Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) на тему
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общего образования по химии и государственного образовательного стандарта.
В основу курса положены идеи:
- материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
- взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
- ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
- развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
- генетической связи между веществами.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода к структурированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса химии для 9 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного общего образования по химии и государственного образовательного стандарта.
В основу курса положены идеи:
- материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
- взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
- ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
- развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
- генетической связи между веществами.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю и построен на основе концентрического подхода к структурированию.
В содержании курса IX класса главным образом изучаются вопросы неорганической химии. Вначале рассматриваются свойства простых веществ — металлов и неметаллов как повторение и углубление материала, изученного в VIII классе. Химия элементов раскрывается в следующей последовательности: сначала учащиеся знакомятся с соединениями металлов (от простых веществ и соединений щелочных металлов до простых веществ и соединений алюминия и железа), а затем с простыми веществами и соединениями неметаллов (от галогенов до кремния и углерода). Рассмотрение на заключительном этапе соединений углерода позволяет сделать плавный и закономерный переход к общему знакомству с органическими веществами. Последняя тема курса химии IX класса «Химия в жизни человека» подводит своеобразный итог изучения предмета в основной школе. Эта тема позволяет оценить роль и значение химической науки и химического производства в жизни современного человека, поднимает важные проблемы безопасного и грамотного использования химических веществ и материалов.
Особенности этого курса, отличающие его от действующих:
- предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль (гуманитарный, физико-математический и др.), курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также в повседневной жизни;
- тема «Органические вещества» из-за небольшого количества времени комплексно знакомит с представителями некоторых классов органических веществ. Такое знакомство предполагает не рассмотрение гомологических рядов, а сравнение строения и свойств углеводородов, кислородсодержащих органических веществ, важнейших природных соединений;
- заключительная тема курса «Химия в жизни человека» наряду с элективными курсами призвана помочь учащимся в выборе профиля в старшей школе и сориентировать некоторых из них на продолжение естественнонаучного образования в старшей школе. Авторы надеются на то, что мотивационный потенциал курса, его содержательное наполнение позволят успешно усвоить содержание химического образования на профильном уровне в X—XI классах;
— значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту. С учетом специфики конкретного образовательного учреждения (малокомплектной сельской школы, класса с углубленным изучением предмета и т. п.) время, отведенное на выполнение практических работ, их количество и содержание могут быть изменены. Учитель вправе изменять и число часов, отведенное на изучение отдельных тем, по своему усмотрению. Тема «Повторение» вынесена в конец курса 9 класса в связи с необходимостью глубокого повторения материала для подготовки учащихся к итоговой аттестации (ГИА).
Обучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижении следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химической реакции;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями:
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачами обучения химии в 9классах являются
Образовательные:
Формирование у учащихся знаний основ науки -важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства:
Развивающие:
Умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни:
Воспитывающие:
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурса, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
Образовательные технологии, используемые при обучении химии 9классах.
коллективный способ обучения (групповая работа);
личностно-ориентированные:
технология сотрудничества;
развивающее обучение;
диалогические;
игровые;
творческие;
информационные (компьютерные);
проблемные, поисковые;
дифференцированное обучение.
Требования к уровню подготовки выпускников в основной школе 9 класс.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молекулярная масса, молекулярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединения, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горячими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
9 класс
(2 ч в неделю; всего70 ч)
Тема:№1 «Металлы» (18 ч)
Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь.Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства. Сплавы (сталь,чугун,дюралюмин,бронза) и ихзначение. Общие химические свойства металлов как восстановителей. Ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов. Понятия о коррозии металлов и способы защиты от коррозии. Общая характеристика элементов главной п. /группы I группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов; щелочные металлы - простые вещества; общие физические свойства щелочных металлов; химические свойства щелочных металлов. Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (NaCl, Na2CО3, NaHCO3и др.), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной п/группы II группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов щелочноземельных металлов; физические свойства; химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.). Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, , их свойства и применение в народном хозяйстве. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов Алюминий: строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Природные соединения алюминия и способы его получения. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Степени окисления Fe. Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) гидроксидов Fe (II) и (III)Важнейшие соли Fe (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe+2и Fe+3 . Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации: Ознакомление с коллекцией сплавов Взаимодействие металлов с неметаллами и водой Горение Na, Mg, Fe. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Образцы щелочных металлов Взаимодействие Na, Liс водой, кислородом, неметаллами Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде Распознавание солей Na+иK+ по окраске пламени Образцы щелочноземельных металлов Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами .Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов. Ознакомление с образцами природных соединений кальция Свойства негашеной извести Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. Образцы сплавов Fе Горение Fe в кислороде и хлоре. Взаимодействие Fe с растворами кислот и солей. Опыты, показывающие отношение Fe к концентрированным кислотам. Получение и свойства гидроксидов Fe (II) и (III)
Лабораторные опыты: Ознакомление с коллекцией образцов металлов и сплавов Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Ознакомление с образцами природных соединений металлов Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности Качественные реакции на Fe+2и Fe+3
Практические работы: Осуществление цепочки химических превращений металлов Получение соединений металлов и изучение их свойств Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
Тема№2 «Неметаллы» (27 ч)
Положение элементов-неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Водород: водородные соединения неметаллов. Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода– окислительные и восстановительные, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов ( Cl, Br, F, I ), их степени окисления, строение молекул Г, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов: галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная)и их соли бромоводородная, йодоводородная. Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений Кислород: строение атома, физические и химические свойства кислорода, получение и применение кислорода. Озон. Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная Биологическое значение серы. Применение серы. Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI),сероводород и сульфиды Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот и его свойства: строение атомов и молекулы азота; физические и химические свойства азота, получение и применение, круговорот азота. Азот в природе и его биологическое значение Аммиак и его свойства: строение молекулы, физические свойства, химические свойства аммиака, получение, собирание, распознавание NH3 . Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение в народном хозяйстве. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота: состав и химические свойства. Получение HNO3 из азота и аммиака, применение HNO3 в народном хозяйстве. Фосфор: строение атома, аллотропия, сравнение свойств и применение красного и белого фосфора Углерод: строение атома, аллотропия, свойства модификаций - алмаза и графита, их применение. Физические и химические свойства углерода. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения. Угарныйгаз-свойства и физиологическое действие на организм. Оксиды углерода (II) и (VI): строение молекулCO и СО2,получение и применение Углекислый газ, угольная кислота. Карбонаты-соли угольной кислоты: кальцит, сода, поташ – их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксид кремния (IV)кремневая кислота и её соли Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Стекло. Силикатная промышленность
Демонстрации: Получение, собирание и распознавание водорода Образцы галогенов-простых веществ Получение пластической серы Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu Получение, собирание и распознавание аммиака Соли азотистой и азотной кислот ( нитраты и нитриты) , проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Окислительные свойства азотнойкислоты. Азотные удобрения Растворение NH3 в воде Получение солей аммония Знакомство с образцами нитратов и нитритов Знакомство с коллекцией азотных удобрений Знакомство с коллекцией фосфорных удобрений Модели кристаллических решеток алмаза и графита Адсорбционные свойства активированного угля Горение угля в кислороде Получение белого фосфора из красного Воспламенение белого фосфора« Получение оксида фосфора (V) горение
Лабораторные опыты: Качественная реакция на галогенид – ионы Качественная реакция на сульфат-ионы. Качественная реакция на NH4+» Получение углекислого газа и его распознавание Качественная реакция на СО3- Ознакомление с природными силикатами Ознакомление с продукцией силикатной промышленности
Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» Получение, собирание и распознавание газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
Тема №3. «Первоначальные представления об органических веществах» (10часов)
Предмет органической химии. Причины многообразия органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение веществ. Молекулярные и структурные формулы. Относительность понятия «органические вещества». Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Алкены: этилен. Химическое строение. Двойная связь. Взаимодействие этилена, взаимодействие этилена с водой, реакции полимеризации. Представления о полимерах на примере полиэтилена, его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Трехатомный спирт –глицерин Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты, её свойства и применение. Реакции этерификации и понятие сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот- биологически важные вещества. Стеариновая кислота как представитель жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза их биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов –поваренная соль и уксусная кислота
Демонстрации: Горение алканов Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия Взаимодействие уксусной кислоты с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты Цветные реакции белков Горение белков (шерсти или птичьих перьев)
Лабораторные опыты: Свойства глицерина Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревания Качественная реакция на крахмал –взаимодействие его с йодом
Практические работы: Изготовление моделей органических веществ
Тема № 4. «Химия и жизнь» (7часов)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы связанные с их применение. Химические вещества как строительные и поделочные материалы- мел. Мрамор. Известняк. Стекло. Цемент. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность
Практическая работы: Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Тема № 5 «Повторение».
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ металлов и неметаллов. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД . Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете процессов окисления и восстановления Генетические ряды металла и неметалла Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о переходных элементах, амфотерность, генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ. Группы и периоды
Лабораторные опыты: Реакции получения и свойства гидроксидов цинка
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе
№ урока | Дата | Название темы | Основные виды деятельности ученика | Дом. задание | |
Тема 1. Металлы (18 часов) | |||||
1 | Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая связь.Общие физические свойства металлов. Л.О.№1 »Ознакомление с коллекцией образцов металлов и сплавов.» | Характеризовать свойства металлов на основе строения атомов и ПСХЭ | П.5,6 У.1-3 | ||
2 | Сплавы, их свойства. Сплавы (сталь,чугун,дюралюмин,бронза) и ихзначение. Д.О.№ 1. «Ознакомление с коллекцией сплавов». | Знать классификацию Сплавов. | П.7 У.1-3 | ||
3 | Общие химические свойства металлов как восстановителей. Д. О.№2-3. «Взаимодействие металлов с неметаллами и водой». Л.О.№4-5. «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей». Д.О. №2. «Горение Na, Mg, Fe». | Характеризовать свойства металлов и применять ряд активности металлов, записывать уравнения реакций | П.8 У.1-6 | ||
4 | Ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов Д.О. №3. « Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей». | Характеризовать свойства металлов и применять ряд активности металлов, записывать уравнения реакций. | записи | ||
5 | Металлы в природе:Общие способыполучения металлов.Понятие о металлургии и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов. Л.О№3. «Ознакомление с образцами природных соединений металлов». | Знать общие способы получения металлов. | П.9 У.1-4 | ||
6 | Понятия о коррозии металлов и способы защиты от коррозии. | Объяснятьи применять доступные способы защиты от коррозии. | П.10 | ||
7 | Общая характеристика элементов главной п. /группы I группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов; щелочные металлы - простые вещества; общие физические свойства щелочных металлов; химические свойства щелочных металлов: Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Д.О. №4. «Образцы щелочных металлов». Д.О. №5. «Взаимодействие Na, Li с водой, кислородом, неметаллами». Д.О. №6. «Образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов, их растворимость в воде» | Характеризовать и прогнозировать свойства химических элементов – щелочных Ме на основе строения атомов и ПСХЭ. Решать задачи по химическому уравнению (с массовой долей растворимого вещества и долей примеси). | П.11 У.1-4 | ||
8 | Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды и соли (NaCl, Na2CО3, NaHCO3и др.), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Д.О. №7 «Распознавание солей Na+иK+ по окраске пламени.» | Прогнозировать применение соединений щелочных металлов на основе их свойств. | П.11 | ||
9 | Общая характеристика элементов главной п/группы II группы периодической системы Д.И. Менделеева: строение атомов щелочноземельных металлов; физические свойства; химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.). Д. О.№8. «Образцы щелочноземельных металлов». Д.О. №9. «Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами.» Д. О.№10. «Образцы оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.» | Характеризовать и прогнозировать свойства хим. элементов - щелочноземельных металлов на основе строения атомов и ПСХЭ. Осуществлять цепочки превращений | П.12 У.4-5 | ||
10 | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, , их свойства и применение в народном хозяйстве. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов Д.О. №11 «Ознакомление с образцами природных соединений кальция». Д.О. №12 «Свойства негашеной извести». | Прогнозировать применение соединений щелочноземельных металлов на основе их свойств. Осуществлять цепочки превращений. | П.12 У.7-8 | ||
11 | Алюминий: строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Природные соединения алюминия и способы его получения. ДО №13. « Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов». Д.О. №14 « Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей.» | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента на основе строения атомов и ПСХЭ. | П.13 У.6 | ||
12 | Соединения алюминия: амфотерность оксидаи гидроксида.Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Л.О.№4 «Получение Al(OH)3 и доказательство его амфотерности». | Прогнозировать применение соединений алюминия на основе их свойств. Осуществлять цепочки превращений | П.13 У.5-7 | ||
13 | Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Степени окисления Fe. Д. О.№15. «Образцы сплавов Fe» Д. О.№16. «Горение Fe в кислороде и хлоре.» Д.О.№ 17. « Взаимодействие Fe с растворами кислот и солей.» Д.О. №18. «Опыты, показывающие отношение Fe к концентрированным кислотам». | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента железа на основе строения атомов и ПСХЭ | П.14 У. 1-2 | ||
14 | Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) гидроксидов Fe (II) и (III)Важнейшие соли Fe (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe+2и Fe+3 . Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Д.О.№19 « Получение и свойства гидроксидов Fe (II) и (III).» Л.О. №7 «Качественные реакции на Fe+2и Fe+3» | Исследовать свойства соединений. Осуществлять цепочки превращений. | П.14 У.3-4 ПР№1 | ||
15 | Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов». | Исследовать свойства соединений металлов | ПР№2 | ||
16 | Практическая работа №2 «"Получение соединений металлов и изучение их свойств" | Исследовать свойства соединений. | ПР№3 | ||
17 | Практическая работа №3.» «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» | Исследовать свойства соединений. | |||
18 | Контрольная работа № 1 по теме « Металлы» | ||||
Тема 2. Неметаллы (27 часов) | |||||
19 | Анализ контрольной работы №1. Положение элементов-неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента НеМе на основе строения атомов и ПСХЭ | записи | ||
20 | Водород:водородные соединениянеметаллов.Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства водорода– окислительные и восстановительные, его получение и применение. Д.О. №20. « Получение, собирание и распознавание водорода». | Составлять уравнения реакций химических свойств водорода. | П.17 У.1-2 | ||
21 | Общая характеристика галогенов. Строение атомов ( Cl, Br, F, I ), их степени окисления, строение молекул Г, их физические и химические свойства. Д. О. №21. «Образцы галогенов-простых веществ». | Характеризовать и прогнозировать свойства галогенов на основе строения атомов и ПСХЭ | П.18 У.2-3 | ||
22 | Основные соединения галогенов: галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная)и их соли бромоводородная, йодоводородная. Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов. Л.О.№8. « Качественная реакция на галогенид – ионы». | Наблюдать и описывать опыты, делать выводы о качественном составе веществ-соединений галогенов. Составлять формулы и записывать уравнения. | П.19 У.1-2 | ||
23 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | Прогнозировать применение галогенов и их соединений на основе их свойств. | П.20 | ||
24 | Кислород: строение атома, физические и химические свойства кислорода, получение и применение кислорода. Озон. | Знать применение, на основе свойств записывать уравнения реакций. | П.21 | ||
25 | Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства.Сера вприроде: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы. Д. О.№22. «Получение пластической серы» Д. О.№23 «Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.» | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента серы на основе строения атомов и ПСХЭ. | П.22 У.2-3 | ||
26 | Соединения серы: оксиды серы (IV) и (VI),сероводород и сульфиды Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты. | Осуществлять цепочки превращений | П.23 У.2-4 | ||
27 | Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.Окислительные свойстваконцентрированной серной кислотыСернистая и сероводородная кислоты и их соли. Д.О. №24. « Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты». Д. О.№25 « Взаимодействие H2SO4 (конц.) с Cu.» Л.О.№7«Качественная реакция на сульфат-ионы». | Характеризовать и прогнозировать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений. Решать расчетные задачи на примеси. | П.23 У.5-6 ПР№4 | ||
28 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Исследовать свойства соединений | |||
29 | Азот и его свойства: строение атомов и молекулы азота; физические и химическиесвойства азота, получение и применение, круговорот азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента азота основе строения атомов и ПСХЭ | П.24 У.1-2 | ||
30 | Аммиак и его свойства: строение молекулы, физические свойства, химические свойства аммиака,получение, собирание, распознавание NH3 . Д.О №26 « Получение, собирание и распознавание аммиака» Д.О. №27 « Растворение NH3 в воде». | Описывать свойства вещества с точки зрения О.В.Р. и его физиологического действия на организм. | П.25 У.4-6 | ||
31 | Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение в народном хозяйстве. Д. О.№28 « Получение солей аммония». Л.О. №9. «Качественная реакция на NH4+».» | Наблюдать и описывать свойства вещества | П.26 У. №3-4 | ||
32 | Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота: состав и химические свойства. Получение HNO3 из азота и аммиака, применение HNO3 в народном хозяйстве. | Характеризовать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений | П.27 У.1-3 | ||
33 | Соли азотистой и азотной кислот ( нитраты и нитриты) , проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции.Окислительные свойства азотнойкислоты. Азотные удобрения. Д. О. №29 « Знакомство с образцами нитратов и нитритов». Д. О. №30 « Знакомство с коллекцией азотных удобрений» | Характеризовать свойства веществ. Осуществлять цепочки превращений. Решать задачи по химическому уравнению. | П.27 | ||
34 | Фосфор: строение атома, аллотропия, сравнение свойств и применение красного и белого фосфора. Д. О.№31. «Получение белого фосфора из красного.» Д. О.№32 « Воспламенение белого фосфора». | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента фосфора основе строения атомов и ПСХЭ. | П. 28 | ||
35 | Соединения фосфора: оксид фосфора (V),ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения. Д.О.№ 33 « Получение оксида фосфора (V) горение.» Д. О. №33 « Знакомство с коллекцией фосфорных удобрений» | Характеризовать свойства веществ – соединений фосфора. Осуществлять цепочки превращений. | П.29 | ||
36 | Углерод: строение атома, аллотропия, свойства модификаций - алмаза и графита, их применение. Физические и химическиесвойства углерода. Д. О.№ 34. «Модели кристаллических решеток алмаза и графита» Д. О.№35. « Адсорбционные свойства активированного угля.» Д. О. №36 « Горение угля в кислороде» | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента-углерода на основе строения атомов и ПСХЭ. | П.30 | ||
37 | Угарныйгаз-свойства и физиологическое действие на организм.Оксиды углерода (II) и (VI): строение молекулCO и СО2,получение и применение Углекислый газ,угольная кислота. Л.О№10«Получение углекислого газа и его распознавание». | Исследовать свойства веществ, делать выводы о качественном составе веществ-соединений углерода. Составлять формулы и записывать уравнения. | П.30 У 3-4 | ||
38 | Карбонаты-соли угольной кислоты:кальцит, сода, поташ – их значение в природе и жизни человека. Л.О. №11 « Качественная реакция на СО3-« | Исследовать свойства веществ, делать выводы о качественном составе веществ-соединений углерода. Составлять формулы и записывать уравнения. | записи | ||
39 | Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксидкремния (IV)кремневая кислота и её соли. Л.О№10 «Ознакомление с природными силикатами». | Характеризовать свойства вещества-кремния его соединений | П.31 | ||
40 | Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Стекло.Силикатная промышленность. Л.О.№12»Ознакомление с продукцией силикатной промышленности». | Решать расчётные задачи на практический выход продукта. | П.32 У.1-3 | ||
41 | Повторение и обобщающие по теме: «Неметаллы» | Решать расчётные задачи на практический выход продукта. | ПР№5 | ||
42 | Практическая работа№5 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств Подгруппа азота и углерода.» | Исследовать вещества и их соединения, делать выводы о свойствах. | |||
43 | Контрольная работа №2 по теме « Неметаллы» | ||||
44 | Практическая работа №6«Получение, собирание и распознавание газообразных веществ.Качественные реакции на газообразные вещества» | Исследовать вещества ,делать выводы о их свойствах. | |||
45 | Анализ контрольной работы №2. | ||||
Тема №3.Первоначальные представления об органических веществах (10часов) | |||||
46 | Предмет органической химии. Причины многообразия органических соединений. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Химическое строение веществ. Молекулярные и структурные формулы.Относительность понятия «органические вещества». | Объяснять причины многообразия веществ.Отличать органические вещества от неорганических. | П.32 У.2,6 | ||
47 | Метан и этан:строение молекул.Горение метана и этана.Дегидрирование этана. Применение метана. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Д. О.№37. Горение алканов Д. О.№38 Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия | Характеризовать свойства веществ-алканов. | П.33, записи | ||
48 | Алкены: этилен. Химическое строение. Двойная связь. Взаимодействие этилена, взаимодействие этилена с водой, реакции полимеризации.Представления о полимерахна примере полиэтилена, его значение. | Характеризовать свойства веществ-алкенов. | П.34 У.1-3 | ||
49 | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт –глицерин Л.О.№13 «Свойства глицерина». | Описывать свойства и физиологическое действие на организм. | П.35 У.1-3 | ||
50 | Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. | Описывать свойства и физиологическое действие на организм. | П.36 | ||
51 | Одноосновные предельные карбоновыекислоты на примере уксусной кислоты, её свойства и применение.Стеариновая кислота.Как представители кислородосодержащих органических соединений. Д. О. №39 «Взаимодействие уксусной кислоты с цинком, оксидом магния, гидроксидом меди (II), карбонатом натрия.» Стеариновая кислота как представитель жирных кислот. | Характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. | П.36 У.1-3 | ||
52 | Реакции этерификации и понятие сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот-биологическиважныевещества. Д. О. №40 «Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты» | Понимать биологическую значимость жиров, характеризовать свойства. | П.37 | ||
53 | Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение, биологическая роль. Д. О. №41. «Цветные реакции белков.» Д. О. №42 «Горение белков (шерсти или птичьих перьев).» | Понимать биологическую значимость белков. Характеризовать свойства | П.38 | ||
54 | Понятие об углеводах. Глюкоза. Ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза их биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов –поваренная соль и уксусная кислота Л.О.№14 «Взаимодействие глюкозы с гидроксилом меди(II) без нагревания и при нагревания». Л.О. №15 «Взаимодействие глюкозы с гидроксилом меди(II) при нагревании» Л.О.№16.» Качественная реакция на крахмал –взаимодействие его с йодом». | Понимать биологическую значимость углеводов. Характеризовать свойства. | П.39 ПР №7 | ||
55 | Практическая работ № 7 «Изготовление моделей органических веществ.» | Моделировать строение молекул органических веществ. | |||
56 | Контрольная работа №3 по теме : «Органические вещества» | ||||
( 7часов) | |||||
57 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы . Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Презентации учащихся. | ||||
58 | Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы связанные с их применение Химические вещества как строительные и поделочные материалы- мел. Мрамор. Известняк. Стекло. Цемент. | ||||
59 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций вповседневной жизни. Токсичные горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность Презентации учащихся. | ||||
60 | Практическая работа№ 8 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» | ||||
61 | Обобщение по курсу органической химии. Генетическая связь между классами органических соединений | ||||
Тема № 5.Повторение. 8 ч | |||||
62 | Повторение. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ металлов и неметаллов. | Характеризовать и прогнозировать свойства химического элемента на основе строения атомов и ПСХЭ | П.1 | ||
63 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД . | Классифицировать вещества по составу и свойствам. Составлять химические уравнения | записи | ||
64 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете процессов окисления и восстановления | записи | |||
65 | Генетические ряды металла и неметалла | . | Зад. в тетр. | ||
66 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие о переходных элементах, амфотерность, генетический ряд переходного элемента. Л.О. №17 «Реакции получения и свойства гидроксидов цинка». | Прогнозировать свойства веществ на основе хим. эксперимента | П.2 | ||
67 | Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ.Группы и периоды | Описывать и характеризовать структуру таблицы.Понимать значение её для науки и практики. | П.1 У.1-2 | ||
68 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | ||||
69 | Работа с материалами ГИА по теме: «Свойства основных классов органических и неорганических соединений» | ||||
70 | Итоговое контрольное тестирование за курс 9класса. |
Общее количество :
контрольных работ-4, практических работ-8, демонстраций- 42, лабораторных опытов-17
УМК учителя:
1. О. С. Габриелян настольная книга учителя О.С. Габриелян «Химия 9 класс» методическое пособие Дрофа 2006 год
2.О.С. Габриелян, П.Н. Березкин Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы, Дрофа, 2008
УМК учащихся:
- О.С. Габриелян «Химия 9 класс» Дрофа 2008 год
Дополнительная литература:
- Н.Н. Гара, Н. И. Габрусева Химия,задачник с помощником 8-9,- М. «Просвещение»,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-221474-1368356126.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-244052-1381043492.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС по химии 8-9 класс
Рабочая программа к УМК О.С. Габриелян...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-251552-1510138156.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487884-1411802837.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
Программа курса химии для VIII классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487884-1411802837.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
Программа курса химии для 10 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487884-1411802837.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
Программа курса химии для 11 классов основной школы составлено по авторской программе О.С.Габриеляна, утвержденной Министерством образования РФ, на основе Примерной программы основного об...