Роль проектной деятельности в осознанном выборе будущей профессии
статья по химии (11 класс) на тему

Матвейкина Ольга Вячеславовна

Расширение профессионального кругозора школьников, связанного с предметом -  химия. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни  общества, показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_proektnoy_deyatelnosti.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль проектной деятельности в осознанном выборе будущей профессии»

Учитель химии ГБОУ гимназия № 49

Сухарева Ольга Вячеславовна

        Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе повышает уровень их подготовки, прививает интерес к химии, помогает им более глубоко усвоить такую дидактическую единицу школьной программы, как методы химической науки, помогает раньше определиться с выбором профессии.

        Учащиеся приобретают умение выдвигать гипотезу, наблюдать, находить и анализировать научную информацию, обобщать, делать выводы и т. д.

        Формы научной работы учащихся могут быть разными - от обобщения и анализа литературных данных по выбранной проблеме, до проведения оригинальных экспериментальных исследований.

        Тематика научной работы учащегося должна быть с одной стороны актуальной, с другой  - учитывать интересы учащихся, уровень их подготовки, экспериментальные навыки, возрастные особенности, возможности школьного химического кабинета.

         ЦЕЛИ: 1. Расширение профессионального кругозора школьников, связанного с предметом -  химия.

  1. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни  общества, показ значения химического образования для правильной ориентации.
  2. Способствовать самоопределению учащихся относительно будущего профиля.
  3. Развитие личности учащихся средствами данного курса.

        ЗАДАЧИ  КУРСА

- сформировать у учащихся сознание необходимости изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы правильно их применять;

- познакомить с основными областями применения знаний химии, а именно с профессиями, в которых необходимы эти знания;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

- использовать и развивать межпредметные связи химии с биологией,  географией.

        На мой взгляд важнейшей из представленных задач, является формирование у учащихся сознания необходимости изучения веществ, окружающих нас в повседневной жизни, и знакомство с основными областями применения знаний по химии в выборе будущей профессии.

        Из опыта моей работы я представляю следующие проекты:

  •  в 8 классе: факультатив «Занимательная химия», целями которого является:
  • Первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами.
  • Пробуждение познавательного интереса к науке химии.
  • Знакомство с правилами техники безопасности при проведении химического эксперимента в химической лаборатории.
  • Воспитание культуры труда во время проведения химического эксперимента.
  • Развитие навыков работы с химической посудой, умение делать опыты, объяснять наблюдаемые явления.
  • Первоначальное знакомство с отдельными химическими понятиями, их практическое значение для человека.

        В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о: прикладной направленности химии; необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения; веществах и их влияния на организм человека; химических профессиях.

  • 9 класс элективный курс «Химия внутри нас», целями которого является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Продолжить формирование химической грамотности, умения наблюдать, обобщать, информацию и формировать выводы. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии.

Задачи курса: развитие научного мировоззрения; формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения), на основе межпредметных связей с биологией, сообщить дополнительные знания о важнейших химических элементах и их функциях в живых организмах; развитии экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни. 

  • 10 класс элективный курс «Химия и медицина», целями которого является развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной. 

        Таким образом на выходе участники проекта могут выбирать следующие специальности: лаборант, аппаратчик, биолог, фармацевт, врач, инженер холодильных установок, лаборант-агрохимик, рабочие складов минеральных удобрений, агроном, зоотехник, геолог, эколог, химик, учитель.

        Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создаёт положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что, несомненно, будет способствовать успешному обучению в вузе.

Литература

1. Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования Н.К. Солопова, О.В. Селиванова, С.В.Черникова. Технология организации уроков химии и биологии по проектной методике Тамбов, 2007 г.

2. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. –

Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 88 с.

3. Беседина Л.Л. Исследовательская деятельность как средство формирования

ключевых компетенций // Химия в школе .- 2012. - №7 - С. 21-25.

4. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование //

Химия в школе. - 2010. - №5 - С.61-63.

5. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности//Химия в

школе. - 2010. - №5 - С.67-70.

6. Подкопаева И.Н. Организация и проведение урока-исследования // Химия в

школе. - 2010. - №4 - С. 16-24.

7. Румянцев Е.В., Марфин Ю.С. непрерывная технология проектно-

исследовательской деятельности//Химия в школе.-2012.-№8-с.62-64.

8. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии. Е.Д. Корнева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...

Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии,  права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...

Конспект родительского собрания в онлайн режиме «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

В период пандемии мы вынуждены были постигать новые технологии. Была проведена предварительная работа. Собрание является подведением итогов о проделанной работе и её результатах....