Технологическая карта урока по теме: "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Староверова Лариса Александровна

Технологическая карта урока "Кислоты", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   Кислоты

Технологическая карта урока

Цель: углубление, систематизация и обобщение знаний учащихся о кислотах как о самостоятельном классе неорганических соединений.

     Основные вопросы

  1. Определение кислот.
  2. Физические свойства и классификация кислот. Их номенклатура и структурные формулы.
  3. Получение кислот.
  4. Химические свойства кислот.
  5. Распространение и роль в природе и жизни человека.
  6. Генетический ряд неметалла.

Основные понятия: кислота, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, основность, одноосновные и многоосновные кислоты, ряд активности металлов, ряд активности кислот, генетический ряд неметалла.

Система интегративных учебных проблем.

  1. Почему медь, в отличие от цинка, не взаимодействует с раствором соляной кислоты?
  2. Как объяснить протекание реакции между серной кислотой и раствором силиката натрия и отсутствие взаимодействия между кремниевой кислотой и раствором сульфата натрия?

Методы обучения:  диалогическое изложение, беседа, химический эксперимент, сравнение, метод классификации и т.п.

Приемы обучения: раскрытия причинно-следственных связей; постановка и решение учебных проблем; составление классификационных схем и т.п.

Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, таблицы, наборы кислот и др.

Комментарий к уроку

На уроке следует продолжить работу по выявлению существенных признаков состава веществ, принадлежащих к одному классу, в данном случае к кислотам.

  Рассматривая классификацию кислот, можно вовлечь учащихся в сравнение. Учащимся следует ответить на вопросы:

На какие группы делят основания?  Каковы признаки их классификации?

Можно ли кислоты по аналогии с основаниями классифицировать по растворимости в воде?

Количество атомов какого элемента в составе кислот может являться признаком их классификации? Приведите примеры соединений.

  В ходе беседы с учащимися учитель формирует представление об «основности» и сообщает им о том, что кислоты классифицируют по наличию в их составе атомов кислорода. (заполнение схемы: классификацию по растворимости, по основности, по химическому составу).

   При изучении химических свойств кислот учитель ставит несколько учебных проблем, и первую из них – при рассмотрении взаимодействия кислот с металлами.

  1. Актуализация опорных знаний. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие химические свойства кислот им известны. В качестве одного из свойств ученики называют взаимодействие кислот с металлами.
  2. Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает еще раз экспериментально убедиться в том, что кислоты взаимодействуют с металлами. Для этого он демонстрирует опыты по взаимодействию цинка и меди с соляной кислотой. В результате на уроке создается проблемная ситуация, поскольку результаты эксперимента противоречат знаниям учеников – медь не взаимодействует с раствором кислоты.
  3. Постановка учебной проблемы. Проблемный вопрос формулируется: «Почему медь, в отличие от цинка, не взаимодействует с раствором соляной кислоты?»
  4. Решение учебной проблемы. Для выдвижения гипотезы учащимся необходимо вспомнить о том, что металлы, как и многие другие вещества, различаются по химической активности. На основе этой информации учащиеся могут сделать предположение:  медь как менее активный металл не взаимодействует с растворами кислот. Учитель подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы, формирует представление о ряде активности металлов (Н.Н.Бекетов) и раскрывает правила его использования.
  5. Доказательство и применение найденного решения. Учитель предлагает учащимся следующее задание: «Предположите и проверьте экспериментально, какой из металлов – медь или железо – будет взаимодействовать с раствором серной кислоты».

     Это задание поможет закрепить умение использовать ряд Бекетова. Выслушав аргументированный ответ, учитель разрешает учащимся проверить его лабораторно.

    Вторая учебная проблема может быть решена при знакомстве учащихся с химическим свойством кислот, как их взаимодействие с солями.

  1. Актуализация опорных знаний. Учитель напоминает учащимся о том, что кислоты могут вступать в реакции с солями.
  2. Создание проблемной ситуации. Для вовлечения учащихся в проблемную ситуацию учитель записывает на доске следующие схемы уравнений химических реакций:

H2SO4 + Na2 SiO3 =                              H2SiO3 + Na2SO4 =

Учащиеся должны определить, какая из схем, отражает реально осуществимый химический процесс, а какая – нет.

По причине недостаточности знаний они могут высказать несколько версий или не предложить ни одной. Поэтому учитель предлагает для проверки версий или для поиска ответа  провести обе реакции.

  1. Постановка учебной  проблемы. По итогам выполнения демонстрационного эксперимента и анализа его результатов ставится учебная проблема в виде следующего проблемного вопроса: «Как объяснить протекание реакции между серной кислотой и раствором силиката натрия и отсутствие взаимодействия между кремниевой кислотой и раствором сульфата натрия?»
  2. Решение учебной проблемы. Для выдвижения гипотезы учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.

- С какими веществами могут взаимодействовать кислоты?

- Что определяет возможность взаимодействия кислот с металлами?

- Различают ли кислоты по активности?

- Можем ли мы предположить, что возможность взаимодействия соли с кислотой также определяется активностью кислоты?

После этого формулируется гипотеза, которая будет подтверждена при обращении к ряду активности кислот и объяснении правил его использования.

  1. Доказательство и применение найденного решения. Учитель предлагает следующее задание, которое поможет закрепить умение пользоваться рядом активности кислот.

          Подумайте, какие из приведенных схем отражают реально осуществимый химический процесс. Ответ подтвердите составлением уравнений химических реакций:

    HCl + Na2SO4 =                                         H2SO4(конц.) + NaCl =

При выполнении задания следует сообщить учащимся, что более подробно с реакцией между концентрированной серной кислотой и хлоридом натрия они познакомятся в курсе 9 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Технологическая карта урока по теме "Кислоты"

Методическая раработка урока химии с применением алгоритма технологической карты....

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока по теме "Кислоты"

Урок по теме «Кислоты» разработан для обучающихся 8 класса и изучается в главе «Соединения химических элементов». Тип урока-   урок «открытия» нового знан...

Технологическая карта урока по теме: "Кислоты"

Предмет: химияКласс: 8Тип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Кислоты»Базовый учебник: Химия. 8 класс. Базовый уровень : учеб. Для общеобразоват. учреждений /   О.С.Габ...