Проект по азоту
презентация к уроку по химии на тему

        Нитраты – соли азотной кислоты. Все нитраты кристаллические вещества с ионной кристаллической решеткой, все – хорошо растворимы в воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_azotu.rar1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Дата 10.02.12  Класс      9 Б    .

Тема: Соли азотной кислоты – нитраты. Нитриты. Азотные удобрения.

Тип урока: интегрированный урок, групповая работа        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о химических и биологических свойствах соединений азота, показать взаимосвязь наук на предложенной теме.

Задачи:

- образовательные: изучить физические и химические свойства нитратов; дать представления об азотных удобрениях; научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды; научить грамотному использованию металлических изделий; проверить знания общих свойств кислот; рассмотреть взаимосвязь соединений с живыми организмами; расширить знания обучающихся об отравлениях нитратами и экологических аспектах предотвращения отравления.

- воспитательные: формирование логического и образного мышления; формирование устойчивого интереса к химии;

- развивающие: развитие памяти, внимания; следующих умений: умений четко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение слушать, наблюдать и самостоятельно делать выводы; умение выстраивать причинно-следственные связи и планировать свою деятельность.

План урока:

1. Организационный момент - 2 мин;

2. Проверка и повторение ранее изученного материала – 10 мин;

3. Изучение нового материала – 20 мин;

4. Закрепление изученного материала – 10 мин;

5. Подведение итогов урока и задание на дом – 3 мин.

Итого – 45+45 мин.

Оборудование: Образцы кристаллических нитратов, коллекция азотных удобрений;  проектор, презентация к уроку «Нитраты и нитриты. Азотные удобрения. Таблица «Удобрения, содержащие азот» ; приложение 1, 2, 3.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2.Основная часть урока

Учитель химии: На уроках химии мы заканчиваем тему «Азот и его соединения» уроком по теме: «Нитраты и нитриты. Азотные удобрения». Сегодня повторим изученный материал. Однако будем рассматривать не только химические свойства  соединений азота, но и биологическую роль, взаимосвязь с живыми организмами.

 Итак, цель нашего занятия – повторение и углубление знаний о химических и биологических свойствах соединений азота.

Девизом нашего занятия является высказывания ученого В.Л. Омелянского: «С биологической точки зрения азот более ценен, чем любой из драгоценных металлов». Докажем данное утверждение, рассмотрев азот и его соединения с химической и биологической сторон.

Начнем урок с круговорота азота и его соединений в природе.

                             .

 

Азот воздуха

Учитель химии: Где можно встретить в природе азот в свободном состоянии? Посмотрите внимательно на диаграмму, она характеризует состав воздуха. Укажите, какому газу соответствует каждый сегмент и какова его объемная доля в воздухе 78%

 Связывание азота может происходить двумя способами:

1)Во время разряда молний некоторое количество азота и кислорода в атмосфере соединяется с образованием оксидов азота. Они растворяются в воде и образуют разбавленную азотную кислоту, которая дает нитраты в почве.

2NO + O2 = 2NO2 ,

4NO2 + 2H2O.+ O2 = 4HNO3 ,

2)Атмосферный азот превращается в аммиак, который затем под действием бактерий превращается в нитраты, этот процесс называется нитрификацией. Такие бактерии существуют в почве и в узелках корневой системы клубеньковых растений.

Кроме того, нитраты вносятся в почву в виде удобрений, их также усваивают растения через корневую систему.

Для работы в группах предлагаем следующие задания: Составьте уравнения химических реакций

               1. HNO3 + CuO =

               2. HNO3 + NaOH =

               3. HNO3 + Cu(OH)2 =

               4. HNO3 + Na2CO3 =

С точки зрения биологии:

Выступление группы 1:  Какие группы химических элементов входят в состав клетки? Назовите органические соединения, содержащие азот. Азот играет большую роль в жизни всех живых организмов. Рассмотрим значение азота для растений. Хотя атмосфера на 78% состоит из азота, большинство организмов не может использовать его для построения белков и других органических веществ. В отличие от углерода и кислорода азот химически инертен. Азот в доступной форме повсеместно является основным лимитирующим питательным элементом для роста сельскохозяйственных растений.

В разные периоды вегетации ход процессов обмена азотистых веществ протекает по-разному. Наиболее интенсивно азот поглощается во время роста и развития стеблей и листьев. При созревании семян потребление азота из почвы практически прекращается. Белковые соединения, синтезированные в вегетативных частях растения, подвергаются гидролизу, продукты которого оттекают в репродуктивные органы, где вновь используются для синтеза белка. Нитраты, поступающие в этот период в растение, не превращаются в белки, а накапливаются в неизменном виде.

Выступление группы 2: Азот почвы.

Растения получают азот из почвы. Большая часть азота поступает в почву из мертвого органического материала, представляющего собой сложные органические соединения, такие, как белки, аминокислоты, нуклеиновые кислоты  и нуклеотиды. Эти азотистые соединения, как правило, быстро разлагаются на более простые, живущими в почве гнилостными бактериями и различными грибами, которые включают азот в аминокислоты и белки, а его избыток выделяют в форме иона аммония (NH+4). Этот процесс называется аммонификацией. Азот может выделяться в виде аммиака (NH3), но обычно это происходит только при разложении большого количества богатого азотом материала, например в водных или компостных кучах.

Бобовые – самая большая группа растений, образующих «товарищество» по фиксации азота с симбиотическими бактериями. Однако существуют несколько фиксирующих азот симбиозов, в которых участвуют другие растения. Например, ольха и мирт болотный. В некоторых частях света большое практическое значение имеет другой симбиотический союз: мелкий плавающий папоротник и азотфиксирующая  цианобактерия, которая живет в «кармашках» на его листьях. Инфицированная  цианобактерией, может давать до 50 кг азота на гектар. Например, на Дальнем Востоке зарослям позволяют развиваться на рисовых полях. Растения риса в конечном результате затеняют растения, папоротник отмирает, азот высвобождается и используется рисом.

Учитель химии: Нитраты – соли азотной кислоты. Все нитраты кристаллические вещества с ионной кристаллической решеткой, все – хорошо растворимы в воде.Твердые нитраты можно распознать по вспышке на раскаленном угольке (демонстрация).

Задание для работы в группе:

классифицировать схемы уравнений химической реакции, составив общую схему разложения нитратов и составить уравнения химических реакций:

NaNO3        NaNO2 + O2

Fe(NO3)3        Fe2O3 + NO2 + O2

AgNO3            Ag + NO2 + O2

Ba(NO3)2        Ba(NO2)2 + O2

Pb(NO3)2        PbO + NO2 + O2

Hg(NO3)2       Hg + NO2 + O2

Вывод : Схема разложения нитратов:

                        Левее Mg         MeNO2 + O2

Нитрат            Mg –  Cu           MeO + NO2 + O2

                         Правее  Cu        Me +NO2 + O2

Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:

Для обнаружение нитрат - ионов в пробирку помещают немного исследуемого вещества, добавляют медных стружек , приливают концентрированную серную кислоту и нагревают:

NaNO3+H2SO4(конц) = NaHSO4 + HNO3

4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Определяют, таким образом, нитраты. Так как они электролиты.

Выступление группы 3:В норме зрелые плоды уже не содержат нитратов – произошло полное превращение соединений азота в белки. Но у многих овощей ценится именно незрелый плод (огурцы, кабачки). Вот почему они могут быть причиной отравления нитратами. Кроме того, полному превращению нитратов в белки препятствует плохая освещенность, избыточная влажность, несбалансированность питательных элементов

Практические советы

1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.

2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.

3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)

4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.

5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.

6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).

Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):

1) варка овощей;

2) очистка от кожуры;

3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;

4) вымачивание.

 Учитель химии: Нитраты – соли азотной кислоты являются ценным удобрением. Перед вами на столах таблица , классифицирующая азотные удобрения.

 Группа 4 начинает чтение простых азотных удобрений.

Таблица. Удобрения, содержащие азот.

Каждому в тетрадь:

Название удобрений

Химический состав

Массовая доля азота, %

Простые твердые

1.Аммиачная селитра

NH4NO3

* 35

2.Карбамид(мочевина)

(NH)2CO

3.Сульфат аммония

(NH4)2SO4

4.Натриевая селитра

NaNO3

*16,5

5.Кальциевая селитра

Ca(NO3)2

Простые жидкие

1.Жидкий безводный

аммиак  NH3

2.Аммиачная вода

NH3*H2O

3.Водный раствор  аммиака

аммиачной селитры и

NH4NO3 + NH3 +H2O

Комплексные

1.Калиевая селитра

KNO3

2.Аммофос

(NH4)2HPO4 +NH4H2PO4

*

3.Аммофоска

(NH4)2HPO4 +NH4H2PO4+KCI

4.Нитроаммофос

NH4H2PO4+ NH4NO3

5.Нитроаммофоска

NH4H2PO4+ NH4NO3+ KCI

Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония  называют селитрами. (определение в тетрадь). Ценность удобрения в % содержании азота, давайте посчитаем массовую долю азота в формулах , под звездочками в таблице.

Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.

Решение:

Формула натриевой селитры – NaNO3. Массовая доля азота в натриевой селитре:

W%(N) = Ar(N)/Mr(NaNO3)•100%,

W%(N) =14/85•100% = 16,5%.

Формула аммиачной селитры – NH4NO3. Массовая доля азота в аммиачной селитре:

W%(N) = 2Ar(N)/Mr(NH4NO3)•100%,

W%(N) = 2•14/80•100% = 35%.

Учитель биологии: «Канцерогенное влияние нитратов».

Нитратно - нитритные пищевые отравления возможны в форме острых и хронических заболеваний. Острые случаи отравления носят, как правило, случайный характер. Они обычно возникают в результате ошибочного использования солей нитратов и нитритов вместо поваренной соли. Признаками острого отравления являются: боли в животе, тошнота, слюнотечение, рвота; появляется синюшность губ, видимых слизистых оболочек, ногтей, лица (в случае поступления нитратов с водой через 1-1,5 часа). При поступлении с пищей через 6-8 часов наблюдаются следующие признаки: синюшность губ, слизистых оболочек, тошнота, рвота, понос, головные боли, головокружение; может наблюдаться нарушение координации движений, судороги, потеря сознания.

 Хроническое отравление обусловлено систематическим потреблением продуктов питания с превышающим норму содержанием нитратов. Данное отравление приводит к быстрой утомляемости, одышке, учащенному сердцебиению, появлению цианоза (синюшности).

 Чтобы снизить количество нитратов в продукции при приготовлении пищи пользуйтесь советами представленные нами ранее.

Выводы, итог урока

                                                                                                                                                                     

                                                                                                              Приложение 1

Таблица. Удобрения, содержащие азот.

Каждому в тетрадь

Название удобрений

Химический состав

Массовая доля азота, %

Простые твердые

1.Аммиачная селитра

NH4NO3

*

2.Карбамид(мочевина)

(NH)2CO

3.Сульфат аммония

(NH4)2SO4

4.Натриевая селитра

NaNO3

*

5.Кальциевая селитра

Ca(NO3)2

Простые жидкие

1.Жидкий безводный

аммиак  NH3

2.Аммиачная вода

NH3*H2O

3.Водный раствор  аммиака

аммиачной селитры и

NH4NO3 + NH3 +H2O

Комплексные

1.Калиевая селитра

KNO3

2.Аммофос

(NH4)2HPO4 +NH4H2PO4

*

3.Аммофоска

(NH4)2HPO4 +NH4H2PO4+KCI

4.Нитроаммофос

NH4H2PO4+ NH4NO3

5.Нитроаммофоска

NH4H2PO4+ NH4NO3+ KCI

2.Задание для группы рассчитайте массовую долю азота для соединений отмеченных(*) по формуле

W=   n*Ar(Э)

         Mr (в-ва)

                                                                                                                                                               Приложение 2

Круговорот Азота

Азот непрерывно циркулирует в земной биосфере по сети замкнутых взаимосвязанных путей. К естественным процессам добавилось искусственное связывание азота при производстве минеральных удобрений

             Азот — одно из самых распространенных веществ в биосфере, узкой оболочке Земли, где поддерживается жизнь. Так, почти 80% воздуха, которым мы дышим, состоит из этого элемента. Основная часть атмосферного азота находится в свободной форме (см. Химические связи), при которой два атома азота соединены вместе, образуя молекулу азота — N2. Из-за того, что связи между двумя атомами очень прочные, живые организмы не способны напрямую использовать молекулярный азот — его сначала необходимо перевести в «связанное» состояние. В процессе связывания молекулы азота расщепляются, давая возможность отдельным атомам азота участвовать в химических реакциях с другими атомами, например с кислородом, и таким образом мешая им вновь объединиться в молекулу азота. Связь между атомами азота и другими атомами достаточно слабая, что позволяет живым организмам усваивать атомы азота. Поэтому связывание азота — чрезвычайно важная часть жизненных процессов на нашей планете.

               Круговорот азота представляет собой ряд замкнутых взаимосвязанных путей, по которым азот циркулирует в земной биосфере. Рассмотрим сначала процесс разложения органических веществ в почве. Различные микроорганизмы извлекают азот из разлагающихся материалов и переводят его в молекулы, необходимые им для обмена веществ. При этом оставшийся азот высвобождается в виде аммиака (NH3) или ионов аммония (NH4+). Затем другие микроорганизмы связывают этот азот, переводя его обычно в форму нитратов (NO3). Поступая в растения (и в конечном счете попадая в организмы живых существ), этот азот участвует в образовании биологических молекул. После гибели организма азот возвращается в почву, и цикл начинается снова. Во время этого цикла возможны как потери азота — когда он включается в состав отложений или высвобождается в процессе жизнедеятельности некоторых бактерий (так называемых денитрифицирующих бактерий), — так и компенсация этих потерь за счет извержения вулканов и других видов геологической активности.

               Представьте себе, что биосфера состоит из двух сообщающихся резервуаров с азотом — огромного (в нем находится азот, содержащийся в атмосфере и океанах) и совсем маленького (в нем находится азот, содержащийся в живых существах). Между этими резервуарами есть узкий проход, в котором азот тем или иным способом связывается. В нормальных условиях азот из окружающей среды попадает через этот проход в биологические системы и возвращается в окружающую среду после гибели биологических систем. Приведем несколько цифр. В атмосфере азота содержится примерно 4 квадрильона (4·1015) тонн, а в океанах — около 20 триллионов (20·1012) тонн. Незначительная часть этого количества — около 100 миллионов тонн — ежегодно связывается и включается в состав живых организмов. Из этих 100 миллионов тонн связанного азота только 4 миллиона тонн содержится в тканях растений и животных — все остальное накапливается в разлагающих микроорганизмах и в конце концов возвращается в атмосферу.

                     Главный поставщик связанного азота в природе — бактерии: благодаря им связывается приблизительно от 90 до 140 миллионов тонн азота (точных цифр, к сожалению, нет). Самые известные бактерии, связывающие азот, находятся в клубеньках бобовых растений. На их использовании основан традиционный метод повышения плодородия почвы: на поле сначала выращивают горох или другие бобовые культуры, потом их запахивают в землю, и накопленный в их клубеньках связанный азот переходит в почву. Затем поле засевают другими культурами, которые этот азот уже могут использовать для своего роста.

                            Некоторое количество азота переводится в связанное состояние во время грозы. Вы удивитесь, но вспышки молний происходят гораздо чаще, чем вы думаете, — порядка ста молний каждую секунду. Пока вы читали этот абзац, во всем мире сверкнуло примерно 500 молний. Электрический разряд нагревает атмосферу вокруг себя, азот соединяется с кислородом (происходит реакция горения) с образованием различных оксидов азота. И хотя это довольно зрелищная форма связывания, она охватывает только 10 миллионов тонн азота в год.Таким образом, в результате естественных природных процессов связывается от 100 до 150 миллионов тонн азота год. В ходе человеческой деятельности тоже происходит связывание азота и перенос его в биосферу (например, все то же засевание полей бобовыми культурами приводит ежегодно к образованию 40 миллионов тонн связанного азота). Более того, при сгорании ископаемого топлива в электрогенераторах и в двигателях внутреннего сгорания происходит разогрев воздуха, как и в случае с разрядом молнии. Всякий раз, когда вы совершаете поездку на автомобиле, в биосферу поступает дополнительное количество связанного азота. Примерно 20 миллионов тонн азота в год связывается при сжигании природного топлива.

                            Но больше всего связанного азота человек производит в виде минеральных удобрений. Как это часто бывает с достижениями технического прогресса, технологией связывания азота в промышленных масштабах мы обязаны военным. В Германии перед Первой мировой войной был разработан способ получения аммиака (одна из форм связанного азота) для нужд военной промышленности. Недостаток азота часто сдерживает рост растений, и фермеры для повышения урожайности покупают искусственно связанный азот в виде минеральных удобрений. Сейчас для сельского хозяйства каждый год производится чуть больше 80 миллионов тонн связанного азота (заметим, что он употребляется не только для выращивания пищевых культур — пригородные лужайки и сады удобряют им же).

                                                                                                                             Приложение 3

Задание для группы :классифицировать схемы уравнений химической реакции, составив общую схему разложения нитратов и составить уравнения химических реакций:

NaNO3        NaNO2 + O2

Fe(NO3)3        Fe2O3 + NO2 + O2

AgNO3            Ag + NO2 + O2

Ba(NO3)2        Ba(NO2)2 + O2

Pb(NO3)2        PbO + NO2 + O2

Hg(NO3)2       Hg + NO2 + O2

                                                                                                                                   Приложение 4

Кислотный дождь

Кислотные дожди особенно опасны для архитектурных объектов из мрамора и известняка, как, например, эта статуя льва возле ратуши в Лидсе (Англия)

Кислотные дожди особенно опасны для архитектурных объектов из мрамора и известняка, как, например, эта статуя льва возле ратуши в Лидсе (Англия)

Термин «кислотный дождь» появился в середине XIX века, когда британские ученые заметили, что загрязнение воздуха в промышленно развитой центральной Англии привело к выпадению более кислых, чем обычно, дождей. Но только во второй половине XX века стало понятно, что кислотные дожди несут в себе угрозу окружающей среде.

Надо сказать, что обычный дождь является кислым сам по себе, даже в отсутствие заводов. Это происходит из-за того, что в процессе формирования и выпадения дождевые капли растворяют находящийся в воздухе углекислый газ и реагируют с ним с образованием угольной кислоты (H2CO3). Чистый дождь, проходящий через незагрязненный воздух, представляет собой водный раствор с pH 5,6 (к моменту удара о землю). Как мы увидим дальше, основная причина выпадения кислотных дождей — это деятельность человека, однако есть и естественные причины, начиная с извержения вулканов и разряда молнии и кончая жизнедеятельностью бактерий. В общем, даже если бы мы закрыли все фабрики и перестали ездить на машинах и грузовиках, значение pH дождя все равно было бы примерно 5,0. Поэтому сейчас принято считать дождь кислотным, если его pH ниже 5,0.

В современном промышленном мире избыточная кислотность дождя обусловлена в основном присутствием двух веществ:

— Оксиды серы. Эти соединения попадают в атмосферу естественным путем при извержениях вулканов, но значительная часть атмосферных оксидов серы образуется в результате сжигания природного топлива. Уголь и нефть содержат небольшое количество серы. При сжигании этих видов топлива в атмосферу попадает сера в соединении с кислородом. Растворяясь в дождевых каплях, оксид серы образует серную кислоту.

Оксиды азота. При достаточно высокой температуре содержащийся в воздухе азот соединяется с кислородом с образованием оксида азота. В природе это может произойти во время разряда молнии, но основная часть оксидов образуется при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания (например, в автомобилях) или при сжигании угля. При растворении этих веществ в капельках воды образуется азотная кислота.

Таким образом, дожди становятся кислотными при вымывании из воздуха серных и азотных соединений. Это явление имеет несколько последствий, губительных для природы. Например, многие исторические здания в Европе построены из известняка — строительного материала, реагирующего с кислотой. С течением времени кислотные дожди буквально разъедают поверхность этих зданий. При выпадении кислотных дождей также происходит закисление почвы и ухудшаются условия существования лесов. Некоторое время думали, что массовое отмирание верхушек деревьев в лесах на востоке США и в Германии обусловлено кислотными дождями, но теперь эта точка зрения не поддерживается. (Действительно, леса гибнут, но связано это с другими причинами.) И наконец, кислотные дожди повышают кислотность рек и озер, тем самым создавая угрозу флоре и фауне.Методы борьбы с образованием кислотных дождей направлены на улучшение технологии удаления соединений серы из воздушных выбросов промышленных предприятий и электростанций, для чего обычно используют устройство под названием скруббер. Правительства некоторых государств даже приняли законы, ограничивающие содержание загрязняющих веществ в выхлопах транспортных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Азот

Презентация к уроку "Азот - простое вещество"...

Оксиды азота

Презентация к уроку...

Общая характеристика элеметнов подгруппы азота.Азот. Свойства простого вещества.

Предложенный материал позволит организовать на уроке групповую самостоятельную работу учащихся с планом-конспектом и с учебной литературой....

Азот. Оксиды азота

В данной методической разработке представлена  организация  работы в группах на уроках химии.  При такой организации деятельности учащиеся становятся активными субъектами собствен...

Технологическая карта "Азот.Соединения азота"

разработка урока по теме "Азот.Соединения азота"...

Тесты по теме "Азот.Оксиды азота"

Рассчитана для учащихся 9 класса...