Внеклассные мероприятия
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Амирова Альфия Харисовна

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное   общеобразовательное        учреждение

«Екатеринбургское суворовское военное училище»

Министерства обороны Российской Федерации

C:\Users\Toshiba\Desktop\фотопарад\P1040893.JPG

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Парад химических элементов»

                                                              Исполнил: преподаватель химии

                                                                                                   Амирова А.Х.

Екатеринбург

2010

                                   Введение

Внеклассная работа по химии. Нужна ли она? Попробуем ответить на этот вопрос. Как бы ни были хорошо организованы учебные занятия по химии, каким бы удачным ни было их содержание, ограничиться только ими нельзя. И вот почему. Эти занятия ориентированы, прежде всего, на усвоение основного минимума общеобразовательных знаний. А в жизни столько любопытного, химическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, так много разных вопросов волнует и интересует молодежь, – что вместить все это в содержание уроков невозможно, да и преследуют они иную цель. Раздвинуть рамки учебной программы, показать учащимся мир во всем его многообразии помогает внеклассная работа, и, что, пожалуй, не менее важно, она открывает широкий простор для проявления инициативы, развития самостоятельности и творческих способностей учеников; к тому же, она – средство разумной организации досуга, приобщения к полезным делам.

Тематику внеклассных занятий выбирает сам педагог, совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, с возможностями учебного заведения; занятия не скованы жестким регламентом обязательной программы и лимитом учебного времени; они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы («гибки») и могут быть совсем необычными, даже фантастичными; у внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся.

С одной стороны, внеклассная работа – компонент обучения химии, с другой, – часть всего учебно-воспитательного процесса. Каждое внеклассное мероприятие следует строить так, чтобы внести вклад и в воспитание, и в развитие, и в обучение учащихся. Мероприятия нужно обязательно планировать, четко вычленяя воспитывающие, обучающие и развивающие цели и намечая пути их достижения.

Бурное время перемен, которое сегодня переживают страна в целом и школа  в частности, проявляется в активном обновлении содержания и форм учебно-воспитательного процесса. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – широко практикуются и другие формы обучения и воспитания. Одна из составляющих учебно-воспитательного процесса – внеурочная работа по предмету, которая обогащает знания учащихся, стимулирует их познавательную активность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала. Систематическое проведение внеклассных мероприятий позволяет расширить кругозор школьников, внести в учебный процесс элементы соревнования  и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования знаний. Важный аспект этой деятельности заключается  и в том, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию коллектива единомышленников. Внеклассные мероприятия позволяют формировать такие компетенции суворовцев как предметная, информационная, коммуникативная, социальная. Гуманизация образования, повышение ценности интеллектуального труда, создание добрых, уважительных отношений суворовца и учителя на основе взаимополезного педагогического общения – важнейшие аспекты сегодняшнего дня.

Активизация познавательной деятельности и развитие интеллектуального мышления – те проблемы, которые решаются в процессе игротворчества, радостного коллективного действия учителя и учеников в состоянии эмоциональной приподнятости. Современные западноевропейские философы относят игру к одному из основных феноменов человеческого существования: «Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ бытия человеком».

Дидактическая игра – это еще и средство для расширения, углубления и закрепления умений и навыков. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются учащиеся.  «Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма позволяют стимулировать овладение в непринужденной форме учебным материалом. Работа с дидактической игрой требует активизации психической деятельности суворовцев. Развиваются познавательные процессы, память, мышление, воображение, совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности. Дидактические игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, расширение кругозора. Игра – хорошее средство для воспитания у ученика чувства ответственности за порученное дело, умения работать в коллективе и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организационных и других способностей.

Самостоятельная деятельность суворовцев в игре способствует развитию творческого потенциала личности каждого суворовца и коллектива, созданию радостного настроя, воспитанию культуры общения, появлению желания самообразования школьников. В игре ребенок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определенного успеха появляется желание играть вновь и вновь. Игры уменьшают нервно – психологическое напряжение, способствуют созданию положительных эмоций. Результаты игры бывают всегда очевидными и наглядными, и это способствует выработке у учащегося критериев для самооценки. Представленное внеклассное мероприятие с элементами театрализованного представления позволяет реализовать межпредметные связи с литературой, танцевальным искусством; развивает  артистические способности, умения  выступать перед зрителями; формирует коммуникативные умения, обеспечивающие возможности сотрудничества - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, проявлять выдумку, фантазию.

                      ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии и географии и т.д. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели.  Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с самого начала ее изучения. Я предлагаю разработку внеклассного мероприятия по химии в 8-м классе, которое должно показать учащимся, что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время  требующая серьезного отношения, большого трудолюбия.

                       Сценарий мероприятия

Действующие лица: королева Химия, 1-й ведущий, 2-й ведущий, Водород, Кислород, Железо, Алюминий, Медь, Оксид меди, Сульфат меди, Щелочь, Сера, Алхимик.

На сцене появляются ведущие с таблицей «Периодическая система химических элементов Менделеева Д.И.» в одной руке и колбами – в другой.

1  ведущий.

           Только сегодня и только сейчас

Мы вам покажем все без прикрас

2 ведущий.

 Не  редкое чувство  и даже не клад

А необычайный парад

Ведущие (вместе)

                           Парад принимает

 Ее Величество- королева Химия

(Соприкасаются колбами, и появляется дым, т.к. в одной колбе находится соляная  кислота, в другой - аммиак).

Выходит королева Химия (на платье со шлейфом нашиты знаки химических элементов, трафареты пробирок, колбы, на голове - корона с надписью «Химия»).

Королева.

Я к вам сегодня не одна,

Со мною весь мой двор.

О том, как химия важна,

Пойдет наш разговор.

Придворных много у меня,

И разный все народ.

Одних - бояться как огня,

Других - наоборот.

Я познакомить рада вас

Со многими из них.

Мы пригласили в этот раз

И «сложных, и «простых».

Был беспорядок среди нас,

Смущал нас очень он.

Помог нам славный ваш земляк,

И создан был закон.

И по закону стало нам

Теперь сердиться  глупо.

И по закону стали мы

В периоды и группы.

И благодарны мы ему,

Живем мы веселее.

Известен он на всей Земле,

Великий Менделеев.

Вбегает Водород.

Водород.

О, королева, как я рад

Прославить честь твою.

Позволь представить мой отряд.

Молекулу мою.

( Две девочки исполняют танец, изображающий образование молекулы H2).

В моей молекуле всегда

Два атома живут.

Бегу туда,

Где есть вода,

 Меня всегда там ждут.

Водород убегает, появляется Кислород.

Кислород

Он бесцветный, но тяжелый,

В нем огонь всегда веселый.

Он в крови у нас живет,

Ну конечно….

Все. Кислород!

 Кислород важничает, зажигает свечу.

Кислород

Элемент я очень важный,

Очень смелый и отважный.

Вот вернулся Водород,

Что-то он с собой несет.

Появляется Водород, в руке держит бутылку с горючей смесью.

Водород.

Мы с тобою, друг вдвоем

Очень славно заживем.

Кислород подносит свечу к бутылке - происходит взрыв.

Кислород

Что за чудо - не беда,

Получилась, друг, вода.

Примечание. В целях безопасности этот  опыт можно также заменить танцем (танцуют три мальчика - два Водорода  и один Кислород, соединяясь, образуют НОН).

Уходят, появляется Железо, обвешанное железками, в руках банка с медным купоросом, в ней гвоздь.

ЖЕЛЕЗО

Я -  металл давно известный,

Применяют повсеместно.

Польза от меня везде.

Нет железа - быть беде,

Повезло мне  крупно в жизни:

Есть я в каждом механизме.

Я спешу везде успеть,

 Вытеснять могу я медь.

Из банки с раствором Железо вынимает гвоздь, показывает налет меди.

Вбегает Медь в красном платье.

Медь.

Ну и дело он нашел:

Обижает слабый пол.

Ты, красавец, обернись,

С Алюминием сразись.

С другой стороны появляется Алюминий, в руке держит кастрюлю и половник.

Алюминий

Я - прочный, мягкий и красивый,

Кое-где почти незаменимый,

Могу летать я в небесах,

Могу мешать картофель в щах.

Железо.

Ты не очень задавайся,

Вот согни-ка, постарайся.

Железо подает железный прут Алюминию, который безуспешно пытается его согнуть.

Железо  смеется).

Что ж половником гремел?

Что ж ты каши мало ел?

Где же сила, брат, твоя?

А теперь смотри, как я.

Железо легко сгибает в кольцо алюминиевый провод.

Алюминий.

Ты храбриться погоди-

Что-то будет впереди!

Велика моя семья:

В самолетах - это Я.

На Свердловской ТЭЦ, друзья,

Самый важный тоже Я.

Кто здесь лампочки зажег?

Я несу в проводке ток.

Я с коррозией на «ты».

Я добрался до звезды.

В космос я людей унес…

Железо.

Задирай не очень нос,

Чтобы первый тепловоз

К нам в Свердловск гостей привез,

Рельсы изготовил Я.

И заслуга здесь моя.

Дал опоры для мостов,

Дал детали для часов.

- корабль, плывущий вдаль,

Я варю такую  сталь….

Медь

Погодите-ка, друзья,

Что-то слишком много «Я».

Вы в сторонку отойдите,

И кто прав – там рассудите.

Железо и Алюминий уходят с возгласами: «Я, Я, Я..!»

Медь

Как я  ловко их схлестнула,

Разыграла, обманула.

Про себя пока скажу:

« Я на крышах  здесь сижу.

С высоты «Славянской» с крыш,

Как из космоса глядишь.

Будут славить все меня!

Эй, сюда, моя родня!»

Входит оксид меди в черном платье.

 Оксид меди

Я черного цвета,

Я очень печальна,

Но, если нагреют меня с кислотой,

Я стану прозрачной

И чисто кристальной,

Красивой жидкостью голубой.

Оксид меди показывает рукой на входящий Сульфат меди в голубом платье. В руках Сульфата меди две колбы с прозрачной голубой жидкостью.

Сульфат меди

Я меди сульфат, и я вам признаюсь,

Что щелочи я очень, очень боюсь,

Ведь сразу под действием сильным ее

В осадок опустится сердце мое.

 

Вбегает щелочь NaOН , в руках держит две колбы  с прозрачной жидкостью. Из одной колбы она подливает жидкость (щелочь) в колбу с синим раствором. Показывает результат опыта. Медь и ее родственники уходят.

Щелочь.

Я очень маленького роста

И получаюсь очень просто;

Беру стакан, а в нем вода,

Теперь кладу металл сюда.

Хлопок! И Взрыв! И снова сноп огня!

И вы получите меня!

Хоть польза от меня огромная,

Натура я довольно скромная.

Вот индикатор влей сюда (показывает),

И я краснею от стыда.

Щелочь, смущаясь, убегает. Выходит Сера в желтом платье.

Сера.

Обозначают буквой «S»,

32-атомный вес.

Синим пламенем горит,

Образуется ангидрид.

Ангидрид плюс вода-

Получилась кислота!

Догадались, Вы, друзья,

Ну, конечно, это - Я.

Сера с многими дружна.

Сера очень всем нужна.

Я сейчас вас испытаю:

Вам загадки загадаю.

Мой вам дружеский совет:

Дружно всем кричать в ответ.

Первая загадка.

Фиолетовым назвали,

Вы б его легко узнали,

Элемент так нужен тот,

 Мы зовем его ….    (Йод).

Сера показывает химический знак иода

Вторая загадка.

Тот элемент в печной трубе

Встречается в виде сажи.

И в простом карандаше

Его встречаешь даже.

Где б ни встречался он в природе,

Но, сгорая каждый раз, он образует тот же газ.

Здесь речь идет об….

                                                                                                              ( Углероде).

Сера показывает химический знак углерода.

Третья загадка.

Название - от слова «цвет».

Бесцветных соединений нет,

И весь секрет названья в том.

Элемент тот будет …..  

                                                                                                                    ( Хром)

Сера показывает химический знак хрома.

Появляется королева Химия, в руках,- волшебная палочка.

Королева Химия.

О, мои юные друзья,

Сегодня очень рада я!

Вы знаете детей моих

(появляются все элементы).

Легко узнаете вы их.

Скажу вам на прощанье я:

« Учите ХИМИЮ, друзья!

За мною - будущего свет!

Пойдет совсем немного лет,

Прославлю этот город я».

Все. Чудеснейшая химия!

Королева Химия.

Я вот еще что вам скажу:

« Я дружбой вашей дорожу.

Я в химики вас посвящаю

И в этот миг повелеваю:

Теперь на суше и в воде,

Всегда, и всюду, и везде

Мои законы почитайте!

Вливайте! Грейте! Получайте!

Вот вам мой дружеский совет:

Да будет химия и свет!»

Королева Химия подносит волшебную палочку к чашке, вспыхивает пламя.

Музыка. Все  уходят.

Примечание. В целях техники безопасности все опасные опыты может проводить по приказу королевы алхимик (учитель химии, облаченный в соответствующий костюм). Сценарий мероприятия взят из статьи В.Аркановой, опубликованной в   газете «Химия», издательский дом « 1 сентября» №6, 2002 год.

                                           Заключение

Игра  стала  настоящим праздником для ребят.  Как положительный момент можно отметить большую активность, оживленность суворовцев, создание положительных эмоций, а результат этого – удовлетворенность  результатами и учителя, и детей. Мероприятие позволило многим суворовцам, как девочкам, так и мальчикам проявить свои  творческие артистические способности; способствовало формированию коммуникативных умений: отношения сотрудничества и взаимопомощи; повысило интерес к изучению химии.

                    ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ                                                  

   



Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Екатеринбургское суворовское военное училище

Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему «Химические игры во внеурочное время »

Игра-путешествие «Юный химик»

                                                  Исполнил: преподаватель химии высшей

                                                                              квалификационной категории

                                               Амирова А.Х.

Екатеринбург

1. Введение.

Игра как способ повышения познавательной активности и развития творческого потенциала суворовца.

Школа…может исполнять свое  жизненное  назначение тогда,  когда  будет иметь  в виду    идеал    просвещенного человека….

В.Я. Стоюнин

Задача современной школы – создание условий для формирования просвещенного, образованного, культурного и интеллигентного человека, гражданина государства Российского. Гуманизация образования, повышение ценности интеллектуального труда, создание добрых, уважительных отношений суворовца и учителя на основе взаимополезного педагогического общения – важнейшие аспекты сегодняшнего дня.

Игра – это подлинно «путь» детей   к   познанию  мира,  в котором  они живут и который    призваны    изменить  

М. Горький

Одним из важнейших путей совершенствования форм, методов и средств обучения является введение дидактических игр в практику работы учителей. А.В. Луначарский писал, что игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. В Древнем Риме людей, отвечающих за обучение основам наук, называли «magister lude», что дословно  переводится не просто «учитель», а «учитель игр».

В настоящее время игры приобретают большое значение. Они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения.

Игровую деятельность школьников в процессе учения дидакты оценивают следующим образом: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека. Особенность игровой деятельности  добросовестность, высокая активность и контактность учеников. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-либо, а как качество личности»  /Газман О.С., Харитонова Н.Е./.

Дидактическая игра позволяет реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую.

Игровая деятельность суворовцев – одно из самых эффективных средств физического и интеллектуального развития личности ребенка, доступных для введения в практику учителя и любимых детьми. «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений» - писал В.А. Сухомлинский. Неинтересно и безрадостно жить в школе ребенку без игры и театрализации, погружения в мир фантастики и приключений.

Иван Алексеевич Сикорский, размышляя об умственном и нравственном развитии, писал: «Значительная часть игр рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы негасимо поддерживать игру мысли…» Активизация познавательной деятельности и развитие интеллектуального мышления – те проблемы, которые решаются в процессе игро-творчества, радостного коллективного действия учителя и учеников в состоянии эмоциональной приподнятости.

Современные западноевропейские философы относят игру к одному из основных феноменов человеческого существования: «Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ бытия человеком».

В современных условиях огромное значение приобретает вопрос развития игровой формы как одного из видов обучения. Дидактическими играми называются специально созданные игры, содействующие усвоению основ наук. Такие игры – это вид деятельности, занимаясь которым, учащиеся учатся. Но благодаря сочетанию игры с элементами занимательности, динамичности, личного участия каждого учащегося усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который и привлекает ребят.

Дидактическая игра – это еще и средство для расширения, углубления и закрепления умений и навыков. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются учащиеся.

Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших загадках.

Ф. Фребель

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой, деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты , структуры самодетерминорованной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

Развивающие возможности игры рассматривались в работах О.С. Газмана, А.М. Матюшкина, С.А. Шмакова.

Игра органически воссоединяется с проблемно- поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива.

Игровая деятельность – это целенаправленная и внутренне - мотивированная система действий человека в учебно-воспитательном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в  формировании личности.

 Работа с дидактической игрой требует активизации психической деятельности суворовцев. Развиваются познавательные процессы, память, мышление, воображение, совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве.

Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности. Дидактические игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, расширение кругозора. Игра – хорошее средство для воспитания у ученика чувства ответственности за порученное дело, умения работать в коллективе и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организационных и других способностей.

Самостоятельная деятельность суворовцев в игре способствует развитию творческого потенциала личности каждого суворовца и коллектива, созданию на уроке радостного настроя, воспитанию культуры общения, появлению желания самообразования школьников. Игра требует максимальной отдачи, учит быстро ориентироваться в изученном материале, логически мыслить, быстро принимать решения и нести ответственность за них перед командой.

Формирование эмоционально – ценностных стимулов (по М.Г. Яновской)

Организация общественно – полезной практической деятельности

В игре ребенок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определенного успеха появляется желание играть вновь и вновь. Игры уменьшают нервно – психологическое напряжение, способствуют созданию положительных эмоций. Результаты игры бывают всегда очевидными и наглядными, и это способствует выработке у учащегося критерий для самооценки и оценки поведения своего коллектива.

Правильная, продуманная организация игры предусматривает установление определенных правил, обязательных для учителя и ученика, а значит, исключает возможность субъективной оценки и приучает ребят самостоятельно оценивать уровень своих знаний в сравнении с другими.

К тому же игра предъявляет к ученику и нравственные критерии: вырабатывает чувство справедливости, честности, ответственности перед командой. Развитие коммуникативных умений, доброжелательного отношения друг к другу – важный аспект игры, как и вежливость, корректность, тактичность, умение уважительно относиться к мнению соперника и товарища по команде.

2. ХИМИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ВО  ВНЕУРОЧНОЕ  ВРЕМЯ

                                 «Юный химик»

Игра-путешествие по станциям позволяет реализовать межпредметные связи с физикой, географией, биологией,  использовать знания учеников по математике, литературе, истории.

Для проведения игры можно привлечь учителей, библиотекаря, медработника, учеников старших классов.  В соответствующих кабинетах располагаются станции «Биологическая», «Географическая», «Физическая», «Математическая», «Историческая», а также «Читальня» (в библиотеке), «Угадай-ка», «Пилюлькин», «Песенная». Перед началом игры команды представляют свой девиз и название. Жюри оценивает оригинальность и артистизм выступающих, выставляет оценки в маршрутные листы, которые вручает командам. В маршрутном листе указаны все станции и очередность их прохождения. Важно, чтобы на одной станции не находились одновременно несколько команд.

Время пребывания команды на станции-3-5 мин. По истечении времени команда должна покинуть станцию и отправиться на следующую. На каждой станции команда выполняет задания, зарабатывая баллы, их фиксируют в маршрутном листе в соответствующей клетке. Высший балл обычно «5».Артистизм, творческий подход участников, сообразительность оцениваются отдельно. Ученикам разрешено пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.  Приведем некоторые вопросы, предлагаемые учащимся на каждой станции

                                       Станция «Биологическая»

1.Назовите биологический процесс, в результате которого в атмосферу выделяется кислород (фотосинтез)

2.Каково значение озона для жизни на нашей планете? (Защищает от УФ-излучения).

3.Как используется кислород в медицине? (Кислородные подушки при сердечной недостаточности).                                                                        

                                   Станция «Географическая»

1.Перечислите химические элементы, названные в честь стран ( германий, франций, галлий,  рутений, полоний).

2.Перечислите химические элементы, названные в честь космических объектов (уран, нептуний, плутоний, гелий, селен).

3.Перечислите химические элементы, получившие названия в честь  стран света (европий, америций).

                                   Станция «Физическая»

1.Определите, о каком явлении идет речь - физическом или химическом:

а) ржавление трубы (х); б) таяние льда (ф); в) скисание молока (х);

г) растворение соли в воде (ф).

2.Выберите из перечня физические тела: стул (*), деревянная скамья(*), стеклянная ваза(*), стекло, вода,  медная труба(*), железо, песок, часы(*).

3.Опишите физические свойства меди (твердое вещество красного цвета, пластична, хорошо проводит ток и теплоту, мягкий метали т.д.).

                                         Станции «Математическая»

1.Рассчитайте массовые доли элементов в оксиде фосфора (V) (43,66% Р и 56,34% О).

2.Вычислите сумму коэффициентов в уравнении реакции:

Fe2O3 + HNO3  →Fe(NO3)3 + H2O (12).

3.Какие математические знаки используются  в уравнениях химических реакций? (+,=, цифры-индексы, коэффициенты).

                      Станция «Историческая»

1.Какой металл люди научились выплавлять первым? (Медь)

2.Как называлась наука- предшественница химии? (Алхимия).

3. Какие эпохи развития человечества именуют по названиям химических элементов? (Железный век, медный век )                          

                                          Станции «Читальня»

1.Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов («Золотой ключик», «Медный всадник», «Серебряное копытце», «Золотая лихорадка»).

2.Приведите речевые обороты, фразеологизмы, в которых встречаются названия химических элементов (Человек-кремень, золотые руки, стальные нервы, железная воля).

3.Вспомните пословицы, в которых употребляются названия химических элементов (Куй железо, пока горячо; не все то золото, что блестит; слово-серебро ; молчание-золото).

Станции «Угадай-ка»

1.Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов: а) свинец, олово, цирконий;        б)  мышьяк, золото, никель. 

                   

                         Станции «Пилюлькин»

1.Какие вещества используют для обеззараживания ран? (Спирт, спиртовый раствор иода, растворы перманганата калия, пероксида водорода).

2.Какие вещества используют для полоскания при простудных заболеваниях? (Питьевую соду, поваренную соль).

3.Какие вы знаете химические названия лекарств? (Аспирин-ацетилсалициловая кислота).

                                    Станции «Песенная»

1.Спойте три частушки на химические темы ( задание раздается заранее).

           

После прохождения всех станций подводятся итоги, определяется победитель. Организаторы  вручают командам грамоты и памятные знаки «Юный химик» (1-3 степени), «За волю к победе»,  и пр. Желательно наградить все участвовавшие в игре команды.

                             

                     Команда – победитель (2/6)

                                         3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Современная школа направлена на дифференциацию содержания, форм и методов обучения, демократизацию отношений участников учебно-воспитательного процесса и его гуманизацию.

Наша задача – найти современные формы и методы обучения и воспитания молодежи на уроках  и вне урока , активизировать познавательные способности, развивать творческий потенциал каждого юноши через нетрадиционные методы обучения, учить быстро, интересно, легко и прочно, ведь завтрашний день армии зависит от сегодняшних суворовцев.

Может ли человек прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра – основная форма познания жизни. В нашей педагогической практике за каждодневной чередой уроков мы порой забываем, что суворовцы поступают в училище не только для получения определенной совокупности знаний, умений, навыков. Они переживают сложный и динамичный период в своей жизни – отрочество, вступают в мир разнообразных человеческих отношений.

Игровые роли помогают им осознать себя в новой позиции, посмотреть на ранее привычные вещи другими глазами, активнее опереться на ранее приобретенный багаж знаний и умений.

Активизация познавательной деятельности, развитие интеллектуального мышления – те процессы, которые разрешаются в процессе игротворчества, коллективного радостного действия ученика и учителя.

Игра  стала  настоящим праздником для ребят.  Как положительный момент можно отметить большую активность, оживленность суворовцев, создание положительных эмоций, а результат этого – удовлетворенность  результатами и учителя, и детей.

Игровая деятельность – перспективный вид внеурочной деятельности, направленной на развитие личности в учебно-воспитательном процессе, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Введение игровой деятельности положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию ключевых компетенций надпредметного характера, информационных, коммуникативных  и социально-трудовых компетенций.

Игра – универсальное средство воспитания, развития и обучения учащихся. Как показала проведенная игра, весьма полезным явилось привлечение в качестве членов жюри суворовцев старшего курса, которые с большим интересом и ответственностью отнеслись к своей роли. Это также способствует укреплению дружеских отношений между суворовцами разных рот,  раз    витию чувства взаимопомощи, сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Екатеринбургское суворовское военное училище

Методическая разработка

внеклассного мероприятия на тему:

«Нобелевские премии как феномен культуры».

                                                              Исполнила: преподаватель химии

                                                                                                   Амирова А.Х.

2005

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

План – конспект мероприятия ………………………………………………………………………………………………………стр.3

План проведения мероприятия ……………………………………………………………………………………………………..стр.4

Сценарий мероприятия………………………………………………………………………………………………………………стр.5

Вступительное слово преподавателя…………………………………………………………………………………………….. ..стр.5

Завещание Нобеля…………………………………………………………………………………………………………………….стр.5

Жизнь и деятельность Нобеля, его личность. История рода Нобелей……………………………………………………………стр.6

История создания динамита, работы А. Нобеля в области изобретения и производства взрывчатых веществ………………стр.8

«День Нобеля – 10 декабря»…………………………………………………………………………………………………… …..стр.20

  1. Борьба за завещание. …………………………………………………………………………………………………………...стр.20
  2. Правила присуждения премии…………………………………………………………………………………………………стр.21
  3. Звездный час лауреатов ……………………………………………………………………………………………………….стр.22
  4.  Лауреаты Нобелевской премии по химии…………………………………………………………………………………..стр.23
  5. Россия на Нобелевском Олимпе ………………………………………………………………………………………………стр.24
  6. Заключительная часть………………………………………………………………………………………………………… .стр.25

Химический эксперимент.

Демонстрация химических реакций, используемых в военном деле и сопровождающихся взрывом ...................................стр.26

Литература ………………………………………………………………………………………………………………………… ..стр.27

Приложения ………………………………………………………………………………………………………………………….стр.28

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ХИМИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА «НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ».

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Реализация межпредметных связей курса химии и начальной военной подготовки как средство формирования военно-профессиональной направленности суворовцев.

2. Воспитание чувства патриотизма, национальной гордости и национального самосознания.

3. Расширение кругозора, развитие творческой инициативы, познавательной активности, художественных способностей суворовцев.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА:

  1. Литература об А. Нобеле и нобелевских премиях.
  2. Стенные газеты.
  3. Плакаты: «Не открытие нужно считать плохим или хорошим, а то , что из него делают люди»  

        Франц Штрассман

«Завещание А. Нобеля»

«Лауреаты нобелевской премии по химии»

«Лауреаты нобелевской премии за 2004 год»

«Россия на нобелевском Олимпе»

  1. Рефераты и сообщения суворовцев.
  2. Химические реактивы и оборудования для проведения химических опытов.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА

Девиз: «10 декабря – день Нобеля».

Вступительное слово преподавателя.

Завещание Нобеля. (сообщение суворовца).

Жизнь и деятельность Нобеля, его личность. История рода Нобелей. (сообщение суворовца).

История создания динамита, работы А. Нобеля в области изобретения и производства взрывчатых веществ. (сообщение суворовца).

«День Нобеля – 10 декабря».

  1. Борьба за завещание (сообщение суворовца).
  2. Правила присуждения премии (сообщение суворовца).
  3. Звездный час лауреатов (преподаватель).
  4. Лауреаты Нобелевской премии по химии (преподаватель)
  5. Россия на Нобелевском Олимпе

Химический эксперимент. Демонстрация химических реакций, используемых в военном деле и сопровождающихся взрывом(преподаватель).

Заключительная часть (преподаватель).

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово преподавателя.

10 декабря – День Нобеля. В этот день перестало биться сердце Альфреда Нобеля и по его завещанию 10 декабря вручается премия его имени – Нобелевская премия, самая желанная, самая престижная премия для ученых, литераторов, политиков. Нобелевская премия – наивысшая оценка творчества поэтов и писателей, научных открытий ученых в области физики, химии, биологии. Этих наград удостаиваются за выдающиеся вклады в науку, за деятельность на благо мира, за основополагающие исследования, имеющие важное значение для человечества, тем самым отмечаются значительные вехи в истории мировой науки нашего столетия.

  1. Завещание Альфреда Нобеля

Я, нижеподписавшийся Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.

Все остающиеся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мой душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть - тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая – тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии, третья – тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицины, четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности. Премии в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук, по физиологии и медицине – Королевским Каролинским институтом в Стокгольме, по литературе – Шведской академией в Стокгольме, премия мира – комитетом из пяти человек, избираемым норвежским стортингом. Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премии не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет.

Сие завещание является последним и окончательным, оно имеет законную силу и отменяет все мои предыдущие завещания…

Париж, 27 ноября 1895 года

В 1968 году к пяти традиционным нобелевским премиям добавилась ежегодная премия по экономике памяти А. Нобеля, учрежденная по инициативе Шведского банка в 300-летнюю годовщину его основания.

  1. Жизнь и деятельность Нобеля. История рода Нобелей

«Богатейший европейский бродяга», этот человек – «динамитный король», удачливый коммерсант и талантливый инженер-химик Альберт Нобель (1833-1896). Родился в 1833 году в Стокгольме. Будущий хозяин огромнейшего состояния родился именно в том году, когда обанкротился его отец. От своего отца, Эммануила Нобеля, человека сказочной предприимчивости, колоссальной энергии, целеустремленности и несомненного изобретательского дарования, Альфред унаследовал примерное прилежание, творческое воображение и сообразительность. Только родился он под более счастливой звездой.Нобель не получил в детстве никакого серьезного образования. Пока семья жила в Швеции, он прошел одногодичный курс обучения в одном из лицеев Стокгольма.

Потерпев финансовый крах в Стокгольме, Эммануил Нобель решил попытать счастья в России. (В те времена это было модно. Не одна сотня людей с заграничными паспортами пересекала кордон богатой и неустроенной страны, рассчитывая на гостеприимство русских царей)

Эмигрировав на восток, Нобели не прогадали. Три поколения этой предусмотрительной семьи долго и успешно подвизались на промышленной ниве. Почти три четверти века они упорно осваивали военную технику. Но промышленные интересы Нобелей этим не ограничивались. Предприимчивые иностранцы участвовали в строительстве новых путей сообщения, развитии мореходства и нефтедобычи.

Ко времени крымской войны 1853-1856 годов, когда Россия стала особенно нуждаться в вооружении и его модернизации, у Эммануила Нобеля был машиностроительный завод, а также литейный и колесный заводы Огарева и Нобеля. На них, кроме изобретенных им самим подводных и других мин, заряженных порохом, производились токарные станки и оружейные лафеты. Утверждают, что первые в России установки для центрального отопления с горячей водой также придуманы Нобелем.

Кроме того, на предприятиях Нобеля производились изделия для Николаевской железной дороги, скорострельные винтовки, орудийные установки и машины для первого в России винтового корабля.

В начале войны власти поощряли Эммануила вместе с сыновьями Робертом, Людвигом и Альфредом расширять свою деятельность. Николай I даже не пожалел наградить Эммануила золотой медалью «За усердие и развитие русской промышленности», наградой, редкой для иностранца. Пожалуй, Эммануил заслужил награду и другими делами. Вместе с сыном Робертом он заминировал финские порты и замерзший вход в гавань Кронштадской крепости, стратегического замка Санкт-Петербурга, и тем самым помог отразить атаку англо-французских эскадр под командой адмирала Напиера.

Но когда в 1856 году был заключен мир и поставки военной продукции государству прекратились, Нобель пережил свое второе банкротство. Эммануил с Альфредом возвратились в Стокгольм, где с неутомимой энергией принялись заново сколачивать капитал. Роберт и Людвиг остались в России.

В Петербурге Альфред с девяти – до шестнадцатилетнего возраста занимался с частным преподавателем. Альфред Нобель уже в двадцать лет был знающим химиком, а немецким, французским и английским языками владел столь же свободно, как шведским и русским.

За всю свою жизнь он получил около 300 патентов на изобретения – преимущественно взрывчатых веществ, порохов и детонаторов, в большинстве случаев изобретения были реализованы на созданных им заводах.

В одной только Германии он построил 23 динамитных завода. Нобель был разносторонним человеком.

Устав от взрывных работ, с жадностью путника, томимого жаждой, набрасывался на все, что попадало под руку.

Загорался идеей получения искусственной резины, кожи и шелка. Увлекался легкими сплавами и топографическими съемками с ракет, опускавшихся на парашютах. Запатентовал водомер и усовершенствованный барометр, холодильный аппарат, безвзрывной метод разрушения горных пород. Усовершенствовал производство серной кислоты и газовую горелку. Зная о процессе добычи нефти лишь понаслышке, предложил идею нефтепровода.

На все его хватало – человека, окончившего всего один класс школы.

Писал даже стихи, подражая Шелли. Напечатал на гектографе 50 экземпляров драмы «Немезида». Считал, что создал выдающееся произведение. И никто из товарищей не мог убедить его в обратном. Но три оставшихся экземпляра являются  библиографической редкостью.

В его судьбе много странного и труднообъяснимого. Он был одинок, без семьи, без родного дома. Любя свою родину, он почти всю жизнь провел в добровольном изгнании, за границей, и поэтому был назван «самым богатым бродягой Европы». Обладатель колоссальных богатств, собственный дом в Швеции он приобрел лишь за три года до смерти.

Альфред Нобель был угрюмым и нелюдимым циником. В нем сочетались, казалось бы, несовместимые черты характера: удивительная удачливость коммерсанта, человеческая беспомощность, страсть к наживе и безразличие к почестям и наградам, миролюбие и воинственность, подавленность, меланхолия и яростная увлеченность научными исследованиями. Сам он писал о себе так: «Главные достоинства: всегда держит ногти в чистоте и никому никогда не бывал в тягость. Главные недостатки: не имеет семьи, обладает плохим характером, слабым здоровьем и пищеварением».

  1. История создания динамита, работы А. Нобеля в области

изобретения и производства взрывчатых веществ.

Еще в 1854 году Зинин посоветовал Эммануилу Нобелю задействовать в его минах нитроглицерин – желтоватую густую жидкость, открытую итальянцем Асканио Соберо за несколько дней до этого. Иммануэль и Альфред, присутствовавшие при опытах Зинина, получили возможность собственными глазами убедиться в чудовищной взрывчатой силе «гремучего масла». Нитроглицерин был во много раз мощнее пороха, и, хотя точные соотношения тогда не были установлены (это сделал позднее русский военный инженер Василий Фомич Петрушевский), эксперименты свидетельствовали о появлении новых возможностей во взрывном деле. Эммануэль попытался создать нитроглицериновую мину, однако потерпел неудачу: при поджигании начинка не взрывалась, а горела. Исследования в этом направлении пришлось отложить.

Через несколько лет, после своего второго банкротства, Иммануэль в поисках выхода, начал в Стокгольме новые эксперименты с ВВ. В письме  Альфреду он сообщал, что, смешав порох с нитроглицерином, ему удалось многократно увеличить силу взрыва. Тем временем Альфред в Петербурге занимался ВВ. Опыты обещали быть перспективными, и инженерное ведомство выделило для них 1290 рублей и 3 пуда пороха. Узнав о результатах отца, Альфред попытался сам испытать жидкую взрывчатку. Проба производилась неподалеку от фабрики Людвига в Выборге. Молодой человек не стал повторять отцовскую идею. Он заполнил нитроглицерином стеклянную трубку и, плотно закрыв ее, поместил внутрь металлической оболочки с порохом. К пороху подвел фитиль, зажег его и швырнул импровизированную бомбу в ров с водой. Раздался мощный взрыв, взметнулся выброс воды.

В этот же период Альфред хотел зарегистрировать в качестве изобретения способ применения нитроглицерина и получил отказ. Он понял, что ориентироваться на реализацию изобретений ВВ в России, где их производство со времен Петра I постепенно переходило в руки государства и к 1825 году было целиком изъято из частного предпринимательства, было бы непрактичным. Работы по ВВ сосредотачивались в Военном ведомстве. Конъюнктура выглядела неблагоприятной.

В начале 1863 года Альфред уехал в Стокгольм и начал работать в незадолго до этого организованной мастерской отца.

Прежде всего он занялся технологией промышленного производства нитроглицерина, проблемами безопасности. После долгих исследований Нобелю удалось изобрести надежное устройство для непрерывного смешения глицерина с азотной кислотой – в этом и заключается процесс получения нитроглицерина. Разработанный им принцип оказался удачным и использовался в промышленности десятки лет.

Одновременно Альфред продолжил опыты по использованию нитроглицерина в качестве ВВ и вернулся к испытаниям, начатым в Выборге. При этом он попытался пойти дальше и несколько изменил взрывное устройство. Он заполнял стеклянную трубку порохом, вставлял в нее фитиль и погружал в коробку с нитроглицерином. Идея была верной, но первые попытки кончались неудачей. Пороховые газы вырывались из трубки, не разрывая ее. Изобретатель оперативно разобрался в причинах и, залив концы трубки сургучом, тут же добился желаемых результатов.

Постепенно в процессе работы над новым ВВ оформился принцип детонатора, когда маленький взрыв действует на большой заряд. Нужно заметить, что в опытах, проводившихся до этого , в том числе русскими военными инженерами, не удавалось обеспечить надежный и своевременный взрыв опасного и капризного нитроглицерина. Предложенное Нобелем устройство позволяло уверенно взрывать нитроглицериновые заряды любой мощности. Один из биографов Нобеля писал, что «изобретение детонаторов с научной точки зрения, так и с точки зрения технической важности следует считать более значительным, чем изобретение динамита». Это изобретение по значимости сравнивали также с открытием пороха.

На так называемый нобелевский воспламенитель Альфред получил в 1863 году шведский патент, за ним – французский, бельгийский и английский. Предложенный им в качестве детонатора ударный капсюль с гремучей ртутью применяется по сей день. Новшество сразу вошло в практику. Уже на следующий год его использовали при прокладке туннеля под южным островом Стокгольма.

Изобретения 30-летнего Альфреда не замедлили благоприятно отразиться на финансовом положении семейства Нобелей. Крупные промышленные проекты остро нуждались в мощных ВВ, продукцию лаборатории Иммануэля брали  нарасхват. Казалось, впереди – устойчивый успех. Однако жизнь опять готовила им тяжелые испытания. После катастрофы в Геленборге Альфред, потерявший брата и лишившийся поддержки отца, оказался в сложном положении. Власти запретили ему работать с нитроглицерином где-либо кроме как на пароме, поставленном на якорь на озере Меларен, причем без единого сотрудника. Семья вновь пришла к финансовому краху. В этой критической ситуации Нобель проявил исключительную выдержку. Он не стал искать более безопасных занятий, как ему советовал в письме брат Роберт, и уже в ноябре этого же года, заручившись денежной поддержкой двух стокгольмских предпринимателей, основал «Нитроглицериновую компанию». Сам Нобель получил половину всех акций компании, за что ему пришлось заплатить разрешением на неограниченное использование своих патентов. Весь штат компании на первых порах был представлен только самим Нобелем, но менее чем через год в Винтервекене, неподалеку от Стокгольма, был построен нитроглицериновый завод. Альфред постарался предпринять все возможное, чтобы трагический опыт Геленборга не повторился, и внес в технологию изготовления ВВ существенные усовершенствования.

В июне 1865 года по предложению заинтересованных лиц было создано акционерное общество «Альфред Нобель и компания» со штаб-квартирой в Гамбурге. Южнее Гамбурга, в Крюммеле, компания выстроила еще одну нитроглицериновую фабрику, на которой трудилось около 50 рабочих. Правила безопасности, предусмотренные разрешительными документами на строительство фабрики, предписывали возведение вокруг всей ее территории земляного вала высотой 5 метров. Оговаривался и ряд других мероприятий.

И все же первый этап деятельности нитроглицериновых компаний проходил в драматической обстановке. В сентябре 1865 года произошли тяжелые разрушения на двух рудниках в Швеции, где пользовались новым ВВ. В декабре сильно пострадала гостиница в Нью-Йорке и близлежащие к ней здания, причиной был ящик с гремучим маслом. Вслед за этим взрыв в портовом городе Германии Бремерхафене убил 28 и искалечил 200 человек. Прошло сообщение о чудовищном несчастье в Сиднее. Недалеко от порта Аспинволь в Центральной Америке погиб пароход «Европеец», груженный нитроглицерином и боеприпасами, команда которого насчитывала 47 человек. Более того, лишь кучи битого кирпича остались в начале 1866 года от завода самого Нобеля в Крюммеле, а в июне 1868 года такая же страшная драма разыгралась на нитроглицериновой фабрике в Винтервекене. Как лесной пожар распространялись эти катастрофы по свету, а известия о них обрастали лавиной слухов.

Нитроглицерин, будучи очень чувствительным к толчкам, ударам или быстрому нагреву, обнаружил удивительную склонность к взрыву. Малейшая неточность при изготовлении, хранении и доставке нового ВВ оборачивались катастрофами. Власти вынуждены были что-то предпринимать. Во Франции и Бельгии установили запрет на изготовление, хранение и сбыт нитроглицерина. В Швеции не разрешалась его перевозка. Английский парламент наложил вето этого ВВ. В американском сенате обсуждалось предложение расценивать его выпуск как преднамеренное убийство.

Нобель пытался успокоить общественность демонстрацией опытов, иллюстрирующих безопасность разрывного масла при надлежащем обращении, но вместе с тем он понимал, что пока взрывчатка не станет абсолютно безопасной, задачу нельзя считать решенной. Уединившись в лаборатории, он искал выход (характерно, что, уже будучи богатым предпринимателем и организовывая исследования в крупных масштабах, собственные эксперименты Нобель вел один в одиночку или с одним ассистентом).

Прежде всего Альфред еще раз проследил стадии изготовления нитроглицерина и разработал свод правил, гарантирующих безопасность производства. Далее он предложил новую технологию транспортировки нитроглицерина. Но все это были полумеры. Да и сама жидкая взрывчатка вызывала неудобства на практике. Нужно было найти принципиальное решение проблемы.

Нобель стремился отыскать его, смешивая нитроглицерин с адсорбирующими веществами. Сама по себе идея была не нова. Еще во времена Крымской войны Петрушевский пробовал добавлять гремучее масло к пороху, но без успеха. В это же игольное ушко пытался пролезть Иммануэль Нобель. В отличие от предшественников, Альфред предпринял массированную осаду неподатливой крепости. Он попробовал десятки твердых веществ. Пропитывал нитроглицерином бумагу, смешивая его с опилками, ватой, древесным углем, гипсом, цементом, кирпичной пылью. И в конце концов добрался до момента, который для всех первооткрывателей ассоциируется с архимедовским «Эврика!». Идеальным материалом оказался кизельгур (другие названия: диатомит, инфузорная земля, горная мука) – рыхлая светло-коричневая органическая порода, образующая при осаждении на дно водоемов кремниевых скорлупок крошечных водорослей - диатомей. Инфузорную землю можно найти почти в каждом озере. 80-90% ее объема приходится на поры, впитывающие нитроглицерин. Нобелю сразу стали ясны достоинства этого материала – легкого, инертного, дешевого.

Первые образцы динамита были получены еще в конце 1864 года. Более года изобретатель совершенствовал новую взрывчатку, а затем организовал ее рекламные демонстрации в разных городах Европы. Присутствовавшие имели возможность убедиться, что опасная жидкость, попадая в поры кизельгура, смиряет свой нрав. Новое ВВ, содержащее до 70% нитроглицерина, было похоже на свежий торф и вело себя не менее безобидно. Его можно швырять, поджигать. А по мощности оно в 5 раз превосходило порох. Название дьявольской смеси ее создатель произвел от греческого слова «ДЮНАМИС» - сила. По завершении работ Нобель подал заявку на изобретение, и с приоритетом от 7 мая 1867 года «динамит» или безопасный порох Нобеля был запатентован в Англии, затем в Швеции, России, Германии…

Изобретение динамита явилось переломным моментом в биографии Нобеля, и не удивительно, что вокруг этого события концентрируются многие фантазии его лжебиографов, ищущих драматизм человеческой жизни не в напряженном биении творческой мысли, а в случайном стечении обстоятельств. Согласно распространенной легенде на открытие динамита Нобеля навело происшествие, чуть не кончившееся трагически. Работая в неотапливаемом помещении, он будто бы выронил из застывших рук склянку со смертоносной жидкостью. Далее басня рисует потрясенного Нобеля, который очухавшись, обнаружил, что сосуд не взорвался лишь потому, что упал на кучку инфузорной земли. По другой выдумке, получившей хождение при жизни изобретателя, он смекнул насчет динамита опять же импульсивно, приметив, как нитроглицерин, вытекший из разбитой бутылки, пропитал мягкую кизельгуровую упаковку. Нобеля оскорблял бескрылый примитивизм подобных домыслов, и он не считал возможным оставить без ответа: «Динамит появился не в результате случайности, а потому, что я с самого начала видел недостатки жидкой взрывчатки и искал способы им противодействовать».

Известия об изобретении Нобеля быстро дошло до заказчиков ВВ. Поначалу сознание, что динамит содержит нитроглицерин, внушало опасения, но скоро о них забыли. Нобель сразу же перестроил свои заводы на выпуск нового ВВ, однако, не будучи в состоянии удовлетворить все потребности в динамите, он продает лицензии на использование его патента другим предприятиям. Динамит начал свое победное шествие по земле. Перед 35-летним Нобелем, который до этого времени работал под постоянной угрозой финансового краха, открылась дорога к богатству и славе.

Каково же место, занятое динамитом среди прочих ВВ? Чтобы понять это, надо вспомнить, что многие века единственным ВВ был черный порох. В одной из лекций Нобель дал такую образную характеристику его свойствам: «В шахте он дробит без метания, в ружье толкает пулю без дробления, в артиллерии служит обеим целям, в фейерверке спокойно горит без взрыва…Но, как прислуга на все, он лишен совершенства в каждом отдельном случае, и современная наука постепенно теснит его владения».

Ко времени, когда Нобель взял патент на динамит, работы над созданием новых ВВ шли полным ходом. Этого требовала набиравшая темпы промышленная революция. Однако они не имели сколько-либо решительного успеха. Лишь появление динамита позволило кардинально изменить обстановку.

Дробящая способность ВВ определяется энергией, выделяемой при взрыве и скоростью этого процесса, а его метательные свойства – объемом выделяемых газов. Динамит – дробящее, а не метательное ВВ, и в военной технике он смог заменить порох лишь в качестве начинки снарядов, но не для того, чтобы произвести выстрел из винтовки или орудия. Там же, где нужно было созидать, а не убивать динамит поначалу не имел конкурентов. Строительное, горное, дорожное дело наконец-то получили возможность принять вызов времени. Железные дороги потянулись через страны, в небывалых темпах возникали новые шахты, туннели проникали сквозь горные хребты, реки меняли свое течение, каналы соединяли моря. Динамит стал достойным партнером пары в промышленном освоении планеты. Его использование позволило предпринять и завершить крупнейшие проекты, в числе которых Сен-Готардский перевал через Альпы.

Несмотря на безопасность динамита, катастрофы и несчастные случаи с новым ВВ, преимущественно по небрежности, полностью исключить не удалось. На стоявшем в испанском порту Сантандере судно, трюм которого был заполнен ящиками с динамитом, возник пожар, ящики стали спешно выгружать на берег. На набережной же собралась толпа ротозеев. Сильнейшим взрывом 500 человек было убито и более 1000 ранено.

Однако новые динамитные заводы строились один за другим. В год, когда Нобель взял патент на «безопасный порох», его фабрика произвела 11 тонн динамита. За последующие 7 лет им было построено 17 предприятий: в Германии, Швеции, США, Норвегии, Италии, Испании, Португалии и других странах, и выпуск взрывчатых возрос в 300 раз. Скоро динамитными заводами Нобеля производилось больше ВВ, чем на всех государственных заводах мира вместе взятых.

Уже во второй половине 70-х годов сеть предприятий Нобеля настолько разрослась, что они стали мешать друг другу. Перед владельцем стояла задача объединения их в единую промышленную систему. К 1886 году усилия завершились созданием гигантских международных трестов: Англо-Германского и Латинского. В первом насчитывалось 47 подразделений – помимо немецких и британских фирм, фабрики в Мексике, Бразилии и Чили, а впоследствии в Австралии. Латинский трест объединял 28 заводов во Франции, Италии, Швейцарии, Испании, Алжире, Тунисе и других странах. К моменту кончины Нобеля функционировало 93 созданных им предприятия, они выпускали не только динамит и другие ВВ, но и сопутствующие материалы: азотную кислоту, глицерин, нитроглицерин, нитроцеллюлозу, различные виды детонаторов, а также сельскохозяйственные удобрения, медные сплавы, проволоку, кабель. В тот год они продали 66500 тонн ВВ, прибыль составила 100 миллионов шведских крон. Множество других заводов выпускали ВВ по патентам Нобеля.

Личную жизнь Нобель целиком подчинял интересам дела. Еще в 1873 году, стремясь быть ближе к районам, где действовали его предприятия, он перенес штаб-квартиру из Гамбурга в Париж. Там он приобрел особняк в аристократическом квартале, в котором имелись зал для приемов, зимний сад, летний сад и конюшня для собственного выезда. В доме была оборудована небольшая лаборатория, в которой вместе с Нобелем работал его ассистент Джордж Ференбах, сотрудничавший с патроном все годы его парижской жизни. Другая лаборатория была организована в пригороде Парижа, а поблизости от нее – взрывной полигон.

Дело с самого начала было поставлено на прочную техническую и организационную основу, но ожесточенная конкуренция требовала от Нобеля все время быть начеку. Ему наступали на пятки разработчики ВВ в Англии, Франции, Швеции. Необходимо было неустанно двигаться вперед, создавать новые ВВ.

Уже в первые годы жизни в Париже изобретатель попытался найти замену динамиту. Нобель лучше других видел его недостатки. Кизельгур, впитывая нитроглицерин, отнимал у него часть разрушительной силы. Кроме того, динамит был неудобен для взрывов под водой, при хранении терял разрывное масло, особенно при сжатии. В своих поисках ученый обратился к пироксилину. Это ВВ, открытое двумя годами раньше нитроглицерина, представляло собой продукт обработки хлопка азотной кислотой. Обладая большой взрывчатой силой, пироксилин, однако, оказался исключительно опасным в обращении и тогда еще не получил практического использования. Нобель увлекся заманчивой идеей объединить самые мощные ВВ, каковыми были нитроглицерин и пироксилин, и в результате было создано новое удивительное ВВ – «гремучий студень», которое оказалось в 1,5 раза мощнее динамита. Это произошло в 1875 году, через 8 лет после появления динамита. Изобретение дало новый импульс развитию дела.

Хотя главные усилия Нобеля были направлены на создание разнообразных ВВ, он долго избегал работать над чисто военными проблемами. Только через 20 лет после динамита, в 1887 году, появилось его сугубо военное и весьма важное изобретение: бездымный нитроглицериновый порох, иначе – баллистит. Этим названием Нобель хотел подчеркнуть особенности нового ВВ: баллистами древние греки обозначали метательные машины. Баллистит имел большую мощность, чем существовавшие тогда пороха и при сгорании не давал дыма и остатков. В армиях разных стран черный порох, дым от которого выдавал стрелявших и мешал видеть после боя, стали срочно заменять на бездымный. Баллистит нашел применение и в патронах для пулемета, изобретенного незадолго до этого.

Это ВВ обладало идеальными для боевого пороха свойствами, но его создание повлекло за собой серьезные неприятности. Сначала Нобель предложил баллистит французскому управлению порохов и селитр, однако усилия этой организации были направлены на доработку запатентованного за три года до этого пироксилинового пороха французского инженера Поля Вьеля. Получив отказ во Франции, Нобель уступил патент на баллистит итальянскому правительству, которое без проволочек организовало его производство. В Париже его восприняли с  раздражением, поскольку Италия считалась потенциальным военным противником Франции. Газеты подняли против Нобеля травлю, к которой подключились многочисленные конкуренты. Изобретателя обвинили в военном и промышленном шпионаже, воровстве патентов, оскорблении французских властей.

Еще меньше удовлетворения принесла попытка внедрить баллистит в Англии. Получив заявку Нобеля, правительство передало ее в незадолго до этого созданную комиссию по проверке новых открытий в области ВВ во главе с профессором Фридрихом Абелем. Этот многолетний конкурент и антагонист Нобеля не затруднился злоупотребить своими полномочиями и, проведя дополнительные исследования, предложил вместе с известным английским ученым Джеймсом Дьюаром свою разновидность бездымного нитроглицеринового пороха – так называемый кордит (от слова «струна»), немного отличавшийся от баллистита составом и способом получения и имевший несколько лучшие свойства.

Британская динамитная компания Нобеля усмотрела в действиях Абеля нарушение патентного права и подала в суд. Тяжба продолжалась около трех лет и обошлась истцам в 30000 фунтов стерлингов. В конце концов суд вынес решение не в их пользу, хотя в ходе процесса и была установлена решающая роль открытия Нобеля. Один из судей, имел в виду Абеля, в заключительной речи сказал: «Совершенно ясно, что карлик, которому удается забраться на плечи гиганта, может увидеть дальше, чем гигант». Ныне решающая роль Нобеля в создании нитроглицериновых порохов признается во всем мире безоговорочно.

Неприятности, выпавшие на конечные годы промышленной деятельности Нобеля, сыпались как из дырявого мешка. Директоры его французской компании, среди которых был его старый сотрудник и друг Поль Барбье, занялись тайком от шефа незаконными биржевыми операциями, и это привело в 1890 году к финансовому краху. Убытки, правда, оказались не столь уж катастрофическими, и их удалось восполнить займами. Алчные директора, низость которых огорчила Нобеля больше денежных потерь, были смещены.

К тому времени кампания травли Нобеля во Франции приняла серьезный оборот. Его лаборатория была обыскана полицией и закрыта. К борьбе против Нобеля подключились уволенные им директора, среди которых были достаточно влиятельные люди. В этих условиях Нобелю нельзя было оставаться в Париже. Уже пожилой и одинокий, одолеваемый болезнями, обманутый теми, кто пользовался его доверием, измученный склоками, преследуемый клеветниками, он решил покинуть город, где прожил 18 лет, и в 1891 году перебрался в Италию. Там, в курортном городке Сан-Ремо, на полпути между французской Ниццей и итальянской Генуей, он приобрел богатое, хотя и несколько помпезное имение на берегу моря с большим парком и апельсиновой рощей. Первоначально оно было названо «Мое гнездо», но когда один знакомый пошутил, что в гнезде должны жить две птички, хозяин изменил название на «Вилла Нобель». Оставляя Париж, он принял еще одно решение, о котором в одном из частных писем сообщал:

«Я сыт по горло торговлей взрывчаткой, где вечно приходится иметь дело с несчастными случаями, ограничениями, канцелярской волокитой, педантами, бравированием и подобной чепухой. Я мечтаю о покое и хочу посвятить себя научным исследованиям, что невозможно, когда каждый день приносит новые тревоги…Я хочу абсолютно удалиться от дел. Для меня пытка выступить примирителем в гнезде стервятников. Нет никакой причины для того, чтобы я, никогда не учившийся коммерции и ненавидящий ее всем сердцем, занимался этими делами, в которых я разбираюсь немного больше, чем человек с Луны».

При этом Нобель вышел из правления всех своих компаний и сохранил за собой лишь право пайщика. На «Вилле Нобель» он в короткий срок оборудовал новую лабораторию и развернул в ней разнообразные исследования. А в 1894 году, купив на юге Швеции, в городе Буфорсе (провинция Вермланд), металлургический и оружейный завод, построил там еще одну лабораторию, по размерам намного превосходящую ту, что была в Сан-Ремо. В Буфорсе можно было проводить эксперименты почти в заводских масштабах. И Нобель с головой погрузился в исследования. Последнее важное изобретение Нобеля в области ВВ датировано годом его смерти. Это так называемый «прогрессивно горящий порох», очень важный для артиллерии. Его промышленное производство началось сразу же, при жизни изобретателя.

Однако здоровье, которое никогда не было хорошим, резко ухудшилось. Постоянная работа с токсичным нитроглицерином инициировала сильные мигрени, постепенно обострялась болезнь сердца. Все чаще ему приходилось соблюдать постельный режим.

Ученый работал до последнего часа. 7 декабря 1896 года он набросал письмо Рагнару Сульману, молодому шведскому инженеру, занявшему за три года до этого должность ассистента Нобеля и заведующего лабораторией в Буфорсе. В письме он сожалел, что работа над новым ВВ застопорилась: «К несчастью, мое здоровье опять плохо, но, как только смогу, я снова вернусь к интересующему нас предмету». Письмо осталось неотправленным. Спустя некоторое время произошло кровоизлияние в мозг, и после недолгой агонии, 10 декабря в 2 часа ночи Нобель скончался. Ему исполнилось 63 года. Как он и предчувствовал, рядом не было «близкого друга или родственника, чья добрая рука закроет в назначенный день глаза и прошепчет мягкие и сердечные слова утешения». Его останки перевезли в Швецию и 29 декабря после кремации с почестями поместили в семейном склепе на стокгольмском Северном кладбище, где раньше нашли последнее успокоение родители и брат Эмиль.

Жизнь закончилась, но главное свершение Альфреда Нобеля было впереди.

  1.  «День Нобеля – 10 декабря»
  1. Борьба за завещание.

Знаменитое завещание Нобель подписал за год до смерти, 27 ноября 1895 года в Шведском клубе в Париже.

Завещание было обнаружено вскоре после смерти при разборе его бумаг. 2 января 1897 года газеты Стокгольма опубликовали этот текст. Его содержание произвело эффект, который сравнивают с реакцией на динамический взрыв.

Нетерпеливые наследники, явившиеся толпой выражать соболезнование по поводу кончины горячо любимого дяди и дедушки, к своему возмущению, не обнаружили ни строки, адресованной им.

Написанное на листке бумаги, не оформленное по всем правилам юридической науки завещание родственники отказались признать законным. Их сторону принял король (королям не нравится, когда капиталы утекают из их страны). Лишь старший племянник Альфреда Эммануил проявил, как говорится, должную принципиальность и помог изъять из прямого обращения все вклады Альфреда Нобеля.

  1. Правила присуждения премий.

У Нобеля не было детей, и некому было продолжить его дело. Охотников на его капитал, конечно, нашлось бы немало, но такой итог не мог устроить Нобеля. Громадному богатству, созданному трудами всей жизни, грозило бессмысленное распыление. Это хорошо понимал его трезвый ум. В конце концов решение созрело.

Возник естественный вопрос: «А кому, собственно, выдавать премию?» Нобель ответил на него четко: «ТЕМ, КТО В ТЕЧЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ГОДА ПРИНЕС НАИБОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ».

Соображения, по которым из необъятного диапазона человеческой деятельности он выделил 5 направлений, легко прослеживается. Естественно, что одна из премий оказалась, связанной с химией, бывшей главной сферой научных и инженерных интересов Нобеля.

С разнообразными проблемами физики, он тоже имел дело. Мысль награждать открытия в области физиологии и медицины основывались на неизменном внимании, которое Нобель проявлял к этим наукам, особенно в последние годы жизни, что отчасти объясняют его слабым здоровьем. Желание Нобеля поощрить литературу связано с его постоянным и пристальным вниманием к искусству слова, с той ролью, которую он отводил ему в совершенствовании человека.

Наибольший резонанс вызвало учреждение премии Мира.

Нобель всю жизнь считал, что войны между народами недопустимы.

Он называл войну «самым ужасным ужасом, величайшим из всех преступлений» и до конца своей жизни искренне надеялся, что его открытия служат только мирным целям.

Однако, каковы бы ни были мотивы, побудившие Альфреда Нобеля распорядиться своим состоянием так, как это указано в завещании, история сохранила память об этом благородном поступке с именем основателя премии.

Проект устава Нобелевского фонда, принятый шведским парламентом, был утвержден королем 29 июня 1900 года, а первые лауреаты нобелевской премии стали известны уже в 1901 году.

  1. Звездный час лауреатов.

Премии по физике и химии – «в руках» Шведской Академии наук, по медицине – Каролинского медицинского института Стокгольма. Премии за мир определяет комиссия, выбираемая норвежским парламентом.

Кандидатов выдвигают крупнейшие научные центры всех стран.

Первого февраля каждого года за закрытыми дверями начинается трудная работа. Нобелевских комиссий, просмотр и оценка представленных трудов. В эти дни печать молчит. Молчит до октября – начала ноября, пока не будет принято окончательное решение. Прессу не информируют, чтобы, с одной стороны, защитить кандидатов от журналистов, и с другой – избежать подозрений в том, что решения были приняты под влиянием публичного обсуждения.

Десятого декабря, в день смерти Нобеля, - торжественный акт раздачи премий. Лауреаты, как правило, сами приезжают в Стокгольм или Осло, чтобы получить золотую медаль, диплом, причитающуюся сумму и прочесть Нобелевскую лекцию.

Премии Мира вручают в Осло, остальные в Стокгольме. День Нобеля имеет в Швеции статус государственного праздника и сопровождается официальным поднятием национального флага.

Премии вручают король Швеции в Стокгольме и король Норвегии в Осло.

Нобелевская премия состоит из медали, диплома и денежного чека. Золотая медаль лауреата создана шведским скульптором Либергом. Она имеет диаметр 65 мм и весит 205 граммов.

Начальный капитал премиального фонда составил 31 млн. шведских или 9,2 млн. долларов. Эти средства были вложены в акции, облигации и займы. Доходы от них делятся на равные части, лауреату вручается чек на денежную сумму, размер которой зависит от прибыли нобелевского фонда (размер премии колеблется от 30 до 70 тыс. долларов).

  1. Лауреаты нобелевской премии по химии.

Первым лауреатом стал гениальный голландский ученый физикохимик Якоб Вант Гофф.

Из отечественных ученых лауреатом этой премии в 1956 году стал академик, дважды Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР Николай Николаевич Семенов за открытия и исследования цепных реакций, сыгравших большую роль при разработке двигателей внутреннего сгорания и других областях.

Некоторые лауреаты получили премию дважды. Первой удостоилась столь высокого отличия Мария Склодовская Кюри (первая премия – по физике, в 1903 году, вторая – по химии в 1911 году). Американский химик Лайнус Карл Полинг получил премию по химии в 1954 году и в 1962 году премию мира.

Обе премии английского биохимика Фредерика Сенера – по химии. Джон Бардин (США) обе премии получил по физике.

Нобелевской премии по химии были удостоены порядка 140 человек из 20 стран мира.

Не были удостоены Нобелевской премии Менделеев, Зелинский, Бертло, Ле-Шателье. Формальной причиной было то, что согласно Уставу о Нобелевских премиях, или награждаются только работы, выполненные и получившие признания в году присуждения премии, или старые работы, важность которых доказана в текущем году. Открытия перечисленных химиков были сделаны и оценены учеными задолго до 1901 года.

Когда профессора биохимии Гетеборгского университета Бу Мальстрема, в 1977-1986 гг представителя Нобелевского комитета по химии, спросили: «Неужели мировые позиции советской химии действительно соответствовали только одной премии Н. Н. Семенова?» - он ответил так: «Столь малое представительство российских химиков – следствие несомненных ошибок комитета и Королевской академии наук».

5. Россия на Нобелевском Олимпе

Среди россиян и выходцев из России первыми лауреатами Нобелевской премии стали: известный физиолог Иван Павлов и его коллега – выдающийся специалист в области иммунологии и эмбриологии Илья Мечников.

Лауреатами в области литературы стали: Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский.

В области физики: Илья Франк, Павел Черенков, Игорь Тамм, Лев Ландау; Николай Басов и Александр Прохоров; Петр Капица, Жорес Алферов, Виталий Гинзбург и Алексей Абросимов.

В области химии: Николай Семенов.

Премию мира получили: Андрей Сахаров, Евгений Чазов, Михаил Горбачев, Виталий Гольданский.

1904г. Иван Павлов (по физиологии и медицине).

1908г. Иван Мечников (по физиологии и медицине).

1933г. Иван Бунин (по литературе).

1956г. Николай Семенов совместно с англичанином Сирилом Н.Хиншелвудом (по химии).

1958г. Илья Франк, Павел Черенков, Игорь Тамм (по физике).

Борис Пастернак (по литературе).

1962г. Лев Ландау (по физике).

1964г. Николай Басов и Александр Прохоров совместно с американцем Чарльзом Х. Таунсом (по физике).

1965г. Михаил Шолохов (по литературе).

1970г. Александр Солженицын (по литературе).

1975г. Андрей Сахаров (премия мира).

1978г. Петр Капица совместно с шотландцем Робертом В. Вильсоном (по физике).

1985г. Академик Евгений Чадов (премия мира) Международное движение «Врачи за предотвращение ядерной войны».

1987г. Иосиф Бродский (по литературе).

1990г. Михаил Горбачев (премия мира).

1995г. Академик РАН Виталий Гольданский (премия мира).  Пагоушское движение ученых.

2000г. Жорес Алферьев совместно с американцами Гербертом Кремером и Джеком С.Килби (по физике).

2003г. Виталий Гинцбург и Алексей Абрикосов совместно с англичанином Энтони Легеттом (по физике).

VI. Заключение.

Он изобрел динамит и хотел уничтожить войны, считал, что его детище – динамит – это средство, способствующее движению человечества по пути прогресса. Он всегда подчеркивал сугубо мирную роль своего изобретения.  Ведь благодаря динамиту стало возможным быстрое строительство шахт, тоннелей, мостов...

Незадолго до смерти он заявил, что война является ужасом из ужасов и самым страшным преступлением. И еще: «Мне бы хотелось изобрести вещество или машину, обладающее такой разрушительной силой, чтобы всякая война вообще стала невозможной».

В мире есть улицы и города, названные в его честь, о нем написаны десятки книг, сочинены романы. В 1957 году объединенная  американо-англо-шведская группа физиков, работавшая в Стокгольме и открывшая химический элемент с атомным номером 102, нарекла его Нобелем.

Именем Нобеля назван кратер на обратной стороне Луны.

Химический эксперимент.

Демонстрация химических реакций, используемых в военном деле и сопровождающихся взрывом:

Опыт 1. КМnO4+ глицерин.

Опыт 2. Na+H2O.

Опыт 3. КМnO4+ Н2SO4 конц. +С2Н5ОН.

Опыт 4. КClO3+сахарная пудра + Н2SO4 конц.

Опыт 5. Горение нитрованной ваты.

Литература

  1. Б.Д. Степин,  Л.Ю. Аликперова  Книга по химии для домашнего чтения М, «Химия»,1994г.
  2. Столетие нобелевских премий, «Наука и жизнь» №1 2002г.
  3. Х.Т. Оманов «Альфред Нобель  и его премии».
  4. Химическая энциклопедия.  Москва «Аванта» 2002г. с. 33.
  5. В. Аникеев «Кванты в руках держащий», «Молодая гвардия»,1968г.
  6. Сборник методических работ преподавателей предметно-методической комиссии химии и биологии. Санкт-Петербургское СВУ., Санкт-Петербург, 1997г.
  7. Материалы газет: «Областная газета», «Комсомольская правда».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...