рабочая программа курса "Химия в задачах" 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Чивкунова Елена Викторовна

 

Аннотация к рабочей программе

учебного курса химия в задачах

10-11 класс

 

 При составлении рабочей программы  «химия в задачах» использовалась Программа элективного курса "Решение химических задач" Н.В. Горбенко и Е.В. Ильичёвой.

Она предназначена для обучения химии в (полной) общеобразовательной школе на базовом  уровне. В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса, УМК учащегося и учителя.

В соответствии с учебным планом в рамках основного общего образования изучение химия в задачах  складывается следующим образом:

  1.  класс (базовый уровень) -  34 часа
  2.  класс (базовый уровень) - 34 часа.

За основу взят задачник Г.П. Хомченко и  И.Г. Хомченко "Задачи по химии для поступающих в ВУЗы". В пособии имеются разделы, в которых приводятся примеры решения задач. Для всех расчётных задач даны ответы. Сложность задач разная. Для данного факультатива предлагается использовать задачи и задания простого, среднего и высокого уровня сложности.

Программа:     Программа элективных курсов образовательной  области "Естествознание", авторы:     Н.В. Горбенко,  Е.В. Ильичёва

Программа 10-11 классов рассчитана на 1 час в неделю.

   Целью рабочей программы является:

  • научить свободно решать любые задачи, от лёгких до достаточно сложных, с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
  • охватить по возможности все основные типы задач для ЕГЭ по химии.
  • закрепить знания по органической химии.

Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине – химия в задачах. Рабочая программа определяет конкретное содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_v_zadachakh_11.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   Ужовская средняя общеобразовательная школа

Принята на педагогическом совете                                                                                                        Утверждаю

Протокол №12 от 30.08.2013                                                                                                                  Директор школы___________/Добряева Т.В./                        

                                                                                                                                                                    Приказ № 282  от 02.09.2013

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ

Рабочая    программа   учебного курса  « Химия в задачах»  для  11 класса  

Программа разработана

учителем химии

МБОУ Ужовская СОШ

Чивкуновой Е.В.

2013 год

Пояснительная записка

       При составлении рабочей программы  использовалась Программа элективного курса "Решение химических задач" Н.В. Горбенко и Е.В. Ильичёвой.

       Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому расчетные задачи включаются в ЕГЭ. Анализ школьных учебных программ по химии показывает, что уровень сложности расчётных задач очень низкий. На обучение решению задач не выделено хоть какое-нибудь время. Поэтому решение расчётных и качественных задач на уроках происходит эпизодически, особенно в настоящее время, когда сократилось количество часов на изучение предмета. В учебниках по химии примеры решения задач даны в малом количестве и потому не очень доступны для понимания.

        Психолого-педагогические требования к процессу усвоения химических знаний отводят важную роль формированию практических навыков активного использования получаемых знаний к решению различного типа задач, включая расчётные и качественные. Их решение развивает творческую самостоятельность учащихся, ориентирует их на более глубокое освоение учебного предмета.

       Поэтому учебный  курс по решению задач необходим.

       Цель курса - научить свободно решать любые задачи, от лёгких до достаточно сложных, с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Задачи курса - охватить по возможности все основные типы задач для ЕГЭ по химии. К тому же необходимо закрепить знания по органической химии.

       На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе и 34 часа (1 час в неделю) в 11 классе.

 Этот курс ориентирован на органическую и неорганическую химию.

       За основу взят задачник Г.П. Хомченко и И.Г. Хомченко "Задачи по химии для поступающих в ВУЗы". В пособии имеются разделы, в которых приводятся примеры решения задач. Для всех расчётных задач даны ответы. Сложность задач разная. Для данного факультатива предлагается использовать задачи и задания простого, среднего и высокого уровня сложности.

Программа:     Программа элективных курсов образовательной  области "Естествознание"  , авторы:     Н.В. Горбенко,  Е.В. Ильичёва

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,
  • объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,
  • задачи на  избыток и недостаток,
  • массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
  • Массовую долю соли в растворе
  • Молярную концентрацию вещества в растворе

      Учащиеся, освоившие решение всех предложенных задач, смогут достойно участвовать в ЕГЭ по химии.

       Весь курс разбит на четыре темы. В первой теме "Основные понятия и законы химии" на современном научном уровне чётко представлены такие понятия, как "моль", "относительные атомная и молекулярная массы", "количество вещества", и т.п., которые вводились в школьном курсе 8 класса на ранних этапах овладения химическими знаниями и поэтому, как правило, воспринимаются учениками довольно приблизительно.  Следует расширить данный перечень такими понятиями, как "объёмная и мольная доли", "средняя молярная масса смеси газов". Основные стехиометрические законы химии необходимо давать с вытекающими из них следствиями, особенно газовые законы.

       Во второй теме "Расчёты по уравнениям химических реакций" все расчёты связаны с использованием понятия о количестве вещества. При решении задач необходимо формировать у учащихся навыки контроля и самоконтроля: важно, чтобы они умели практически оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного при решении задач

       Особое внимание задачам на растворы уделяется в третьей теме "Растворы". В ней рассматривается также "молярная концентрация".

       Задачи, вызывающие наибольшие затруднения, связаны с написанием уравнений окислительно-восстановительных реакций. Поэтому в четвёртой теме "Окислительно-восстановительные реакции" главное место отводится составлению уравнений ОВР методом полуреакций.

Содержание программы

Название раздела/темы

Количество часов

Учащиеся должны знать/уметь

1

Основные понятия и законы химии

8

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  масса, моль, молярная масса, молярный объём, вещество
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определят: тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,
  • объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,
  • задачи на  избыток и недостаток,
  • массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
  • Вывод формул соединений органических веществ
  • Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов
  • Расчеты по химическим формулам

2

Расчёты по химическим уравнениям

6

знать/понимать

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: состав смеси,  принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,
  • объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,
  • задачи на  избыток и недостаток,
  • массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
  • Проводить расчеты по нескольким уравнениям
  • Определять состав смеси
  • Выводить формулу вещества по результатам химической реакции

3

Растворы.

11

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: растворы, растворимость, массовая доля вещества в растворе, разбавление раствора, молярная концентрация.
  • основные законы химии: сохранения массы веществ
  • основные теории химии: приготовления растворов,

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,
  • объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах,
  • задачи на  избыток и недостаток,
  • массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
  • Массовую долю соли в растворе
  • Молярную концентрацию вещества в растворе

4

Окислительно-восстановительные реакции

9

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, химическое равновесие
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность к окислителям и восстановителям
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь:

  • вычислять массу,
  • определять коэффициенты в уравнении методом электронного баланса и методом полуреакции
  • вести расчеты по уравнениям ОВР

Содержание учебной программы

   

Тема 1. Основные понятия и законы химии (8  часов)

Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Число Авогадро. Массовая доля, молярная доля. Расчёты по химическим формулам. Вычисление числа частиц, содержащихся в определённой массе вещества. Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия. Молярный объём газов. Относительная плотность газов и смеси. Средняя молярная масса смеси газов. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.

Тема 2. Расчёты по химическим уравнениям (6 часов)

 Объёмные отношения газов в химических реакциях. Расчёты на практический выход вещества, на избыток вещества в химической реакции. Расчёты по уравнениям реакций нейтрализации, если кислота или кислотный оксид взяты в избытке. Расчёты по нескольким уравнениям. Определение состава смеси. Вывод формулы вещества по результатам химической реакции. Вывод формулы вещества по результатам сгорания. Задачи по определению массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор. Комбинированные задачи.

Тема 3. Растворы.(11 часов)

Массовая и объёмная доли компонентов в растворе. Разбавление растворов. Молярная концентрация. Расчёты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Комбинированные задачи.

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (9 часов)

 Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронного баланса (метод полуреакций). Окислительно - восстановительные возможности органических веществ. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Календарно-тематическое планирование

№урока в теме

Тема урока

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема № 1. Основные понятия и законы химии (8часов)

Абсолютная и относительная  атомные массы.

Абсолютная и относительная  молекулярные массы.

Закон Авогадро и его следствие

Относительная плотность газов

Средняя молярная масса смеси газов.

Комбинированные задачи

Обобщение.

Контрольная работа № 1.

Тема № 2. Расчеты по химическим уравнениям (6часов).

Определение состава смеси

Вывод формул веществ по результатам химических реакции.

Задачи по определению  массы металла перешедшего в раствор.

Задачи по определению  массы металла выделившегося на пластине.

Комбинированные задачи

 Контрольная работа № 2.

Тема № 3. Растворы (11 часов)

Массовая доля компонента в растворе.

Объемная доля компонента в растворе.

Комбинированные задачи

Правило смешения

Правило смешения.

Молярная концентрация

Растворимость

Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Комбинированные задачи

Контрольная работа № 3.

Анализ контрольной работы.

Тема № 4. Окислительно-восстановительные реакции (9 часов)

Важнейшие окислители и восстановители.

Составление уравнений окисления органических веществ.

Метод электронного баланса.

Метод полуреакций.

Составление ОВР методом полуреакций

Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций

Комбинированные задачи

Контрольная работа № 4

Заключительный урок.

Литература

1.        Сборник конкурсных задач решением. М.А. Володина.

2.        Руководство по химии для поступающих в ВУЗы. Э.Г. Оганесян

3.         Методическое пособие по химии. Сборник задач и упражнений. Л.Ю. Тарасова

4.        Пособие для поступающих в ВУЗы. Г.П. Хомченко.

5.        Сборник заданий ЕГЭ по химии 2009г.

6.        Сборник заданий ЕГЭ по химии 2013г.

7.        Сборник заданий ЕГЭ по химии 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...