал). Химическое расследование

В финальном туре каждый игрок получает чистые листы формата  А4, маркеры. Ведущий зачитывает задание  (слайды 34-40),игрокам предоставляется определенное время, свои ответы игроки записывают на чистых листах. По сигналу ведущего игроки поднимают листы и демонстрируют зрителям письменные ответы.

  1. Датчане изобрели очень интересный способ борьбы с мышами и крысами. Муку смешивают с твердым веществом белого цвета, из этой смеси делают приманки для грызунов. Рядом с приманками расставляют чашечки с водой. Грызуны, поедая смесь, жадно поглощают воду и через несколько часов буквально «каменеют на глазах». Упомянутое вещество – природный минерал, любимый материал многих скульпторов. Какое вещество добавляют в муку датчане?  (Гипс).
  2. В 1987г. газета «Комсомольская правда» опубликовала статью «Трагедия в Саланге» о гибели советских солдат на территории Афганистана. В узком тоннеле Саланге навстречу друг другу двигались две автоколонны с тяжелой техникой. Образовалась «пробка», в тоннеле было очень темно. Была дана команда - не глушить мотор. В тот же день в тоннеле погибли несколько десятков солдат и офицеров. Причина трагедии – не выключенные двигатели. Какое вещество, входящее в состав выхлопных газов, стало причиной гибели людей?  (Угарный газ).
  3. В повести В.Пикуля «Фаворит» описан случай гибели знатного военачальника в Османской империи. Неугодного власти человека пригласили в богатый дом, где гостю преподнесли чашечку кофе. Никакого постороннего вкуса или запаха гость не почувствовал. Однако через несколько часов этот человек умер от желудочного кровотечения, весь желудок был в буквальном смысле изрезан. Незадолго до этого события в дом, где было совершено убийство, был приглашен ювелир. Какое вещество сыграло столь роковую роль?   (Алмаз).
  4. Эта история произошла в 19 веке в Санкт-Петербурге. На одном из военных складов проводилась ревизия. К ужасу ответственного за обмундирование, на мундирах отсутствовали пуговицы, на ремнях – пряжки.  Интендант был немедленно обвинен в хищениях и заключен под стражу. И только вмешательство профессора химии спасло обвиняемого. Металл, из которого были сделаны пряжки и пуговицы, находится в природе в виде двух аллотропных модификаций. Первая модификация известна нам как мягкий, легкоплавкий металл. При температуре -13,2 С он превращается в другую модификацию – порошок белого цвета. Так что причиной исчезновения металлических предметов стало не воровство, а зимние холода. О каком металле идет речь в задании?   (Олово).
  5. Этот  драгоценный камень  редко подделывают, но если у вас  есть сомнения, то легко докопаться до истины. Если вы потрете этот камень о какую-нибудь мягкую тряпочку, то он притянет к себе кусочки бумаги. При сжигании дает приятный смолистый запах, в кипящей воде размягчается. Кстати, греки называли этот камень «электрон». О каком драгоценном камне идет речь?   (Янтарь).
  6. Эта история из разряда курьезов. Невестой короля Франции стала белокурая уроженка Фламандии. Придворные дамы были в ужасе: по правилам королевского этикета фрейлины должны быть похожими на свою королеву, а большинство француженок имели темные волосы. Решил эту проблему простой аптекарь: буквально за несколько дней все придворные дамы стали блондинками. Какое вещество применил французский аптекарь?   (Перекись водорода).

По окончании финального тура жюри награждает лучшего игрока почетной грамотой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов

Внеклассное мероприятие  "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников начальной классов "Химия чудес"

Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в проведении химических опытов, что повышает интерес к данному предмету, хотя он будет преподаваться у них только через несколько лет....