Урок "Типы химических реакций"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Черновская Жанна Юрьевна

Урок по учебнику О.С.габриеляна Химия 8 класс.Типы химических реакций

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tipy_kh.r.zip732.7 КБ
Package icon urok_tipy_khimicheskikh_reaktsiy.zip13.1 КБ

Подписи к слайдам:

Учитель химии 1 кв.категорииЧерновская Ж.Ю.
Цель урока:
1.Провести опыты2.Провести наблюдения3.Объяснить опыты с позиции атомно – молекулярного учения 4.Дать классификацию химических реакций по составу и количеству исходных веществ и продуктов реакции
Вопросы:
1.Что такое химическая реакция?2.Что происходит с точки зрения атомно- молекулярного учения с веществами в процессе химической реакции?3.Какие признаки химических реакций мы можем наблюдать?4.Какие могут быть условия проведения химических реакций?5.Какой закон должен выполняться при проведении химических реакций?6.При помощи каких действий мы можем записать химическую реакцию верно?
Опыты
Горение серыДым без огня
Вопросы
S+O2=SO2 А+В=АВNH3+HCL=NH4CL АВ+СД=АВСДКакие по составу вещества вступили в химическую реакцию?Какие по составу вещества образовались в процессе реакции?Что произошло с веществами в процессе химической реакции точки зрения атомно - молекулярного учения?Как мы можем назвать этот тип химической реакции?Нужны ли в этих реакциях коэффициенты?
Вывод
АВ+СД=АВСД А+В=АВ Реакции соединения: из двух или нескольких веществ получается одно, более сложное вещество
Опыты
Разложение малахита  Разложение перекиси водорода
Вопросы
Cu2CH2O5 = CuO + H2O + CO2 Н2О2= Н2О+О2 Какие по составу вещества вступили в химическую реакцию?Какие по составу вещества образовались в процессе реакции?Что произошло с веществами в процессе химической реакции точки зрения атомно - молекулярного учения?Как мы можем назвать этот тип химической реакции?Нужны ли в этих реакциях коэффициенты?
Вывод
АВ = А + В Cu2CH2O5 = CuO + H2O + CO2 ↑ АВС=АВ+С Н2О2= Н2О+О2 Реакции разложения - из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или менее сложных веществ
Опыты
Взаимодействие железа(скрепка) с раствором хлорида меди(11) Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты
Вопросы
АВ + С = СВ CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu Zn + HCl = ZnCl2 + H2 ↑Какие по составу вещества вступили в химическую реакцию?Какие по составу вещества образовались в процессе реакции?Что произошло с веществами в процессе химической реакции точки зрения атомно - молекулярного учения?Как мы можем назвать этот тип химической реакции?Нужны ли в этих реакциях коэффициенты?
Вывод
АВ + С = СВ CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑Реакции замещения: взаимодействуют одно простое и одно сложное вещества, получаютсяновое простое и новое сложное вещество
Опыты
Взаимодействие растворов хлорида железа(111) и гидроксида натрияВзаимодействие растворов сульфата меди(11) и гидроксида натрия
Вопросы
CuSO4 + 2NaOH =Na2SO4 + Cu(OH)2↓FeCl3 + 3 NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3↓Какие по составу вещества вступили в химическую реакцию?Какие по составу вещества образовались в процессе реакции?Что произошло с веществами в процессе химической реакции точки зрения атомно - молекулярного учения?Как мы можем назвать этот тип химической реакции?Нужны ли в этих реакциях коэффициенты?
Вывод
CuSO4 + 2NaOH =Na2SO4 + Cu(OH)2↓FeCl3 + 3 NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3↓ АВ + СД = АД + ВС Реакции обмена: взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются своими составными частями
Задание:Определить тип химической реакции
CoSO4 + 2 NaOH = Co(OH)2 + Na2SO4 4 P + 5 O2 = 2 P2O5 Ni(OH)2 = NiO + H2O Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 2 S + 3 O2 = 2 SO3 H2SO3 = SO2 + H2O Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2 2 Al + 3 Br2 = 2 AlBr3
Проверка:
CoSO4 + 2 NaOH = Co(OH)2 + Na2SO4 реакция обмена 4 P + 5 O2 = 2 P2O5 реакция соединения Ni(OH)2 = NiO + H2O реакция разложенияZn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 реакция соединенияCuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 реакция обмена 2 S + 3 O2 = 2 SO3 реакция соединения H2SO3 = SO2 + H2O реакция разложенияFe + 2 HCl = FeCl2 + H2 реакция замещения 2 Al + 3 Br2 = 2 AlBr3 - реакция соединения
Итоги урока
В химии существует несколько классификаций реакций, за основу классификации берется какой-либо признак. Все химические реакции можно классифицировать в зависимости от числа и состава исходных и образующихся веществ. С этой точкизрения принято деление реакций на 4 типа:Реакции соединенияРеакции разложения Реакции замещенияРеакции обмена
Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №147»

Авиастроительного района города Казани

Урок:  Типы химических реакций

Учитель химии

первой квалификационной

категории Черновская Ж.Ю.

Казань 2013

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА:

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

- познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

- дать понятие о сущности реакций: соединения, разложения, замещения, обмена;

- продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;

- продолжить формирование практических умений проводить эксперимент;

Развивающие:

- развивать ОУУН (составление конспекта, систематизация материала, моделирование процесса, выделение главного);

- реализовать элементы программ развития: мотивации, внимания, мышления (прогнозирование продуктов реакции);

Воспитательные:

- формирование химической культуры;

- продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания. 

Разноуровневые задания слайд №1

Проверка на слайде № 2. Сами себе выставляем оценки.

  • Фосфор + кислород  = оксид  фосфора (V)
  • - Гидроксид никеля (II) = оксид никеля (II) + вода.
  • - Сера + кислород = оксид серы (VI)
  • - Сернистая кислота  = оксид серы (IV) + вода
  • Алюминий + бром = бромид алюминия
  • - Карбонат кальция = оксид кальция + оксид углерода (IV)
  • Азот (молекула двухатомная) + кислород = оксид азота (III)
  • - Гидроксид меди(II)= оксид меди (II) + вода

Какой закон отражен в уравнении (закон сохранения энергии)

3.Актуализация. слайд№3

1.Что такое атом?

2.Что такое молекула?

3. Какие вещества называются простыми?

4.Какие вещества называются  сложными?

5.Признаки химических реакций?

6.Условия проведения химических реакций?

7.Что изучает химия?

8.Что называется уравнением химической реакции?

9.На чем основана классификация веществ?

(простые вещества, сложные вещества, молекулярного строения, по температурам плавления и Т.д.).

Общий вывод: по свойствам и по строению.

Давайте рассмотрим признак состав и количество реагентов и продуктов реакции. Итак, что мы сейчас будем делать? Правильно знакомиться с типами химических реакций. Какую задачу мы должны поставить перед собой?

Ученики: Научиться определять тип реакции, понять суть происходящего, научиться записывать реакции.

Учитель: Работаем вместе и составляем следящий конспект.

Тема урока «Типы химических реакций»  слайд №4

Демонстрационные опыты:

№1. Горение магния 2Mg+O2=2MgO                         ч

№2. Дым без огня NH3+HCL=MH4CL

А+В=АВ слайд №5

АВ+СД=АВСД слайд №6

Вывод: реакция соединения

2)Реакции разложения - из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или менее сложных веществ:

АВ  =  А + В слайд №7

АВСД=АВ+СД слайд №8

2.опыт№2 .выполняют учащиеся по инструктивной карточке. Техника безопасности. Разложение малахита. Реакции разложения.

Есть в природе очень интересное вещество малахит. Это красивый полудрагоценный камень с разводами, из которого русские умельцы издавна делали шкатулки, украшения. Пригодилось это вещество и химикам: оказалось, что при нагревании оно может разлагаться  сразу на три новых вещества.

Поместим изумрудно-зеленый порошок малахита в пробирку, закроем газоотводной трубкой и укрепим горизонтально в штативе. Конец газоотводной трубки опустим в стакан с известковой водой и осторожно нагреем пробирку с малахитом в пламени спиртовки. Очень скоро порошок из зеленого станет черным, на стенках пробирки изнутри появятся капельки воды, а через трубку будут выходить пузырьки газа, от которого известковая вода быстро помутнеет. Протекает реакция:

Cu2CH2O5   =   2CuO   +  H2O   +   CO2 слайд №9

малахит         оксид меди  вода    углекислый газ

ОПЫТ № 2 “Вулканчик” - взяли одно вещество дихромат аммония и подожгли его.

Что наблюдаем?

Произошла химическая реакция, при нагревании образовался газ, изменился цвет с оранжевого на темно-зеленый.

Какая это реакция? Взяли одно вещество (NH4)2Cr2O7 и разложили его на три получили азот, воду и оксид хрома (III). Реакция разложения.

(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4 H2O слайд №10

3)Реакции замещения: взаимодействуют одно простое и одно сложное вещества, получаются новое простое и новое сложное вещества:

АВ   +   С  =  СВ   +   А слайд №11

Нальем в стакан голубой раствор хлорида меди (II) CuCl2, опустим в раствор какой-нибудь железный предмет на нитке - гвоздь, кнопку или скрепку. Через минуту вытащим предмет из раствора, и вся его поверхность окажется покрытой красноватым налетом.

Это выделилось новое вещество – медь.

Если оставить в этом растворе наш предмет хотя бы на сутки, то потом мы обнаружим только нитку. Зато на дне стакана соберутся хлопья меди, а раствор из голубого станет зеленоватым. Это значит, что железо вытеснило медь из ее соединения с хлором и заняло ее место в молекуле, а меди пришлось выпасть в осадок. И здесь из простого и сложного вещества образовались новое простое и новое сложное:

            CuCl2  +  Fe  =  FeCl2  +  Cu слайд №12

Теперь давайте подумаем, что будет если возьмем простое вещество и сложное. Разобраться нам поможет опыт:  Zn + HCl наблюдаем пузырьки газа, без цвета. Определим, что это за газ? По хлопку, можно сказать образовался водород. Итак, Zn + HCl = H2 + ZnCl2 Что происходит? Атомы цинка – что делают? - замещают атомы водорода в сложном веществе. Слайд №13

Такие реакции называются – реакциями замещения.

ОПЫТ № 4 Возьмем два сложных вещества – хлорид железа (III) и Гидроксид натрия.

Что наблюдаем?

Произошла химическая реакция, при соприкосновении веществ, выпал осадок рыже-бурого цвета.

Какая это реакция? Два сложных вещества обменялись своими составными частями. Реакция обмена.

FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCl. Это реакции обмена. Слайд №14

Схема реакции: АВ + СД = АД + СВ.

Б) Возьмите сульфат меди (II) и добавьте к нему гидроксид натрия. CuSO4 + NaOH=CU(OH)2+Na2SO4    слайд№15

 Что наблюдаете? Осадок синего цвета говорит, что образовался гидроксид меди (II). Спрогнозируйте, что ещё образовалось. Запишите уравнение реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки реакции.

Учитель: Мы теперь знаем, что в зависимости от состава и количества реагентов и продуктов реакции – реакции могут быть соединения, разложения, замещения, обмена.

2.К какому типу относятся эти реакции? Перепиши их уравнения, расставь в них

коэффициенты, укажи тип каждой реакции: слайд №16

H2  +  Cl2 =  2HCl         Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

H2O  =   H2  +  O2         Mg +  H2O  =  MgO  +  H2

CuO   =  Cu2O + O2         ZnO +  HCl = ZnCl2  + H2O    

Слайд №17

ВАРИАНТ № 1

1. Уравнение реакции обмена:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3

б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

2. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

3.  Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Li + O2 = Li2O

б) Fe2O3 + Al  = Al2O3 + Fe

ВАРИАНТ № 2 слайд №18

1.  Уравнение реакции разложения:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3

б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

2. Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

5.  Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) CuO + HCl  = CuCl2 + H2O

б) NH3 = N2 + H2

ВАРИАНТ № 3 слайд №19

1.  Уравнение реакции замещения:

а) BaO + H2O = Ba(OH)2

б) CuO + H2 = Cu + H2O

в) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O

2.  Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

5.  Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Fe2O3 + HCl =  FeCl3 + H2O

б) NO + O2 =  NO2

ВАРИАНТ № 4 слайд №20

1.  Уравнение реакции соединения:

а) N2 + O2 = 2 NO

б) CaCO3 = CaO + CO2

в) CH4 + 2 O2 = CO2 + 2 H2O

2.  Из двух сложных веществ образуется два новых сложных вещества в реакции

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

3. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Al2O3 + H2SO4  = Al2(SO4)3 + H2O

б) H2 + Cl2  = HCl

Инструкция № 1

 Разложение малахита

Поместим изумрудно-зеленый порошок малахита в пробирку, закроем газоотводной трубкой и укрепим горизонтально в штативе. Конец газоотводной трубки опустим в стакан с известковой водой и осторожно нагреем пробирку с малахитом в пламени спиртовки. Очень скоро порошок из зеленого станет черным, на стенках пробирки изнутри появятся капельки воды, а через трубку будут выходить пузырьки газа, от которого известковая вода быстро помутнеет.

Используемые ЦОР:

1.Ст. "Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии" 2.Муравлева О.И., фестиваль педагогических идей. Открытый урок.

3.Типы химических реакций Education, AVSEQ01 Персональный сайт Волкова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...