Семинар для педагогов: «Основные формы и причины нарушений поведения у детей-сирот».
методическая разработка по психологии

Максимова Ирина Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов: «Основные формы и причины нарушений поведения у детей-сирот».

Современные тенденции детской преступности.

К категории детей с нарушением поведения чаще всего относятся дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Группой риска являются также дети-сироты, лишенные родительского попечения, которые наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

В 2001 году на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 410,1 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. – обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс.- нигде не работающие и не обучающиеся, 88 тыс. – дети младше 14 лет. Основную долю среди преступлений подростков в 2000 году составляли кражи (61,3%), грабежи (7,8%), хулиганство (5,9%), разбои (2,7%), угоны автомобилей (2,7%), умышленное уничтожение или повреждение имущества (2%), вымогательство (1,9%), убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (1,1%), мошенничество (0,9%).

Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте от 15 до18 лет. Не снижается криминальная активность девочек. Следует отметить рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Нарушения поведения детей-сирот с отклонениями в психическом развитии отличаются большим разнообразием их форм по сравнению со здоровыми детьми. Например, при изучении побегов и агрессии как наиболее частых проявлений нарушенного поведения умственно отсталых детей была выявлена их значительная вариабельность, клиническая неоднородность и зависимость как от факторов внешней среды, так и от особенностей психической деятельности.

Известно, что «преступниками не рождаются, преступниками становятся». Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей и подростков, приводит к разным формам отклоняющегося поведения. Для их профилактики и выявлении «групп риска» необходимо знание особенностей нарушения поведения, а также их причин.

Основные понятия и классификация отклоняющего поведения.

Поведенческими нарушениями называются такие состояния, когда главная проблема заключается в том, что поведение ребенка неприемлемо с точки зрения социума. Формы такого поведения очень разнообразны, но всегда характеризуются негативными отношениями с другими детьми, которые выражаются в драках, ссорах, агрессивности, демонстративном неповиновении, деструктивном поведении, лживости, постоянных прогулах школы и, наконец, это могут быть воровство, побеги, бродяжничество, поджоги, вредительство.

Все эти формы отнюдь не изолированы друг от друга, и если в раннем возрасте ребенок был агрессивным и задиристым, то, став старше, он с большой вероятностью может стать хулиганом, а то и преступником. Интеллект большинства детей с нарушением поведения соответствует норме, но среди тех, у кого он снижен, больше вероятности агрессивного, асоциального поведения и преступных наклонностей.

Основным признаком отклоняющегося психосоциального развития личности несовершеннолетнего являются нарушения поведения. Классификации А.Г. Амбрумовой и В.В. Ковалева разделяют девиантное (антидисциплинарное, асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение.

Девиантное поведение.

Девиантное поведение - это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям. Девиантность - отклонение от принятых норм – включает в себя нарушения поведения – от ранней алкоголизации до суицидальных попыток.

Традиционно причины девиантного поведения подразделяют на две группы:

- причины, связанные с психическими и психофизическими расстройствами;

- причины социального и психологического характера;

- причины, связанные с возрастными кризисами.

Причины, связанные с психическими и психофизическими расстройствами.

Серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15 % детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясным размер и суть проблемы.

Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием. Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам ставить диагноз подростку ни в коем случае не рекомендуется. Если же мастер в силу производственной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие ребенка.

По данным В.В.Ковалева, чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга (33,1 % преступлений от общего числа, совершенного детьми с психическими отклонениями), следом за ними – с патологиями характера (4,4%) и неврозами (2,6%).

Причины социального и психологического характера.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2)содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как привило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности рад ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. кроме того, девиантное поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам референтной группы – наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т.е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки прежде всего зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывам и т.д. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежелание посещать школу, снижение успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать законе с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.) Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Выделяются 6 типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:

1) Он просто «валяет дурака». (Поздние приходы домой, обман, прогулы занятий, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на дискотеке, попробовать наркотик)

2) Враг родителей. (Причиной плохого поведения может быть месть одному или обоим родителям. с течением времени их враждебность перерастает в настоящую войну)

3) Испорченный ребенок (Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение - контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной среде. и теперь он живет по нормам своего порочного окружения)

4) Органик (Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки).

5) Психотики (это умственно неполноценные, больные дети)

6) Дурное семя (отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы)

По данным Г.М. Миньковского, примерно в 30 % случаев лица, ставшие преступниками, воспитывались в семьях, где они сталкивались с постоянным отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, скандалами, проявлением жестокости, развратным поведением и т.д.

Процесс деморализации, наблюдаемый у подростков, протекает по следующей схеме:

- появление трудностей в учебе

- прогулы

- конфликты со взрослыми

- побеги из дома, из образовательных учреждений

- контакты с деморализованной молодежью

- совершение преступления для удовлетворения элементарных потребностей либо по наущению

- совершение преступления, не связанного с удовлетворением элементарных потребностей.

Устранение причин нравственной деформации личности, отклонений в поведении обучающихся.

1) Планирование работы.

Продуманный и скоординированный план работы с трудными обучающимися определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Различают два аспекта:

- мероприятия, рассчитанные на всех обучающихся

- индивидуальная работа с каждым трудным обучающимся.

План работы с детьми группы риска предполагает распределение обязанностей между педагогическими работниками учреждения и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

В планирование работы включают анализ социального состава обучающихся, характеристики на всех обучающихся, , организация досуга обучающихся., проведение профилактических бесед, посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися, направление на консультацию к психологу или к мед. специалистам, содействие в трудоустройстве, проведение психодиагностики, помощь в выборе дальнейшего жизненного маршрута, разбор конфликтных ситуаций.

Имеется реальная возможность помочь ребенку. Психологи называют это «дорогой в четырнадцать шагов».

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Вы не имеете на это право. Криком, угрозами вы ничего не добьётесь.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации.

Даже в том случае, когда вам точно известно, что обучающийся совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие обучающегося к себе.

Поговорите с обучающимся на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять обучающегося, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с ребенком.

Совершив противоправные действия, обучающиеся склонны обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны.

Шаг 5. Измените свое отношение к обучающемуся

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Шаг 7. Не исправляйте за обучающимся его ошибки

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте.

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить»обучающегося, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша не единого вашего слова.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с обучающимся

Шаг10. Предоставьте обучающемуся возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Необходимо поддержать самостоятельные шаги обучающегося к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки

Шаг 12. Восстановите доверие к обучающемуся.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля.

Шаг 14. Помогайте обучающемуся изменить жизнь к лучшему.

Профилактическая работа с обучающимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.

Положительные результаты в работе будут достигнуты тогда, когда умело используются педагогические средства, приемы, методы.

Постоянные доброжелательность, душевная заинтересованность педагога, педагогический такт, терпение помогут в работе с «трудными» детьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

Рекомендуемые методики для диагностики нарушения поведения у детей. Основные рекомендации педагогам и родителям....

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

   Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях.

Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уров...