Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Маршенко Ирина Ильинична

 

Пояснительная записка

              Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной  программы по химии среднего общего образования.

Общая характеристика

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека.

Программа кружка “Занимательная химия”  рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа  (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.    Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_9_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной  программы по химии среднего общего образования.

Общая характеристика

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека.

Программа кружка “Занимательная химия”  рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа  (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.         Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Цели и задачи

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике 

Задачи программы:

Обучающие:

-   формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;                 - формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;                                                                                                

-  формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;                                                                                - продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;                                 - продолжить формирование коммуникативных умений;                                         - формирование презентационных умений и навыков;                                         

-  на примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;                                - дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:  

  • Вызвать  интерес к  изучаемому предмету

Ожидаемые результаты

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

• правила сборки и работы лабораторных приборов;

• определение массы и объема веществ;

• правила экономного расхода горючего и реактивов;

• порядок организации своего рабочего места;

Уметь:

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и  лабораторный эксперимент;

• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять  плотность исследуемых веществ;

• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

• работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов  для проведения опытов;

• получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,  работать с растворами различных веществ;

• находить проблему и варианты ее решения;

• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способамирегистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-  популярной литературой;

• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;

• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы;

• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Юный химик”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.Игра по технике безопасности. 

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов). 

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей 

Практическая работа.

1.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

  1. Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация 

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. 

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. 

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. 

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. 

Устный журнал на тему химия и медицина.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:

«Вулкан»на столе

«Зелёный огонь»

«Вода-катализатор»

«Звездный дождь»

«Разноцветное пламя»

Вода зажигает бумагу  

13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай». 

Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Игра. «Счастливый случай»

14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

«Химическая эстафета»

«Третий лишний».  

15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  • Химические водоросли
  • Тёмно-серая змея.
  • Оригинальное яйцо.
  • Минеральный «хамелеон».

16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

17. Проведение дидактических игр 

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее
  • кто быстрее и лучше
  • узнай вещество
  • узнай явление

18. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. 

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

19. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” 

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»

Календарно-тематическое планирование

Кол-во

часов

Тема

Форма занятий

1

Вводное занятие.

Лекция

1

Ознакомление с кабинетом химии

и изучение правил техники

 безопасности

Игра по технике безопасности

1

Знакомство с лабораторным

оборудованием.

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования

1

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

1

Нагревательные приборы и пользование ими.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

1

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

1

Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

3

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Лекция.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

1

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

2

Кристаллогидраты

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов

1

Химия и медицина.

Лекция, сообщения учащихся

2

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Показ демонстрационных опытов

3

Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами

Игра. «Счастливый случай»

2

Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.

Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

“Химическая эстафета”

“Третий лишний”.

2

Химия в природе.

Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

1

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

Круглый стол, сообщения учащихся

4

Проведение дидактических игр:

•        кто внимательнее

•        кто быстрее и лучше

•        узнай вещество

•        узнай явление

Игры с учащимися кружка

3

Химия в быту.

Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

3

Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов

Всего : 34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  • Голикова З.Ф. "Химия - любознательным".С.,1988 г.
  • Гольдфельд М.Г.- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.: Просвещение 1976.
  • Гостев М.М. "Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке" М., 1959 г.
  • Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  • Крницман В.А.  "Книга для чтения по неорганической химии" М., "Просвещение"., 1983 г.
  • Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  • Назаров Т.С. "Химический эксперимент в школе" М., "Просвещение"., 1987 г.
  • Чертков И.Н.  "Химический эксперимент с малыми количествами реактивов" М., "Просвещение"., 1989 г.
  • Шульгин Г.Б. "Эта увлекательная химия" М., "Химия" 1984 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по химии 10 класс химико-биологического профиля

Рабочая программа по химии химико-биологического профиля 10 класс по учебнику Кузнецоой Н.Е.Программа содержит приложение: контрольные, практические работы, лабораторные опыты...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...