Рабочая программа по химии (профильный уровень) в 11 классе
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) на тему
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы школы, авторской программы О.С.Габриеляна. 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
лицей № 86
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея №86 ____________О.В.Большакова
Приказ № от г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _____________
расшифровка подписи
Протокол № от
Рабочая программа
по химии
(профильный уровень)
в 11 в классе
Смирновой М.В.
2014-2015 учебный год
г. Ярославль
Раздел № 1. Пояснительная записка
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы школы, авторской программы О.С.Габриеляна. (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010).
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Авторской программе соответствует учебник: О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова Химия 11 класс, профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год и рекомендован МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует профильному уровню государственного стандарта.
На изучение химии в 11 классе отводится 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено число часов на изучение тем:
- Тема 2. Строение вещества – 21 вместо 19 ч.
- Тема 3. Химические реакции - 34 вместо 29 ч.
- Тема 4. Вещества и их свойства – 46 вместо 40 ч.
2. Дополнительно введена тема «Введение. Методы научного познания» в связи с тем, что ее изучение определено государственным стандартом, а в УМК она отсутствует. Кроме этого, добавлена тема «Систематизация и обобщение знаний по курсу химии»
3. Сокращено число часов на изучение темы 5. Химия в жизни общества – 10 вместо 16 ч.
4. Часть практических работ из темы 6. «Химический практикум» перенесена в соответствующие темы курса.
- Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон в тему 2
- Практическая работа № 3 Скорость химических реакций. Химическое равновесие в тему 3
- Практическая работа №7 Получение, собирание и распознавание газов в тему 4
- Практическая работа №8 Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений в тему 4
Список практических работ включенных в тему 6. «Химический практикум»
- Практическая работа №9 Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
- Практическая работа №10 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
- Практическая работа №11 Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
- Практическая работа №12 Решение экспериментальных задач по органической химии.
5. Дополнительно включены практические работы, которые определены государственным стандартом:
- Практическая работа №2 Приготовление раствора заданной молярной концентрации
- Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений.
- Практическая работа №5Определение содержания карбонатов в известняке.
- Практическая работа №6 Устранение временной жесткости воды
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2011
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. книга для учителя. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие.- М.: Дрофа.
- Химия. 11 кл. контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.11 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др.- М.: Дрофа.
Раздел № 6. Требования к уровню подготовки учащихся
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
· роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
· основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
· основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
· классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
· природные источники углеводородов и способы их переработки;
· вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
· называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
· характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
· объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
· выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
· осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
· оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
[1][1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Предварительный просмотр:
Раздел № 2. Тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | Дата | ||
лабораторные опыты | практические работы | контрольные работы | ||||
Введение. Методы научного познания | 3 | - | ||||
Тема 1. Строение атома. | 13 | 1 л.о. | - | К/р №1 | ||
Тема 2. Строение вещества. | 21 | 2 л.о. | П.р.№1 П.р.№2 | К/р №2 | ||
Тема 3. Химические реакции. | 34 | 4 л.о. | П/р №3 П/р №4 | Экзамен | ||
Тема 4. Вещества и их свойства. | 46 | 21 л.о. | П/р №5 П/р №6 П/р №7 П/р №8 | К/р №3 | ||
Тема 5. Химия в жизни общества. | 10 | 2 л.о. | - | - | ||
Тема 6. Химический практикум | 4 | - | П/р №9 П/р №10 П/р №11 П/р №12 | - | ||
Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по курсу химии. | 5 | - | - | Экзамен | ||
Итого | 136 | 30 л.о. | 12 п.р. | - |
Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование учебного материала
Дата | № п/п | Наименование разделов и тем. | Изучаемые вопросы. | Всего часов | Из них | примечания. | ||
лабораторные эксперименты и практические работы. | контрольные и диагностические материалы. | демонстрации. | ||||||
I | Введение. Методы научного познания | 3 |
| |||||
1/1 | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция. |
| Д. Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция. | |||||
2/2 | Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира. | |||||||
3/3 | Качественный и количественный анализ веществ. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей. | |||||||
II | Тема 1. Строение атома. | 13 | 1л.о. | 1 к. р. | ||||
1/4 | Атом – сложная частица. | Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
|
| |||||
2/5 | Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Элект рон. |
| ||||||
3/6 | Состояние электрона в атоме. Дуализм электрона. | Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. | ||||||
4/7 | Изотопы. Нуклиды. | Изотопы. Нуклиды. | ||||||
5/8 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. Квантовые числа. | Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. |
| |||||
6/9 | Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. | Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства. |
| |||||
7/10 | Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. | Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность»и «степень окисления» | ||||||
8/11 | Основное и возбужденное состояние атомов. | |||||||
9/12 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева | Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | Л.№1-конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек | Д. различные формы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; | ||||
10/13 | Периодический закон и строение атома. Электронные конфигурации атомов переходных элементов. | |||||||
11/14 | Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | |||||||
12/15 | Обобщение знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе. | |||||||
13/16 | Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» | К.р.№1 | ||||||
III | Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы | 21 | 2л.о., 2 п.р. | 1 к.р. | ||||
1/17 | Химическая связь. Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Степень окисления и валентность | Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. | Д.Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи. Д.Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой. | |||||
2/18 | Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. ЭлектроотрицательностьПолярность молекул. | Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. | ||||||
3/19 | Свойства ковалентной химической связи. | |||||||
4/20 | Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химической связи. | Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д. | Л.№2 – Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. | |||||
5/21 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. | Д. Три агрегатных состояния воды | ||||||
6/22 | Гибридизация атомных орбиталей | Геометрия молекул. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ. | ||||||
7/23 | Геометрия молекул. Пространственное строение молекул. | Д. Модели молекул различной геометрии. Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | ||||||
8/24 | Теория химического строения соединений А.М.Бутлерова . Предпосылки создания теории. Основные положения теории строения химических соединений. | Теория строения химических сочинений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж. Б. Дюма, Е. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность. | Д. Свойства толуола. Д.Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. | |||||
9/25 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. | Д. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. | ||||||
10/26 | Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. | Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки). | ||||||
11/27 | Полимеры органические и неорганические. | Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.). | Л.№3- Ознакомление с коллекцией полимеров и изделий из них. | Д. Образцы пластмасс и волокон, изделий из них. | ||||
12/28 | Способы получения полимеров. | |||||||
13/29 | Классификация полимеров. Обзор важнейших полимеров. | Д. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Д. Модели молекул белков и ДНК. | ||||||
14/30 | Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон. | П.р.№1 | ||||||
15/31 | Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные растворы. | Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. | Д. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. | |||||
16/32 | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ – диссоциация, гидратация. Тепловые явления при растворении. | Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)). | ||||||
17/33 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации Решение задач. | |||||||
18/34 | Практическая работа №2 Приготовление раствора заданной молярной концентрации. | П.р.№2 | ||||||
19/35 | Решение задач 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов. 4. Расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной). | |||||||
20/36 | Обобщение знаний по теме «Строение вещества», подготовка к контрольной работе. | |||||||
21/37 | Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества» «Дисперсные системы» | К.р.№2 | ||||||
IV | Тема 3. Химические реакции. | 34 | 4 л.о., 2 п.р. | Экзамен | ||||
1/38 | Понятие о химической реакции. Классификация химических реакций в неорганической химии. | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущее с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии. | Д1. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. 2.Модели н-бутана и изобутана. 3. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. 4. Цепочка превращений Р - Р2О5 - Н3РО4. 5. Свойства соляной и уксусной кислот. 6. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 7. Свойства металлов. 8. Окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. | |||||
2/39 | Классификация химических реакций в неорганической химии. |
| ||||||
3/40 | Классификация химических реакций в органической химии. | |||||||
4/41 | Классификация химических реакций в органической химии. | |||||||
5/42 | Тепловые эффекты химических реакций. Закономерности протекания химических реакций. Термохимические уравнения. | Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. | Л.№4 Получение кислорода разложением пероксида водорода. | Д. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести) | ||||
6/43 | Решение задач 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Расчет энтальпии реакции. Расчет изменения энтропии в химическом процессе. Расчет изменения энергии Гиббса реакции. | |||||||
7/44 | Вероятность протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. | Вероятность протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него | ||||||
8/45 | Скорость химических реакций. | Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Зависимость скорости /реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. | Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты. Д. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Д. Модель «кипящего слоя». | |||||
9/46 | Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Закон действующих масс. | |||||||
10/47 | Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. | |||||||
11/48 | Катализ. Понятие о катализаторе и механизме его действия. | Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды | Д. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. | |||||
12/49 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье. | Д. Смещение равновесия в системе Fe3+ .+ 3CNS- = Fe (CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. | |||||
13/50 | Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. | |||||||
14/51 | Практическая работа № 3 Скорость химических реакций, химическое равновесие. | П.р.№3 | ||||||
15/52 | Решение задач 1. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 2. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 3. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ. | |||||||
16/53 | Окислительно-восстановительные реакции. | Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии. | ||||||
17/54 | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | |||||||
18/55 | Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. | |||||||
19/56 | Метод полуреакций (электронно-ионного баланса). | |||||||
20/57 | Электролитическая диссоциация (ЭД). | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости. | Л.о.№5 Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов | Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Д. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. | ||||
21//58 | Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. | |||||||
22/59 | Реакции ионного обмена в водных растворах. | |||||||
23/60 | Произведение раствори мости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. | |||||||
24/61 | Водородный показатель раствора. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. | Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов. | ||||||
25/62 | Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. | Л.о.№6 Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора | Д. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. | |||||
26/63 | Гидролиз неорганических веществ | Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. | Д. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция Д. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. | |||||
27/64 | Гидролиз органических веществ | |||||||
28/65 | Практическое применение гидролиза. | Л.о.№7 Разные случаи гидролиза солей. | ||||||
29/66 | Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений. | П.р.№4 | ||||||
30/67 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | |||||||
31/68 | Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции» | |||||||
32-34/ 69-71 | Экзаменационная работа за 1 полугодие по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции». |
| ||||||
V | Тема 4. Вещества и их свойства. | 44 | 21 л.о., 4 п.р. | 1к.р. | ||||
1/72 | Классификация и номенклатура неорганических веществ. Простые и сложные вещества, оксиды, гидроксиды, кислоты, соли. | Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные. | Л.р.№8 Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. | |||||
2/73 | Комплексные соединения. | |||||||
3/74 | Классификация и номенклатура органических веществ. Углеводороды. | Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. | Л.р.№9 Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. | |||||
4/75 | Классификация и номенклатура органических веществ. Производные углеводородов. | Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты. | ||||||
5/76 | Металлы. | Металлы. Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. | Л.о.№10 Ознакомление с образцами металлов и сплавов. | Д. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. | ||||
6/77 | Электрохимический ряд напряжения металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. | Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов. | ||||||
7/78 | Химические свойства металлов | Д. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; | ||||||
8/79 | Коррозия металлов. Причины, механизмы протекания. | Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии | Д. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий | |||||
9/80 | Способы защиты металлов от коррозии. | |||||||
10/81 | Металлы в природе. Сплавы (черные и цветные). Общие способы получения металлов. Металлургия. | Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. | Л.о.№11 Ознакомление с коллекцией руд. Л.о.№12 Ознакомление с образцами чугуна и стали. | |||||
11/82 | Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов. | Д. Электролиз растворов солей. | ||||||
12/83 | Решение задач. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | |||||||
13/84 | Решение задач. 3. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного | |||||||
14/85 | Решение задач. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи. | |||||||
15/86 | Металлы главных подгрупп. Щелочные, щелочноземельные металлы. | Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения. | Л.о.№13 Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната в карбонат | Д. Взаимодействие щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом. Д.Взаимодействие оксида кальция с водой. | ||||
16/87 | Алюминий и его соединения. | Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения. | Л.о.№14 Гидролиз солей алюминия | Д. Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия. Д. Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте. Д. Взаимодействие алюминия с йодом, с раствором едкого натра. | ||||
17/88 | Металлы побочных подгрупп. Их соединения. Комплексные соединения переходных элементов. | Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. | ||||||
18/89 | Характеристика железа, хрома и их соединений. | Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения. | Л.о.№15 Взаимодействие гидроксидов железа с кислотами Л.о.№16 Качественные реакции на соли железа | Д. Горение железа в кислороде и хлоре. Д. Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам. Д. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно | ||||
19/90 | Характеристика меди, марганца и их соединений. | Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения. | Л.о.№17 Окислительные свойства перманганата калия и дихромата калия в разных средах Л.о.№18 Взаимодействие соли железа (2) с перманганатом калия. | |||||
20/91 | Характеристика цинка, ртути, серебра и их соединений. | Нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения. |
| Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот. | ||||
21/92 | Урок-упражнение по теме «Металлы» | Л.о.№19 Решение экспериментальных задач на распознавание соединений металлов. | ||||||
22/93 | Неметаллы. Положение в ПС Д.И. Менделеева. Аллотропия. Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода. | Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. | Л.о.№20 Окисление соли хрома (3) пероксидом водорода. | Д. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. | ||||
23/94 | Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. | Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.). | Д. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом | |||||
24/95 | Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. | Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. | Д. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. | |||||
25/96 | Общая характеристика подгруппы галогенов. Сравнительная активность галогенов и их соединений. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. | Л.о.№21 Изучение свойств соляной кислоты | Д. Синтез хлороводорода и растворение его в воде. Взаимное вытеснение галогенов из их соединений. | |||||
26/97 | Халькогены. Аллотропия кислорода и серы. Оксиды и пероксиды. Озон. Сера. Сероводород и сульфиды. | Л.о.№22 Ознакомление с серой и ее природными соединениями | ||||||
27/98 | Оксиды серы. Серная и сернистая кислота и их соли. Свойства концентрированной серной кислоты. | Д. Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу). | ||||||
28/99 | Азот. Особенности азота и его соединений. Аммиак, соли аммония. | Л.о.№23 Взаимодействие солей аммония со щелочью. Л.о.№24 Качественные реакции на соли аммония и нитраты.
| Д. Растворение аммиака в воде. Д. Термическое разложение солей аммония. | |||||
29/100 | Оксиды азота. Азотная и азотистая кислота и их соли. | Д. Получение азотной кислоты из нитратов и ознакомление с ее свойствами: взаимодействие с медью. | ||||||
30/101 | Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты. | |||||||
31/102 | Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия, железа. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. | Л.о.№25 Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов. | Д. Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия. | |||||
32/103 | Практическая работа №5 Определение содержания карбонатов в известняке. Практическая работа №6 Устранение временной жесткости воды | П.р.№5 П.р.№6 | ||||||
33/104 | Кремний. Силан. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. | Д. Получение кремниевой кислоты. Д. Ознакомление с образцами стекла, керамических материалов. | ||||||
34/105 | Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы». Благородные газы. | |||||||
35/106 | Практическая работа №7 Получение, собирание и распознавание газов. | П.р.№7 | ||||||
36/107 | Кислоты неорганические и органические. Строение, номенклатура, классификация. | Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот. | ||||||
37/108 | Химические свойства органических и неорганических кислот. | Л.о.№ 26 Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. | Д. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. | |||||
38/109 | Основания органические и неорганические. Строение, номенклатура, классификация. | Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. | Д. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Взаимодействие метиламина с хлороводородом и водой. | |||||
39/110 | Химические свойства органических и неорганических оснований. | |||||||
40/111 | Амфотерные неорганические соединения. | Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона). | Л.о.№27 Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств. | |||||
41/112 | Амфотерные органические соединения. | Д. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. | ||||||
42/113 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | Л.о.№28 Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов в растворе. | Д. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р →Р2О5 → Н3РО4→ Са3(РО4)2; Сu → СuО → CuSO4 → Сu(ОН)2 → СuО → Сu; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вr2 | |||||
43/114 | Осуществление цепочек превращений между органическими и неорганическими веществами | |||||||
44/115 | Практическая работа №8 Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | П.р.№8 | ||||||
45/116 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» | |||||||
46/117 | Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства» | К.р.№3 | ||||||
VII | Тема 5. Химия в жизни общества | 10 | 2 л.о. | |||||
1/118 | Химия и производство. Научные принципы важнейших производств. | Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве | . | |||||
2/119 | Природные источники химических веществ. | |||||||
3/120 | Производство серной кислоты. | Основные стадии химического производства | Д. Модели производства серной кислоты и аммиака | |||||
4/121 | Химия и сельское хозяйство. | Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). | Л.о.№29 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов | Д. Коллекция удобрений и пестицидов. | ||||
5/122 | Удобрения и их классификация. | Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. | ||||||
6/123 | Химизация животноводства. | |||||||
7/124 | Химическое загрязнение окружаю щей среды и его последствия. | Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. | ||||||
8/125 | Химия и повседневная жизнь чело века. Химические средства гигиены и косметики. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. | Л.о.№30 Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению. | ||||||
9/126 | Химические процессы в живых организмах. Химия и пища. | |||||||
10/127 | Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета. | |||||||
Тема 6. Химический практикум | 4 | 4 п.р. | ||||||
1/128 | Практическая работа №9 Сравнение свойств неорганических и органических соединений. | П.р.№9 | ||||||
2/129 | Практическая работа №10 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». | П.р.№10 | ||||||
3/130 | Практическая работа №11 Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | П.р.№11 | ||||||
4/131 | Практическая работа №12 Решение экспериментальных задач по органической химии. | П.р.№12 | ||||||
VIII | Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по химии за курс средней школы | 5 | Экзамен | |||||
1/132 | Систематизация и обобщение знаний по курсу неорганической химии. | |||||||
2/133 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии. Решение задач и уравнений. | |||||||
3-5/134-136 | Итоговый экзамен по химии за курс средней школы |
Раздел № 4. Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата | № К.Р. | Тема контрольной работы | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Выполняли работу | Справились | Получили «4»-«5» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№1 | Строение атома. | ||||||
№2 | Строение вещества. Дисперсные системы. | ||||||
| Экзаменационная работа за 1 полугодие по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции». | ||||||
№3 | Вещества и их свойства | ||||||
| Итоговый экзамен по химии за курс средней школы |
Раздел № 5. Анализ выполнения Программы
Параметры | Учебный период | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год | ||
Кол-во часов | % | |||||
Кол-во часов по программе |
| |||||
Проведено фактически | ||||||
Разница в часах | ||||||
Причины | ||||||
Выполнение программы | ||||||
Дата заполнения |
| |||||
Подпись учителя |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна
ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна...
Рабочая программа по географии.Уровень основное общее образование
. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам; тематический план с распределением учебных часов по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...
Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)
Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...
рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс
рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс, расчитана на 3 часа в неделю по УМК Боголюбов...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)
Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...