Технологическая карта урока по теме: "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)

 Громыкина Елена Владимировна

 

Предмет: химия

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: «Кислоты»

Базовый учебник: Химия. 8 класс. Базовый уровень : учеб. Для общеобразоват. учреждений /   О.С.Габриелян. И.Г. Остроумова, С.А.Сладков –М.: Просвещение, 2019. - 175 

Цели урока:

 

обучающие

развивающие

воспитательные

 Способствовать формированию  представлений о кислотах,составе формул, классификации, применением и значением важнейших представителей кислот.

Способствовать формированию предметных компетенций учащихся.

 

Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_kisloty_8_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Громыкина Е.В.

Место работы: МБОУ СОШ 45 им.Д.И.Блынского г. Орла

Должность: учитель химии

Предмет: химия

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: «Кислоты»

Базовый учебник: Химия. 8 класс. Базовый уровень : учеб. Для общеобразоват. учреждений /   О.С.Габриелян. И.Г. Остроумова, С.А.Сладков –М.: Просвещение, 2019. - 175  

Цели урока:

обучающие

развивающие

воспитательные

 Способствовать формированию  представлений о кислотах,составе формул, классификации, применением и значением важнейших представителей кислот.

Способствовать формированию предметных компетенций учащихся.

Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.

Дидактическая структура урока

Время (мин)

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент. Мотивация

1

Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Личностные УУД:

Готовность к равноправному сотрудничеству;

доброжелательное отношение к участникам образовательного процесса.

Коммуникативные УУД:

Проявление внимания к окружающим.

II. Проверка домашнего задания. 

5

Фронтально отвечают на вопросы

Обращает внимание на эпиграф

Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами знакомились с различными веществами. Вспомните: «С какими?»

1. Какие вещества (соединения) называются оксидами? 2. Что представляет собой кислород, водород? Переводит внимание учащихся на экран. Предлагает вопрос из 1 части ОГЭ, отмечая, что в следующем году кто – то из ребят может быть выберет для сдачи экзамена по выбору – химию.

Продолжает: «Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика».

Приложение 1.

II. Актуализация опорных знаний.

2

Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы, поочередно высказываются.

Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь: «Кислоты».

Демонстрация фотографий, иллюстрации с изображениями плодов и продуктов питания.

 - А что же между ними общего? Как вы думаете?

Учитель продолжает:

так, какую тему урока сегодня мы будем изучать?  (Кислоты). Просит тему урока записать в тетрадь и подписывает тему урока «Кислоты» на доске.

Учитель задаёт вопросы для актуализации знаний:

- Что вы уже знаете о кислотах?

Знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

- Вспомните вкус аскорбинки и лимона. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают вещества, которые сегодня мы и будем изучать. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.так, какую тему урока сегодня мы будем изучать?  (Кислоты). Просит тему урока записать в тетрадь и подписывает тему урока «Кислоты» на доске.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД:

умение определять цели и ставить  задачи, необходимые для ее достижения;

планировать деятельность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы.

IV Целеполагани

1

Формулируют цель урока и пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке.

Учитель заполняет таблицу,которая на доске.Учитель подводит учащихся к формулировке цели урока: «Какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать? Учитель продолжает заполнять таблицу на доске и записывает цели урока.

Личностные УУД:

осознают неполноту своих знаний, проявляют интерес к новому содержанию положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД:

умение определять цели и ставить  задачи, необходимые для ее достижения;

планировать деятельность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

V    Изучение     нового материала.

20

Отвечают на вопросы учителя, работают с текстом учебника, вспоминают правила ТБ, читают лабораторный опыт и выполняют на местах лабораторный опыт по вариантам и  по инструкции, данной в учебнике.

Демонстрируют наблюдения за изменением окраски индикаторов в кислой среде: оранжевого метилового на красно- розовый, фиолетового лакмуса на красный.). Учащиеся делают  вывод: 1.Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

2. Для определения кислот можно использовать лакмус или метиловый оранжевый.

Заполняют таблицу. Проводят сравнение, высказывают своё мнение, формулируют понятие: кислоты. Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Учащиеся работают с текстом, составляют схему

Выдвигают гипотезы классификации,отвечают и сверяют свою схему классификации со схемой учителя.

Учатся работать с таблицей растворимости.

Учащиеся самостоятельно работают с формулами кислот

Читают задание, выполняют задание, меняются тетрадями, и делают самопроверку.

Внимательно просматривают слайды на экране и слушают учителя

Учащиеся запоминают: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5% раствором соды.

Внимательно смотрят видео, после чего отвечают на вопросы.

Учитель продолжает: «Ребята, кушая сочные плоды или продукты питания, мы  можем определить их кислый вкус, а можно пробовать на вкус вещества в лаборатории?» Продолжает: «Правильно, ни один химик не рискнет определять  вещества, пробуя их на вкус в лаборатории. Тем более среди них немало ядовитых соединений.

Продолжает: «А как же распознать кислую среду растворов? Для этого выполним лабораторный опыт».

Учитель просит учащихся прочитать опыт, найти в тексте параграфа на стр.75: как одним словом называют лакмус и метилооранж? И для чего нужны индикаторы? Обращает внимание на цвет индикаторов в нейтральной среде.

Перед выполнением опыта предлагает вспомнить правила ТБ при работе в химической лаборатории.

После выполнения опыта учитель предлагает заполнить таблицу , сверить с таблицей учебника и вклеить дома в тетрадь. Обращает внимание, что последнюю колонку заполним при изучении темы ОСНОВАНИЯ.

Учитель подводит итог: реакции, с помощью которых можно распознать вещества называют качественными.

- Мы провели качественные реакции на кислоты. А теперь познакомимся с формулами и названиями некоторых представителей этого класса.

Учитель просит детей посмотреть на экран, где представлены формулы и названия кислот

- Посмотрите на экран: здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?В чём различие?

-  Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к формулированию понятия  – кислоты.

Учитель просит учащихся прочитать названия  и формулы кислот;просит дома вклеить листочки с формулами кислот в тетрадь и выучить наизусть формулы и названия кислот.

Учитель продолжает: «Обратите внимание на формулы кислот. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, а также различно содержание атомов водорода  и различна растворимость кислот в воде». Учитель просит самостоятельно прочитать текст, который на столах учащихся, и на основании информации текста составить схему классификации кислот по числу атомов водорода, по наличию кислорода и по растворимости.

Через 5 мин проверяет. На слайде показана правильная схема классификации кислот.Просит сверить и при необходимости исправить.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу растворимости (в конце учебника и в кабинете химии), объясняет как правильно пользоваться таблицей растворимости: по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые).,нерастворимая кислота- кремниевая.  

Предлагает задание

  • Используя таблицу растворимости, разделите кислоты: HCl, HNO3, H2SO4, H2SiO3

Учитель продолжает:

- Есть кислоты, которые в склянках я вам выдать не могу, почему? Потому что есть кислоты,  которые не существуют в свободном виде: H 2CO3 CO2↑ + H2 O

H SO3 S O2↑ +H2 O . Просит записать в тетрадь. Учитель продолжает:

- По формулам кислот  можно определять валентность кислотных остатков. Водород, как известно одновалентный элемент, а валентность кислотных остатков в кислоте определяется по числу атомов водорода, т. е. по основности.  Учитель записывает формулы кислот на доске  , объясняет, как определить валентность кислотных остатков. Просит учащихся самостоятельно доставить валентность кислотных остатков у себя в листочках.                    

Учитель продолжает:

- Зная классификацию кислот, умея определять валентность, можно дать характеристику любой кислоте. Учитель предлагает учащимся здание, после чего проходит самопроверка.

 

-Чаще всего на уроках химии мы пользуемся растворами серной и соляной кислот. Давайте познакомимся подробнее с этими двумя важнейшими представителями неорганически кислот.

Учитель демонстрирует слайды: серная кислота и соляная кислота, обращает внимание учащихся на стр.77, рис.57.  Обращает внимание учащихся на правило разбавления этих кислот.

  • Ребята, в школе на уроках мы с вами работаем с растворами кислот, поэтому важно знать, как правильно разбавить концентрированные серную и соляную кислоты: сначала вода, затем кислота, иначе случится беда.

Учитель  показывает видео: «Правило разбавления серной кислоты». Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной (соляной) кислот в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо.

Учитель продолжает:

- А где применяют серную  и соляную кислоты? (просит найти эту информацию в тексте параграфа дома  на стр.76 и 77.и заполнить таблицу)

Приложение 2

приложение 3

приложение 4

- Знать определение, состав кислот и их классификацию; 

- Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

- Знать важнейшие неорганические кислоты;

- Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

- Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.

-  Уметь использовать возможности  ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и  представления результатов.

Личностные УУД:

Способность к самооценке своих действий.

Познавательные УУД:

осуществляют анализ, обобщение, делают вывод; осознают поставленную задачу, выполняют эксперимент; устанавливают причинно-следственные связи;  умеют использовать графические организаторы, символы, схемы для средства для решения поставленной задачи; находят отличия между сравниваемыми объектами;

Коммуникативные УУД:

вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач; умеют работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: Самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

6. Первичное закрепление полученных знаний

5

Определяют свои достижения. Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют, объясняют

Проводит закрепление материала по слайдам

Обеспечивает мотивацию выполнения.

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Приложение 5

Регулятивные УУД:

принимают учебную задачу, самостоятельно планируют дальнейшие  действия;  достигнутого результата.

Познавательные УУД:

осознают поставленную задачу,  самостоятельно находят её в материалах учебника, рабочей тетради;  обрабатывают и используют информацию, извлекают нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия.

Личностные УУД:

- потребность в справедливом

 оценивание своей работы.

Домашнее задание.

1

Слушают д.з., при необходимости записывают

Комментирует домашнее задание.

1. Выучить формулы и названия кислот.
2. П. 16, упр.2,стр.78

3. Найти дополнительную информацию о применении кислот

-  Уметь использовать возможности  ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и  представления результатов.

Регулятивные УУД:

принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.

Рефлексия

1

Анализируют достижения цели урока.

Сегодня на уроке я:

1. Узнал...

2. Мне показалось важным...

3. Я понял, что...

4. Я почувствовал, что...

Своей работой на уроке я:

1. Доволен...

2. Не совсем доволен...

3. Я не доволен, потому что...

читель подводит итог и побуждает проанализировать собственную деятельность учащихся на уроке.

Регулятивные УУД:

самооценка достигнутого результата

Приложение 1

1.Выберите два высказывания, в которых говорится о водороде как о химическом элементе: 

1)  Водород входит в состав большинства органических соединений

2)  Водород  — самый лёгкий газ

3)  Водородом заполняют воздушные шары

4)  Водород содержится в вулканических газах

5)  Молекула метана содержит четыре атома водорода

2. Выберите два высказывания, в которых говорится о кислороде как о простом веществе.

1)  Кислород плохо растворяется в воде.

2)  Кислород не имеет запаха.

3)  Кислород входит в состав воды.

4)  Кислород входит в состав оксидов.

5)  Кислород самый распространенный в земной коре.

3. Укажите соответственно формулы оксидов неметаллов и оксидов металлов:

NаOН

 Li2 O

 НNO3  

 К2 SO4  

 SO2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Технологическая карта урока по теме: "Кислоты"

Технологическая карта урока "Кислоты", 8 класс...

Технологическая карта урока по теме "Кислоты"

Методическая раработка урока химии с применением алгоритма технологической карты....

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока по теме "Кислоты"

Урок по теме «Кислоты» разработан для обучающихся 8 класса и изучается в главе «Соединения химических элементов». Тип урока-   урок «открытия» нового знан...