Водород
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Конспект урока по химии в 9 классе по теме "Водород"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_vodorod._petrochenko_a.v.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Водород». 9 класс
Цель урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и простом веществе, о свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.
Методические задачи урока:
- Продолжить формирование понимания зависимости между составом, строением, свойствами и применением веществ на примере водорода.
- Продолжить формирование таких понятий, ковалентная связь, степень окисления, окислительно-восстановительные реакции.
- Сформировать знания о способах получения водорода, химических свойствах, его применении.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений).
Оборудование: прибор для получения газа, цинк, раствор соляной кислоты, натрий, вода, пробирки.
Ход урока
- Оргмомент.
- Химический диктант.
Выбрать свойства, характерные для:
I вариант – металлов II вариант – неметаллов
- Ковкость
- Металлический блеск
- Газообразное агрегатное состояние
- Пластичность
- Различная окраска
- Обычно высокая температура кипения
- Обычно низкая температура кипения
- Плохая электропроводность
- Твердое агрегатное состояние
- Хорошая электропроводность
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
I в | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + |
II в | - | - | + | - | + | - | + | + | + | - |
- Изучение новой темы.
- Подготовка учащихся к восприятию знаний.
В день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснут солнца, не станет воды... Вещество, без которого жизнь невозможна, «сидит» в самом центре нашей планеты — в ядре и вокруг него, и оттуда «мигрирует» наружу. Этот газ — начало всех начал. Его название — «водород».
- Водород в природе (сообщения учащихся) - презентация
Много ли в природе водорода? Смотря где. В космосе водород – главный элемент. На его долю приходится около половины массы Солнца и большинства других звезд. Он содержится в газовых туманностях, в межзвездном газе, входит в состав звезд. В недрах звезд происходит превращение ядер атомов водорода в ядра атомов гелия. Этот процесс протекает с выделением энергии; для многих звезд, в том числе для Солнца, он служит главным источником энергии.
Например, ближайшая к нам звезда Галактики, которую мы знаем под именем «Солнце», на 70 % своей массы состоит из водорода. Атомов водорода во вселенной в несколько десятков тысяч раз больше, чем всех атомов всех металлов, вместе взятых.
Водород широко распространен в природе, его содержание в земной коре (литосфера и гидросфера) составляет по массе 1%, а по числу атомов 16%. Водород входит в состав самого распространенного вещества на Земле - воды (11,19% водорода по массе), в состав соединений, слагающих угли, нефть, природные газы, глины, а также организмы животных и растений (то есть в состав белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и других). В свободном состоянии Водород встречается крайне редко, в небольших количествах он содержится в вулканических и других природных газах. Ничтожные количества свободного Водорода (0,0001% по числу атомов) присутствуют в атмосфере.
- Открытие водорода. (сообщения учащихся) презентация
Водород был открыт в первой половине XVI века немецким врачом и естествоиспытателем Парацельсом. В трудах химиков XVI–XVIII вв. упоминался «горючий газ» или «воспламеняемый воздух», который в сочетании с обычным давал взрывчатые смеси. Получали его, действуя на некоторые металлы (железо, цинк, олово) разбавленными растворами кислот — серной и соляной.
Первым ученым, описавшим свойства этого газа, был английский ученый Генри Кавендиш. Он определил его плотность и изучил горение на воздухе, однако приверженность теории флогистона помешала исследователю разобраться в сути происходящих процессов.
В 1779 г. Антуан Лавуазье получил водород при разложении воды, пропуская ее пары через раскаленную докрасна железную трубку. Лавуазье также доказал, что при взаимодействии «горючего воздуха» с кислородом образуется вода, причем газы реагируют в объемном соотношении 2:1. Это позволило ученому определить состав воды — Н2О. Название элемента – Hydrogenium – Лавуазье и его коллеги образовали от греческих слов «гидро» — вода и «геннио» – рождаю. Русское наименование «водород» предложил химик М. Ф. Соловьев в 1824 году — по аналогии с ломоносовским «кислородом».
- Водород как химический элемент - презентация
- Положение водорода в ПСХИ Д.И.Менделеева. слайд 3-4
Задание: Определите положение водорода в периодической системе. Двойственность положения водорода.
- Строение атома. Слайд 5
Задание: Определите строение атома водорода по положению в ПСХЭ.
- Водород- простое вещество
- Состав. Строение.Физические свойства. Слайд 7 (работа с учебником)
Водород — бесцветный газ без вкуса и запаха, слабо растворимый в воде. Он в 14,5 раз легче воздуха — самый легкий из газов. Поэтому водородом раньше наполняли аэростаты и дирижабли. При температуре -253° С он сжижается. Эта бесцветная жидкость — самая легкая из всех известных: 1 мл ее весит меньше десятой доли грамма. При - 259°С жидкий водород замерзает, превращаясь в бесцветные кристаллы.
С кислородом воздуха водород образует взрывчатую смесь –— гремучий газ. Поэтому при работе с ним необходимо соблюдать особую осторожность. Чистый водород сгорает почти бесшумно, а в смеси с воздухом издает характерный громкий хлопок. Взрыв гремучего газа в пробирке не представляет опасности для экспериментатора, однако при использовании плоскодонной колбы или посуды из толстого стекла можно серьезно пострадать.
Вот какая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатром де Розьером (1756–1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород; до него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие. Он еще раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом, и произошел сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Впрочем, он остался очень доволен опытом, который чуть не стоил ему жизни.
2.Получение водорода. Слайд 8
Задание: Как получают водород в лаборатории? Напишите уравнения реакции.
- Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и разбавленную серную кислоту:
- Взаимодействие кальция с водой:
- Гидролиз гидридов:
Один из способов получения водорода в промышленности основан на пропускании водяного пара через раскаленный уголь. Напишите уравнение реакции, если кроме водорода, при этом образуется оксид углерода (II).
H2O + C → CO + H2↑
Лабораторный опыт: «Получение водорода» (повторить правила работы с кислотами)
В пробирку положите гранулу цинка и долейте раствор соляной кислоты.
- Химические свойства. Слайд 9 -13
Водород вступает в реакции с простыми и сложными веществами:
Взаимодействие с веществами | Уравнения реакций | Продукт реакции |
С металлами | Н2 + 2Li = 2LiH | Гидриды |
С кислородом | 2Н2 + О2 = 2Н2О | Вода |
С галогенами (с фтором взрывается, с хлором и бромом реагирует при освещении или нагревании, в йодом – только при нагревании | Н2 + Сl2 = 2HCl | Хлороводород |
С азотом (при нагревании и давлении) | 3Н2 + N2 = 2NH3 | Аммиак |
С серой (при нагревании) | Н2 + S = H2S | Сероводород |
С углеродом | 2Н2 + С = СН4 | Метан |
С оксидами металлов | Н2 + СuO = H2O + Cu |
Рассмотрите 2-3 реакции по выбору, с точки зрения ОВР.
- Применение Слайд 14 (сообщения учащихся)
В настоящее время водород получают в огромных количествах. Очень большую часть его используют при синтезе аммиака, гидрогенизации жиров и при гидрировании угля, масел и углеводородов. Кроме того, водород применяют для синтеза соляной кислоты, метилового спирта, синильной кислоты, при сварке и ковке металлов, а также при изготовлении ламп накаливания и драгоценных камней. В продажу водород поступает в баллонах под давлением свыше 150 атм. Они окрашены в тёмно-зелёный цвет и снабжаются красной надписью "Водород".
Водород используется для превращения жидких жиров в твердые (гидрогенизация), производства жидкого топлива гидрогенизацией углей и мазута. В металлургии водород используют как восстановитель оксидов или хлоридов для получения металлов и неметаллов (германия, кремния, галлия, циркония, гафния, молибдена, вольфрама и др.).
Практическое применение водорода многообразно: им обычно заполняют шары-зонды, в химической промышленности он служит сырьём для получения многих весьма важных продуктов (аммиака и др.), в пищевой - для выработки из растительных масел твёрдых жиров и т. д. Высокая температура (до 2600 °С), получающаяся при горении водорода в кислороде, используется для плавления тугоплавких металлов, кварца и т. п. Жидкий водород является одним из наиболее эффективных реактивных топлив. Ежегодное мировое потребление водорода превышает 1 млн. т.
6.Закрепление. Тест (слайд 14)
7.Домашнее задание. §17 упр.4
Использованные источники:
- http://www.niikm.ru/articles/element_articles/hydrogen/
- http://www.fxyz.ru/%D1%84%D0%BE%
- http://festival.1september.ru/articles/413578/image3038.gif
- http://chem100.ru/elem.php?n=1
- https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1327411896712/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no25-himiceskie-svojstva-vodoroda-primenenie/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20.jpg?height=171&widt
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/08d3a964-383d-9411-dba5-7fd6dc3bb676/index.htm
- Л.Ю. Аликберова. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
- О.С.Габриелян. « Химия 9 класс» - М «Дрофа» 2008 -2012
- Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы. Серия «Современная школа» . – М. «Планета 2011»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту"
Модульный урок по теме « Практическое занятие 2. Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту». Цель:- Продолжить формирование умений и навыков ...
Водород. Свойства водорода. Получение.Применение.
Данный материал может применяться на уроках химии для 8 класса. В нем подробно рассматриваются физические, химические свойства водорода, его получение....
Конспект урока химии "Водород, его физические свойства. Получение водорода"
Цель: Познакомить учащихся с историей открытия водорода, его физическими свойствами и способами получения в лаборатории и промышленности....
Химические свойства водорода. Применение водорода
Урок химии в 8 классе по теме "Химические свойства водорода. Применение водорода" по учебнику Рудзитиса...
Презентация "История открытия водорода.Получение и физические свойства и водорода."
Презентация поможет учителю при проведении урока по теме "История получения водорода.Получение и физические свойства водорода."...
Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические свойства водорода
Конспект урока, Аналих урока....
разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.
урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана...