Программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"
рабочая программа по химии по теме

Халимова Инна Валерьевна

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111402 Обработка водных биоресурсов (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в повышении квалификации по специальностям 111401 Ихтиология и рыбоводство, 111801 Ветеринария. Для профессий НПО 240100.02 Лаборант-эколог, 240700.01 Лаборант-аналитик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_analiticheskoy_khimii.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский полярный агроэкономический техникум»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы аналитической химии

Салехард 2013г


Рабочая учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111402 «Обработка водных биоресурсов» (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Разработчик:

Халимова Инна Валерьевна, преподаватель ГБОУ СПО ЯНАО «ЯПАТ»

Рекомендована НМС ГБОУ СПО ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Заключение НМС  №__7__  от «_5_»__июня___2013 г.

©Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

©Халимова Инна  Валерьевна

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы аналитической химии

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111402 Обработка водных биоресурсов (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в повышении квалификации по специальностям 111401 Ихтиология и рыбоводство, 111801 Ветеринария. Для профессий НПО 240100.02 Лаборант-эколог, 240700.01 Лаборант-аналитик

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • обоснованно выбирать методы анализа;
  • пользоваться аппаратурой и приборами;
  • проводить необходимые расчеты;
  • выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;
  • определять состав бинарных соединений;
  • проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;
  • проводить количественный анализ веществ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • теоретические основы аналитической химии;
  • о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;
  • о возможностях ее использования в химическом анализе;
  • специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;
  • практическое применение наиболее распространенных методов анализа;
  • аналитическую классификацию катионов и анионов;
  • правила проведения химического анализа;
  • методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;
  • гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторные занятия

44

     практические занятия

20

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

    оформление лабораторного практикума по темам:

  • гравиметрические методы анализа,
  • титриметрические методы анализа,
  • оптические методы анализа,
  • электрохимические методы анализа

    подготовка к защите лабораторных работ:

  • первая аналитическая группа катионов,
  • вторая аналитическая группа катионов,
  • третья аналитическая группа катионов,
  • четвертая аналитическая группа катионов,
  • пятая аналитическая группа катионов,
  • шестая аналитическая группа катионов
  • аналитические группы анионов

 подготовка к защите практикума

  • качественный анализ веществ неизвестного состава,
  • определение состава бинарных соединений,
  • проведение количественного анализ веществ.

   подготовка к защите индивидуальной работы

4

4

4

4

1

1

1

1

1

1

2

2

2

4

4

Итоговая аттестация в форме  дифференцированный зачет  


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОсновы аналитической химии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

Аналитическая химия, ее задачи и значение в подготовке технологов пищевой и рыбной промышленности. Краткие сведения об истории развития аналитической химии. Работы русских и зарубежных ученых в развитии  аналитической химии. Роль аналитической химии в развитии науки и сельского хозяйства на современном этапе. Значение химического контроля в пищевых технологиях. Методы качественного и количественного анализа. Химическое и физико-химические методы анализа.

1

Раздел 1. Качественный анализ

42

Тема 1.1. Аналитические группы катионов и анионов

Содержание учебного материала

2

1

Первая аналитическая группа катионов (характеристика).Качественные реакции катионов первой аналитической группы. Правила проведения химического анализа. Теоретические основы аналитической химии. Основные правила и законы химии, расчеты молекулярной массы веществ, эквивалентов веществ, валентность, классы неорганических соединений. Комплексные соединения: строение, диссоциация, расчет заряда комплексообразователя, константа нестойкости. Функциональной зависимости между свойствами и составом веществ. Диссоциация кислот, оснований, солей. Реакции ионного обмена

2

2

Вторая аналитическая группа катионов (характеристика). Качественные реакции катионов второй аналитической группы (свинец, серебро, ртуть). Вычисление концентрации ионов водорода и величины водородного показателя. Вычисление  рН буферных растворов.

3

3

Третья аналитическая группа катионов (характеристика). Качественные реакции катионов третьей аналитической группы (барий, кальций).  Действие группового реактива, работа с  осадком

3

4

Четвертая аналитическая группа катионов (характеристика).Качественные реакции катионов четвертой аналитической группы (алюминий, хром, цинк). Действие группового реактива, работа с осадком.Определение состава бинарных соединений

3

5

Пятая аналитическая группа катионов (характеристика).  Качественные реакции катионов пятой аналитической группы (двух- и трехвалентное железо, марганец, магний). Действие группового реактива, работа с осадком.

3

6

Шестая аналитическая группа катионов (характеристика). Качественные реакции катионов шестой аналитической группы (медь, кобальт).

3

7

Три аналитические группы анионов (характеристика). Качественные  реакции анионов I-III аналитической группы.  Действие групповых реактивов

3

Лабораторные работы

20

1.Качественные реакции катионов первой аналитической группы. Правила проведения химического анализа

2.Качественные реакции катионов второй аналитической группы (свинец, серебро, ртуть).

3. Качественные реакции катионов третьей аналитической группы (барий, кальций).  Действие группового реактива, работа с  осадком

4. Качественные реакции катионов четвертой аналитической группы (алюминий, хром, цинк). Действие группового реактива, работа с осадком

5.Определение состава бинарных соединений

6. Качественные реакции катионов пятой аналитической группы (двух- и трехвалентное железо, марганец, магний). Действие группового реактива, работа с осадком

7. Качественные реакции катионов шестой аналитической группы (медь, кобальт).

8. Качественные  реакции анионов I-III аналитической группы.  Действие групповых реактивов

9. Качественный анализ веществ неизвестного состава

Практические занятия

12

1. Теоретические основы аналитической химии. Основные правила и законы химии, расчеты молекулярной массы веществ, эквивалентов веществ, валентность, классы неорганических соединений

2. Характеристика первой аналитической группы катионов. Комплексные соединения: строение, диссоциация, расчет заряда комплексообразователя, константа нестойкости

3. Функциональной зависимости между свойствами и составом веществ. Диссоциация кислот, оснований, солей. Реакции ионного обмена.

4.Вычисление концентрации ионов водорода и величины водородного показателя. Вычисление  рН буферных растворов.

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа

подготовка к защите лабораторных работ:

  • первая аналитическая группа катионов,
  • вторая аналитическая группа катионов,
  • третья аналитическая группа катионов,
  • четвертая аналитическая группа катионов,
  • пятая аналитическая группа катионов,
  • шестая аналитическая группа катионов
  • аналитические группы анионов

8

Раздел 2.Количественный анализ

32

Тема 2.2.  Метод гравиметрического и тетриметрического анализа

Содержание учебного материала

2

1

Гравиметрический анализ. Типы и операции гравиметрических определений. Теория осаждения кристаллических и аморфных осадков. Расчеты в гравиметрическом анализе. Применение метода количественного анализа в технохимическом контроле производства.

3

2

Тетриметрический анализ. Классификация методов тетриметрического анализа. Сущность метода кислотно-основного титрования. Рабочие растворы. Индикаторы. Теория индикаторов. Расчеты в методе тетриметрического анализа. Применение метода в технохимическом контроле производства.

3

Лабораторные работы

6

  1.  Механизм образования осадка и условия его осаждения  

  1. Приготовление рабочих растворов. Установление титра, нормальности

Практические занятия

8

  1.  Методы количественного анализа. Аналитические весы, их устройство. Правила взвешивания

  1. Проведение расчетов в методе тетриметрического анализа

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа

оформление лабораторного практикума по темам:

  • гравиметрические методы анализа,
  • титриметрические методы анализа,
  • оптические методы анализа,
  • электрохимические методы анализа

16

Раздел 3.Физико-химические методы анализа

32

Тема 3.1. Физико-химических методов анализа

Содержание учебного материала

2

1

Физико-химические методы анализа, их сущность и преимущества перед химическими методами. Классификация основных физико-химических  методов,  имеющих применение в технохимическом контроле производства.  Чувствительность, избирательность, точность определений, экспресс-метод. Области применения. Оптические методы анализа Требования, предъявляемые к анализу пищевых продуктов.

2

2

Оптические методы анализа(эмиссионный  спектральный, люминесцентный), основы методов качественного и количественного определения.

3

3

Электрохимические методы. Приборы и оборудование, используемые в методе

3

Лабораторные работы

18

1.Фотометрические методы. Определение содержания меди в растворах сульфата меди фотоэлектроколориметрическим методом.

2.Рефрактометрические методы. Определение показателя преломления жидкости (ацетона, глюкозы)

3.Поляриметрические методы. Определение массовой доли сахара в растворе. Определение массовой доли хлорида натрия в растворе

4.Электрохимические методы. Ознакомление с устройством прибора (рН-метра, полярографа), техникой работы на нем. Настройка приборов по буферным растворам. Потенциометрическое титрование сильной кислоты или щелочи в растворе

5.Контрольное определение (проведение и защита индивидуальной работы)

Практические занятия (не предусмотрено)

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа

подготовка к защите практикума

  • качественный анализ веществ неизвестного состава,
  • определение состава бинарных соединений,
  • проведение количественного анализ веществ.

   подготовка к защите индивидуальной работы

12

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

Всего:

108


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличияучебного кабинета (не предусмотрено); мастерских (не предусмотрено); лаборатории аналитической химии.

Технические средства обучения: монитор Samsung, системный блок мультимедиапроекторNEC, экран, DVD плеер ВВК, телевизор Rolsen, комплект лицензионного программного обеспечения.

Электронное оборудование: программное обеспечение «Демонстрационный учебный кабинет. Химия. Версия 1.3.», учебный методический комплект AFS Химия. Развивающая образовательная среда, микроскоп цифровой, датчики: объёма жидкости, рН, температуры (термопара), температуры (от -40 до + 135), электрической проводимости, оптической плотности.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Лабораторные весы электронные  JHAUSSPS-602F

Рефрактометр ИРФ-454 Б2М – 2 шт

Термометр цифровой ТЦМ 9410/М1Н

Аквадистиллятор ДЭ-4

Термостат ТВ-80-1-ИЗ

Микроскоп Биомед 6 – 10 шт

Мультитест ИПЛ-311 – 2 шт

Шкаф сушильный 40/3,5

Пищевая мини-экспресс лаборатория,

Набор для биохимического исследования мяса,

Прибор Михаэлиса,

Весы чашечные (средние, большие),

Мини-экспресс лаборатория «Пчёлка-У»

Аналитические весы,

Рефрактометр,

рН-минивольтметр,

Фотоколориметр,

Центрифуга,

Муфельная печь,    

Сушильный шкаф,

Водяная баня шестиместная, и др.

Химические реактивы,

Лабораторная посуда.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Голубков Ю.М., Головачева В.А., Ефимова Ю.А. и др. Аналитическая химия: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009.-320с.
  2. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений. Ростов\нДону: «Феникс», 2013. -287с.
  3. Ищенко А.А. и др. Аналитическая химия: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений. М.: Академия ИЦ, 2013.-320с

Дополнительные источники:

  1. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия. Аналитика 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ.  Учеб.для вузов. – М.: Высшая школа, 2008.
  2. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия. Аналитика 2. Общие теоретические основы. Количественный  анализ.  Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб.для вузов. – М.: Высш. шк., 2008.

Интернет-ресурсы:

1.http://nbntqns.ziggurati.net/andydda/emtsj/skachat-uchebnik-dlya-ssuzov-analiticheskaya-himiya-a-a-ischenko.html

2.http://kanskpk.su/index.php/biblioteka/238-novinki.html

3.http://www.lit-info.ru/shop/book/1-2-2/1140636/1140658/analiticheskaya-himiya.htm

4.http://www.smolensk.ws/tag/%D0%B4%D0%BB%D1%8F/page196/

5. http://www.ph4s.ru/book_him.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

Обучающийся должен уметь:

  • обоснованно выбирать методы анализа;

  • пользоваться аппаратурой и приборами;
  • проводить необходимые расчеты;

  • выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

  • определять состав бинарных соединений;

  • проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

  • проводить количественный анализ веществ;

Знать:

  • теоретические основы аналитической химии;
  • о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;
  • о возможностях ее использования в химическом анализе;
  • специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;
  • практическое применение наиболее распространенных методов анализа;
  • аналитическую классификацию катионов и анионов;
  • правила проведения химического анализа;
  • методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;
  • гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

защита практической работы Экспертная оценка защиты практической работы

Экспертная оценка защиты индивидуальной работы

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Тестирование

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Тестирование

Экспертная оценка защиты

 индивидуальной работы

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Тестирование, Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Тестирование, Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка защиты

лабораторного практикума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Рабочая программа учебного курса по химии для 8-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 кла...

Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 кла...

Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 кла...

Рабочая программа учебного курса по химии "Подготовка к итоговой аттестации".

Рабочая программа по химии для подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов. Прилагается календарно-тематическое планирование курса....

Рабочая программа учебного курса «Общая химия» для 11 класса

Рабочая программа учебного курса «Общая химия»  для 11 класса...