Главные вкладки

    Информатика-помощник в выборе будущей профессии
    методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

    Абдуллина Лилия Искандаровна

    Урок по информатике в 8 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-lekciya_professii_po_informatike.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель 1 квалификационной категории Абдуллина Л.И.

    Урок-беседа

    «Информатика-помощник в выборе будущей профессии»

    Цель урока: Ввести новые понятия предмета информатики, создать условия для формирования информационной компетенции учащихся для осознанного выбора профессии на основе знакомства с предметом информатики.

           Современное общество характеризуется резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.
       Под
    информатизацией общества понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов - документов в различной форме представления.
       Целью информатизации является создание
    информационного общества. Что же такое информационное общество?

        Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

    Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

        Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

        Для решения этой задачи возникают новые направления в научной и практической деятельности членов общества. Так возникла информатика и информационные технологии.
        Характерными чертами информационного общества являются:

    1. решена проблема информационного кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
    2. обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;
    3. главная форма развития общества - информационная экономика;
    4. в основу общества закладывается автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
    5. информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
    6. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
    7. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
    8. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

    Понятие информатики

          Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

         В конце 60-х – начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный, по-видимому, как производное от двух французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика).

        Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

    Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.п.

        Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

    Структуру информатики в настоящее время определяют следующие основные области исследования:

    • теория алгоритмов (формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.п.);

    • логические модели (дедуктивные системы, сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод, вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотонные рассуждения и т.п.);

    • базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.);

    • искусственный интеллект (представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т.п.);

    • бионика (математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.п.);

    • распознавание образов и обработка зрительных сцен (статистические методы распознавания, использование призрачных пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.п.);

    • теория роботов (автономные роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т.п.);

    • инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т.п.);

    • теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т.п.);

    • компьютерная лингвистика (модели языка, анализ и синтез текстов, машинный перевод и т.п.);

    • числовые и символьные вычисления (компьютерно - ориентированные методы вычислений, модели переработки информации в различных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.п.);

    • системы человеко-машинного взаимодействия (модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т.п.);

    • нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения, нейрокомпьютеры и т.п.);

    • использование компьютеров в замкнутых системах (модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т.п.).

        Информатика-это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

    Информатика должна отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

          В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

    Значение информатики при ее проникновении в большинство профессий выходит за рамки роли классических дисциплин, так как для многих профессий возникает необходимость использования информационно-технических средств.

          Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

    Существуют различные классификации профессий.(Можно, если есть время провести небольшое тестирование).

    1."Человек - живая природа" (П)
        Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
        Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

    2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т) 
        Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
        Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

    3. "Человек - человек" (Ч) 

        Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
        К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

    4. "Человек - художественный образ" (X)

        Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
        К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

    5. "Человек - знаковая система" (3)
        Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
        Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

         В любой из этих классификаций используются информационные технологии. Например, "Человек - живая природа", без современных технологий трудно выводить новые сорта растение, изучать природные явления и т.д. "Человек - художественный образ", многие дизайнеры в настоящее время используют программы для создания эскизов, проектов. Об этом можно много говорить, но мы сейчас разберем направление "Человек - знаковые системы".

         "Человек - знаковые системы"

    Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

    Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

    Среди профессий типа "человек - знаковые системы" есть:

    1. профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
    2. профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
    3. профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

        Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

    Давайте поговорим об одной из этих профессий, о программисте.

    Чем занимается: 

    Программист — это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей. Условно программистов можно разделить на три категории:

    Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.

    Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.

    Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

    Плюсы профессии: 

    Высокий спрос на рынке,

    Высокая заработная плата,

    Работать можно без высшего образования,

    Преимущественно творческая профессия.

    Минусы профессии: 

    То, что понятно программисту, не всегда понятно пользователю, приходится многое объяснять,

    Случается работать в авральном режиме,

    Работа за компьютером плохо сказывается на здоровье,

    И здесь находится место рутине,

    Личные качества: 

    Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой. Это совершенно незаменимые качества в его работе.

    Программирование, бурно развивающаяся область, поэтому нужно уметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через несколько лет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться.

    Умение объективно оценивать возможности технологий и их использование в каждом конкретном случае. Чтобы не получалось так, что дрова пилятся с применением новейших лазерных разработок.

    Образование: 

    Желательно иметь высшее образование технического вуза по специальностям прикладная математика или вычислительная техника. Однако в этой профессии очень много значит опыт работы. Еще несколько лет назад среди программистов не было редкостью, когда самоучка оказывался более профессиональным. Правда сейчас эта тенденция идет на убыль.
    В большинстве случаев, программист должен знать несколько языков программирования, такие как C++, Delphi, Visual Basic, PHP, Java, Perl и т.д. Набор знаний специалиста определенного направления достаточно специфичен. В рамках своей специализации он знает все, а вот в соседней области знаний может не хватать.
    Но все же главное же в этой профессии способность к освоению методик программирования, которые постоянно развиваются.

    Место работы: 

    Научно-исследовательские центры,

    IT-компании,

    Организации, которые в своей структуре подразумевают отделы программистов (или штатную единицу).

    Карьера: 

    Руководитель группы программистов, IT-директор, менеджер проекта, можно перемещаться в рамках специальности, совершенствуясь профессионально.

    Домашнее задание: приготовить небольшой доклад на тему «Роль информационных технологий в современном обществе», можно выбрать конкретную область (профессию)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

    В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

    Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

    Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

    БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

    Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

    "Формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии в контексте личностно-ориентированного воспитания"

    В настоящее время для учащихся 11 классов выбор будущей профессии сложный процесс. Поэтому, через внеклассные мероприятия, через уроки историиЮ пытаюся формировать у учащихся сознательное отношение к ...

    Роль проектной деятельности в осознанном выборе будущей профессии

    Расширение профессионального кругозора школьников, связанного с предметом -  химия. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни  общества, показ значения химического обр...

    Родительское собрание «Выбор будущей профессии – дело серьёзное».

    Цель: доказать  взаимосвязь и объяснить необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, обеспечить багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жи...