Главные вкладки

    Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений"
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Котельниковская основная общеобразовательная школа»

    Разработка урока по теме «Основные классы неорганических соединений»

    Разработал: учитель химии, биологии

    2 категории Сошников

    Дмитрий Алексеевич

    2014

    Тема: Обобщение знаний об основных классах неорганических веществ
    Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществ
    Задачи:
    Повышение уровня владения устной речью
    Формирование умений выполнять задания с использованием учебника, знаний, полученных на уроке химии и при изучении смежных предметов (физики, биологии, географии), а также собственных наблюдений
    Развитие коммуникативных умений (для работы в группе или участия в дискуссии)
    Расширение ситуативных умений (способность решать нестандартные задачи)
    Формирование интеллектуальных умений (анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать)
    Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности, повышение интереса к изучаемому предмету
    Оборудование: учебник, опорные конспекты, таблицы Д.И. Менделеева, карточки с заданиями.
    Ход урока.
    1) Организационный момент.
    Сегодня очередной урок химии. Он необычен присутствием моих коллег – ваших учителей. Во всем остальном – это обычный рабочий урок.
    Эпиграф к уроку – слова русского гения. Пожалуйста, прочитайте. Объясните, как вы его понимаете.

    Химик требуется не такой, который
    из одного чтения книг понял бы всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся
    М.В. Ломоносов





    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
    Обучающиеся работают по карточкам. Химическая номенклатура.
    Обучающимся выдаются таблицы:


    Формула вещества            Название вещества
    P2O3
    Fe(OH)2
    H2SO3
    K2CO3
    SiO2

    Учитель диктует формулы веществ. Обучающиеся записывают их в таблицу, а рядом они должны записать название веществ.
    Время выполнения – 5 минут
    - Что нами было изучено на предыдущих уроках? (оксиды, кислоты, основания, соли)
    - Что обсуждалось на уроках? (определения терминов, состав, значение в природе и народном хозяйстве)
    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.СЛАЙД 2
    Учитель: Вы уже многое узнали и многое умеете. Всё ли вы поняли и запомнили из того, что изучили? Урок почти не содержит нового материала. Он посвящен совершенствованию ваших знаний.
    Любые накопленные факты, знания требуют их систематизации. Как вы понимаете термин систематика? Что это? Систематика - это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты. Привести их в определенную систему, порядок.
    Предлагаю, вспомнить самый первый урок и объяснить, что является объектом изучения химии? (начинается работа по составлению опорного конспекта) СЛАЙД 3
    Ученики: Вещества
    Учитель: Впишите «Вещества» в ячейку. Что такое вещества?
    Ученики: Это то, из чего состоят физические тела.
    Учитель: Чем больше веществ узнавали люди, тем важнее их было классифицировать. Известен ли вам термин классификация? Классификация – распределение чего-либо на классы по определенной системе, по какому-либо признаку. В библиотеке – распределение книг, в регистратуре поликлиники – медкарт, в биологии –видов организмов, а в химии – веществ. Классификация входит в область изучения систематики. Одна из первых классификаций веществ – разделение их по нахождению и содержанию в природе. Были выделены 3 группы веществ. Какие?
    Ученики: Вещества, содержащиеся в растениях – растительные, в животных – животные, в минералах и воде – минеральные. Вписывают в ячейки
    Учитель: Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус объединил вещества, выделенные из растений и животных. И назвал их органические, что в переводе с латинского организмус – «живое существо» (и вписывают в ячейку). Другую группу назвал неорганические или минеральные (и вписывают в ячейку).
    Учитель: Чем отличаются живые организмы от организмов неживой природы?
    Ученики: Живым организмам свойственны физиологические процессы – дыхание, питание, рост и развитие, размножение, движение.
    Учитель: Какие вещества мы изучали в 8 классе?
    Ученики: неорганические вещества.
    Учитель: Вещества могут классифицироваться и по другим признакам – по агрегатному состоянию – газообразные, жидкие, твердые. За основу можно взять цвет веществ. Классификация неорганических веществ имеет глубокие исторические корни.
    Какие признаки были использованы при классификации неорганических веществ?
    Ученики: Общие физические и химические свойства, состав, строение.
    Учитель: Неорганические вещества разделены на 2 группы. В качестве признака принята способность к разложению. Как называются эти группы веществ?
    Ученики: Называют и вписывают в ячейки «простые» и «сложные».
    Учитель: Какие вещества называются простыми?
    Ученики: Вещества, состоящие из атомов одного вида.
    Учитель: Уже в конце 18 века исследователи заметили, одни вещества имеют характерный блеск, пластичны, проводят тепло и электрический ток и названы они были…? Другие не обладают характерным блеском, очень плохо проводят теплоту и электричество. Некоторые при обычных условиях газообразны.
    Ученики: Называют и вписывают в ячейки «металлы» и «неметаллы».
    Учитель: Какой признак был использован в классификации простых веществ?
    Ученики: физические свойства
    Учитель: Какие вещества называются сложными?
    Ученики: Вещества, состоящие из атомов разных видов.
    Учитель: Какие сложные вещества вам известны?
    Ученики: Называют и вписывают в ячейки «оксиды», «кислоты», «основания», «соли».
    Учитель: ОПРОС ОПРЕДЕЛЕНИЙ - по желанию отвечает любой ученик. Достраиваем опорный конспект в ускоренном темпе с опросом определений. СЛАЙД 4,5
    Какие вещества называют оксидами?
    По какому признаку классифицируются оксиды?
    СЛАЙД 6,7
    Какие вещества называют кислотами?
    По какому признаку классифицируются кислоты?
    СЛАЙД 8,9
    Какие вещества называют основаниями?
    По какому признаку классифицируются основания?
    СЛАЙД 10,11
    Какие вещества называют солями?
    По какому признаку классифицируются соли?
    Ученики: Называют и вписывают в ячейки.
    Учитель: Подведем небольшой итог. На чём основана классификация сложных веществ?
    Ученики: Классификация сложных веществ основана на их составе.
    Учитель: Удалось ли нам составить опорный конспект? Чего не хватает?
    Ученики: примеров
    Учитель: Выполняем задание на СЛАЙДЕ 12.
    В этом задании необходимо по химической формуле (т.е. по составу) определить класс сложных неорганических веществ и назвать их.
    --- Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.
    --- Сложное вещество, содержащее атом водорода и кислотный остаток – это кислота. И т.д.
    В область изучения систематики входит номенклатура. Номенклатура – свод правил, регулирующий установление и использование названий. Это перечень названий, разработанный Международным союзом химиков.
    Называем формулу, определяем класс и даем название по систематической номенклатуре.

    4) Первичное закрепление
    в знакомой ситуации (типовые) Игра «Третий лишний»
    в изменённой ситуации (конструктивные) Генетическая связь между классами неорганических веществ
    Давайте допишем, логически рассуждая. В конспекте приведены примеры основных и кислотных оксидов. Нужно расставить стрелки.
    Какая связь между основным оксидом и основанием?
    При взаимодействии основного оксида с водой образуется основание.
    При взаимодействии кислотного оксида с водой образуется кислота.
    Взаимодействие основания и кислоты дает соль.
    Какой металл должен быть в ячейке?
    Какой неметалл должен быть в ячейке?
    Каким образом происходит образование кислотного и основного оксидов?
    При взаимодействии металла и неметалла с кислородом.
    Нужно приписать кислород и воду в опорный конспект.
    Учитель: Какой можно сделать вывод?
    Ученики: Из веществ одного класса можно получить вещества другого класса.
    Учитель: Как называют такую связь?
    Почему нарисовано дерево, что оно символизирует?
    Ученики: Связь называют генетической (греч.генезис - происхождение). Дерево отражает историю происхождения и связи между родственниками и называется генеалогическим. Генеалогия – родословие. Это схематичное представление родственных связей. Между классами неорганических веществ, так же как и между родственниками, существуют связи, отражающие их происхождение.
    Учитель: Чего ещё не хватает в нашем опорном конспекте?
    Ученики: Скучный, однообразный, неяркий. Нужно раскрасить. Привести примеры.

    Выполнение заданий на слайдах: СЛАЙД 16,17
    5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Повторить параграфы №18-21
    Выполнить задания в тетради:
    Стр.98 №4
    Стр. 102 №5
    Стр.107 №4
    Стр.113№3
    6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
    Учитель: Ребята, чему был посвящен урок? Чем мы занимались? Как называлась тема урока?

    Учитель подводит итог проведенному занятию: Мы обобщили наши знания об основных классах неорганических веществ, составили опорный конспект, который требует доработки, т.к. не весь материал ещё изучен. Учитель делится своим мнением, отмечает ожидаемый результат.
    Предлагает ребятам поделиться впечатлением и самим себе поставить оценку.
    Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
    (Выслушивается мнение одного-двух обучающихся. Подводятся итоги.)
    если все задания выполнены и большая часть правильно – поставьте «5»;
    если все задания выполнены, но есть существенные ошибки– поставьте «4»;
    если задания сделаны на оценку «3» или «4», или есть невыполненные задания– поставьте «3»;
    если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк
















    Приложение 1
    Химик требуется не такой, который
    из одного чтения книг понял бы всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся
    М.В. Ломоносов


    СИСТЕМАТИКА – это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты, привести их в определенную систему и порядок. В область изучения систематики входят классификация химических веществ и их номенклатура.
    КЛАССИФИКАЦИЯ – распределение чего-либо на классы по определенной системе, по какому-либо признаку.
    НОМЕНКЛАТУРА – свод правил, регулирующий установление и использование названий. Это перечень названий, разработанный Международным союзом химиков.



    Домашнее задание:
    Повторить параграфы №18-21
    Выполнить задания в тетради:
    Стр.98 №4
    Стр. 102 №5
    Стр.107 №4
    Стр.113№3










    Приложение 3
    Обобщение по теме: «Основные классы неорганических соединений»

    Из приведенного ниже списка веществ выпишите отдельно формулы простых веществ, оксидов, кислот, оснований, cолей:
    P2O5; H2SO3; MnS; F2; Bi2O5; Ti; AlF3; CsNO3; NaOH; HBr; K; Fe(OH)2; HF;
    MnO; O2; K2CO3; Ir; Fe2O3; Sr; Cr(OH)3; H2CO3; Сr2(SO4)3 ; S

    Простые вещества Оксиды Основания Кислоты Соли

    Назовите следующие оксиды:
    Na2O; P2O3; BaO; SiO2; CaO; Fe2O3; SO3; CO2
    Из списка оксидов (см. задание 2) выпишите отдельно формулы основных и кислотных оксидов.
    Составьте формулы оксидов по их названиям:
    а) оксид лития; б) оксид магния; в) оксид серы (IV); г) оксид азота (III); д) оксид меди (II).
    Назовите основания, формулы которых приведены:
    а) Ca(OH)2; б) NaOH; в) Fe(OH)2; г) Zn(OH)2; д) Cu(OH)2
    Составь формулы оксидов, которые соответствуют данным гидроксидам.
    Составь формулы оснований по их названиям:
    а) гидроксид бария; б) гидроксид алюминия; в) гидроксид железа (III); г) гидроксид хрома (II)
    По таблице растворимости веществ в воде определите щелочи и нерастворимые основания.
    Назовите кислоты по их формулам:
    а) HNO3 б) H2SO3 в) H2CO3 г) H3PO4 д) H2SO4
    Составьте формулы оксидов, соответствующие данным кислотам.
    Составьте формулы солей по их названиям:
    а) карбонат калия; б) нитрат бария; в) хлорид меди (II); г) сульфид натрия; д) сульфат железа (III); е) гидросульфат натрия
    Из предложенного списка выберите формулы солей:
    H2OKNa2CO3HClMgSO4ClBa2SO3NaOHH2SHNO3RbPCO3Ba(NO3)2PO4CuCl2NaKCaSO4PbOKClO3
    Cl2ONO3Fe2O3SCaHPO4SiO2BaCO3CuSO4F2CO3PbCl2HICrO3CCH3COOHLiHCO3WK2OFeSZnBr2
    NH4OHN2O3RbHSO4Mg
    Заполни таблицу, составь формулы оксидов, гидроксидов и солей, соответствующих друг другу (кислота и соответствующая ей соль имеют одинаковый кислотный остаток; основание и соответствующая ему соль имеют одинаковый катион).

    Элемент С.О. Оксид Гидроксид Соль
    (пример)
    формула характер формула характер
    С + 4 СО2 кислотный Н2СО3 кислота Na2CO3
    Na + 1 Na2O основный NaOH основание NaCl
    MgO
    H2SO3
    кислотный NaHCO3
    Cu + 2
    Fe(OH)2
    BaO
    S + 6
    основный KHS






    Приложение 4
    Маршрутный лист
    «Важнейшие классы неорганических соединений»

    «Сами трудясь, вы сделаете много для близких и для себя,
    а если в труде успеха не будет, будет неудача, не огорчайтесь.
    Попробуйте ещё!»
    Д.И.Менделеев
    Диктант
    Дидактическая игра «Классификация и номенклатура веществ».
    Устный ответ у доски Игра «Третий лишний»
    Знание определений понятий (ответ членам жюри):
    оксиды, основные оксиды, кислотные оксиды, кислоты, соли, основания, щелочи
    Кроссворд
    Ведение тетради
    Маршрутный лист обуч-ся 8 класса _______________________________________








    Приложение 5


    По горизонтали
    1. Вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.
    4. Это - карбонат кальция, им пишут на школьной доске.
    6.Сложные вещества, состоящие из атомов двух видов, один из которых кислород.
    7. Сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков.
    9. Реакция между железным гвоздем и сульфатом меди (II) является реакцией ___.
    10.Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются.
    13. Вода, которая мутнеет в присутствии углекислого газа.
    14. Индикатор, который получают из лакмусового лишайника.
    16.Вещество, которое при нормальных условиях существует сразу в трех агрегатных состояниях.
    17. Вещества, которые состоят из атомов металла и гидроксогрупп.
    18. Кислота, обладающая резким запахом, применяется для консервирования продуктов.
    19. Газированная вода - это ________ кислота?
    20. Соли кремниевой кислоты.
    По вертикали
    2. Окраска метилоранжа в кислотах.
    3. Индикатор, который не определяет кислоты.
    5. Вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
    8. Реакции, при которых из одного вещества образуется несколько новых веществ.
    11. Каков тип реакции горения магния?
    12. Соли сернистой кислоты.
    15. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая все его свойства.







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

    Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

    Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

    Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

    Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

    Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

    План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

    Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

    Разработка урока в 11 классе "Комплексные соединения"

    Урок изучения нового материала, с выполнением лабораторной работа на получение комплексных соединений, с призентацией, с сообщениями учеников, приготовленных дома. В конце урока проводится самостоятел...

    Разработка урока в 9 классе. Тема: Соединения серы.

    Цель урока:•     Рассмотреть свойства важнейших соединений серы.•     Продолжать развивать умение работать с учебником, составлять на основе текста таблицы, схе...

    открытый урок: «Генетическая связь классы неорганических соединений»

    Разработка  урока  по химии в 8 классе по теме          Обобщение и систематизация знаний по теме«Генетическая связь классы неорганич...