Рабочая программа и календарно-тематический план по органической химии на 2013-2014 уч.г.
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему

Судницына Галина Владимировна

Рабочая программа и календарно-тематический план соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны на основе УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа  учебного предмета

химии

для 10a, 10b  классов

на 2013-2014 уч.год

Разработана учителем Судницыной Г.В.

на основании УМК  Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г и авторской  программы  курса химии Н.Н. Гара для  8-11 классов общеобразовательных учреждений.

35 часов (1 час в неделю)

РАССМОТРЕНА

на заседании  МО

учителей химии

Руководитель МС

__________  _______________

Протокол № ___

                                     2013 г

СОГЛАСОВАНА

Замдиректора по УВР МБОУ Спасская СОШ

_________  _Л.И._Мелёшкина

   ___.     ___.     2013 г

УТВЕРЖДЕНА

Директором  МБОУ Спасская СОШ

_______           В.К. Ефремкин

   ___.    __.       2013 г

Спасск

2013 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии  Минобрнауки РФ 2004 г. (базовый уровень) и авторской  программы   курса химии Н.Н. Гара для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2008г.

              Программа  рассчитана на  35 часов в X классе, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них:

 для проведения контрольных - 2 часа,  лабораторных и практических работ  - 10.

               В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

              Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия. Органическая химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.- М.: Просвещение, 2009.- 192 с. ISBN 978-5-09-016478-8

а также методических пособий для учителя:

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.

Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.

 Горковенко, М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана /М.Ю.Горковенко. – М.: ВАКО, 2005. – 320. – (В помощь школьному учителю). - ISBN 5-94665 -298- 2.

         Дополнительная литература для учителя

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.- 304с.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  10-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.

         Дополнительная литература для учащихся

Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.

ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

             MULTIMEDIA – поддержка предмета

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.

CD диски телекомпании «Современная гуманитарная академия» под названием «Школьный эксперимент» 2008.

Цели курса: 

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне  направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

        Ведущей технологией рабочей программы является технология  деятельностного подхода в обучении, использование проблемного метода обучения. Цель использования  технологии: формирование и развитие самостоятельности обучающихся; формирование умений организации собственной деятельности.  

        Основными методами обучения химии на старшей ступени обучения являются как репродуктивные, так и  проблемные методы, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков и способов деятельности обучающихся.

         Формами организации познавательной деятельности обучающихся являются: фронтальная, групповая, парная работа. Работа в группе, в парах направлена на формирование у обучающихся  умений работать в команде, ответственности за конечный результат работы, коммуникативных способностей обучающихся, взаимопомощи.

         Для  контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся  применяются различные формы:  устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя  по критериям оценивания различных видов работ. По окончании изучения отдельных тем курса проводятся контрольные работы. Цель проведения контрольных работ: выявление уровня освоения  изученного материала и дальнейшая работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

Критерии оценок знаний учащихся по химии

При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
  • осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
  • полнота (соответствие объему программы, стандарта)

 При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

        Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировано закон,  правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)

        Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка устного ответа

Отметка «5»:           ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:         ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом  допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя; ответ самостоятельный.

Отметка «3»:     ответ полный, но при этом   допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

 Отметка «2»:    при  ответе  обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:   ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:    ответ неполный или  допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:  работа выполнена не менее чем наполовину,    допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

 Отметка «2»:   работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу

Отметка «5»:   Работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану,  с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:      Работа выполнена  правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:         Работа выполнена  правильно не менее чем наполовину  или допущена несущественная ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:     допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100%

«4» - 61-86%

«3» - 35-60%

«2» - 0-34%

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен  знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание курса

      Введение (1 час)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Тема 1. Теория строения органических соединений (1 час)

        Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (11 часов)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение. Замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Демонстрации. Горение этилена. Отношение этилена, бензола к раствору перманганата калия.  Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (12 часов)

Спирты. Получение этанола гидратацией этилена и брожением глюкозы. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. применение глицерина на основе свойств.

 Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Химические свойства фенола: горение, взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе его свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе. Их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза)  и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов живой природе и в жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение 9молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Практическая работа №1 Свойства карбоновых кислот.

Практическая работа №2 Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта и глицерина. 2. Свойства формальдегида. 3. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.  

 Тема 4.  Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе  (5 часов)

        Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание.Применение анилина на основе свойств.

        Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

        Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

        Генетическая связь между классами органических соединений.

Демонстрации.  Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

 

Практическая  работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения  (2 часа)

        Ферменты .Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов.

        Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо-и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

        Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители  гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Испытание среды аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

Лабораторные опыты:  

  • Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

Тема 6.  Искусственные и синтетические органические соединения  (3 часа)

                Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Их свойства и применение.

        Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и  химическим реактивам.  

Практическая  работа №4. Распознавание пластмасс и волокон.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

1.  Рябов, М.А. Тесты по химии: 10 класс:  /М.А.Рябов, Р.В.Линко, Е.Ю.Невская. - М.: Экзамен, 2006. – 158,  [2] с. – ISBN 5-472 - 00660-0.\

2. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана  «Химия. 10» /Гара [и др.]. – 3-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2005. – 127, [1] с. – ISBN 5-7107 -9054-0.

3.  Горковенко, М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана /М.Ю.Горковенко. – М.: ВАКО, 2005. – 320. – (В помощь школьному учителю). - ISBN 5-94665 -298- 2.

4.Хомченко, И.Г. Решение задач по химии /И.Г. Хомченко – М.: ООО Новая волна, 2000. – 256 с. - ISBN 5-7864 -0124-3.

5.  Радецкий, А.М. Дидактический материала по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя / А.М.Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1999. – 79 с. -  ISBN 5-09-008673 -7.

6. Я иду на урок химии:  8-11 классы: Книга для учителя / редкол. О.Г.Блохина.– М.: Первое сентября, 2000. – 272с.: ил. - ISBN 5-8246 -0008 -2.

7. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии, XVII-XIX вв.: Книга для учителя / редкол. О.Г.Блохина – М.: Первое сентября, 1999. – 320с.: ил. - ISBN 5-8246 -0013 -9.

8. Я иду на урок химии:  Органическая химия: 10-11 классы: Книга для учителя /редкол. О.Г.Блохина – М.: Первое сентября, 2003. – 264.- ISBN 5-8246 -0108 -9.

9.Долгов, В.П.  Химия. Справочник абитуриента / В.П. Долгов, Е.В. Соловьева. – М.: Филол.общество «СЛОВО»,  АСТ, Компания «Ключ-С»,  1997.- 608с.- ISBN 5-15- 000-456-1, ISBN 5-15- 000-303-4,  ISBN 5-900411-26-5.

Литература для учащихся

1. Егоров, А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ / А.С.Егоров – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с. - ISBN 5-222 -03658 -8.

2.Штремплер, Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся / Г.И. Штремплер. – М.: Просвещение, 1996. – 94 с.: ил. – ISBN 5-09-005174-7.

3.Химия: Задачи с ответами и решениями: Учебно-методическое пособие / П.А. Оржековский,  Ю.Н.Медведев, А.В. Чураков, С.С. Чуранов; под ред. проф.  Г.В.Лисичкина. – М.: ООО «Издательство АСТ»:  ООО «Издателство Астрель», 2004. – 191 [1]с.: ил. – (Школьная олимпиада). -  ISBN 5-17-022293-9(ООО «Издательство АСТ»). - ISBN 5-271-08026-9 (ООО «Издательство Астрель»).

4. Маршанова, Г. Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. Задачи по общей и неорганической химии  /Г.Л.Маршанова – М.: Издат-школа 2000, 2000. – 80 с. – ISBN 5-93291-025-9.

Электронные ресурсы

1.Образовательная коллекция. 8-9 классы. Химия базовый курс. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2001, 2003. – 1 диск. – Сист. требования: Windows 95/98/МЕ/NТ/2000ХР.

2. Виртуальная лаборатория. Химия. 8-11 классы. Комплект цифровых образовательных ресурсов.- 3 диска. - Электронное издание.- Министерство образования и науки РФ. Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования»

3.  Образовательный комплекс. 1С: Школа.Химия. 8 класс./под ред.А.К.Ахлебинина – ЗАО «1С», 2004. – 2 диска. - Сист. требования: Windows 95/98/МЕ/NТ/2000ХР.

Пояснительная записка

     Календарно-тематический план по  химии для 10-х классов составлен на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования по химии,  Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.).

Формулировка названий разделов соответствует Примерной программе, название тем – авторской. Тема урока совпадает с названием параграфа учебника. Все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из Примерной программы (2), запланированы две практические работы  – из авторской программы:

  • Изучение свойств карбоновых кислот.
  • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ (по теме: «Кислородосодержащие органические соединения»).

Из раздела «Химия и жизнь» изучаются темы:

  • Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов
  • Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты:  

  • Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.
  • Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый  уровень», были внесены следующие изменения:

в примерную:  включены (взяты из авторской программы):

  • Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания
  • Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой  доли выхода продукта от теоретически возможного.
  • Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из веществ  взято в избытке.
  • Расчетные задачи включены в планирование, но не являются обязательными, так как отсутствуют в Примерной программе и в Требованиях к уровню подготовки выпускником.

в авторскую:

  • включено изучение темы «Сложные эфиры»  (соответствует примерной программе и отсутствует в авторской); исключен ряд  элементов содержания (отсутствуют в Примерной программе): «Понятие о циклоалканах. Цис-, транс изомерия.  Ацетон – представитель кетонов. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Элементы содержания Примерной программы в тексте выделены красным цветом; синим – те элементы, которые есть в Примерной программе, но отсутствуют в Стандарте; курсивом выделены элементы, которые изучаются, но не входят в «Требования к уровню знаний выпускников».  Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста. Рассчитан план на 35 часов (1 час в неделю, резерв 2ч.).

Контрольных работ – 2.  Практических работ – 3.   Лабораторных работ – 6.

2ч.

Введение.  Теория строения органических соединений

11ч

12ч

Углеводороды и их природные источники 

Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе

Биологически активные органические соединения

Искусственные и синтетические органические соединения 

Всего – 35 часов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа

Календарно-тематическое планирование по химии

Классы - 10 а, 10 б

35 часов (1 час в неделю)

Учитель химии Судницына Г.В.


Календарно-тематическое планирование

Классы - 10 а, 10 б    35 часов (1 час в неделю)

Практических работ –4,  лабораторных опытов – 6.  Контрольных работ  - 2

1 четверть:  9 учебных недель. Количество часов: 9.

Практических работ – нет.  Лабораторных – 2.  Контрольной  работы  - нет

 Введение  (1 час)

№ Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Элементы содержания

цели урока

Требования  к уровню подготовки обучающихся

(Умения и виды деятельности)

Вид и форма контроля,

измерители 

Элементы дополни-тельного содержания

Дата

По плану      

По факту

Общеучебные

Специальные

1. 1

Предмет органической химии. Инструктаж по ТБ

Урок усвоения новых знаний.

Д\з:

предисловие, §1, упр.1- 4

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Цели: Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах, особенностях строения органических веществ. Конкретизировать представления об  органической химии и причинах выделения ее в самостоятельную дисциплину.

Познавательная деятельность

 Определение понятия органического вещества, характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Объяснять природу происхождения органического вещества.

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля - УО

Измерители

упр.5 с.10

Использование

 интер\ доски и презентации

Мультимедийный  диск для 10 кл.

Тема 1. Теория строения органических соединений (1 час)

2. 2

Теория строения органических соединений

Комбинированный урок

Д\з:

§2, упр. 4,6 с. 10

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Цели:  Познакомить учащихся с предпосылками создания теории строения органических соединений. Сформировать у учащихся представление о строении органических веществ. Познакомить учащихся с видами изомерии и понятием гомологии.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Знать:

- сущность понятий валентность, степень окисления, углеродный скелет, изомерия, изомеры, гомология, гомологи, гомологическая разность,  строение атома

- основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля – СР

Измерители

Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Авт. А.М.Радецкий, (далее [1]) стр.4, работа 1, вар.1,2,3 (вопрос 1), стр.7 работа 2 вар.1-4 (вопрос 1).

Использование

 

интер\ доски и презентации

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (11 часов)

3.  3

Природный газ. Алканы

Комбинированный урок

Д\з

§5,6, упр.5,6,10 с.27

Природный газ. Алканы. Радикалы.

Номенклатура.  Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Цель: систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений. Познакомить с гомологическим рядом  и строением алканов, изомерией и номенклатурой класса

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Учебно-коммуникативная деятельность

Перевод информации из одной знаковой системы в другую.        

Знать: общую формулу алканов, что такое углеродный скелет, структурную изомерию, называть алканы по тривиальной и международной номен-ре.

уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

объяснять природу химической связи        

Вид контроля

текущий

Форма контроля - ДСР

Измерители

упр.21, с.28        

Мультимедийный  диск для 10 кл.

Использование

 интер\ доски и презентации

4. 4

Алканы, химические свойства, применение

Комбинированный урок

Д\з

§7, упр.20 с.28

Химические свойства алканов, применение метана, этана. Цель: 

Актуализировать знания учащихся о номенклатуре,

применении и свойствах предельных углеводородов. Познакомить с химическими свойствами: крекингом изомеризацией, дегидрированием, окислением, замещением и др.

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

Знать:  химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий

Вид контроля

текущий

Форма контроля - Т

Измерители

упр.13-15 с.28                                 

Использование

 интер\ доски и презентации

5. 5

Алкены: общая формула, строение, изомерия

Комбинированный урок

Д\з

§9, упр.2,4,8,9 с.43;

задача 6,с.28

Алкены. Номенклатура алкенов. Структурная изомерия. 

Демонстрации. Грение этилена,  обесцвечивание раствора перманганата калия.

Цель: рассмотреть классификацию, строение, изомерию и номенклатуру  этилена и его гомологов; углубить и конкретизировать понятия о ков.связи.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Учебно-коммуникативная деятельность

Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации

Знать:  общую формулу алкенов, структурную изомерию, строение алкенов (наличие двойной связи); важнейшие вещества – этилен, полиэтилен, их применение.

Уметь: называть алкены по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу алкенов.

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля- УО

Измерители

 упр.11 с.43         

Л.о. Изготовление моделей молекул алкенов.

Использование

 интер\ доски и презентации

6. 6

Химические свойства алкенов, получение, применение

Комбинированный урок

Д\з

§10, упр.15,16 с.43;

Химические свойства алкенов, применение этилена.

Цель: рассмотреть химические свойства, способы получения этилена и общие свойства алкенов; углубить и конкретизировать представления о влиянии хим.связи на свойства веществ.

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

Знать:  химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация.

Уметь:  характеризовать строение алкенов, объяснять зависимость свойств этилена от его состава и строения.

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля- УО

Измерители

 [1] стр.15, работа 2, 2

Мультимедийный  диск для 10 кл.

Использование

 интер\ доски и презентации

7. 7

Алкадиены. Каучуки

Комбинированный урок

Д\з:

§11,12, упр. 8,4 с.49;

Алкадиены. Каучуки. Резина.

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Строение, свойства.

Цель: сравнить строение и свойства способы получения акенов с алкадиен..

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей        

Знать: общую формулу алкадиенов,  структурную изомерию, строение алкадиенов (наличие двух двойных связей); важнейшие вещества – бутадиен-1,3, изопрен; химические свойства бутадиена -1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки, применение.

Вид контроля

текущий

Форма контроля - УО

Измерители

упр. 6 с.49

Л.о. ознакомление с образцами каучуков

Использование

 интер\ доски и презентации

8. 8

Алкины. Ацетилен

Комбинированный урок

Д\з:

§13, упр. 9а,б с.55

Алкины. Номенклатура Структурная изомерия. Химичес-кие свойства.

Цель: сравнить строение и свойства акенов с алкинами. Конкретизировать знания об изомерии номенклатуре и способах получения

Познавательная деятельность

Определение  общей формулы алкинов, структурной изомерии, строения молекулы ацетилена (наличие тройной связи); характеристик изучаемого объекта; сам. выбор критериев для сравнения.

Знать получение  и  физические свойства.

Уметь: называть ацетилен по  международной номенклатуре,  характеризовать строение и химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды,   полимеризацию.

Вид контроля

тематический

Форма контроля - СР

Измерители

упр. 1,5.6,  работа 4,   вар. 1 (в.1,2)

Л.о. Изготовление моделей молекул алкинов.

Мультимедийный  диск для 10 кл.

9. 9

Упражнения в составлении изомеров и гомологов

Урок закрепления изученного материала

Структурная формула. Изомерия, гомология, изомеры гомологи. Расчёт

 м\фор-ы вещества.

Цель:         Повторить и обобщить знания о предельных и непредельных углеводородах. Письменная проверка знаний учащихся.

Познавательная деятельность

Решение логических заданий и задач по нахождению молекулярных формул органических веществ.

Знать:  понятия «изомерия»,  «гомология», «изомеры», «гомологи».

Уметь: приводить примеры изомеров, гомологов, составлять их структурные формулы.

Вид контроля

тематический

Форма контроля – СР

Измерители

Карточки по составлению структурных формул.                

Использование

 интер\ доски и презентации

2 четверть:  7 учебных недель. Количество часов: 7

Практических работ – нет.  Лабораторная – 1.  Контрольная  работа  - 1

Тема 2. Углеводороды и их природные источники  (продолжение)

1.10

Нефть

Комбинированный урок

Д\з:

§17,  упр. 10, с.78

Нефть – природный источник углеводородов. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе.

Демонстрации. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

Цель: дать представление о физ. св-ах и составе нефти, нефтепродуктов и их применение. Разобрать понятие: детонационной стойкости бензинов, перегонки нефти, ректификационной колонны, крекинг-процесса. Узнать о вкладе Д.И. Менделеева в развитие нефтехимии.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. отделение основной информации от второстепенной        

Знать:  Состав  нефти, продукты нефтепереработки.

Уметь:  называть нефтепродукты. объяснять химические явления, происходящих в природе, быту и на производстве;

определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и построения

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;         

Вид контроля

тематический

Форма контроля – оценка выступлений учащихся

Измерители

упр. 7, с.78

Л.о. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Мультимедийный  диск для 10 кл.

2.11

Арены. Бензол

Комбинированный урок

Д\З.

§14,15, упр. 4-6, с.66-67

Общее представление об аренах.  Бензол. Химические свойства бензола.

Демонстрация Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола

Цель: рассмотреть строение и гомологию бензола. Конкретизировать изомерию аренов, способы получения, химические свойства.

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

Знать:  Способы получения бензола( из гексана и ацетилена). Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

Уметь: объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения.

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля - УО

Измерители

Гаврусейко сам. Раб. , упр. 12а,б, с.66-67.

Использование

 интер\ доски и презентации

3.12

Систематизация и обобщение знаний по теме 2

Урок систематизации и обобщения знаний.

Классификация и номенклатура  и химические свойства

углеводородов: алканы, алкены, алкины, арены

Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Подготовить к контрольной работе.

Познавательная деятельность

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Уметь: называть вещества разных классов по  международной номенклатуре,  характеризовать строение и химические свойства

Вид контроля

тематический

Форма контроля – СР

Измерители

Карточки для индивидуа-ной работы. 

Использование

 интер\ доски и презентации

4.13

Контрольная работа №1 по теме 2 «Углеводороды и их природные источники».

Урок проверки и оценки знаний и умений.

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, арены

Цель: Проверить знания и умения учащихся по теме.

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами.        

Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: общие химические свойства органических соединений

Вид контроля

тематический

Форма контроля - КР

Измерители

Задания по вариантам

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

Тема 3.  Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (12 часов)

5.14

Спирты

Комбинированный урок

Д\з:

§20,22,  упр.1- 4, с.88

Предельные одно- многоатомные спирты: состав, номенклатура, изомерия. Функциональная группа спиртов. Физические свойства метанола, этанола, их физиологическое действие на организм.  

Цель: объяснить строение молекулы спирта, рассмотреть структурную и пространственную формулы, изомерию и номенклатуру. Углубить знания об органических соединениях;

познакомить учащихся с новыми функцио-ными производными углевод-в

Познавательная деяте-ность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Знать:  понятие «функциональная группа», физические свойства метанола, этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола. Вещество

глицерин как представитель многоатомных спиртов.

Уметь:  называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу спиртов.

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля - Т

Измерители

упр.1-3, с.88        

Представление о водородной связи.

Мультимедийный  диск для 10 кл.

6.15

Химические свойства спиртов и их применение

Комбинированный урок

Д\з:

§21,  упр.14, с.88

Химические свойства этанола. Качественная реакция на глицерин. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Физиологическое действие спиртов на человека.

Демонстрации.

1.Окисление этанола в альдегид.

2. Качественная реакция на глицерин.

Цель: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций;

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей спиртов с другими веществами.

Знать: Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация.  Качественную реакцию на глицерин. Применение этанола и глицерина на основе их свойств.

Уметь: выполнять химический эксперимент по изучению химических свойств спиртов, распознаванию глицерина.

Вид контроля

оперативный

Форма контроля

диктант 

Измерители

 идактический материал авт. А.М.Радецкий,

[2]) стр. 115, вар.1 (вопрос 2А), вар.2 (2Б).

Л.о. 1.Свойства этилового спирта.

2. Свойства глицерина.

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

7.16

Фенол. Каменный уголь

Комбинированный урок

Д\з:

§23,  24, упр. 1,3, с.98

Фенол. Химические свойства.Поликонденсация фенола с формальдегидом. Применение фенола на основе его свойств.

Демонстрации. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Цель: изучить состав, строение, свойства, области применения  фенола. Обобщить и систематизировать  материал по теме «Спирты и фенолы»

Познавательная деятельность

 Исследование несложных реальных связей и зависимостей фенола с другими веществами.

Знать:  состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.

Уметь: объяснять зависимость свойств фенола от его состава и строения.

Вид контроля

оперативный

Форма контроля - Т

Измерители

упр. 8, с.98 [1] стр.30, работа 2,   вар. 2 (в.1), вар.3 (в.2)        

Мультимедийный  диск для 10 кл.

3 четверть:  10 учебных недель.    Количество часов: 10.

Практических работ – 2.    Лабораторных опытов – 3.    Контрольная  работа  - 1.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (продолжение)

1.17

Альдегиды

Комбинированный урок

 Д\з:

§25,  26, упр.10, с.106

Альдегиды. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства. Кетоны. Строение молекул. Функц. гр-па.

Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала», окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (II).

Цель: изучить состав, строение, номенклатуру и химические свойства альдегидов.

Познавательная деятельность

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Знать:  вещества -  формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, функциональная группа, номенклатура: получение  окислением соответствующих спиртов; химические свойства: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт; применение альдегидов на основе их свойств.

Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их  состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений; называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре.

Вид контроля

выборочный, текущий

Форма контроля -Т

Измерители

упр.3,7,

с.105-106

лабораторный опыт  с.118-119 ,        

Л.о.

 1. Свойства формальдегида. 

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

2.18

Карбоновые кислоты

Комбинированный урок

Одноосновные карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства. Пальмитиновая и стеариновая кислота – как представители высших жирных карбоновых кислот.

Цель: познакомить  с классификацией, номенклатурой и изомерией карбоновых кислот. Объяснить строение карбоксильной группы. Различные способы получения карбоновых кислот.

Познавательная деятельность

Определение химических возможностей объекта;

Информационно-коммуникативная деятельность

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Знать:  состав, строение молекулы, функц-ную группу уксусной кислоты. Получение  КК окислением соответствующих альдегидов; химические свойства:  общие с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств.

Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их  состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений; называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре.

Вид контроля

текущий

Форма контроля УО

Измерители

упр.8, с.117  задание 3, вар.2 задание 1а,б, г, задание 2а,б,в, задание 3.

Использование

 интер\ доски и презентации

3.19

Практическая работа  № 1

по теме: «Решение экспериментальных задач на свойства органичес-х кислот»

Д\з:с.120        

Практические занятия:

Идентификация органических соединений

Цель: исследовать растворимость карбоновых кислот в воде, взаимодействие уксусной кислоты с простыми и сложными веществами. Сравнить свойства с кислотами неорганической химии.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов). Исследование веществ.

Учебно-коммуникативная деятельность

Перевод информации из текста в таблицу, умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Вид контроля

массовый, тематический

Форма контроля – письменное оформление работы

Измерители

практическая работа с.120

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

4.20

Сложные эфиры. Жиры

Комбинированный урок

Д\з:

§30.31, упр.3,7, с.128

Сложные эфиры. Жиры. Нахождение жиров в природе. Мыла.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

Цель: Актуализировать знания учащихся о строении, свойствах, получении и применении сложных эфиров.

Познавательная деятельность

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Знать:  получение сложных эфиров реакцией этерификации;  химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Уметь:  называть сложные эфиры по тривиальной и международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров.

Вид контроля

текущий

Форма контроля УО

Измерители

упр.34, с.128

лабораторный опыт  с.130.

Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

 Л.о.  Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению        

Мультимедийный  диск для 10 кл.

5.21

Углеводы Глюкоза

Комбинированный урок

Д\з:

§32,33, упр.6,8, с.146

Углеводы. Классификация органических соединений.

Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза. Строение молекулы  и  свойства глюкозы.

Демонстрации. Образцы углеводов. Свойства глюкозы.

Цель: Определить понятие  углеводов, их строение, классификацию и  свойства например глюкозы.

Познавательная деятельность

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Знать: важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза; классификацию углеводов: моносахариды

( глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал, целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека,  химические свойства глюкозы 

Вид контроля

текущий

Форма контроля УО

Измерители

упр.7,с.128

лабораторный опыт  с.147  

Единство химической организации живых организмов

Использование

 интер\ доски и презентации

6.22

Дисахариды и полисахариды

Комбинированный урок

Д\з:

§33,34, упр.16, с.146

Ди- и полисахариды.

Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакции поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно 

Цель: Определить понятие дисахаридов. Изучить разновидности дисахаридов.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Информационно-коммуникативная деятельность

Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Знать: состав, строение молекул сахарозы, крахмала и целлюлоза;  их биологическую роль.

уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Вид контроля

текущий

Форма контроля УО

Измерители

Сравнить по строению и свойствам крахмал и целлюлозу

лабораторный опыт  с.148 .

Использование

 интер\ доски и презентации

7.23

Практическая работа № 2

по теме: «Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы. Качественная реакция на крахмал.

Д\з:

Пов. мат-ла по плану

Изучение свойств органических соединений экспериментальным путём.

Цель: исследовать действие аммиачного раствора оксида серебра и гидроксида меди (II) на глюкозу и сахарозу. Действие иода на крахмал.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).  Организация и проведение учебно-исследовательской

работы.

Учебно-коммуникативная деятельность

 умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Объяснение изученных свойств на конкретных примерах.  

Уметь выполнять химический эксперимент

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

безопасного обращения с  веществами.

Вид контроля

массовый, тематический

Форма контроля – письменное оформление работы

Измерители

практическая работа с.149        

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

8.24

Систематизация и обобщение знаний по теме 3

Урок систематизации и обобщения знаний.

Д\з: §25-35 по плану

Генетическая связь спиртов, карбонильных соединений и углеводов с углеводородами. Решение задач на определение массовой  доли выхода продукта от теоретически возможного.        

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме. Решение усложненных заданий. Подготовка к контрольной работе.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Вид контроля

массовый, тематический

Форма контроля СР

Измерители

Индивидуальная работа по карточкам.

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

9.25

Контрольная работа №2 по теме 3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

проверка знаний и умений.

Урок проверки и оценки знаний и умений.

Цель: Проверка знаний учащихся в виде письменной контрольной работы.

Познавательная деятельность

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности        

уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

знать химические свойства основных классов органических соединений;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Вид контроля

тематический

Форма контроля - КР

Измерители

Готовые варианты.

Использование

 интер\ доски и презентации

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (4+1часов)

10\.26

Амины. Анилин

Комбинированный урок

Д\з:

§36, упр.5,9, с.157

 Амины. Химические свойства. Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Ацетатное волокно.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Цель: изучить номенклатуру, изомерию   свойства  и  общие способы получения аминов.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Знать:  состав, строение предельных аминов и анилина как представителя ароматических аминов, получение анилина реакцией Зинина, его применение. 

Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой;   определять принадлежность веществ к классу аминов.

Вид контроля

тематический

Форма контроля

- УО

Измерители

упр.5,9, с.157

Использование

 интер\ доски и презентации

Мультимедийный  диск для 10 кл.

4 четверть:  8 учебных недель.    Количество часов: 8.

Практических работ – 2.    Лабораторных опытов – нет.   Контрольных работ  - нет.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (продолжение)

1\27

Аминокислоты

Комбинированный урок

Д\з:

§37, упр.14, с.157

Аминокислоты. Химические свойства. Классификация и номенклатура органических соединений. Пептидная связь и полипептиды.

Цель: развивать знания учащихся об аминокислотах, продолжить работу по развитию умений и навыков составлять уравнения химических реакций, составлять формулы изомеров и давать им названия.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Знать: получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков; химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации); применение аминокислот на основе свойств.

Уметь:  называть аминокислоты по тривиальной или международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу аминокислот

Вид контроля

тематический

Форма контроля - УО

Измерители

упр.12, с.157 .                                        

Использование

 интер\ доски и презентации

2\28

Белки

Комбинированный урок

Д\з:

§38, упр.1-5, с.162

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков.

Демонстрации. 1.Растворение и осаждение белков.

2. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая

Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Цель: Актуализировать знания учащихся о белках; изучить более подробно классификацию, химические свойства белков. 

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Знать: получение белков реакцией поликонденсации аминокислот; первичную, вторичную, третичную структуры белков; химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

Уметь: выполнять химический эксперимент по изучению химических белков, распознаванию важнейших органических веществ.

Вид контроля

тематический

Форма контроля - ДСР

Измерители

§38, упр.4,7 с.162

Химия и пища. Калорийность жиров, белков, углеводов

Использование

 интер\ доски и презентации

3\29

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений 

Урок систематизации и обобщения знаний.

Д\з: Решение идив. заданий

Генетическая связь между классами органических соединений

Урок систематизации и обобщения знаний с помощью химического эксперимента.

Цель: Закрепить теоретические знания учащихся о хим-ких свойствах орган-ких веществ; продолжить работу по развитию умений проводить каче-ные реакции, определять орган-кие вещества.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).  Организация и проведение учебно-исследовательской

работы.

Уметь: выполнять химический эксперимент и составлять уравнения химических реакций  схем превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ; использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с веществами, лабораторным оборудованием; определять принадлежность веществ к различным классам орг-х соединений..

Вид контроля

Массовый тематический

Форма контроля - письменное оформление работы

Измерители

Инструктивные карточки        

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)

4\30

 

Химия и здоровье. Ферменты

Урок усвоения новых знаний.

Д.з  §41

Химия и здоровье.

Лекарства,, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов 

Цель: познакомить учащихся с химиотерапией, используя межпредметные связи с биологией. Рассмотреть химическую природу, механизм действия и безопасные способы применения лекарственных препаратов.

Информационно-коммуникативная деятельность 

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности.

Рефлексивная деятельность

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде с учётомэкологических требований

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Вид контроля

тематический

Форма контроля – оценка выступлений учащихся

Измерители

§41        

Ферменты.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки

Использование

 интер\ доски и презентации

5\31

Витамины. Гормоны. Лекарства

Урок усвоения новых знаний.

Д.з  сообщения

Демонстрации. 1.Коллекция витаминных препаратов, домашняя, лабораторная, автомобильная аптечки.

2.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

Цель: Дать общее понятие о витаминах, гормонах, познакомить  с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль  для здоровья человека.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.        

Знать: понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства.

Вид контроля

тематический

Форма контроля – оценка выступлений учащихся

Измерители

Тематический тест.        

Витамины. Гормоны. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Минеральные воды

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)

6\32

Искусственные  полимеры

Комбинированный урок

Д.з  §42    

Демонстрация: Ознакомление с коллекцией пластмасс,  волокон. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Цель: изучить искусственные,  и натуральные полимеры. Научиться отличать.

Умение самостоятельно  организовывать свою познавательную деятельность.

Определение характеристик изучаемого объекта.

Исследование.

Знать:

Понятие об искус-венных  полимерах – пластмассах,  волокнах; их классификация, получение и применение.

Вид контроля

текущий

Форма контроля - УО

Измерители 

§42, упр. 6 с

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

7\33

Синтетические полимеры

Комбинированный урок

Д.з  §43-44

Демонстрация: Ознакомление с коллекцией пластмасс,  волокон и каучуков. Цель: изучить искусственные,  синтетические и натуральные полимеры. Научиться отличать.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей  строения  полимеров разной природы.

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах,  волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение.

Вид контроля

текущий

Форма контроля – УО

Измерители

§44, упр. 6-10 с. 182

Использование

 интер\ доски и презентации

8\34

Практическая работа №4. Распознавание пластмасс и волокон

Д.з  §45

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Распознавание пластмасс и волокон

Цель: исследовать свойства разных по происхождению полимеров.

Познавательная деятельность

Исследование химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;        

Знать важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Вид контроля

массовый, тематический

Форма контроля – пис. оформление работы

Измерители с. 185

Использование нетбуков

Использование

 интер\ доски и презентации

                                                    Урок №35.  Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний за курс органической химии  за 10 класс. Итоговый тестовый контроль.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ред...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год. Предназначена для учащихся VII вида, проходящих обучение индивидуально на базе общ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год

Рабоча программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год.Предназначена для учащихся VII вида, обучающихся индивидуально в общеобразова...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии  для 9 класса рассчитана на 17 часов и разрабо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...