урок по теме "Щелочные металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

 Конспект урока по  химии  «Щелочные  металлы», 9  класс, по программе О.С. Габриеляна  (урок изучения и первичного закрепления нового материала)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока, секция -  естественные науки

Урок  по  химии  «Щелочные  металлы», 9  класс,

 по программе О.С. Габриеляна

(урок изучения и первичного закрепления нового материала)

Учитель химии, БОУ города Омска  «Гимназия № 159»

Полякова Татьяна Андреевна, тел. 8-965-989-53-07

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедийной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся.

Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа     учащихся.

Оборудование: персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный    проектор, интерактивная доска, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.

Цели урока

Образовательные:

  • на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
  • проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
  • раскрыть значение и роль щелочных  металлов в жизни человека.

Развивающие:

  • способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;              
  • продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

План урока и распределение времени урока

  •   Организационный момент (1 мин)
  •   Вводное слово (2 мин)
  •   Актуализация знаний (5мин)
  •   Сообщение темы и плана урока (4 мин)
  •   Работа по плану объясняемой  темы (23 мин)
  •   Закрепление: тестирование (8 мин)
  •   Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

I Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).

II Вводное слово: мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На прошлых уроках мы рассмотрели  общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

III Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:

  • На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
  • Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (слайд №1)
  • Каковы особенности строения атомов металлов?                                               
  • Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
  • Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?

IV Сообщение темы и плана урока:

  • Оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №2)
  • Знакомство с планом урока (слайд №3):
  1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
  2. История открытия щелочных металлов
  3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
  4. Физические свойства щелочных металлов
  5. Химические свойства щелочных металлов
  6. Биологическое значение щелочных металлов
  7. Подведение итогов: тестирование
  8. Домашнее задание

VI Работа по плану объясняемой темы:

1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам: (слайд №4)

  • Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? 
  • Перечислите щелочные металлы. 
  • Почему данные металлы назвали щелочными? 
  • 2. История открытия щелочных металлов: заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы  (слайд №5):
  • 1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий
  • 1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий
  • 1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий
  • 1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны - Франции

3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы (слайд №6): учащиеся заполняют таблицу: «Общая характеристика химических элементов  I группы главной подгруппы» и делают выводы по заполненной таблице (приложение)

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Li – литий

p = 3, n = 4

1

2

+1

Na – натрий

p = 19, n = 20

1

3

+1

Rb – рубидий

p = 37, n = 48

1

4

+1

Cs – цезий

p = 55, n = 78

1

5

+1

Fr – франций

p = 87, n = 136

1

6

+1

Выводы:1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по  одному электрону (слайд №7)        

         2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства

 3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень  окисления  +1

Упражнение (слайд №8): сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или =  вместо *   (приложение)

I вариант

А) заряд ядра

Li * Rb ;  Na * Al

Б) число электронных слоев

Li * Rb ;  Na * Al

В) число электронов на внешнем уровне

Li * Rb ;  Na * Al

Г) радиус атома

Li * Rb ;  Na * Al

Д) восстановительные свойства

Li * Rb ;  Na * Al

II  вариант

А) заряд ядра

K * Ca ;  Na * Rb

Б) число электронных слоев

K * Ca ;  Na * Rb

В) число электронов на внешнем уровне

K * Ca ;  Na * Rb

Г) радиус атома

K * Ca ;  Na * Rb

Д) восстановительные свойства

K * Ca ;  Na * Rb            

4. Физические свойства щелочных металлов (слайд №9 - 12): щелочные металлы-это простые вещества, для которых также, как и для всех металлов, характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Металлическая связь возникает за счет отдачи одного электрона атомом металла и образованием иона металла с положительным зарядом: М0 – 1е   →   М+1. Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие,  их плотность меньше 5 г/см3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.

5. Химические свойства щелочных металлов (слайды №13): щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает. Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой. Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит. Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).

Упражнение (слайды №14): составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение) (работа у доски)

I вариант:

А) лития

Б) натрия

II вариант:

А) калия

Б) лития

Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

Упражнение (слайд №15): дать характеристику реакции Б) по плану (приложение) (самостоятельно)

План: 1) По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (р.с., р.р., р.з., р.о.

 2) По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР)

 3) По направлению (обратимые и необратимые)

  4) По тепловому эффекту (экзотермические и эндотермические)

  5) По агрегатному состоянию (гомогенные и гетерогенные)

  6) По использованию катализатора (каталитические и некаталитические)

6. Биологическое значение щелочных металлов (видео)

7) Подведение итогов: тестирование по вариантам

I вариант:

1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2) Тип химической связи в простом веществе литии:

А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

А) 2е, 3е

Б) 2е, 4е

В) 2е, 8е, 1е

Г) 2е, 8е, 3е

4) Наименее энергично взаимодействует с водой:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

II вариант:

1) Вид химической связи в простом веществе натрии:

А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая

2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

А) изменяется периодически

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

А) 2е, 3е

Б) 2е, 1е

В) 2е, 4е

Г) 2е, 8е, 1е

4) Наиболее энергично взаимодействует с водой:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) цезий

5) Простое вещество с наименее  выраженными металлическими свойствами:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий


8. Домашнее задание (слайд №16): Учебник: § 11 (стр. 52 – 54)

                                                                вопрос №1 а (стр. 58)

Источники информации:

  • Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010
  • Настольная книга учителя. Химия, 9 класс /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Дрофа, 2002
  • Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова - М.: Дрофа, 2008
  • Коллекция образовательных интернет ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  • Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. - М.: Дрофа, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....

Урок химии "Страна Металлия"

Урок- путешествие "Страна Металлия". урок проходит в форме путешествия по станциям. В ходе урока учащиеся получают оценки за каждый.этап урока....

открытый урок "Чеканка по металлу"

Данная работа включает в себя конспект урока и презентацию к нему...

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"

Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....

Конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей Тема урока «Гибка тонколистового металла и проволоки»

В материалах представлены: конспект урока технологии с использованием интерактивного  обучения методом разыгрывания ролей,технологическая карта, презентация к уроку...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...