Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Методическая раработка урока химии с применением алгоритма технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Адамова Светлана Алексеевна, учитель химии.

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.

Тема урока: «Кислоты».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

- дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;

- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;

- анкеты (для рефлексии).

Планируемые результаты обучения:

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Обучающиеся:

- знают понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;

- умеют: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Метапрелметные

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную.

Планируют собственную деятельность.

Осуществляют контроль и оценку своих действий.

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1)

Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:    

1 задание.

H2SO4,   MgO,  NaOH,  N2O5,  Zn(OH)2,  K2O,  HCl,  SiO2,  Ba(OH)2,  H3PO4

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Двое обучающихся загадывают загадки:

Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара,
Называется … (оксид)

Если формулы начало,
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества…(основания).

Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований

Познавательные УУД:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

3

Постановка учебной задачи.

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?

Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:

1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.

2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.

3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.

Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся.

Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3)

Регулятивные УУД: целеполагание;

Коммуникативные УУД: постановка вопросов;

Познавательные УУД: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание.

Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания.

3 задание.

Воспользовавшись текстом параграфа учебника 21 изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде.

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.

Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы».

Определяют состав вещества:

Н n(КО) m    (слайд 4) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь

Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности.

Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.

Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные УУД:  самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные УУД:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5

Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна):

1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.

Регулятивные УУД:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.

6

Самостоятельная работа

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением к учебнику Химия О.С. Габриеляна:

1. Соотнесение формул и названий кислот;

2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости.

Обучающиеся осуществляют  самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные УУД: самоопределение.

7

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5):

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я:  

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

легким/ трудным

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные УУД:

рефлексия

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели

8

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:

параграф 21, упр.3б.

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...