Разработка урока в 10 классе
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Ирина Анатольевна Котова

Урок по теме "Многоатомные спирты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_10_klass.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka_10_klass.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Многоатомные спирты»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с  отдельными представителями класса многоатомных спиртов, охарактеризовать их свойства и отличительные особенности
  • Охарактеризовать область применения многоатомных спиртов
  • Закрепить умения в составлении уравнений химических реакций, протекающих по функциональным группам атомов
  • Продолжить формировать умения анализировать, переносить имеющиеся  знания о составе и свойствах  веществ (одноатомных спиртов) на новый класс соединений;
  • Развивать навык сравнительного анализа, установления взаимосвязей между строением и свойствами, логическое мышление
  • Развивать навык самостоятельного мышления
  • Воспитывать  наблюдательность, аккуратность,  формировать  экономическое мышление учащихся

Методы и приёмы урока: словесно – наглядно – практические

Тип урока: комбинированный

Оснащение:

  • тексты проверочной работы;
  • CD  «Органическая химия»;
  • таблица «Характеристика  некоторых физических свойств одно – и многоатомных спиртов»;
  • план – конспект урока
  • дополнительные задания – вопросники по теме «Спирты»
  • СuSO4 ,  NaOН, Cu – проволока, этанол, глицерин, пробирки, спиртовка.

План:

1. Организационный момент                                                           1-2 мин

2. Проверка усвоения предыдущего материала                             10 мин

                       взаимопроверка и  самопроверка                              5 мин

3. Изучение нового материала                                                         20 мин

4. Закрепление                                                                                    7 мин

5. Подведение итогов                                                                         2 - 3 мин

Домашнее задание:

Выучить § 17 (до конца),  материал плана – конспекта урока, выполнить упр.13 с.155,

Выполнить  (частично или полностью) дополнительные задания по теме «Спирты» к факультативному занятию или индивидуальной консультации.

Подготовить сообщения по темам:

1. Отдельные представители предельных одноатомных спиртов: метанол, этанол.

2. Физиологическое действие этилового спирта.

3. Отдельные представители многоатомных спиртов: этиленгликоль, глицерин, ксилит  и сорбит.

Ход урока.

  1. Организационный момент:
  • Охарактеризовать порядок работы на уроке, сообщить тему.
  • Поставить цели и задачи.

  1. Проверка усвоения предыдущего материала:

      Тестовая проверочная работа на 10 мин.

  • Раздать тексты и бланки ответов
  • Через  10 мин  организовать взаимопроверку (работа в парах)

      Правильные ответы – через проектор на экран.

      Оценить; нормы оценивания – с обратной стороны доски

  • После  взаимопроверки – самопроверка, самоконтроль знаний.

      Бланки ответов собрать.

  1. Изучение нового материала.

Ещё раз конкретизировать тему.

Фронтально:

  • Какие соединения называют спиртами?
  • Какая группа атомов является функциональной для спиртов?
  • Как классифицируют спирты в зависимости от количества функциональных групп?
  • Составьте формулы   (у доски – 1 учащийся)

А) 2-х атомных спиртов

Б) 3- х атомных спиртов.

Назовите вещества по систематической номенклатуре

        Формулы спиртов составляют, заменяя атомы водорода в соответствующем углеводороде на гидроксогрупы.

Оговорить невозможность положения 2-х гидроксогрупп у одного углеродного атома

  • Попробуйте самостоятельно сформулировать определение многоатомных спиртов (органические соединения, содержащие 2 и более гидроксогруппы, связанные с углеводородным радикалом).

Дать классификацию многоатомных спиртов (дискета, на экран)

Оговорить, что наибольшее практическое значение имеют этиленгликоль и глицерин.

Сравнить  по таблице некоторые физические свойства спиртов.

Вывод:

1.Как зависит растворимость спиртов  от числа гидроксогрупп?

(ХР \ в воде независимо  от числа – ОН;)

2. С чем связаны высокие температуры кипения спиртов ?

(Имеют высокие

Т кип, что объясняется наличием Н – связи)

3. Как связана растворимость с Мч ?

 (У одноатомных спиртов с ув. Мч  уменьшается растворимость в воде)

Далее необходимо сравнить строение многоатомных спиртов с одноатомными, сделать вывод об общности их химических свойств:

  • Образуют алколголяты при взаимодействии с активными металлами
  • Образуют простые эфиры *
  • Образуют сложные эфиры, в том числе – с минеральными кислотами
  • Превращаются в галогенпроизводные ( при замене - ОН  на атомы хлора
  • Окисляются

Демонстрация:

  • Качественная реакция – взаимодействие с гидроксидом меди (2) с образованием василькового окрашивания

Далее используется материал электронного учебника – 7 мин

Особо  оговорить качественную реакцию на глицерин. Написать уравнение реакции

На закрепление – экспериментальная задача.

В 2-х пробирках находятся этанол и глицерин.

Распознайте эти вещества опытным путём.

Если остаётся время, ответы на вопросы

  1. Какие вещества относят к многоатомным спиртам?
  2. какие из многоатомных спиртов имеют наибольшее практическое значение? Почему?
  3. Какими химическими свойствами обладают многоатомные спирты? Почему?
  4. Предложите способ получения этиленгликоля в лаборатории, зная, что его можно получить аналогично одноатомным спиртам.

В конце урока сделать вывод,  оценить участие каждого ученика.



Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме «Многоатомные спирты»

  1. Составьте формулы и назовите вещества, формулы которых вы составили:

а)  2- х атомных спиртов

б) 3-х атомных спиртов

Помните! Если в молекуле органического соединения при одном атоме углерода находятся 2 гидроксогруппы, то оно неустойчиво!

  1. Сформулируйте определение  многоатомных спиртов:

Классификация многоатомных спиртов:

Сравните по таблице некоторые физические свойства спиртов, сделайте вывод:

1.

2.

3.

Сравните строение многоатомных и одноатомных спиртов.

Сделайте вывод об общности и особенностях в строении и свойствах  многоатомных и одноатомных спиртов.

Охарактеризуйте химические свойства спиртов:

  • Образуют алколголяты при взаимодействии с активными металлами

  • Образуют простые эфиры *
  • Образуют сложные эфиры, в том числе – с минеральными кислотами

  • Превращаются в галогенпроизводные ( при замене - ОН  на атомы хлора*
  • Окисляются *

  • Качественная реакция – взаимодействие с гидроксидом меди (2) с образованием василькового окрашивания

Решите экспериментальную задачу:

В 2-х пробирках находятся этанол и глицерин.

Распознайте эти вещества опытным путём.

Результаты распознавания оформите в  таблице:

                      реактив

вещество

этанол

глицерин

Домашнее задание:

Выучить § 17 (до конца)и конспект по теме «Спирты»,

выучить материал плана – конспекта урока, выполнить упр.13 с.155,

вполнить  (частично или полностью) дополнительные задания по теме «Спирты» к факультативному занятию или индивидуальной консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...