Роль межпредметных связей в образовательном процессе.
статья по химии на тему

Сушко Марина Петровна

Из опыта работы учителя биологии Осипенковой Натальи Михайловны и учителя химии  - Сушко Марины Петровны.

В нашей школе создан междисциплинарный союз химии и биологии, который реализуется через урочную и внеклассную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mps.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Роль межпредметных связей в образовательном процессе.

Формирование межпредметных связей – один из путей повышения эффективности образовательного процесса и повышения мотивации обучения в целом. Межпредметная интеграция способствует тому, что фрагментарные знания из разных отраслей наук складываются в единую систему, давая целостную картину мира. МПС позволяют выделить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности. Они дают возможность комплексного применения знаний из разных дисциплин в практической деятельности учащихся. В нашей школе создан междисциплинарный союз химии и биологии, который является своеобразной образовательной траекторией, обеспечивающей разностороннее образование школьников. Данная межпредметная связь играет важную роль в повышении практической и научно- теоретической подготовки учащихся, так как закладывает основу для их профессионального самоопределения в дальнейшем.

Межпредметные связи выполняют целый ряд функций:

  1. Методологическая – на основе МПС возможно сформировать у школьников материалистические взгляды на природу, на ее целостность и развитие.
  2. Образовательная – с помощью МПС учитель формирует такие качества знаний учащихся как системность, глубина, осознанность.
  3. Развивающая – развитие творческого мышления учащихся, формирование их познавательной активности, самостоятельности, расширение их кругозора.
  4. Воспитывающая – комплексный подход к воспитанию, повышение идейно-воспитательной и политехнической направленности процесса обучения.
  5. Конструктивная – с помощью МПС учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Реализация МПС требует совместного планирования работы учителей химии и биологии, комплексных форм учебной и внеклассной работы, помогает учителям лучше знать содержание программ смежных предметов.

Одна из наиболее эффективных форм реализации МПС – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух предметов. Поэтому, при подготовке таких уроков особенно важно продумывать методику их проведения, заранее определять объем и глубину раскрытия материала, последовательность его изложения. Такие уроки целесообразно проводить после усвоения определенного раздела курса или в качестве итоговых обобщающих уроков. Доля участия каждого учителя зависит от содержания учебного материала, но приблизительно должна быть равной. Важно помнить, что МПС должны естественно включаться в изложение учебного материала, не дублируя, а развивая опорные знания учащихся.

В практике нашей работы МПС реализуется через урочную и внеклассную деятельность /Приложения №1-7/.

Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который:

- влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся;

- активизирует методы обучения, ориентируя на применение комплексных форм организации учебного процесса;

- обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса, способствует развитию целого ряда общеобразовательных компетентностей учащихся;

- позволяет изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами разных наук в тесной взаимосвязи с жизнью;

- способствует творческому сотрудничеству между учителями и учащимися.

Использование различных форм МПС в учебной деятельности предполагает дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координация деятельности всех участников педагогического процесса, эффективное использование межпредметных семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики бинарных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей мат...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Межпредметные связи в образовательном процессе

Формирование межпредметных связей – один из путей повышения эффективности образовательного процесса и повышения мотивации обучения в целом....

Построение образовательного процесса технологии на основе использования метапредметных связей

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление ...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Межпредметные связи на занятиях объединения «Фантазия» как средство повышения эффективности образовательного процесса

Межпредметные связи на занятиях объединения «Фантазия» как средство повышения эффективности образовательного процесса.Современные условия жизни требуют от человека владения значи...