МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЭТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Чикалова Любовь Георгиевна

Лекция - мини-проект по теме "Этиленовые углеводороды" для обучающихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_dlya_studentov.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon mr_zanyatiya_alkeny.doc86.5 КБ
Office presentation icon alkeny.ppt164 КБ
Файл kartochka.docx12.24 КБ

Предварительный просмотр:

Химические свойства алкенов

  1. Реакции присоединения.

Химические свойства алкенов определяются наличием в их молекулах двойной связи. Под действием реагента двойная связь, а именно пи-связь, как менее прочная и более реакционноспособная, разрывается и к освободившимся валентностям двух соседних атомов углерода присоединяются «осколки» реагента:

С=С   +  АВ                         С—С

При этом двойная связь превращается в одинарную (простую, сигма- связь).

По этой схеме к двойным С=С-связям присоединяются:

  1. Водород (H2) (р. гидрирования): Н2С=СН2 + Н2                Н3С—СН3

В результате реакции гидрирования алкены превращаются в алканы.

  1. Галогены (Cl2, Br2) (р. галогенирования): Н2С=СН2 + Br2        Н2СBr—СН2Br

Реакция с бромной водой – качественная реакция на алкены (двойную связь), так как происходит обесцвечивание бромной воды.

  1. Галогеноводороды (HCl, HBr) (р. гидрогалогенирования):

Н2С=СН2 + НBr        Н3С—СН2Br

  1. Вода (Н2О) (р. гидратации): Н2С=СН2 + Н2О                Н3С—СН2ОН

Присоединение галогеноводородов и воды к алкенам несимметричного строения (например, к гомологам этена) идет по правилу Марковникова В.В.: «водород присоединяется к более гидрированному атому углерода, а галоген (гидроксильная группа) к менее гидрированному атому углерода при двойной связи»:

СН3--НС=СН2 + НBr        Н3С—СН—СН3

  1. Реакция полимеризации – химический процесс, при котором молекулы мономера присоединяются друг к другу, образуя молекулу полимера, без выделения побочных продуктов.

n Н2С=СН2---------- (-Н2С—СН2-)n

Получение алкенов

(отщепление)

Основные методы получения алкенов основаны на реакциях отщепления (де) от двух соседних атомов углерода каких либо других атомов или групп атомов.

  1. Отщепление Н2 (дегидрирование алканов):

СН3—СН3                Н2С=СН2+ Н2

  1. Отщепление галогенов (Cl2, Br2) (дегалогенирование):

Н2СBr—СН2Br +         Zn                Н2С=СН2 + ZnBr2

  1. Отщепление галогеноводородов (HCl, HBr) (дегидрогалогенирование):

Н3С—СН2Br + КОН                Н2С=СН2+КBr+ Н2О

  1. Отщепление воды (дегидратация спиртов):

При дегидратации вторичных и третичных спиртов и дегидрогалогенировании вторичных и третичных галогеноалканов отщепление атома водорода идет по правилу А.М. Зайцева: «водород отщепляется от того из соседних атомов углерода, который менее гидрирован»:

Н3С—СН2—СН—СН3                                 Н3С—СН=СН—СН32О



Предварительный просмотр:

Методическая разработка – занятие «Этиленовые углеводороды»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТИХВИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ЗАНЯТИЯ

«ЭТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»

ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ»

 специальность 060501 «Сестринское дело» -

ОПОП СПО базовая подготовка

Выполнила

Чикалова Любовь Георгиевна

преподаватель химии

высшая квалификационная категория

г. Тихвин, 2012 год

Введение

Занятие «Этиленовые углеводороды» - это вторая лекция в теме «Углеводороды».

Тип занятия – теоретическое занятие - лекция с элементами проблемного обучения

Цель  занятия: составить схему, отражающую химические свойства и получение алкенов

Задачи:

  • обучающие:
  • называть алкены по номенклатуре IUPAC;
  • строить гомологические ряды алкенов;
  • познакомить с химическими свойствами алкенов  и способами их получения;
  • применить полученные знания о свойствах и способах получения алкенов для составления схемы, отражающей химические свойства и способы получения этиленовых углеводородов.
  • развивающие:
  • развивать умение сравнивать;
  • развивать умение выделять главное;
  • развивать умение строить аналоги;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение излагать свои мысли;
  • способствовать мотивации.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать организованность, внимательность, такт, ответственность, аккуратность, умение работать в группе.

Уровни усвоения знаний:

  • студент должен знать: строение алкенов; общую формулу алкенов; принципы номенклатуры IUPAC, изомерию алкенов; свойства и способы получения алкенов.
  • студент должен уметь: называть алкены по номенклатуре IUPAC, строить гомологические ряды алкенов; составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения алкенов.

Форма проведения: комбинированное занятие

Место проведения занятия: кабинет № 9

Оформление: на доске обозначена схема, которую необходимо дополнить.

Оборудование: 

  • опорный конспект для студентов «Химические свойства алкенов и способы получения алкенов»;
  • интерактивная доска;
  • карточки с заданиями.

Участники: студенты 12 сд группы

План занятия.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

Этап занятия

Содержание этапа

Время

1.

Организационный.

  1. Преподаватель сообщает название урока, цель, задачи урока (слайд №1).
  • На доске записаны элементы схемы, которую студенты должны составить в конце занятия.

2-3

2.

Актуализация ранее полученных знаний.

  1. Фронтальный опрос «Строение алкенов»

Презентация (слайды № 2 – 8).

  1. Задание студентам: (слайд № 9) «Используя ранее полученные знания, сформулируйте определение «Алкенов»
  • Ответ студентов, проверка определения (слайд № 10)
  1. Задание студентам: (слайды № 11 -15) «Назовите углеводороды»
  • Ответы студентов, проверка названий (слайды № 11-15)
  1. Слайд № 16 Проблема: «Чем являются по отношению друг к другу бутен-1 и бутен – 2»?
  • Ответ студентов, проверка (слайд № 17)
  1. Вопрос студентам: «Дайте определение изомеров»
  • Ответ студентов, проверка определения (слайд № 18)
  1. Вопрос студентам (слайд № 19)
  • Ответ студентов, проверка (слайд №20)
  1.  Вопрос студентам (слайд № 21)
  •  Ответ студентов, проверка (слайд №22)
  1. Вопрос студентам «Дайте определение гомологов»
  •  Ответ студентов, проверка (слайд №23)
  1. Задание студентам «Продолжите гомологический ряд этена» (слайд №24)
  • Ответ студентов, проверка (слайд №25)
  1.  Задание студентам (слайд №26)
  • Ответ студентов, проверка (слайды № 27-30)
  1. Вывод «Номенклатура алкенов» (слайд № 31)
  2. Задание студентам (слайд №32)
  • Работа студентов в тетради по карточкам; проверка (у 5 студентов проверяется выполненное задание на оценку); проверка для всех (слайд №33)

3.

Формирование новых знаний.

  1. В тетрадях запись подтемы нового материала (слайд №34)
  2. Преподаватель объясняет новый материал  по опорному конспекту «Химические свойства алкенов» (опорный конспект распечатан на листах на каждую парту).
  • Студенты делают записи по опорному конспекту в тетрадях. После этого рассказывают новый материал друг другу, стараясь его запомнить (работа в парах).
  1. Слайд № 35 Задание «Составьте схему, отражающую химические свойства пропена; напишите уравнения химических реакций по этой схеме»
  • Студенты работают в группах по четыре человека (объединяются студенты, сидящие за партами, которые стоят рядом);
  • Результат работы проверяют на доске (запись выполняет студент из группы, которая раньше других справилась с заданием).
  • Полученный ответ все студенты сверяют с эталоном (слайд № 36, 37)
  1.  В тетрадях запись второй подтемы нового материала (слайд №38)
  2.  Преподаватель объясняет новый материал  по опорному конспекту «Способы получения алкенов» (опорный конспект распечатан на листах на каждую парту).
  • Студенты делают записи по опорному конспекту в тетрадях. После этого рассказывают новый материал друг другу, стараясь его запомнить (работа в парах).
  • Слайд № 39 Задание «Составьте схему, отражающую способы получения пропена»
  • Студенты работают в парах или в группах по четыре человека (как удобно студентам)
  • Результат работы проверяют на доске (запись выполняет студент из группы, которая раньше других справилась с заданием).
  • Полученный ответ все студенты сверяют с эталоном (слайд № 40)

4.

Применение знаний, рефлексия.

  1. Задание студентам «Объедините схемы, отражающие химические свойства и способы получения, в одну схему»
  • Студенты работают в парах, в группах или каждый самостоятельно (по желанию).
  1. Проверка выполненного задания (слайд № 41). Поднимите руки, у кого схема записана в таком виде? Спасибо, хорошо (по желанию преподавателя можно поставить оценки за правильно выполненную схему).

5.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению, подведение итогов.

Д\З: «Составьте схемы реакций, отражающие химические свойства и способы получения алкенов, используя общую формулу алкенов (СnH2n)».

За работу на занятии получили оценки: (называются фамилии наиболее активных студентов).

Спасибо всем за работу.

 Литература

  1. Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара Химия.10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобраз. учреж. – Москва, «Вентана-Граф», 2010
  2. О.С. Габриелян Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
  3.  Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин Задачник по химии. 10 класс. – Москва, «Вентана-Граф», 2012
  4. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
  5. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  1. СН2=С—СН2—СН2—СН3                         2.  Н3С—С=С—СН2—СН3

3.СН2=С—СН—СН2—СН3                                4. Н3С—С=С—СН3

5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3

  1. СН2=С—СН2—СН2—СН3                         2.  Н3С—С=С—СН2—СН3

3.СН2=С—СН—СН2—СН3                                4. Н3С—С=С—СН3

5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3

  1. СН2=С—СН2—СН2—СН3                         2.  Н3С—С=С—СН2—СН3

3.СН2=С—СН—СН2—СН3                                4. Н3С—С=С—СН3

5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3

  1. СН2=С—СН2—СН2—СН3                         2.  Н3С—С=С—СН2—СН3

3.СН2=С—СН—СН2—СН3                                4. Н3С—С=С—СН3

5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...