Рабочая программа по химии 11 профильный класс.
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) по теме

Габидуллина Миляуша Хатиповна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2012г.). На изучение предмета отводится 102 часа (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass_khimiya_profilnyy_uroven.docx58.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено»                                 «Согласовано»                                     «Утверждено»

Руководитель ШМО                  Заместитель директора поУР          Директор МБОУ «Верхнесуньская СОШ» ____________/Назипова М.Х,/    МБОУ «Верхнесуньская СОШ»                            ___________  /Ярмиев Н.Г./

Протокол №1  от                      ________/Газизова М.Н.                            Приказ № 36\13                                          « 27» августа 2013г.                    « 31 » августа 2013г.                              от  «1» сентября 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ « Верхнесуньская СОШ»

наименование ОУ

 Габидуллина Миляуша Хатиповна,

 высшая квалификационная категория

Ф.И.О , категория

Химия , 11 класс

            (профильный уровень)        

предмет ,   класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_1__  от

«__29__»__августа 2013г.

  1. учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2012г.). На изучение предмета отводится 102 часа (3 часа в неделю).

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •  Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • Овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • Развитие познавательных интересов, и интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки ее вклады в технический процесс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • Воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
  • Применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решение практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человеку и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения данного предмета в 11 классе учащиеся должны:

знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  Электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
  •  основные законы химии: сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
  • характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
  • экологически грамотного поведения  в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовление растворов заданной концентрации в быту  и на производстве.

 

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Изучение курса химии 11 класса начинается с темы «Методы научного познания» - 2ч., для актуализации знаний по общей химии, полученных в 8-10 классах.
  2. Сокращено  число часов: на 3 часа  на изучение темы «Строение атома»;
  3. Увеличено число часов на  на 5 часов  темы « строение вещества» ;  на 2 часа – темы «Химические реакции»; на 9 часов – темы «Вещества и их свойства», за счет резерва времени  в 5 часов в авторской программе, а также за счет внесения в эти темы практических работ из химического практикума, на который автором отводится 10 часов.
  4. Сокращено число демонстрационных и лабораторных опытов из-за недостатка времени на их  выполнение при 3 часах в неделю, т. к. авторская программа предусматривает ¾ часа в неделю.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание программы

Методы научного познания   2 ч. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории химии

Тема 1

Строение атома (6 ч)

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (8, р, Л, /). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: 8-,р-, й- и /-семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспа-ренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподелейных электронных пар и наличие свободных орбита-лей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Нью-лендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического

закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Моз-ли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2

Строение   вещества.   Дисперсные   системы ( 20 ч)

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (о и я), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с кова-лентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.

Межмолекулярные взаимодействия.

Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.

Свойства ковалентной химиче---ской связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. <8р3-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; 8р2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; зр-гибридизация' у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия

имии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, сте-реорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

Теория строения химических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова.

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Оа, 8е, бе и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

Т е м а 3

Химические реакции (23 ч)

\        Классификация химических реакц и й    в     органической и неорганической  химии.    Понятие о химической реакции; .        ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава ве-\        ществ: аллотропизация, изомеризация и полиме-!        ризация. Реакции, идущие с изменением состава

        веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановитель-

(        ные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г. И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоф-фа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели к-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р -*- Р205 -*- Н3Р04; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Ге3+ + ЗСМ8" ^ Ее (СМ8)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.

Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) пер-манганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 6. Разные случаи гидролиза солей.

Т е м а 4

Вещества и их свойства (42 ч)

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галоген-алканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогенал-канами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Ам-фотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комп-лексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфо-терность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.

Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в би-хромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды;   е) обесцвечивание  бромной  воды  этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлорово-дорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гид-роксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гид-роксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хло-роводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са »--СаО — Са(ОН)2; Р * Р205 - Н3Р04 * -Са3(Р04)2; Си — СиО — CuS04 — Си(ОН)2 -- СиО - Си; С2Н5ОН - С2Н4 -* С2Н4Вг2. Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гид-роксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Тема 5

Химический практикум (10 ч)1

1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств. 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. 3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 6. Решение экспериментальных задач по органической химии. 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. 8. Распознавание пластмасс и волокон.

Т е м а 6

Химия и общество (7 ч)

Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.

Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ПИК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология л генная инженерия.

Химия и повседневная жизнь че-• о в е к а. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики.

Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.

Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. 15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.

Календарно-тематическое планирование

№п\п

Тема урока

Кол-во

час

Дата проведения

Примечание

По плану

фактически

Методы научного познания

2

1

Научные методы познания веществ и химических  явлений

1

3.09

2

Роль эксперимента и теории химии

1

5.09

Строение атома

6

3

Строение атома. Атом- сложная частица

1

6.09

4

Строение электронов в атоме. Электронная конфигурация атомов химических элементов.

1

10.09

5

Валентные возможности атомов химических элементов

1

12.09

6

ПЗ и ПС  химических элементов Д.И.Менделеева

1

13.09

7

Периодическая система хими-ческих элементов и строение атома

1

17.09

8

Значение Периодического закона  и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

1

19.09

Строение вещества

20

9

Строение вещества

Химическая связь Ионная химическая связь

1

20.09

10

Ковалентная химическая связь

1

24.09

11

Металлическая связь

1

26.09

12

Водородная связь

1

27.09

13

Качественный и количественный состав вещества

1

1.10

14

Вещества молекулярного и немолекулярного строения Кристаллические решетки

1

3.10

15

Аллотропия

1

4.10

16

Единая природа химических связей

1

8.10

17

Гибридизация атомных орбиталей и геометрия молекул

1

10.10

18

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова

1

11.10

19

Основные направления развития теории строения химических соединений и ее значение

1

15.10

20

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии

1

17.10

21

Полимеры органические и неорганические

1

18.10

22

Практическая работа №1. Распознавание пластмасс и волокон.

1

22.10

23

Дисперсные системы.

1

24.10

24

Коллоидные системы

1

25.10

25

Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов:. Массовая доля растворенного вещества, молярная и  моляльная концентрации

1

29.10

26

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»

1

31.10

27

Решение расчетных задач

1

1.11

28

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества»

1

12.11

Химические реакции

23

29

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии по числу и составу реагирующих веществ.

1

14.11

30

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии по  изменению степеней окисления химических элементов, по тепловому эффекту, агрегатному состоянию реагирующих веществ.

1

15.11

31

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии по   направлению, по механизму протекания, по виду энергии инициирующей реакцию

1

19.11

32

Почему идут химические реакции

1

21.11

33

Причины протекания   химических реакций

1

22.11

34

Скорость химических реакций.

1

26.11

35

Факторы, влияющие на скорость химических реакций

1

28.11

36

Катализаторы и катализ.

1

29.11

37

Обратимость химических реакций.

1

3.12

38

Химическое равновесие.

1

5.12

39

Практическая работа № 2 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

1

6.12

40

Электролитическая диссоциация (ЭД)

1

10.12

41

Константа диссоциации. Произведение растворимости.  Свойства растворов электролитов

1

12.12

42

Диссоциация воды .Водородный показатель

1

13.12

43

 Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

1

17.12

44

Понятие «Гидролиз». Гидролиз органических соединений

1

19.12

45

Гидролиз неорганических соединений

1

20.12

46

Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз.

1

24.12

47

Необратимый гидролиз. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности

1

10.01

48

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных работ по теме «Гидролиз»

1

14.01

49

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

1

16.01

50

Контрольная работа № 2 по теме  «Химические реакции»

1

17.01

51

Решение расчетных задач

1

21.01

Вещества и их свойства

42

52

Классификация неорганических веществ.

Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды).

1

23.01

53

Классификация неорганических веществ.

Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

1

24.01

54

Практическая работа № 4

«Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

1

28.01

55

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи и от кратности связи. Гомологический ряд.

1

30.01

56

Классификация органических веществ.

Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, амины, аминокислоты, нитросоединения.

1

31.01

57

Практическая работа № 5

«Решение экспериментальных задач по органической химии»

1

4.02

58

Металлы .Положение металлов в ПС и строение их атомов. Простые вещества – металлы; строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов.        

1

6.02

59

Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами водой, кислотой и солями в растворах, органическими веществами, со щелочами.

Значение металлов в природе и жизни организмов

1

7.02

60

Коррозия металлов

1

1102

61

Общие способы получения  металлов.  Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-гидро-электрометаллургия.        

1

13.02

62

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение

1

14.02

63

Переходные металлы

1

18.02

64

Урок-упражнение по классу «Металлы»

1

20.02

65

Практическая работа        № 6 «Исследование восстановительных свойств металлов»

1

21.02

66

Металлы. Строение атомов, физические свойства

1

25.02

67

Химические свойства неметаллов

1

27.02

68

Окислительно-восстановительные свойства неметаллов

1

28.02

69

Водородные соединения металлов

1

4.03

70

Кислородсодержащие соединения неметаллов

1

6.03

71

Урок-упражнение по классу «Неметаллы»        

1

7.03

72

Решение задач и упражнений. Комбинированный зачет

1

1103

73

Практические работы

№№ 7, 8 «Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств»

2

13.03

14.03

74

Кислоты в свете проталитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары.

1

18.03

75

Кислоты органические и неорганические

1

20.03

76

Общие свойства кислот. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности  свойств уксусной и муравьиной кислот

        

1

21.03

77

Основания в свете протолитической теории.

1

1.04

78

Основания органические и неорганические

1

3.04

79

Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

1

4.04

80

Амфотерные соединения в свете протолитической теории

1

8.04

81

Органические и неорганические амфотерные соединения

1

10.04

82

Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя  сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот

1

11.04

83

Практическая работа №9 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»

1

15.04

84

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

1

17.04

85

Генетические ряды металла (на примере Ca и Fe), неметалла (на примере S и Si), переходного элемента (на примере Zn)

1

18.04

86

Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ

1

22.04

87

Практические работы   № 10 «»Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»

1

24.04

88

Решение расчетных задач

1

25.04

90

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

1

29.04

91

Решение задач и упражнений по теме; подготовка к контрольной работе

1

1.05

94

Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства»

1

2.05

95

Решение расчетных задач

1

6.05

Химия и общество

7

96

Химия и производство

1

8.05

97

Химическая промышленность и химические технологии,сырье для химической промышленности, вода в химической промышленности,

энергия для химического

1

9.05

98

Химия и сельское хозяйство        

1

13.05

99

Химизация сельского хозяйства

1

15.05

100

Химия и экология

1

16.05

101

Охрана биосферы от химического загрзнения

1

20.05

102

Химия  и повседневная жизнь человека Химия и пища .Химия и жилище

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 11 класс по УМК О.С. Габлиеляна, профильный уровень

рабочая программа по химии для 11 класса рассчитана на 102 часа ч/год и 8 ч/неделю для профильного уровня   содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование, со...

Рабочая программа по химии 11 класс по УМК О.С. Габлиеляна, профильный уровень

рабочая программа по химии для 11 класса рассчитана на 102 часа ч/год и 8 ч/неделю для профильного уровня   содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование, со...

Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.

Пояснительная записка            Рабочая программа по химии  в 11 классе  разработана на основе Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.

Пояснительная записка            Рабочая программа по химии  в 11 классе  разработана на основе Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по химии 10 класс ( профильный уровень)

Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) по УМК О.С.Габриелян...

Рабочая программа по химии.11 класс, профильный уровень

Рабочая программа по химии.11 класс, профильный уровень...

Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)

Программа для профильного изучения химии в 11 классе...