открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему

Урок проводился в 9 классе. 

Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, нахождение металлов в природе, физические свойства металлов, общие химические свойства металлов, получение металлов.

 

Основными целями данного урока были:

Создать условия для:

 * ознакомления обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением;

 * выявления свойств соединений щелочных металлов;

 * развития умений обучающихся выбирать и анализировать информацию из различных источников (текст,  эксперимент,  практико-ориентированные задачи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soedineniya_shchelochnykh_metallov.doc156.5 КБ
Файл moya_prezentatsiya.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Соединения щелочных металлов.

Цели урока: 

Создать условия для:

 ознакомления обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением;

 выявления свойств соединений щелочных металлов;

 развития умений обучающихся выбирать и анализировать информацию из различных источников (текст,  эксперимент,  практико-ориентированные задачи).

 

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания о свойствах и применении соединений щелочных металлов;

Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

Совершенствовать умения логически мыслить.

Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.

Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Продолжить развитие речевых навыков.

Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.

Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран, презентация темы урока, сообщения учеников, карточки-задания  для учащихся, химические реактивы (растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди, фенолфталеин) и лабораторная посуда (штатив с пробирками).

Структура урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы начнем урок с загадок.

1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде,

В природе, помните, отныне,

Свободным нет его нигде,

В солях открыть его возможно

Желтеет пламя от него

И получить из соли можно

Как Дэви получил его.

О каком элементе идет речь? (Na)

2. Он энергично вытесняет

Из влаги - чистый водород,

Его при этом заменяет

И вяжет прочно кислород.

Тот элемент в растеньях скрыт

По фиолетовому цвету

Он может быть в солях открыт.

О каком элементе идет речь? (К).

  1. Проверка ранее изученного материала по теме «Щелочные металлы».

С загадками вы справились хорошо. А вот под силу ли вам тесты?

Ответьте на 10 вопросов по теме «Щелочные металлы».

  1. Обучающимся раздаются тесты. (Время выполнения 5 минут)

Тест по теме: Щелочные металлы.

  1. К щелочным металлам не относится:
    а) рубидий;                            в) калий;
    б) цезий;                                 г) медь.
  2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
    а) литию;                              в) калию;
    б) натрию;                            г) меди.
  3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически;                   в) не изменяется;                                             б) увеличивается;                                      г) уменьшается.
  4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
    а) окислительные свойства;                 в) восстановительные свойства;
    б) амфотерные свойства;                      г) нейтральные свойства.
  5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
    а)  +1;                                    в) +2;
    б) +3;                                     г) +4.
  6. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
    а) серебристо-белые;                в) хорошие электропроводники;
    б) мягкие и легкие;                    г) тугоплавкие.
  7. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:     а) кислота;                                          в) оксид и выделяется водород;
    б) щелочь и выделяется водород;    г) соль .
  8. При взаимодействии кислорода со  щелочными металлами оксид образуется только с:     а) литием;                                в) калием;
           б) натрием;                              г) рубидием.
  9.  Щелочные металлы не взаимодействуют с:
    а)  неметаллами;                            в) водой;
    б) растворами кислот;                  г) концентрированными кислотами.
  10.  Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
    а) имеют резкий запах;               в) легко окисляются на воздухе;
    б) очень легкие;                           г) сильные окислители.

Теперь самостоятельно проверьте и оцените свою работу.

Ответы: 

1- г  

2 - в  

3 - б  

4 - в  

5 - а  

6 - г  

7 - б

8 - а  

9 - б  

10 - в.  

Самоконтроль:

нет ошибок – «5»,

1,2 ошибки – «4»,

3,4 ошибки – «3»,

более – «2»

Поднимите руки те, кто выполнил тест на «4» и «5». Молодцы.

2.  Ответьте теперь на вопросы:

1. Назовите все щелочные металлы.

2. Что общего в строении Щ.М.?

3. Какие степени окисления проявляют в соединениях Щ.М.?

4. Почему Щ.М. хранят под слоем керосина?

5. Как меняется химическая активность Щ.М. с увеличением порядкового номера?

3.Составьте кластер (щелочные металлы --- они?).

  1. Актуализация знаний.

А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе?

Почему?

Предположите, в виде каких соединений они могут находится в природе?

В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений.

Na и К в природе встречаются в виде хлоридов, сульфатов, силикатов и т.д.

Li, Rb, Cs входят в состав различных минералов.

Fr встречается в радиоактивных рудах Ас и U .

Учитель на стол помещает объекты, содержащие соединения щелочных металлов (сода, соль, пальчиковые батарейки, мыло) и задает вопрос.

Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет?

О чем мы еще не успели поговорить? Это и будет темой нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

  1. Как вы видите соединения щелочных металлов широко распространены в нашем быту.

Пероксид натрия и надпероксид калия используются в подводных лодках и космических кораблях для регенерации кислорода.

Гидроксид калия применяется для получения жидкого мыла и стекла.

Гидроксид натрия используется для производства бумаги, искусственных тканей, мыла, очистки нефтепроводов, в производстве искусственного волокна и в щелочных аккумуляторах.

Хлорид натрия – пищевой продукт и сырье для получения натрия и его соединений, применяется в медицине для приготовления физиологического раствора.

Карбонат натрия используется для производства бумаги, мыла и стекла.

Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) применяется в медицине, кулинарии, в производстве минеральных вод, используется в огнетушителях.

Карбонат калия (поташ) необходим при производстве жидкого мыла и стекла.

Нитрат калия – комплексное минеральное удобрение, применяется для производства черного пороха и фейерверков.

Цезий нашел применение в фотоэлементах.

  1. Послушайте сообщения одноклассников о соединениях щелочных металлов.

Озеро Развал в Соль-Илецке

В середине XVIII века  началась промышленная разработка Илецкого соляного купола в Соль-Илецком районе Оренбургской области. Над озером Развал возвышаются крутые берега, наполовину сложенные каменной солью. Вода в озере представляет собой насыщенный соляной раствор, содержащий более 200 граммов соли на литр воды.

Отработанные камеры представляют собой комнаты с потолками тридцатиметровой высоты шириной 30 м и длиной 500 м, на стенах которых комбайн оставляет фрезами рисунок с выпуклым узором, и они выглядят как царство белой соляной королевы.

Озеро Развал не замерзает даже в самые сильные морозы, а начиная с глубины 2–3 метра и до дна имеет круглый год отрицательные температуры. По химическому составу и концентрации соли вода в озере соль-Илецка похожа на воду в Мертвом море. В озере площадью 7 га нет живых организмов, никакой растительности, даже в сильные морозы оно не замерзает.

ОТКУДА В ЛЮДЯХ ЛЮБОВЬ К СОЛЕНОМУ.

Соль служит для сохранения продуктов от порчи и гниения. Чтобы сохранить продукты (когда еще не было холодильников и морозильников), применяли соль. Попробовав овощей из рассола, люди стали солить, квасить и мочить свежие овощи. Человек так привык все солить, что готов даже смириться с некоторыми болезнями, только бы не переходить на бессолевую диету. Постепенно вырабатывалась привычка солить всякую пищу, даже не пробуя ее.

МНОГО СОЛИ - МАЛО КАЛИЯ, МАЛО КАЛИЯ - МНОГО БОЛЕЗНЕЙ

Вопрос о соли - это вопрос калиево-натриевого равновесия. Оно чрезвычайно важно в организме. Калий и натрий постоянно спорят за свое присутствие в клетках. В поваренной соли нет калия, это полностью натрий. Наш же организм остро нуждается в калии, которого должно быть в 4 раза больше, чем натрия. Организм собирает калий всюду, но избыточное применение поваренной соли сводит на нет все его усилия. Поэтому при избытке потребления соли возникает недостаток калия, что со временем ведет к ряду недомоганий: физическое и умственное утомление, плохой сон, судороги, боли в суставах.

Избыток натрия (соли) перегружает работу сердца. Хотите узнать, не много ли вы употребляете соли? Подойдите к зеркалу: белый круг вокруг радужной оболочки глаза указывает на избыточное потребление соли.

Едкий калий

Едкий калий применяется для производства удобрений, синтетического каучука, электролитов для аккумуляторов, реактивов, используется в фармацевтической промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Едкий калий транспортируют железнодорожным, автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Едкий калий хранят в герметично закрытой таре, т.к. он "расплывается" на воздухе, поглощая из него влагу.

Его традиционное название "едкое кали" отражает разъедающее действие этого вещества на живые ткани. При попадании едкого калия на кожу возможны химические ожоги.

Мягкие мыла получаются при омыливании масел и жиров едким кали. Все эти мыла обладают мягкой кремообразной консистенцией.

Едкий натр.

Самая распространенная щёлочь. В год в мире производится и потребляется более 57 миллионов тонн едкой щёлочи.

Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:

•        в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит.

•        для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств.

•        в химических отраслях промышленности - для нейтрализации кислот и кислотных окислов, как реагент или катализатор в химических реакциях и др.

Натр едкий (Гидроксид натрия) - едкое и коррозионноактивное вещество. Оно относится к веществам 2-го класса опасности. Поэтому при работе с ним требуется соблюдать осторожность.

При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьезные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щелочью необходимо промыть пораженный участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты.

На литии – к звездам

В этом металле остро нуждаются производители мобилок, карманных гаджетов и ноутбуков. В больших количествах литий (Li) потребляет ядерная энергетика, по расчетам теоретикам именно этот щелочной металл может дать ключ к термоядерной энергии. Будучи мощнейшим психотропным веществом, Li  используется в военной и прикладной психиатрии (причем природа воздействия Li на психику человека до конце не понятна). Дейтерид лития используется в водородной бомбе в качестве рабочего вещества и регулятора мощности взрыва.

Нужен этот металл и для освоения дальнего космоса.

  1.  Закрепление знаний.

Ребята, вы не зря разделены на группы (экспериментаторы, практики и теоретики).

Каждой группе выдается задание, которое необходимо выполнить за 7 минут и предоставить отчет перед классом.

1 группа выполняет задание по изучению химических свойств гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

  1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
  2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    NaOH + HCl
    → NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
  3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +CuSO
    4  → Na2SO4 + Cu(OH)2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

2 группа решает задачу: Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г ионов калия.

Задача.

В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

Дано:                                            Решение:
m
сут (К+) = 3,5г                         100г(кураги) – 2, 034г(К+)
m
1 (кураги) = 100г                    х г(кураги) – 3,5г
m (К
+) = 2,034г                      х г = 100 ∙ 3,5/2,034 = 172г
Найти:
m(кураги) = ?г        
Ответ: чтобы получить суточную норму калия человеку нужно съедать 172г кураги в день.      

3 группа заполняет таблицу пользуясь учебником стр. 54 – 57 выписать применение:

Формула соли

название

применение

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода

K2CO3

Карбонат калия, поташ

NaCl

Хлорид натрия, поваренная соль

Na2SO4 ∙ 10 H2O

Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль

Na2CO3 ∙ 10 H2O

Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода

  1. Подведение итогов урока.
  2. Запись домашнего задания (§ 11 упр.1)
  3. Рефлексия. Возьмите заготовки смайликов на своем столе и если вы на уроке узнали что-то новое и полезное для себя нарисуйте улыбку, а если урок был неинтересным, нарисуйте улыбку вниз.

Задачи на всякий случай.

Задача: Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?

Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.

Задача: Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?

Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.

Задача: Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?

Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде, В природе, помните, отныне, Свободным нет его нигде, В солях открыть его возможно Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Дэви получил его. О каком элементе идет речь? Отгадайте загадку

Слайд 3

Он энергично вытесняет Из влаги - чистый водород, Его при этом заменяет И вяжет прочно кислород. Тот элемент в растеньях скрыт По фиолетовому цвету Он может быть в солях открыт. О каком элементе идет речь? Отгадайте загадку

Слайд 5

ПРОВЕРИМ ТЕСТ Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - а 6 - г 7 - б 8 - а 9 - б 10 - в Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»

Слайд 6

Что мы знаем о щелочных металлах? Щелочные металлы

Слайд 7

Что мы знаем о щелочных металлах? Щелочные металлы Элементы I группы А 1 е на внешнем уровне Степень окисления +1, восстановители Мягкие, легкоплавкие Серебристо-белые Очень активные

Слайд 8

Первой группы элементы Одинаково валентны, Легкоплавки и мягки, Серебристы, как снежки. Только с ними не зевай -К ним воды не наливай! Не послушаешь совета И поплатишься за это! Не услышишь мой призыв- Грянет в классе страшный взрыв! И тогда ты, наш дружок, Испытаешь страшный шок! Потому что двойку сразу Ты получишь за урок

Слайд 10

Тема урока: СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ

Слайд 17

К Бертолетова соль – обязательная часть праздничного фейерверка Удобрения Тугоплавкое стекло

Слайд 18

Na

Слайд 20

Li Охладитель в ядерных реакторах В медицине В металлургии для удаления примесей При изготовлении фарфора

Слайд 21

Rb Изготовление фотоэлементов В медицине как болеутоляющие и успокоительные средства В научных исследованиях

Слайд 22

Cs Промотор в каталитических процессах Производство приборов радиационного контроля Производство специальных стекол

Слайд 23

РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 25

Химические свойства Na ОН

Слайд 26

Суточная потребность Организма в калие

Слайд 27

Формула соли название применение NaHCO 3 Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода K 2 CO 3 Карбонат калия, поташ NaCl Хлорид натрия, поваренная соль Na 2 SO 4 ∙ 10 H 2 O Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль Na 2 CO 3 ∙ 10 H 2 O Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода

Слайд 28

§ 11, упр.1 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 29

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Конспект открытого урока по теме "Щелочные и щелочноземельные металлы. Подготовка к контрольной работе"

Как увлекательно подготовиться к контрольной работе по химии по теме щелочные и щелочноземельные металлы....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ». 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет учащимся закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравн...

Урок по теме "Щелочные металлы"

Урок разработан для учащихся 9 класса по программе О.С.Габриелян в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ...

урок по теме "Щелочные металлы"

Конспект урока по  химии  «Щелочные  металлы», 9  класс, по программе О.С. Габриеляна  (урок изучения и первичного закрепления нового материала)...

Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы

Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация  знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как  о...