Семинар по теме "Свойства металлов" в форме урока-игры "Химический футбол".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Цели урока-игры:
- Повторение и обобщение знаний по теме «Металлы».
- Отработка универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
- Применение нестандартных игровых форм учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по теме «Cвойства металлов»
в форме урока-игры «Химический футбол»
9 класс
Цели:
- Повторение и обобщение знаний по теме «Металлы».
- Отработка универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
- Применение нестандартных игровых форм учебной деятельности.
Подготовка к уроку.
- Класс делится на три команды.
- В каждой команде выбирается «вратарь», «защитники», «нападающие».
- С первого урока изучения темы «Металлы» школьники готовятся к семинару. «Вратари» готовят свои команды. Учитель работает с «вратарями». Подготовка идёт по вопросам, которые учитель заранее выдаёт учащимся. По мере изучения материала темы члены команды постепенно рассматривают и отвечают на эти вопросы. Команда также повторяет все изученные типы решения расчётных задач, опыты, иллюстрирующие материалы данной темы.
Вопросы для теоретического тайма.
- Укажите расположение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
- В чем состоит сходство строения электронных оболочек атомов металлов? В чем различие атомов металлов? (Общие черты и различия покажите на примере металлов I группы главной подгруппы периодической системы элементов Д. И. Менделеева.)
- Какие степени окисления характерны для атомов металлов и их ионов? Почему с увеличением радиусов атомов металлов отрыв электронов от них облегчается?
- В чем сходство и различие разных видов химической связи (ионной, ковалентной и металлической)?
- Какие вам известны структуры кристаллических решеток металлов? Покажите эти структуры на моделях.
- На основании знаний о кристаллическом строении металлов объясните, почему металлы:
а) проводят электрический ток,
б) хорошо проводят теплоту,
в) обладают пластичностью?
- Какие виды сплавов вам известны? Почему сплавы существенно отличаются температурами плавления, электропроводимостью от составляющих их металлов?
- Известно, что плотность веществ зависит от числа атомов или ионов, находящихся в единице объема. Как объяснить уменьшение плотности щелочных металлов с увеличением номера периода?
- Твердость веществ определяется прочностью связей частиц в кристалле. Почему в группах периодической системы с увеличением относительной атомной массы твердость металлов, как правило, уменьшается?
- Какие общие химические свойства характерны для металлов?
- Что показывает электрохимический ряд напряжений металлов? Почему в этот ряд включен водород?
- Какой из металлов - медь, цинк или ртуть - может вытеснить свинец из раствора его соли?
- Какие ионы окисляются, а какие восстанавливаются:
а) при электролизе расплава соли хлорида меди (11),
б) при взаимодействии меди с кислородом,
в) при взаимодействии цинка с раствором нитрата меди?
- Напишите уравнения реакций, лежащих в основе получения натрия в промышленности. Почему для получения натрия нельзя брать раствор его соли?
- Даны пары соприкасаюшихся металлов: медь и железо, цинк и медь, железо и цинк, опущенные в раствор соляной кислоты. Какой из металлов в каждой паре будет разрушаться? Напишите уравнения реакций.
- Напишите уравнения реакций взаимодействия с водой металлов: натрия, кальция, алюминия. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы алюминий вступил в реакцию с водой?
- Какие виды жесткости воды вам известны? Что нужно сделать, чтобы избавиться от:
а) временной жесткости,
б) постоянной жесткости?
Оборудование:
модели кристаллических решеток атомов металлов;
реактивы: вода, фенолфталеин, сульфат меди (II), сульфат железа (II), хлорид алюминия, соляная кислота, гидроксид натрия (растворы);
металлы: натрий, железо, медь;
пробирки;
штатив.
Правила игры.
На заданный вопрос первыми в команде отвечают (принимают удар на себя) "нападающие" и получают за правильный ответ 4 балла. Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передаётся «защитникам» (за ответ 3 балла), если и они не ответили, то на вопрос отвечает «вратарь», но получает за ответ уже 2 балла. За дополнение команда может получить 1 балл.
Каждая команда сидит за отдельным столиком.
Футбольный матч состоит из:
- разминки,
- теоретического тайма,
- практического тайма,
- расчётного тайма.
Разминка.
Разминка проводится в виде викторины одновременно со всеми командами. Причем в разминке за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.
Викторина «Металлы»
- Какой из металлов в глубокой древности называли "небесная медь" и почему?
- В каких географических названиях встречается слово "медь" ?
- Если бы существовал приз за активность, то атомам какого металла его присудили бы?
- Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты?
- На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?
- Что означает выражение: "Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу"?
- Какой из металлов может болеть "чумой"? Что вы об этом знаете?
- Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл, что вам известно об этом?
9. Алхимики утверждали:
"Семь металлов создал свет
По числу семи планет ... "
Назовите эту "великолепную семерку".
Ответы на вопросы викторины
- Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, то есть "небесного" происхождения. Обрабатывали его так же, как и медь. Древнегреческое название железа "сидерос" означает "звездный", а древнеармянское название железа "еркат" переводится как "капнувший с неба".
- Медногорск (город в Оренбургской области), остров Медный (один из Командорских островов), Кипр (от латинского названия меди "купрум").
- Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.
- Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
- Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворяется в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали, ртуть испарялась, золото оставалось на изделии.
Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора - памятника архитектуры, созданного в 1818-1857 г.г. в Петербурге по проекту Огюста Монферрана. Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим.
- Железо, а также стали превращающиеся в ржавчину в процессе коррозии.
- Олово. "Оловянная чума" - это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже - 13,2ºС превращается в серое. Поскольку плотность и кристаллическая структура модификаций разные, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает только при температуре ниже - 25ºС и достигает максимальной скорости при - 48ºС.
Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Скотта в 1912 г. к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при очень сильном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горючее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели "кем-то вскрытые швы", которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр. Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, или β-Sn, которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или α-Sn. Смерть настигла Скотта и его спутников всего в 15 км от места, где их ждала основная часть экспедиции, в составе которой находилось и двое русских - Гирев и Омельченко.
- Рим спасли гуси - это известно всем. А в падении Рима, по мнению некоторых ученых-токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий, согласно этой теории, в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, "сработанным еще рабами Рима", трубы его были сделаны из свинца. Люди вымирали, империя чахла. Разумеется, виноват в этом не только свинец. Существовали и более серьезные причины - политические, социальные, экономические. И все же доля истины в рассуждениях ученых, безусловно, есть: обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительное количество свинца.
- Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий - ртуть, Юпитер - олово, Венера - медь, Сатурн - свинец.
Итак, разминка закончилась.
Теоретический тайм.
Учитель задает поочередно каждой команде вопросы (см. "Вопросы теоретического тайма"). Первыми отвечают "нападающие" (см. "Правила игры" и т. д.). Если на вопрос никто в команде не отвечает, то ей засчитывают гол.
Практический тайм.
Каждой команде поочередно учитель демонстрирует опыты. Задача команды: объяснить наблюдаемое и записать уравнения реакций. Принцип ответов тот же (по "Правилам игры").
Задание первой команде.
Учитель демонстрирует опыт по взаимодействию натрия с водой в присутствии фенолфталеина:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 .
Ученики должны доказать, что выделяется водород, объяснить поведение натрия в воде, составить баланс, указать тип химической реакции с точки зрения различных классификаций реакций.
Учитель демонстрирует две пробирки:
а) железо опущено в раствор сульфата меди (II);
б) медь в растворе сульфата железа (II).
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4
Cu + FeSO4 ≠
Ученики должны объяснить, какая из реакций идет и почему, составить баланс, указать тип химической реакции с точки зрения различных классификаций реакций.
Задание третьей команде.
Учитель демонстрирует опыт по получению гидроксида алюминия из хлорида алюминия и его взаимодействие с растворами кислоты и щелочи:
AlСl3 + 3NaOH = Al(ОН)3 + 3NaCl,
Аl(ОН)3 + NaOH = Nа[Al(OН)4 ]
Al(ОН)3 + 3НСl = AlСl3 + 3Н2О
Ученики должны объяснить, какие свойства алюминия доказывает эксперимент, составить полные и сокращенные ионные уравнения, указать типы химических реакций.
Расчётный тайм.
Каждая команда получает текст задачи, которую решает и оформляет на время. 4 балла получает та команда, которая первой правильно решает задачу, следующая - 3 балла и последняя - 2 балла.
Задача.
Какова масса оксида кальция, полученного из известняка массой 5 т, содержащего 90% СаСО3, если массовая доля выхода составляет 80 % от теоретически возможного?
Подведение итогов.
Проводится путем подсчета баллов, заработанных каждой командой. Кубком с конфетами награждается лучшая команда, медалями-шоколадками - самые активные игроки.
Учитель выставляет и объявляет оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/03/picture-437328-1625312632.jpg)
Доклад на краеведческом семинаре "Литературные гостиные как форма внеклассной работы по литературе"
Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532820-1416388910.jpg)
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-506333-1414171094.jpg)
Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»
Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/08/picture-1414265-1657278978.jpg)
Практико-ориентированный семинар по теме: «Дистанционные формы обучения»
Данный материал предназначен для учителей-предметников образовательной организации. На данном семинаре (или методическом объединении) рассматриваются различные формы дистанционного и / или мобильного ...
Презентация к семинару «Облачные технологии Google: Формы»
Google формы — один из облачных сервисов Google, связанный с облаком и таблицами. Как и для использования любых других продуктов Google, для авторизации достаточно просто иметь почтовый ящик на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-280123-1376687443.jpg)
Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.
Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...