Рабочая программа по химии (профильный уровень) в 11 классе
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) на тему

Смирнова Мария Владимировна.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы школы,  авторской программы О.С.Габриеляна. 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 86

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея №86 ____________О.В.Большакова

Приказ №                     от                      г.      

СОГЛАСОВАНО

          Руководитель ШМО          _____________

                                                                            расшифровка подписи

                                                                              Протокол №     от  

Рабочая программа

по  химии

(профильный уровень)

в    11 в  классе

Смирновой М.В.

2014-2015 учебный год

г. Ярославль


Раздел № 1. Пояснительная записка

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы школы,  авторской программы О.С.Габриеляна. (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  – М.: Дрофа, 2010).

 В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Авторской программе соответствует учебник: О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова  Химия 11 класс, профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.  

         Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/15  учебный год и рекомендован МО РФ.

По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует  профильному уровню государственного стандарта.

На изучение химии в 11 классе отводится 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

  1. Тема 2. Строение вещества  – 21 вместо 19 ч.
  2. Тема 3. Химические реакции  - 34  вместо 29 ч.
  3. Тема 4. Вещества и их свойства – 46  вместо 40 ч.

2. Дополнительно введена тема «Введение. Методы научного познания» в связи с тем, что ее изучение определено государственным стандартом, а в УМК она отсутствует. Кроме этого, добавлена тема «Систематизация и обобщение знаний по курсу химии»

3. Сокращено число  часов на изучение темы 5. Химия в жизни общества – 10 вместо 16 ч.

4. Часть практических работ из темы 6. «Химический практикум» перенесена в соответствующие темы курса.

  1. Практическая работа №1 Решение  экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон в тему 2
  2. Практическая работа № 3 Скорость химических реакций. Химическое равновесие в тему 3
  3. Практическая работа №7  Получение, собирание и распознавание газов в тему 4
  4. Практическая работа №8  Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений в тему 4

Список практических работ включенных в тему 6. «Химический практикум»

  1. Практическая работа №9 Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
  2. Практическая работа №10 Решение экспериментальных  задач по  теме «Гидролиз».  
  3. Практическая работа №11 Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
  4. Практическая работа №12 Решение экспериментальных задач по органической химии.

5.  Дополнительно включены практические работы, которые определены государственным стандартом:

  1. Практическая работа №2 Приготовление раствора заданной молярной концентрации
  2. Практическая работа №4  Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений.
  3. Практическая работа №5Определение содержания карбонатов в известняке.
  4. Практическая работа №6 Устранение временной жесткости воды

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

  1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2011
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. книга для учителя. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие.- М.: Дрофа.
  3. Химия. 11 кл. контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.11 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др.- М.: Дрофа.

Раздел № 6. Требования к уровню подготовки учащихся

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

·     роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

·     важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

·     основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

·     основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

·     классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

·     природные источники углеводородов и способы их переработки;

·     вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

·     называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

·     определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

·     характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

·     объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

·     выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

·     проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

·     осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·     понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

·     объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·     экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·     оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·     безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

·     определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·     распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

·     оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

[1][1]    Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.




Предварительный просмотр:

Раздел № 2. Тематическое планирование

п\п

Наименование темы

Всего,

час.

Из них

Дата

лабораторные

опыты

практические

работы

контрольные

работы

Введение. Методы научного познания

3

-

Тема 1. Строение атома.

13

1 л.о.

-

К/р №1

Тема 2. Строение вещества.

 21

2 л.о.

П.р.№1

П.р.№2

К/р №2

Тема 3. Химические реакции.

34

4 л.о.

П/р №3

П/р №4

Экзамен

Тема 4. Вещества и их свойства.

46

21 л.о.

П/р №5

П/р №6

П/р №7

П/р №8

К/р №3

Тема 5. Химия в жизни общества.

10

2 л.о.

-

-

Тема 6. Химический практикум

4

-

П/р №9

П/р №10

П/р №11

П/р №12

-

Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по курсу химии.

5

-

-

Экзамен

Итого

136

30 л.о.

12 п.р.

-

Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование учебного материала

Дата

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Изучаемые вопросы.

Всего

часов

Из них

примечания.

лабораторные эксперименты  и практические работы.

контрольные и диагностические материалы.

демонстрации.

I

Введение. Методы научного познания

3

 

1/1

    Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.

 

Д.  Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.

2/2

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.

3/3

Качественный и количественный анализ веществ. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.

II

Тема 1. Строение атома.

13

1л.о.

1 к. р.

1/4

Атом –  сложная частица.

Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

 

 

2/5

Модели строения атома. Ядро и нуклоны.  Элект рон.

 

3/6

Состояние электрона в атоме.  Дуализм электрона.

Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов.

4/7

Изотопы. Нуклиды.

  Изотопы. Нуклиды.

5/8

Электронные конфигурации атомов химических элементов. Квантовые числа.

Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда.

 

6/9

Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям.

Электронно-графические формулы атомов  элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.

 

7/10

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных  орбиталей. Сравнение понятий «валентность»и «степень окисления»

8/11

Основное и возбужденное состояние атомов.

9/12

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Л.№1-конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек

Д. различные формы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;

10/13

Периодический закон и строение атома. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

11/14

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

12/15

Обобщение знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе.

13/16

Контрольная работа №1 по теме «Строение атома»

К.р.№1

III

Тема 2. Строение вещества.  Дисперсные   системы

21

2л.о., 2 п.р.

1 к.р.

1/17

Химическая связь. Ионная химическая связь.  Катионы и анионы. Степень окисления и валентность

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки.

Д.Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи. Д.Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой.

2/18

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. ЭлектроотрицательностьПолярность молекул.

Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность.

3/19

Свойства ковалентной химической связи.

4/20

Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.  Единая природа химической связи.

Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.

Л.№2 – Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.

5/21

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.  Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Д. Три агрегатных состояния воды

6/22

Гибридизация  атомных орбиталей

Геометрия молекул. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

7/23

Геометрия молекул. Пространственное строение молекул.

Д. Модели молекул различной геометрии.

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

8/24

Теория  химического строения соединений А.М.Бутлерова . Предпосылки создания теории. Основные положения теории строения химических соединений.

Теория строения химических сочинений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Е. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

Д. Свойства толуола.

Д.Свойства гидроксидов элементов 3-го периода.

9/25

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Д. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии.

10/26

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии.

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

11/27

Полимеры органические и неорганические.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения  аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

Л.№3- Ознакомление с коллекцией полимеров и изделий из них.

Д.  Образцы пластмасс и волокон, изделий из них.

12/28

Способы получения полимеров.

13/29

Классификация полимеров. Обзор важнейших полимеров.

Д. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др.         Д. Модели молекул белков и ДНК.

14/30

Практическая работа №1 Решение  экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.

П.р.№1

15/31

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.  Коллоидные растворы.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Д. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

16/32

Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс.  Явления, происходящие при растворении веществ – диссоциация, гидратация. Тепловые явления при растворении.

Д.  Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа  (III)).

17/33

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации Решение задач.

18/34

Практическая работа №2 Приготовление раствора заданной молярной концентрации.

П.р.№2

19/35

Решение задач 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов. 4. Расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной).

20/36

Обобщение знаний по теме «Строение вещества», подготовка к контрольной работе.

21/37

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества» «Дисперсные   системы»

К.р.№2

IV

Тема 3. Химические реакции.

34

4 л.о., 2 п.р.

Экзамен

1/38

Понятие о химической реакции. Классификация химических реакций в неорганической  химии.

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущее с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Д1. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон.                    2.Модели н-бутана и изобутана.                              3.  Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола.               4. Цепочка превращений Р - Р2О5 - Н3РО4.                               5. Свойства соляной и уксусной кислот.                             6. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.                                             7. Свойства металлов.                    8. Окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид.

2/39

Классификация химических реакций в неорганической  химии.

 

3/40

Классификация химических реакций в   органической химии.

4/41

Классификация химических реакций в   органической химии.

5/42

Тепловые эффекты химических реакций. Закономерности протекания химических реакций. Термохимические уравнения.

Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования.

Л.№4 Получение кислорода разложением пероксида водорода.

Д. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести)

6/43

Решение задач 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Расчет энтальпии реакции. Расчет изменения энтропии в химическом процессе. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.

7/44

Вероятность протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.

Вероятность протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него

8/45

Скорость химических реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы.  Зависимость скорости /реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты.                                   Д. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой.                         Д. Модель «кипящего слоя».

9/46

Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Закон действующих масс.

10/47

Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации.

11/48

Катализ. Понятие о катализаторе и механизме его действия.

Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды

Д. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля.

12/49

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Д. Смещение равновесия в системе Fe3+ .+ 3CNS- = Fe (CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации.

13/50

Смещение химического  равновесия под действием различных факторов.  Принцип Ле Шателье.

14/51

Практическая работа № 3 Скорость химических реакций, химическое равновесие.

П.р.№3

15/52

Решение задач 1. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ.      2. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 3. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

16/53

Окислительно-восстановительные реакции.  

Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР.

Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР.

Классификация ОВР.

ОВР в органической химии.

17/54

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

18/55

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

19/56

Метод полуреакций (электронно-ионного баланса).

20/57

Электролитическая диссоциация (ЭД).

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Л.о.№5 Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов

Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.         Д. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия.

21//58

Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации.

22/59

Реакции ионного обмена в водных растворах.

23/60

Произведение раствори  мости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность.

24/61

Водородный показатель раствора. Диссоциация воды. Ионное произведение воды.

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

25/62

 Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

Л.о.№6  Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора

Д. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах.

26/63

Гидролиз неорганических веществ

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Д. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция                                           Д. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов.

27/64

Гидролиз органических веществ

28/65

Практическое применение гидролиза.

Л.о.№7  Разные случаи гидролиза солей.

29/66

Практическая работа №4  Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений.

П.р.№4

30/67

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

31/68

Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции»

32-34/

69-71

Экзаменационная работа за 1 полугодие по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции».

 

V

Тема 4. Вещества и их свойства.

44

21 л.о., 4 п.р.

1к.р.

1/72

Классификация и номенклатура неорганических веществ. Простые и сложные вещества, оксиды, гидроксиды, кислоты, соли.

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Л.р.№8    Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ.

2/73

Комплексные соединения.

3/74

Классификация  и номенклатура органических веществ. Углеводороды.

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд.

Л.р.№9 Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ.

4/75

Классификация  и номенклатура органических веществ. Производные углеводородов.

Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

5/76

Металлы.

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов.

Л.о.№10 Ознакомление с образцами металлов и сплавов.

Д. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами.

6/77

Электрохимический ряд напряжения металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

7/78

Химические свойства металлов

Д. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом;

8/79

Коррозия металлов. Причины, механизмы протекания.

Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

Д. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий

9/80

Способы защиты металлов от коррозии.

10/81

Металлы в природе. Сплавы (черные и цветные). Общие способы получения металлов. Металлургия.

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

Л.о.№11 Ознакомление с коллекцией руд.

Л.о.№12 Ознакомление с образцами чугуна и стали.

11/82

Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов.

Д. Электролиз растворов солей.

12/83

Решение задач.  1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.  2. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

13/84

Решение задач.   3. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного

14/85

Решение задач.    4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.

15/86

Металлы главных подгрупп. Щелочные, щелочноземельные металлы.

Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения.

Л.о.№13 Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната в карбонат

Д. Взаимодействие щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом.

Д.Взаимодействие оксида кальция с водой.

16/87

Алюминий и его соединения.

Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения.

Л.о.№14 Гидролиз солей алюминия

Д. Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия. Д. Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте.                                      Д. Взаимодействие алюминия с йодом, с раствором едкого натра.

17/88

Металлы побочных подгрупп. Их соединения. Комплексные соединения переходных элементов.

Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения.  Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера.

18/89

Характеристика железа, хрома и их соединений.

Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения.

Л.о.№15 Взаимодействие гидроксидов железа с кислотами

Л.о.№16 Качественные реакции на соли железа

Д. Горение железа в кислороде и хлоре.               Д. Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам.                               Д. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно

19/90

Характеристика меди, марганца и их соединений.

Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения.

Л.о.№17 Окислительные свойства перманганата калия и дихромата калия в разных средах

Л.о.№18  Взаимодействие соли железа (2) с перманганатом калия.

20/91

Характеристика цинка, ртути, серебра и их соединений.

Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения.

 

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот.

21/92

Урок-упражнение по теме «Металлы»

Л.о.№19  Решение экспериментальных задач на распознавание соединений металлов.

22/93

Неметаллы. Положение в ПС Д.И. Менделеева. Аллотропия. Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины.

Л.о.№20 Окисление соли хрома (3) пероксидом водорода.

Д. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода.

23/94

Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.

Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Д. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды;  е) обесцвечивание бромной  воды  этиленом или ацетиленом

24/95

Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов.

Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Д. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака.

25/96

Общая характеристика подгруппы галогенов. Сравнительная активность галогенов и их соединений. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Л.о.№21 Изучение свойств соляной кислоты

Д. Синтез хлороводорода и растворение его в воде. Взаимное вытеснение галогенов из их соединений.

26/97

Халькогены. Аллотропия кислорода и серы. Оксиды и пероксиды. Озон.  Сера. Сероводород и сульфиды.

Л.о.№22 Ознакомление с серой и ее природными соединениями

27/98

Оксиды серы. Серная и сернистая кислота и их соли. Свойства концентрированной серной кислоты.

Д. Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу).

28/99

 Азот. Особенности азота и его соединений. Аммиак, соли аммония.

Л.о.№23 Взаимодействие солей аммония со щелочью.      Л.о.№24 Качественные реакции на соли аммония и нитраты.

     

Д. Растворение аммиака в воде.                                       Д. Термическое разложение солей аммония.

29/100

Оксиды азота. Азотная и азотистая кислота и их соли.

Д. Получение азотной кислоты из нитратов и ознакомление с ее свойствами: взаимодействие с медью.

30/101

Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.

31/102

Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия, железа. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Л.о.№25 Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов.

Д. Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия.

32/103

Практическая работа №5 Определение содержания карбонатов в известняке.  Практическая работа №6 Устранение временной жесткости воды

П.р.№5

П.р.№6

33/104

Кремний. Силан. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты.

Д. Получение кремниевой кислоты.                                         Д. Ознакомление с образцами стекла, керамических материалов.

34/105

Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы». Благородные газы.

35/106

Практическая работа №7  Получение, собирание и распознавание газов.

П.р.№7

36/107

Кислоты   неорганические и органические. Строение, номенклатура, классификация.

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

37/108

Химические свойства органических и неорганических кислот.

Л.о.№ 26 Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот.

Д.  Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью.              Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты.

38/109

Основания органические и неорганические. Строение, номенклатура, классификация.

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Д. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой.  Взаимодействие метиламина с хлороводородом и водой.

39/110

Химические свойства органических и неорганических оснований.

40/111

Амфотерные   неорганические соединения.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Л.о.№27 Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств.

41/112

Амфотерные органические  соединения.

Д.  Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами.

42/113

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

Л.о.№28 Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов в растворе.

Д. Осуществление переходов: Са → СаО →  Са(ОН)2; Р →Р2О5 → Н3РО4→ Са3(РО4)2; Сu → СuО → CuSO4 → Сu(ОН)2 → СuО → Сu; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вr2

43/114

Осуществление цепочек превращений между органическими и неорганическими веществами

44/115

Практическая работа №8  Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

П.р.№8

45/116

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

46/117

Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства»

К.р.№3

VII

Тема 5. Химия в жизни общества

10

2 л.о.

1/118

Химия и производство. Научные принципы важнейших производств.

Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве

.

2/119

Природные источники химических веществ.

3/120

Производство серной кислоты.

Основные стадии химического производства

Д. Модели производства серной кислоты и аммиака

4/121

Химия и сельское хозяйство.

Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК).

Л.о.№29 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов

Д. Коллекция удобрений и пестицидов.

5/122

Удобрения и их классификация.

Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними.

6/123

Химизация животноводства.

7/124

Химическое загрязнение окружаю щей среды и его последствия.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

8/125

Химия и повседневная жизнь чело века. Химические средства гигиены и косметики. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

Л.о.№30 Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.

9/126

Химические процессы в живых организмах. Химия и пища.

10/127

Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

Тема 6. Химический практикум

4

4 п.р.

1/128

Практическая работа №9 Сравнение свойств неорганических и органических соединений.

П.р.№9

2/129

Практическая работа №10 Решение экспериментальных  задач по  теме «Гидролиз».  

П.р.№10

3/130

Практическая работа №11 Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

П.р.№11

4/131

Практическая работа №12 Решение экспериментальных задач по органической химии.

П.р.№12

VIII

Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по химии за курс средней школы

5

Экзамен

1/132

 Систематизация и обобщение знаний по курсу неорганической химии.

2/133

Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии. Решение задач и уравнений.

3-5/134-136

 Итоговый экзамен по химии за курс средней школы

Раздел № 4. Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

1

2

3

4

5

6

7

8

№1

Строение атома.

№2

Строение вещества. Дисперсные   системы.

 

Экзаменационная работа за 1 полугодие по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции».

№3

Вещества и их свойства

 

Итоговый экзамен по химии за курс средней школы

Раздел № 5. Анализ выполнения Программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

 год

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе

 

Проведено фактически

Разница в часах

Причины

Выполнение программы

Дата заполнения

 

Подпись учителя

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна

ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна...

Рабочая программа по географии.Уровень основное общее образование

. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам; тематический план с распределением учебных часов по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...

Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)

Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...

рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс

рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс, расчитана на 3 часа в неделю по УМК Боголюбов...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...