Рабочая программа по химии для 8 кл.
рабочая программа (химия, 8 класс) по теме

Гепалова Елена Анатольевна

Рабочая программа по химии для 8 класса рассчитана на 3 часа внеделю и содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по химии 8 кл.313.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение  

Мальчевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

педагогическим советом школы

1   от  30 августа 2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом МОУ Мальчевская СОШ

141  от 30 августа 2013 г.

Директор школы

___________/А.А.Зелинский/

                                               

Рабочая программа

по химии

( 8-а,  класс)

на 2013 -2014  учебный год

(учебники: «Химия-8»,  

автор:  Габриелян О.С.)

                     Составитель:

                     Гепалова Е.А.,

                     учитель химии

ст.Мальчевская

2013г.

Рабочая программа курса

«НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

для 8 класса

общеобразовательных учреждений

 Пояснительная записка

Программа курса построена по концентрической концепции.

Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.  Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально знания на богатом практическом материале.

      Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного  общего      образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 3 часа в неделю, на 35 учебных недель.  

 

Изучение химии на ступени основного общего образования

направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, носящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки.

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Данная программа содержит все темы , включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Количество часов в неделю-3 часа, количество учебных недель-35.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

                   Требования к уровню подготовки

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь:

  • Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПС Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов ПС Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Безопасного обращения с веществами и материалами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • Приготовления растворов заданной концентрации.

Результаты обучения в курсе «Неорганическая химия» в 8 классе:

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

  • Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
  • Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
  • Основные типы химической связи,
  • Типы кристаллических решеток,
  • Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
  • Типологию химических реакций по различным признакам,
  • Сущность электролитической диссоциации,
  • Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы, простое и сложное вещество, аллотропия, относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс, химическая связь и ее виды и разновидности, химическая реакция и ее классификации, скорость химической реакции и факторы ее зависимости, обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения, электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов, ионы и их классификация и свойства, электрохимический ряд напряжения металлов.
  • Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
  • Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Контроль уровня обученности:

Формы контроля

  • Текущий контроль «Атомы химических элементов».
  • Текущий контроль «Простые вещества».
  • Текущий контроль «Соединения химических элементов».
  • Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
  • Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
  • Итоговая контрольная работа по разделу «Неорганическая химия».

                                  КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ПО ХИМИИ

«5»-учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;

«4»- учащийся изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности. На дополнительные вопросы ответил правильно.

«3»- учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения. На дополнительные вопросы ответить не смог.

«2»- учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Литература и средства обучения

За основу взят учебник О.С. Габриелян, «Химия-8». В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчетных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, ряд активности металлов, таблица растворимости основных классов неорганических соединений следующие источники информации:

Учебно-методический комплект для учителя:

  • О.С. Габриелян, «Химия-8».
  • Программа курса неорганической химии. Автор О.С. Габриелян.
  • О.С. Габриелян. Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8 классе.
  • О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Настольная книга учителя химии 8 класс», Москва «Дрофа», 2010.
  • О.С. Габриелян, контрольные и проверочные работы «Химия 8 класс».

Учебно-методический комплект для учащихся:

  • О.С. Габриелян, «Химия-8», изд. «Дрофа», 2008г.
  • О.С. Габриелян и др. «Мы изучаем химию», М., изд. «Дрофа», 2004г.

Учебно-тематический план

(неорганическая химия 8-а класс)

№п/п

Тема

Количество часов

Уроки

Практические, лабораторные, тестовые и самостоятельные  работы

Контрольные работы

1

Введение

7

7

-

-

2

Атомы химических элементов

14

13

с.р.-2

1

3

Простые вещества

9

8

1

4

Соединения химических элементов

19

18

с.р.-1

1

5

Изменения происходящиес веществами

13

12

-

1

6

Практикум №1. Простейшие операции с веществами

5

-

пр.р-5

-

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

23

22

с.р.-2

1

8

Прктикум №2. Свойства растворов электролитов

4

-

пр.р.-4

-

9

Портретная галерея великих химиков

8

7

-

1

 Всего: 102 часа


Поурочное планирование по химии 8 «а» класс

  •                                              Тема учебного занятия

Основные  понятия

Контороль

Демонстрационные, лабораторные опыты, оборудование, эксперимент, применение ИКТ.

Домашнее задание

  •       Дата        

№ п/п

План

Фактич.

Введение ( 7 часов)

2.09.13

2.09.13

1.

Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования.

Химия, химический элемент, простые и сложные вещества.

Демонстрационные опыты.

§1, вопросы4,8,9 (п.), 5-7(у).

5.09.13

5.09

2.

Превращения веществ. Отличия физических и химических явлений. Роль химии в жизни человека.

Химические и физические явления.

 § 2, вопросы устно.

7.09.13

7.09

3.

  История становления  химии как науки.

  • Л.М. Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров.

Слайд-презентация « История становления  химии как науки»

  • §3, вопросы устно, сообщения.

9.09.13

9.09

4.

Химическая символика. Химические формулы. Относительная атомная  и молекулярная масса.

Химическая формула, коэффициент, индекс

 § 5, вопр. 2-3(п), 1,4(у).

12.09.13

12.09

5.

Вычисления массовой доли элемента по его формуле.

Массовая доля элемента.

 § 5, вопр. 6,7 (п).

14.09.13

14.09

6.

Относительные атомные и молекулярные массы.

  • Ar    Mr

 §5, вопр. 8.

16.09.13

16.09

7.

Структура периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

  • Период, ряд, группа, подгруппа, характеристика химического элемента.

 §4, вопр. 1-4 (у), 5 (п).

Тема 1. Атомы химических элементов.(14 часов).

19.09.13

19.09

8.

Атомы как форма существования химических элементов. Развитие представлений о строении атомов.

Планетарная модель атома, атомы, молекулы.

С.р. по теме: «Вещества, массовые доли элементов»

Д. Модели атомов химических элементов.

 § 6, вопр.1,2 (у).

21.09.13

21.09

9.

Состав атомных ядер.

Протоны, нейтроны, электроны.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

 § 6, вопр. 4(у), 3, 5(п).

23.09.13

23.09

10.

Изотопы. Массовое число атома.

 Протоны, нейтроны, электроны, изотопы, массовое число атома.

 § 7, вопр. 1-5 (у), 6(п).

26.09.13

26.09

11.

 Строение электронных оболочек.

Энергетический уровень, завершенный и незавершенный слой.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

 § 8, вопр. 1,2 (п), 3,4,5,6,7 (у).

28.09.13

28.09

12.

 Физический смысл периодического закона и периодической таблицы Д.И. Менделеева.

Физический смысл порядкового номера.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

 § 9, вопр. 1,3-5 (у).

30.09.13

30.09

13.

Характеристика химического элемента.

Электронная формула

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Характеристика  х.э. йод, сообщения о йоде.

3.10.13

3.10

14.

Характеристика химического элемента.

Атомные орбитали.

С.р.по теме: «Хар-ка хим. элемента»

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

 Характеристика  х.э. хлор, сообщения о хлоре.

5.10.13

3.10

15.

Бинарные соединения.

Оксиды, гидриды, сульфиды.

 Слайд-презентация «Бинарные соединения»

 § 10, индивид. задания в тетради.

7.10-10.10.13

5.10-

7.10

16-17.

Ионная связь.

Ионы.

Слайд-презентация» Ионная связь»

§ 9 , вопр.2 (б,в),

§10, вопр.1  (п)

12.10.13

9.10

18.

Ковалентная неполярная связь.

Химическая связь.

Слайд-презентация «Ковалентная неполярная связь»

§ 10, вопр. 3,5.

14.10.13.

12.10

18.

Ковалентная полярная связь.

Спаренные электроны, общая электронная пара.

Слайд-презентация «Ковалентная полярная связь»

§11 , вопр. 2(а),4(п).

17.10.13

14.10

19.

Металлическая связь.

Химическая связь, характеристика химического  элемента.

Слайд-презентация «Металлическая связь»

§ 12, вопр.3(п).

19.10.13

17.10

20.

Обобщение, систематизация знаний по теме1

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Повт. §6-12, задания в тетради.

21.10.13

21.10

21.

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».

К. р. №1 по теме «Атомы химических элементов».

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Повт. §6-12.

Тема 2. Простые вещества (9  часов)

24.10.13

24.10

22.

Положение  металлов и неметаллов в ПСХЭ. Металлы, физические свойства металлов.

Металлы, неметаллы, электропроводность, теплопроводность.

  Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

§13, вопр. 2,3,4, сообщение о зеркалах.

26.10.13

26.10

23.

Неметаллы. Аллотропия.

Аллотропия.

Л.о. Составление моделей молекул и кристаллов с разными хим. св.

§14, вопр.1,3,4,5(у).

28.10.13

28.10

24.

 Металлические и неметаллические свойства простых веществ.

Свойства физические и химические.

Л.о. Составление моделей молекул и кристаллов с разными хим. св.

§14,вопр.3(п).

31.10.13

31.10

25.

 Постоянная Авогадро. Моль. Количество вещества.

Моль,  молярная масса, молярный объем.

Д. Некоторые металлы и неметаллы кол-м вещества 1 моль.                                            

 § 15, вопр. 1(б), 2(б,в),4 (п).

11.11.13

11.11

 26.

Расчеты с использованием понятия «моль»

Моль.    

§16, вопр.1 (б,в), 2(б).

14.11.13

14.11

27.

Расчеты с использованием понятия «моль»

Моль, молярный объем.    

§ 15,вопр.3(в),

§16, вопр.2(в).

16.11.13

16.11

28.

Расчеты с использованием понятия «моль»

Моль, молярная масса.  

§16, вопр. 4(п).

16.11.13

16.11

29.

Расчеты с использованием понятия «моль»

Моль.    

§§ 13-16, вопр.5(б).

18.11.13

18.11

30.

Контрольная работа 2 по теме «Простые вещества».

К. р.№ 2 по теме «Простые вещества».

Повт. гл.2

Тема3. Соединение химических  элементов. (19 часов).

21.11.13

21.11

31.

Степень окисления. Определение степени окисления.  

Степень окисления.

Слайд-презентация «Степень окисления».

§17(стр.86-89, вопр. 2(г).

23.11.13

23.11

32.

Составление формул бинарных соединений, общий способ  их называния.

Бинарные соединения.

§17, вопр.2(а,б).

25.11.13

25.11

33.

 Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды. Составление формул бинарных соединений.

Химическая формула.

Д. Образцы оксидов.

§18 (стр. 91-95),вопр.1, подготовить собщения.    

28.11.13

28.11

34.

 Вода, углекислый газ, негашеная известь.

 

 Оксиды.

 

 § 18, вопр.5              

30.11.13

30.11

35.

Гидриды: хлороводород, аммиак.

Гидриды.

Слайд-презентация «Аммиак»

§ 18, вопр. 4,6.

2.12, 5.12,7.12.13

2.12

5.12

7.12

36-38

Основания, их состав и названия.

Свойства оснований.

Способы получения оснований.

Основания, щелочи, гидроксиды натрия, калия, кальция. Щелочи. Реакция нейтрализации.

Д. Образцы оснований.

Слайд-презентация «Основания»

§ 19, вопр.4,6

9.12,

12.12,14.12.13

9.12

12.12

14.12

39-41

 

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.

Свойства кислот, способы получения кислот.

 

Кислоты. Основность . Кислородсодержащие и безкислородные кислоты. Реакция нейтрализации.

Д. Образцы кислот

Слайд-презентация «Кислоты: органические и неорганические»

§ 20, вопр. 2,4, 5(а).

16.12.13

16.12

42.

Соли как производные кислот и оснований.

Соли

Слайд-презентация «Соли»

§21 табл.5 до109с   , вопр.1.          

19.12.13

19.12

43.

Упражнения в составлении

Формул солей и в их названиях.

       

§21 , инд.задание. вопр.3.

21.12.13

21.12

44.

Аморфные и кристаллические вещества.   Типы кристаллических решеток.

 

 Кристаллические решетки,.

С.р.по теме: «Классы неорганических веществ»

Д. В-ва аморф. и кристаллические.  

§22,с114-115, вопр.3-6(у).

23.12.13

45.

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Д. Крист-е решетки алмаза, пов.соли, меди.

§22,с115-120, вопр.5,6(у), задание в тетради (п).

26.12.13

26.12

46.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Однородные и неоднородные смеси.

Л.о. Знакомство с образцами веществ различных кл.

Л.о. Разделение смесей с помощью делительной воронки.

Л. о. Дистилляция воды.

§23, вопр1,2,4(у),  §25, вопр.3(б,в),4(у).

13.01.14

13.01.14

47.

Массовая и объемная доли компонента смеси..

Массовая, объемная доли

 §24, вопр.1-3, с128.

16.01.14

16.01

48.

Повторение и обобщение темы3.

Повт.§§17-24, задание в тетради

18.01.14

18.01

49.

Контрольная работа 3.Тема «Соединения хим.элементов.»

К. р.  3.Тема «Соединения хим.элементов.»

§25.

Тема 4. «Изменения, происходящие с веществами» (13 часов)

20.01.14

20.01

50.

Явления, связанные с изменениями состава вещества. Признаки химических реакций.

Признаки химических реакций.

Д. Плавление парафина, возгонка йода, раств-е  K MnO диффузия душистых веществ с горящей лампочки. Накаливание.

Л.О.1.Сравнение скорости испарения воды и спирта на фильтр.бумаге.

§25,  вопр.2-6

23.01.14

23.01

51.

Экзо- и эндотермические реакции. Реакции горения.

 Реакции горения и окисления.

Д. Горение Mg, P вз-е HCl с CaCO получение Cu(OH) раств-е Cu(OH)вHCl

§26, вопр. 2-6  

25.01.14

25.01

52.

Закон сохранения состава вещества. Составление химических реакций.

Индексы, коэффициент, химическая реакция.

Д. Опыты подтверждающие закон сохранения массы веществ.

§.27, с139-142 вопр.1,с.145         .

27.01.14

29.01

53.

Написание химических реакций.

Индексы, коэффициент, химическая реакция.

 § 27с142-145 вопр.2,с145

28.01.14

27.01,1.02

 54.

 Расчеты по химическим уравнениям.

Моль.

 § 28, вопр.1.

1.02.14

30.01

55.

Расчеты по уравнениям реакций, когда исходное вещество содержится в растворе или содержит определенную долю примесей.

Моль, массовая доля примеси.

§ 28, упр. 2

3.02.14

3.02

56.

Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции. Катализ.

Скорость химической реакции, катализатор.

§29, вопр.2-4

6.02.14

5.02

57.

Реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции.

Смещение химического равновесия.

 §30, вопр.1(в,г,д), 2(б,г), 7(у).

8.02.14

10.02.14

8.02

10.02

 58.

 

59.

Реакции замещения. Ряд Бекетова металлов.

 

Реакции обмена.

 

 

Электрохимический ряд напряженности металлов.

Реакции нейтрализации.

 

§ 31,вопр 1-3

§ 32,вопр. 4-5

13.02.14,15.02

13.02

15.02

60-62

Типы химических реакций. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Типы химических реакций.

 

 

§ 33, вопр 3

17.02.14

17.02

62

 

 .

Подготовка к контрольной работе.

 

§§ 25-33,задание в тетради.

20.02.14

20.02

63.

Контрольная работа №4 по теме : «Изменения, происходящие с веществами»

 

К. р. №4 по теме : «Изменения, происходящие с веществами»

§§ 25-33(повт.). Подготовиться к пр.раб. №1

22.02.14

22.02

 64.

 

 Практическая работа №1.  «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Правила техники безопасности.

Пр. р. №1.

 Отчет. Подготовиться к пр.раб. №2

24.02.14

24.02

 65.

 Практическая работа №2. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».

Реакции горения.

Пр. р. №2

 Отчет. Подготовиться к пр.раб. №3

27.02.14

27.02

 66.

 Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды».

Смеси и чистые вещества.

Пр. р. №3

Отчет.Подготовиться к пр.раб. №4

1.03

1.03

67

Практическая работа №4. «Признаки химических реакций».

Признаки химических реакций.

Пр. р. №4

Отчет.Подготовиться к пр.раб. №5

3.03.14

3.03

68.

Практическая работа №5. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

Массовая доля вещества в растворе.

Пр. р. №5

Отчет.

 

Тема №6.«Растворение . Растворы. Свойства растворов электролитов»(23  часа).

6.03.14

69.

Растворение как физико -  химический процесс. Понятие о гидратах.

Гидраты, кристаллогидраты.

§34, с.186-188, задача в тетради.

8.03.14

70.

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Кривые растворимости. Значение растворов.

Кривые растворимости, насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы.

§ 34, вопр. 1-5(п).

10.03.14

71

Электролиты, не электролиты. Электролитическая диссоциация веществ.

Электролиты,  не электролиты

Эл. диссоциация веществ

 

С.р. По теме: «Растворы»

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность, слайд-презентация, учебный фильм.

§35  упр.1-3, с.198

13.03.14

72.

Механизм  диссоциации электролитов с различным типом  связи. Степень диссоциации . сильные и слабые электролиты.

Механизм диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Д. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации

§ 35, вопр. 4-5.

15.03.14

 73.

 

 Основные положения теории электролитической диссоциации.

 Ионы. Катионы. Анионы.

.

§.36, вопр.1,2.              

17.03.14

74.

Реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена.

Диссоциация.

§37,вопр.2-3      

20.03.14

75.

Классификация ионов и их свойства.

Ионы.

§ 37 , вопр.5(г,д).      

31.03.14

 76.

Кислоты и их классификация.

Кислоты.

§ 38, вопр.3

3.04.14

77

Диссоциация кислот.

Диссоциация.

§38, вопр.6.

6.04.14

78.

Свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Химические свойства.

С.р.по теме: «Электр-я диссоциация»

Л.о. реакции характерные для кислот

§38, вопр.4,5.

7.04.14

79.

Основания, их классификация.

Основания, щелочи.

§39, вопр. 2.

10.04.14

80.

Диссоциация оснований.

Диссоциация.

§ 39, вопр.3

5

12.04.14

81.

 Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Химические свойства.

 

§ 39, вопр.5

14.04.14

82.

Соли, их классификация.

Соли.

Л.о. реакции характерные для солей

§41 вопр.1-2 с225    

           

17.04.14

83.

Диссоциация солей.

Ионы.

§ 41, вопр. 3                      

19.04.14

84.

Свойства солей  в свете теории электролитической диссоциации.

Химические свойства.

§41, вопр. 5

21.04.14

85.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах

Кислотные и основные оксиды.

Л.о. реакции характерные для основных оксидов на примере CaO

§40, вопр.1-3 с221 подг. к зачету, повт.§35-41.

24.04.14

 86.

Генетическая связь между основными классами неорганических веществ.

Генетические ряды, генетическая связь. Оксиды, основания, кислоты, соли.

Д. Генетический ряд фосфора.

§42, вопр.2, 4.  

26.04.14

87.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель.

ОВР, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления

Д. Взаимодействие Zn с S, HCl, CuCl2, горение Mg

Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.  

§43,с.229-231, вопр.2.

30.04.14

 88.

Типы окислительно-восстановительных реакций.

 

ОВР.

 

  § 43, вопр.3, 7(б,г).                        

5.05.14

89.

Составление ОВР методом ОВР.

ОВР.

 

§ 43, вопр.2 (б).

8.05.14

12.05.14

90.

91

 

Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

 Контрольная работа 5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.»

ОВР

К. р.№ 5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.»

Повт. § 34-43, задания в тетради.

§34-43(повт.)

Подготовиться к пр.раб. №6

15.05.14

92.

Практическая работа №6. «Ионные реакции»

Ионы, диссоциация.

Пр. р. №6

Отчет.

Подготовиться к пр.раб. №7

17.05.14

93.

Практическая работа № 7 . «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

Реакции ионного обмена.

Пр. р. №7

 Отчет.

Подготовиться к пр.раб. №8

19.05.14

94.

Практическая работа №8. «Свойства кислот, оснований, солей, оксидов».

Химические свойства.

Пр. р. №8

Отчет.

Подготовиться к пр.раб. №9.

22.05.14

95.

Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач.

Генетическая связь между ОКНС.

Пр. р. №9

Отчет.

24.05.14

96.

Атомно-молекулярная теория М.В. Ломоносова.

Атомы. Молекулы.

Слайд-презентация.

Гл.9

24.05.14

97.

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

ПСХЭ

Слайд-презентация.

Гл. 9

24.05.14

97.

Закон Авогадро.

Моль.

Слайд-презентация.

Гл. 9

24.05.14

98.

Учение К. Льюиса.

Химическая связь.

Слайд-презентация.

Гл.9

26.05.14

99.

Теория С. Аррениуса.

Диссоциация веществ.

Слайд-презентация.

Гл. 9

26.05.14

100

Обобщение учебного материала.

Гл. 1-9

29.05.14

101.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

29.05.14

102.

Анализ контрольной работы. Итоговый урок.

ВСЕГО:102 часа.


Контрольно-измерительные материалы.

19.09.                                1.      Самостоятельная работа по теме:

       «Вещества, массовая доля элементов»

1 вариант

  1. Запишите формулу вещества и вычислите его относительную молекулярную массу, если известно, что в состав его молекулы входят:

а) 2 атома водорода;

б) 2 атома фосфора 5 атомов кислорода.

Указать какое из этих вещества является простым, а какое сложным.

  1. Рассчитать массовые доли элементов в следующем веществе

K2SiO3.

Самостоятельная работа по теме:

«Вещества, массовая доля элементов»

2 вариант

1. Запишите формулу вещества и вычислите его относительную

молекулярную массу, если известно, что в состав его молекулы входят:

а) 2 атома азота;

б) 2 атома натрия 1 атом кислорода.

Указать какое из этих вещества является простым, а какое сложным.

2. Рассчитать массовые доли элементов в следующем веществе

Na2SO4.

3.10.                                  2.   Самостоятельная работа по теме:

«Характеристика химического элемента»

1 вариант

Дать характеристику следующим элементам: С, Na.

Самостоятельная работа по теме:

«Характеристика химического элемента»

2 вариант

Дать характеристику следующим элементам: Li, Si.

           

21.10.                                     3. Контрольная работа №1

по теме:

«Атомы химических элементов»

Вариант I.

    1. а) Распределите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств:  Rb, Li, K.

            б)  Распределите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: Si, P,Mg.

        2.  Определите вид химической связи для следующих веществ: О2, Na, KCL, H2S. Составить схемы  

             образования любых двух видов связи.

       3. Определите число протонов, электронов, нейтронов для изотопов 37СL  35CL и 17О  18О .

       4. Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение

           электронов по энергетическим уровням:      2,8,2  ;   2,2   ; 2,8,6.

        5.  Рассчитайте массовые доли элементов в KCLO4.

Контрольная работа №1

по теме:

«Атомы химических элементов»

Вариант II.

      1. а) Распределите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств:  AL, P, Mg.

         б)  Распределите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств F, I, Br.

     2.  Определите вид химической связи для следующих веществ: N2, Ca, NaCL, SO2. Составить схемы

         образования любых двух видов связи.

    3. Определите число протонов, электронов, нейтронов для изотопов 39Ar  40Ar  и 39K  40K .

    4. Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение

       электронов по энергетическим уровням:       2,8,5  ;   2,6   ; 2,8,3.

   5.  Рассчитайте массовые доли элементов в MgSO4.

18.11.                                        4.     Контрольная работа №2

по теме: «Простые вещества»

1 вариант

  1. Какое количество вещества оксида кальция (CaO) имеет массу 112 г?
  2. Рассчитайте массу и объем углекислого газа (СО2 ), количеством вещества 3,5 моль, при н.у.
  3. Положение металлов в ПСХЭ, особенности их электронного строения. Общие физические свойства металлов. Составить электронные формулы лития и алюминия.

                                                Контрольная работа №2

по теме: «Простые вещества»

2 вариант

1.Вычислите массу 5 моль сероводорода (Н2S) .

2. Рассчитайте массу и объем фтора (F2 ), количеством вещества 5,5 моль, при н.у.

3.Положение неметаллов в ПСХЭ, особенности их электронного строения. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. Составить электронные формулы серы и гелия.

21.12.                5.               Самостоятельная работа по теме:

«Классы неорганических веществ»

1 вариант

1.Составьте формулы следующих веществ:

нитрат серебра(I), фосфат цинка,

оксид серы(VI), серная кислота,

гидроксид кальция, угольная кислота,

оксид железа(III), гидроксид меди(II).

  1. Распределите по соответствующим классам вещества имеющие следующий состав: Pb(NO3)2, H2SO3, ZnO, KOH, CuCl2, H2SiO3, CO2,Mn(OH)2. Дайте им названия.

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

Самостоятельная работа по теме:

«Классы неорганических веществ»

2 вариант

1.Составьте формулы следующих  веществ:

хлорид алюминия, карбонат калия,

оксид азота (V), фосфорная кислота,

гидроксид железа (II) , оксид алюминия,

кремниевая кислота, гидроксид натрия.

2. Распределите по соответствующим классам вещества имеющие следующий состав: NaNO3 , H2SO4, FeO, LiOH, MgCl2, H2SO3, NO2, Ba(OH)2. Дайте им названия.

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

18.01.                              6. Контрольная работа №3 по теме:

«Соединения химических элементов»

Вариант 1

  1. Рассчитайте количество вещества, которое соответствует 240 г NaOH.
  2. Найдите массу 10 моль Fe(OH)2.
  3. Назовите следующие вещества: SO3, Al2O3, MnO2, HNO2, H2CO3, HCl, LiOH, Na2SO4, FeSiO3, Cr(NO3)3.
  4. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: NO2, Al(OH)3, H3PO4, Ba(NO3)2.
  5. Напишите молекулярные формулы соединений: оксида фосфора(V), сернистой кислоты, сероводородной кислоты, нитрата алюминия, гидроксида магния.

Контрольная работа №3 по теме:

«Соединения химических элементов»

Вариант 2

  1. Рассчитайте количество вещества, которое соответствует 98 г Cu(OH)2.
  2. Найдите массу 1 моль Fe(OH)3.
  3. Назовите следующие вещества: CuO, Mn2O7, N2O3, HNO3, H2SO3, H2S, Fe(OH)2, NaOH, Al(OH)3, Ca3(PO4)2.
  4. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:CoO, Fe(OH)3, CuOH, H2SO4.
  5. Напишите молекулярные формулы соединений: оксида серебра(I), оксида железа(III), серной кислоты, азотистой кислоты, гидроксида хрома(II).

20.02.              7. Контрольная работа №4

по теме: «Изменения происходящие с веществами».

I вариант

1. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:

        А) оксид фосфора (V) + вода = фосфорная кислота

        Б) соляная кислота + алюминий = хлорид алюминия + водород

        В) нитрат серебра + хлорид железа (III) = хлорид серебра + нитрат железа(III)

        Г) гидроксид цинка(II) = оксид цинка(II) + вода

2. Задача . Рассчитайте объем углекислого газа (н.у.), полученного при полном сгорании 2,4 г углерода.

  1. Задача. Какое количество вещества и масса железа потребуется для реакции 16 г серы? Схема реакции : Fe+S→ FeS

Контрольная работа №4

по теме: «Изменения происходящие с веществами».

2 вариант

1. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:

       А) оксид серы (IV) + вода = сернистая кислота

       Б) серная кислота + цинк = сульфат цинка + водород

       В) азотная кислота + гидроксид хрома (III) = нитрат хрома (III) + вода

       Г) гидроксид железа (III) = оксид железа (III) + вода

2. Задача. Рассчитайте объём водорода (н.у.) , полученного при взаимодействии 48 г магния с избытком соляной кислоты.

3.  Задача . Вычислите массу натрия, необходимого для получения 10,7г хлорида натрия с избытком хлора. Схема реакции: 2Na + Cl2= 2NaCl.

22.02.                                  8.

Практическая работа №1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

Ход работы

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

  1. Чугунная подставка
  2. Стержень
  3. Муфта
  4. Лапка
  5. Кольцо

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

1.Сосуд

2.Фитиль

3.Металлическая трубка с диском

4.Колпачёк

1.Снять колпачок

2.Прроверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда

3. Зажечь спиртовку горящей спичкой (НЕЛЬЗЯ ЗАЖИГАТЬ СПИРТОВКУ ОТ ДРУГОЙ ГОРЯЩЕЙ СПИРТОВКИ!)

4. Погасить спиртовку накрыв пламя колпачком.

3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

4.Фильтрование

1. приготовить фильтровальную бумагу;

2. смочить фильтровальную бумагу;

3. вложить в воронку;

4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.


Тест по правилам техники безопасности

  1. Как определить газ по запаху?

А) наклониться над сосудом и вдохнуть

Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох

В) не знаю

  1. Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:

А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони

Б) этикетка находится снизу

В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов.

  1. При разливе жидкости на столе необходимо:

                  А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

  1. Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?

А) можно перепутать реактивы

Б) создается беспорядок

В) можно запачкать лабораторную тетрадь

Г) все выше перечисленное

  1. Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:

А) долго не закипит

Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки

В) плохо нагревается

Г) не знаю

Тест по правилам техники безопасности

  1. Как определить газ по запаху?

А) наклониться над сосудом и вдохнуть

Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох

В) не знаю

  1. Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:

А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони

Б) этикетка находится снизу

В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов.

  1. При разливе жидкости на столе необходимо:

                  А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

  1. Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?

А) можно перепутать реактивы

Б) создается беспорядок

В) можно запачкать лабораторную тетрадь

Г) все выше перечисленное

  1. Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:

А) долго не закипит

Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки

В) плохо нагревается

Г) не знаю

24.02.                                 9.

Практическая работа №2

Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы: Изучение строения пламени.

                        Определение продуктов горения.

Оборудование: Свеча, резиновая груша, пробирки

Реактивы: Известковая вода.

Ход работы

Опыт 1. Физические явления при горении:

Зажгли свечу. Наблюдали: таяние парафина. Это физический процесс – плавление.

Опыт 2. Наблюдали: на предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное пятно – сажа.

Вывод:

Наблюдали: сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела.

Вывод:

Наблюдали: в эту же пробирку быстро прилили известковой воды, она помутнела.

Вывод:

Опыт 3. Наблюдали: усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени.

Вывод:

Наблюдали: горение свечи дольше под 3-х литровой банкой, чем под пол-литровой.

Вывод:

27.02.                               10. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

Анализ почвы и воды.

ЦЕЛЬ: исследовать почву и речную воду ст. Мальчевской

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: 

пробирки, почва, речная вода, дистиллированная вода, пробка, мерная пробирка, лупа, лабораторный штатив, воронка, бумажный фильтр, стеклянная пластинка, держатель, спиртовка, лакмусовая бумажка, мерный цилиндр, коническая колба.

 

Оформление осуществить в следующей таблице:

Порядок выполнения работы

Рисунки прибора с поясняющими надписями

Наблюдения

Выводы

1.Механический анализ почвы

Осаждение частичек почвы на дно пробирки происходит следующим образом:

В состав почвы входят:

2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

Внешний вид фильтрата и его состав:

Лакмусовая бумажка имеет цвет:

Почва

состоит из:

Среда почвы -

3.Определение прозрачности воды

Высота водного столба дистиллированной воды:

Высота водного столба речной воды:

Уровень прозрачности речной воды –

Речная вода -

4.Определение интенсивности запаха воды

Запах речной воды -

По шкале интенсивности запахов соответствует -

Вывод.

1.03.                          11.

Практическая работа №4

Признаки химических реакций

Инструктаж по технике безопасности

Цель работы: 1)провести химические реакции;

2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: медная проволока, H2SO4, HCl,  роданид калия,

мел (CaCO3),  FeCl3,  Na2SO4, BaCl3.

Ход работы

Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II)

Cu + O2 =

Тип реакции:

Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой.

CuO + H2SO4 =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой

CaCO3 + HCl =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 3.  Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия

FeCl3 + KSCN =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 4. Взаимодействие  карбоната натрия с хлоридом кальция

Na2CO3 + CaCl2 =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

 

3.03.                        12.

Практическая работа №5

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.

Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.

Реактивы: Сахар, вода.

Ход работы

  1. Определить массу сахара (взвесить);
  2. Приготовить раствор;
  3. Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;
  4. Рассчитать число молекул сахара в полученном растворе.

Дано:

Н2О, С12Н22О12

mсахара=.

Vводы = 50мл.

______________

ωсахара =?

ωводы = ?

Nсах. = ?

10.03.                    13.  Самостоятельная работа по теме: «Растворы».

1 вариант

  1. Используя рис. 123 (стр. 189), сравните растворимость сульфата магния и нитрата бария. Какая наибольшая масса этих солей может раствориться в 200г воды при температуре 50 С?
  2. В 50 г воды растворили 50 г щелочи. Вычислите массу полученного раствора и массовую долю растворенного вещества в воде?
  3. В 2 литрах раствора содержится 196 г серной кислоты. Рассчитай те молярную концентрацию этого раствора.

Самостоятельная работа по теме: «Растворы».

2 вариант

1. Используя рис. 123 (стр. 189), сравните растворимость хлорида бария и сульфата калия. Какая наибольшая масса этих солей может раствориться в 50г воды при температуре 90 С?

2. В 170 г воды растворили 30 г соли. Вычислите массу полученного раствора и массовую долю растворенного вещества в воде?

3. В 60 миллилитрах раствора содержится 11 г хлорида кальция. Рассчитай те молярную концентрацию этого раствора.

5.04.      14.                           Самостоятельная работа по теме:

«Электролитическая диссоциация»

1вариант

  1. Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запишите электролиты, в другой неэлектролиты: р-р КОН, тверд.КОН, кристаллы сахара, дистиллированная вода, карбонат кальция.
  2. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых приведены ниже? Составьте уравнения диссоциации этих соединений: Al(NO3)3, NaOH, Fe(OH)3, Mg(NO3)2, H2SO4.

Самостоятельная работа по теме:

«Электролитическая диссоциация»

2вариант

1. Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один

запишите электролиты, в другой неэлектролиты: кристаллический NaCl,

спирт, сульфат бария, уксусная кислота.

2. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы

которых приведены ниже? Составьте уравнения диссоциации этих

соединений: KOH, H3PO4, Fe2(SO4)3, BaCl2, Cr(OH)3.

12.05.                        15                   . Контрольная работа №5

по теме: «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».

Вариант 1

  1. Дать названия следующим соединениям и определить их класс:

КОН, SiО2, Fe(ОН)3, Н2SO3, НgO, СаСО3, СrCl3, Na2S, АlРО4, НNО2.

  1. Записать уравнения диссоциации веществ:

NaCl, Ca(NO3)2, Ba(OH)2, Fe2(SO4)3.

  1. Дана схема превращений:

S→SO2→Na2SO3→SO2

а) составьте молекулярные уравнения реакций;

б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.

  1. Задача. Рассчитайте объём водорода (н.у.), который выделился при взаимодействии

10 г цинка с соляной кислотой, если массовая доля выхода продукта составляет 50 %.

Контрольная работа №5

по теме: «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».

Вариант 2

1. Дать названия следующим соединениям и определить их класс:

Ва(ОН)2, SО2, Аl(ОН)3, Н3PO4, НgS, K2СО3, HNO3, AgCl, Na24, Al2О3.

2. Записать уравнения диссоциации веществ:

H3PO4, AlPO4, LiF, Ba(OH)2.

3. Дана схема превращений:

P→P2O5→H3PO4→Ba3(PO4)2.

а) составьте молекулярные уравнения реакций;

б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.

4. Задача. Рассчитайте массу осадка полученного при взаимодействии 80 г

35% раствора хлорида бария с серной кислотой.

15.05.                           16.   Практическая работа №6

по теме:«Ионные реакции»

Цель работы: Усовершенствовать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Опыт 1 Обнаружение сулъфат-ионов SO42-

В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата натрия, а в другую — 1—2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.

Составьте уравнения электролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции.

Какие соединения могут служить реактивом на ионы бария Ва2+?

В чем сущность обнаружения ионов с помощью реактива?

Опыт 2 Обнаружение хлорид-ионов Cl

По таблице растворимости выясните, какие соли, содержащие хлорид-ион Cl-, нерастворимы (малорастворимы). При помощи имеющихся у вас реактивов докажите, что в растворе хлорида натрия присутствуют хлорид-ионы.

Составьте уравнения диссоциации солей, реакции обмена и полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций.

Опыт 3 Обнаружение сульфат-ионов SO42-и хлорид-ионов Cl-

В двух пробирках содержатся растворы хлорида калия и сульфата магния. С помощью каких реакций можно доказать, что в одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой — раствор сульфата магния?

Раствор из первой пробирки разделите пополам и перелейте в две пробирки. Прилейте в одну пробирку раствор нитрата свинца (II), в другую — раствор хлорида бария. В какой из пробирок выпал осадок? Какая из солей — KCl или MgSO4 — содержится в первой пробирке?

Раствор из второй пробирки испытайте на присутствие аниона, не обнаруженного в первой пробирке. Для этого к испытуемому раствору прилейте раствор нитрата свинца (II). Объясните наблюдаемое.

Составьте уравнения реакций обмена проведенных вами реакций и полные и сокращенные ионные уравнения реакций обнаружения ионов.

Опыт 4. Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ: а) хлорида бария; б) сульфата магния; в) карбоната аммония. Для выполнения этого опыта используйте таблицу 12.

17.05.                                17.      Практическая работа № 7.

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца .

Опыт 1

Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 2—3 мл раствора: в 1-ю — сульфата меди (II), во 2-ю — хлорида калия, в 3-ю — сульфата алюминия. Затем в каждую пробирку добавьте: в 1-ю немного раствора гидроксида натрия, во 2-ю — раствора фосфата натрия, а в 3-ю — раствора хлорида бария. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.

Опыт 2

В две пробирки налейте по 2—3 мл растворов сульфита натрия и карбоната натрия соответственно. Затем прилейте в каждую из них раствор азотной кислоты. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.

Опыт 3

В одну пробирку налейте 3—4 мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте соляную кислоту или раствор серной кислоты до обесцвечивания.

В другую пробирку налейте примерно 2—3 мл сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Образуется голубой осадок гидроксида меди (II). Прилейте в пробирку серную кислоту до растворения осадка Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. Поясните, почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй — растворение осадка. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?

         

                19.05.                          18.          

Практическая работа №8

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: HCl, NaOH, Zn, AgNO3, Ca(OH)2, CaO.

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

  1. HCl + NaOH =
  2. HCl + Zn =
  3. CaO + HCl =
  4. AgNO3 + NaCl =
  5. Ca(OH)2 + CO2 =

Выводы:

Задание:

  1. Осуществить реакции;
  2. Определить какие свойства (кислот, оснований, оксидов и солей) характеризует каждая реакция;
  3. Определить тип реакции, обратимость;
  4. Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.

                      22.05.                                19.

Практическая работа № 9

Решение экспериментальных задач

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Научиться опытным путем получать или определять вещества.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: KCl, MgSO4, Zn, PbNO3, BaCl2, H2SO4

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

I.

  1. KCl + Pb(NO3)2 =
  2. KCl + BaCl2 =
  3. MgSO4 + Pb(NO3)2 =
  4. MgSO4 + BaCl2 =

II.

Zn + H2SO4 =

Выводы:

Задание:

  1. Обнаружение сульфат-ионов SO42- и хлорид-ионов Cl- (стр.238 опыт 3);
  2. Получить хлорид цинка ZnSO4 (стр.242 задание 1):
  1. определить тип реакции, обратимость;
  2. для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.
  3. окислительно-восстановительные реакции уравнять методом электронного баланса.

29.05.        20. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Вариант 1.

  1. Расположите, используя ПСХЭ Д.И.Менделеева, следующие элементы в порядке увеличения металлических свойств их атомов: Na, Mg, Si.
  2. Определите вид химической связи в веществах, дайте им названия: Al, MgCl2, Н2, Н2S.
  3. Дать названия следующим соединениям и определить их класс: КОН, SiO2, Fe(OH)3, Н2SO3, НgO, СаСO3, НNO2, СrCl3, Na2S, AlPO4.
  4. Указать степени окисления атомов химических элементов в соединении: AlPO4.
  5. Записать уравнения реакций в соответствии со схемой, указать типы реакций:

а) гидроксид железа (II) → оксид железа (II) + вода.

б) соляная кислота + цинк → хлорид цинка + водород.

в) гидроксид железа (III) + соляная кислота → хлорид железа(III) + вода.

г) оксид магния + оксид углерода(IV) → карбонат магния.

  1. Рассчитайте массу осадка, полученного при взаимодействии 200 г 30% раствора СоСl2 с избытком раствора NaOH.
  2. Дана схема превращений:

P→P2O5→H3PO4→Ba3(PO4)2.

а) составьте молекулярные уравнения реакций;

б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Вариант 2.

1. Расположите, используя ПСХЭ Д.И.Менделеева, следующие элементы в порядке

возрастания неметаллических свойств их атомов: С, F, N.

2. Определите вид химической связи в веществах, дайте им названия: Na, KCl, O2, НF.

3. Дать названия следующим соединениям и определить их класс: Ba(ОН)2, SO2,

Al(OH)3, Н3PO4, НgS, K2СO3, НNO3, AgCl, Na2SO4, Al2O3.

4. Указать степени окисления атомов химических элементов в соединении: FeSO4.

5. Записать уравнения реакций в соответствии со схемой, указать типы реакций:

а) соляная кислота + алюминий → хлорид алюминия + вода.

б) фосфорная кислота + гидроксид калия → фосфат калия + вода.

в) оксид железа (III) + оксид серы(VI) → сульфат железа(III) .

г) гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода.

6. Рассчитайте массу осадка, полученного при взаимодействии 150 г 25% раствора AlСl3

с избытком раствора LiOH.

7. Дана схема превращений:

S→SO2→Na2SO3→SO2.

а) составьте молекулярные уравнения реакций;

б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование

Инвентарный номер

Количество

Печатные пособия

1

Комплект таблиц по химии

0000000611

16 шт.

2

Комплект таблиц 8-9 класс

01017

1 комп.

3

Комплект таблиц «Номенклатура»

01029

4

Таблица «Растворимость кислот, оснований, солей»

0000000965

1 шт.

5

Таблица «ПСХЭ Д.И.Менделеева»

0000000966

2 шт.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

6

МФУ НР LJM 1120 MFP

0847

1

7

Проектор М/М Erson EB 582

0005

1

8

Экран

0860-8

1

9

Компьютер в сборе 17 АSER

0856

1

10

Колонки

1

Учебно-практическое оборудование

11

Комплект химической посуды для кабинета химии

000000

5

12

Эксикатор

190,140,250

3

13

Холодильник

Хтп-200,300,400

6

14

Набор НПХ-1

3

15

Набор НПХ-10

1

16

Весы, разновесы

1 ,5

Демонстрационные пособия

17

Набор удобрений

20

18

Набор «Редкие металлы»

1

19

Набор «Виды топлива»

5

20

Набор «Нефть и продукты ее переработки»

4

21

Набор «Металлы и сплавы»

2

22

Набор «Каменный уголь»

3

23

Коллекция полезных ископаемых

6

24

Коллекция «Стекло, волокно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....