Проект урока - "Углерод - простое вещество"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Малышева Татьяна Анатольевна

Аттестационая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_uglerod.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационная работа

учителя химии школы №12 г. Сарова

Малышевой Татьяны Анатольевны.

Предмет: Химия

Автор программы: О. С. Габриелян

Учебник: «Химия 9» автора О. С. Габриеляна (М.: Дрофа)

                      Тема урока: «Углерод – простое вещество».

Тип проектируемого урока: изучение нового материала.

Место урока в теме:  данный урок 19 в теме «Неметаллы» и проводится после изучения неметаллов VII, VI

                                       и V групп периодической системы.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся:

                                      учащиеся знают состав, строение, свойства   неметаллов VII, VI и V групп периодической системы;

                                      характер и свойства соединений, образованных данными элементами;

                                      умеют характеризовать неметаллы  по положению в периодической системе;

                                      им знакомо понятие аллотропии.

Цели урока:

 Образовательные:1). Обеспечить усвоение знаний об углероде.

                                   2). Учащиеся должны знать:

                                     состав, строение атома углерода;

                                     нахождение углерода в природе;

                                     аллотропные модификации углерода, их строение, свойства и применение;

                                     адсорбцию и её практическое значение.

Развивающие:       учащиеся должны уметь:

                                     сравнивать простые вещества по строению и свойствам;

                                     выявлять сходства и отличия; выяснять взаимосвязь между строением и свойствами

                                     простых веществ;

                                     устанавливать причины аллотропии углерода;

                                     выделять главное и составлять конспект;

                                     должны развивать умение анализировать материал и делать выводы.

 Воспитывающие:  воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебной деятельности.

                                   Способствовать развитию коммуникативных навыков в ходе коллективной работы;

                                   осознанного применения полученных знаний на практике.

                                   Показать необходимость привлечения средств химии к познанию и описанию

                                   процессов, происходящих в окружающем мире.    

Диагностично  поставленная цель: учащиеся должны знать строение атома углерода; аллотропные модификации углерода, их свойства и применение;  влияние строения кристаллической решётки на физические свойства простых веществ; адсорбцию.

Необходимое оборудование:

       Модели кристаллических решёток алмаза, графита; кодопленки «Нахождение углерода в природе», «Строение атома

       углерода», «Углерод – простое вещество»; таблица «Аллотропные модификации углерода»; активированный уголь;  

        химический стакан; воронка; фильтр; штатив; раствор черничного компота; футбольный мяч; портреты учёных.

 

   Этапы урока

        Время

          Деятельность учителя

 Деятельность ученика

    Обоснование

Организационный этап – 1 мин.

Приветствие учащихся;

фиксация отсутствующих;

проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя;

дежурный ученик называет отсутствующих

Подготовить учащихся к работе; воспитание сознательной дисциплины и организованности

Подготовка к основному этапу усвоения новых знаний – 3 мин.

Учитель предлагает ученикам отгадать загадку:

«Из меня состоит всё живое.

  Я – графит, антрацит и алмаз.

  Я – на улице, в школе и в поле,

  Я – в деревьях и в каждом из вас».

Учитель объявляет тему урока, записан-ную на доске «Углерод – простое вещество» и формулирует цели урока:

Рассмотрим состав, строение атома углерода; познакомимся с аллотропными модификациями углерода, их свойствами и применением. Выясним взаимосвязь между строением кристаллических решетки и свойствами простых веществ. Получим представления об адсорбции и её практическом значении.

На доске записаны новые понятия и фамилии учёных:

фуллерен, карбин, адсорбция;

Товий Егорович Ловиц,

Николай Дмитриевич Зелинский.

Для изучения темы предлагается план:

1.Нахождение углерода в природе.

2.Хар-ка химического элемента углерода:

   а) положение углерода в периодической

       системе;                                                        

   б) состав атома;

    в) особенности строения атома.

3.Характеристика простого вещества

   углерода.

Учащиеся отгадывают загадку и называют вещество – углерод.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока.

Активизация внимания, мотивация учебной деятельности.

Активизация внимания учащихся.

Мотивация учебной деятельности. План отражает логику изложения новой темы.

Этап усвоения новых знаний – 30 мин.

Вступительное слово учителя:

Среди всех хим.элементов углерод был,   пожалуй, первым элементом с которым соприкоснулся человек. Когда люди овладели искусством добывания огня, уг-лерод в виде древесного угля стал их постоянным спутником.

Углерод в природе находиться как в свободном состоянии, так и в виде соеди-нений.

 

 

Учитель просит учащихся вспомнить вещества, содержащие углерод.

 

Обобщает, дополняет ответы учеников с использованием схемы «Нахождение углерода в природе» (см. приложение),

демонстрируя её через графопроектор, и обращает внимание на представленную коллекцию природных соединений углерода.

Учитель подводит к выводу, что углерод важный химический элемент, который образует огромное число разнообразных веществ.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, через постановку проблемного вопроса:

 Чем можно объяснить такое многообразие веществ, образованных химич. элементом

углеродом?

Для решения этой проблемы учитель предлагает выполнить задание по харак-теристике атома углерода (согласно плана), сформулированное в стихотворной форме:

 «Таблицу всю окиньте взглядом:

   Углерод в IV группе, с кремнием рядом

   Вы имя лишь его откройте,

   Структуру атома постройте.»

И составить схему:

                   Атом углерода

положение в        состав атома     строение атома

период. системе

(см. приложение)

После слов учителя:

   «В парах дружных и активных,

     В муках, спорах коллективных…

     Вдруг рождается конспект.

     Теперь вместе обсуждаем

     И ответы проверяем.»

Проверяем правильность ответов с помощью кодоплёнки «Атом углерода».

Учитель, дополняя ответ учащихся о строении атома углерода, рассказывает о возбуждённом состоянии атома и что благодаря такому строению атомы углерода способны образовывать четыре

прочные ковалентные связи, соединяясь друг с другом и атомами др. элементов в молекулы разными способами, образуя большое количество разнообразных в-в.

Вопрос: Итак, в чём же кроется причина многообразия углеродсодержащих веществ?

 

Активные действия уч-ся

с объектом изучения.

При ответах учащиеся используют знания по географии, биологии.

Учащиеся, используя периодическую систему и знания о строении атома сам-но выполняют задание; составляют конс-пект в виде схемы.

Ученики внимательно слушают объяснение учителя.

Отвечая на вопрос, делают вывод, что причина связана с особенностями строения атома углерода.

Обеспечить осмысленное восприятие новых знаний.

     

Активизация познаватель-ной деятельности.

Межпредметные связи способствуют формирова-нию глубоких и системных знаний о природе.

Учатся анализировать услышанное и выделять главное.

Активизация внимания и памяти.

Активизация мышления учащихся.

   

Активизация ранее полученных знаний.

Умение представлять учебный материал в компактном виде в форме схемы.

 

Умение внимательно слушать объяснение учителя.

Организация активной мыслительной деятель-ти.

Активизация зрительной и слуховой памяти.

Умение анализировать материал и делать выводы.

Далее учитель рассказывает, что среди такого большого количества веществ, образованных углеродом встречаются  простые вещества – это алмаз, графит (природные) и карбин, фуллерен (полу-чены искусственно).

 

Демонстрирует схему «Углерод – простое вещество» через графопроектор.

(см. приложение).

Итак, под именем «углерод» скрывается несколько простых веществ.

Вопрос: Как это можно объяснить?

Продолжая беседу, учитель задаёт вопросы:

Для атомов каких ещё хим. элементов характерна аллотропия?

В чём причина их аллотропии?

Проблемный вопрос:

А как вы думаете, в чём причина аллотропии углерода?

 

Учитель сообщает, что молекулы простых веществ, образованных углеродом имеют состав Сn, где n – большая переменная величина.

Учащимся предлагается подробнее позна - комиться с аллотропными модификациями углерода, строением их кр.решёток, физич.

свойствами и применением.

Для этого проанализируем таблицу      

«Аллотропные модификации углерода» - раздаётся на каждую парту

 (см. приложение).

О строении кристаллической решётки алмаза и графита рассказывает учитель, демонстрируя модели их кристаллических решёток.

О свойствах и применении этих веществ рассказывают двое учащихся, сам – но подготовивших сообщения.

Характеристику карбину, фуллерену и перспективы их применения даёт учитель. Подчеркивает что, химия углерода (в частности химия фуллеренов) находится на этапе развития. По всей видимости, наиболее интересные открытия в этой области ещё впереди.

Для демонстрации молекулы фуллерена используем футбольный мяч.

Итак, учитель просит ещё раз обратить внимание на строение кристаллической решётки и физические свойства простых веществ.

Вопрос: Какой можно сделать вывод?

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Учащиеся вспоминают понятия аллотропия, алло-тропные модификации и делают вывод, что для углерода характерна аллотропия.

Учащиеся дают ответы.

Ученики затрудняются ответить.

Учащиеся делают предположение, что аллотропия углерода связана со строением кр. решётки.

Учащиеся внимательно слушают и возможно дополняют этот материал.

Выступление учеников с сообщениями.

Работа учащихся с таблицей.

Формулируют вывод: Строение крист.решётки влияет на физические свойства простых

веществ. Причина аллотропии углерода –

различное строение крист.решетки.

Активизация внимания и зрительной памяти.

Развитие познавательной мотивации, активизация памяти и мышления.

Актуализация опорных знаний.

Развитие логического мышления.

Развитие познавательной активности.

 Умение работать с дополнительной литературой и связанно излагать материал, полученный из разных источников.

Расширение кругозора учащихся.

 Формирование интереса к предмету и потребности в дальнейшем  приобретении знаний.

Совершенствовать умение анализировать учебную информацию, что приводит к осмысленному пониманию изучаемого материала, исключая формализм.

Формирование умений  выделять главное в материале, анализировать причинно– следственные связи.

Рассказ учителя:

Среди простых веществ, образованных углеродом, есть и другие вещества не менее интересные и имеющие большое значение – это кокс, сажа и древесный уголь. Эти вещества представляют собой графит, имеющий неупорядоченную структуру кристалл.решетки (аморфную структуру).

Через графопроектор демонстрирует схему «Аморфный углерод» (см. приложение).

 Далее учитель коротко рассказывает о коксе, саже и древесном угле, обращая внимание на особое свойство древесного угля – адсорбцию.

Даёт определение адсорбции и объясняет, почему древесный уголь обладает этим свойством.

Демонстрирует опыт по обесцвечиванию окрашенного раствора с помощью активированного угля.

Об открытии и широком применении адсорбции рассказывает ученик.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Внимательно наблюдают и записывают определение адсорбции в тетрадь.

Сообщение ученика.

Активизация внимания и зрительной памяти.

Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие умений применять полученные знания на практике. Формирование познавательного интереса к предмету.

                                   

Этап закрепления полученных знаний – 7 мин.

Предлагает ответить на вопросы по вариантам (I и II). Вопросы II варианта более сложные (отмечены *)

Вариант I

1. Назовите аллотропные модификации

    углерода.

2. Закончите определение «Адсорбция –…

Вариант II

1.*Как доказать, что алмаз и графит

     аллотропные модификации одного

     элемента?

2.*Как доказать, что активированный

     уголь обладает адсорбционными свой-

      ствами?

Проверяем ответы, исправляем ошибки, даём объяснения.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

Сосредоточить внимание на основных вопросах изученного материала; уметь применять полученные знания в новой ситуации.

 

Подведение итогов – 3 мин.

Учитель спрашивает:

Что узнали на уроке?

Чему научились?

Обобщая ответы учеников, подводит итоги урока; отмечает активно работающих учеников и если необходимо выставляет оценки.

Вопрос: А что, по вашему мнению, нам предстоит изучать на следующем уроке?

Учащиеся отвечают, подводят итоги.

Предполагают, что предметом изучения на следующем уроке будут химические свойства углерода.

Констатация достижения поставленных целей.

Создаёт ситуацию успеха.

Мотивация на изучение следующей темы.

 

Домашнее задание – 1мин.

По учебнику   28 (стр.126 – 130) до химических свойств углерода.

Дополнительное задание:

 Как произведения И. А. Ефремова «Алмазная труба» и В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» связаны с темой «Углерод».

После урока учитель приглашает учащихся познакомиться с подборкой дополнительной литературы по теме урока.

Расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету.

                П р и л о ж е н и е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Углерод - химический элемент и простое вещество""

Презентация  преследует следующие цели:  познакомить учащихся с распространением химического элемента углерода в природе вспомнить электронное строение атома углерода закрепить понятие ...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

презентация к уроку металлы простые вещества

в презентации рассмотрены общие физические свойства металлов...

Углерод, простое вещество.

Разработка урока с применяемыми педегогическими технологиями по новым требованиям ФГОС....

Презентация к уроку: Сера - простое вещество

В материале рассмотрены вопросы: строение атома серы, валентные возможности, возможные степени окисления. Физические и химические свойства серы - простого вещества. Применение серы. Предствалены вопро...

Конспект урока "Углерод- как простое вещество"

Урок  познакомит учащихся  с одним из важнейших элементов в природе. Его соединения составляют основу живой природы – флору и фауну. От всех элементов он отличается исключительным разнообраз...