Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Жулина Надежда Павловна

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии  Кислоты, их классификация и свойства.

Тип урока: изучение нового материала

Автор учебника: О.С. Габриелян химия 8 класс

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные уравнения реакций;
  • Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, пробирки, держатели

Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, серная кислота, хлорид бария, цинк, оксид меди (II).

Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ

Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.

Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)

СаО

Си(ОН)2

К NО3

ВаО

NаОН

Н NО3

К2О

НСI

CаСО3

Н24

Zn(ОН)2

ВаCI2

Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)

  1. Кислоты. Определение
  2. Классификация кислот
  3. Физические и химические свойства.

Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:

Н, Н2, Н3 , S, NО2, РО4, СI, SО3 (Н NО2, Н СI, Н2 S, Н2 SО3, Н3 РО4)

Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)

НСI, Н24, Н2СО3

Н NО3, Н3 РО4, Н24

По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке)

Задание: по таблице 10 стр. 157 назовите признаки классификации кислот. (растворимость в воде, летучесть, степень электролитической диссоциации, стабильность)

Задание: дать характеристику 1 ряду - Н24, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.

Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода.

Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот:

Н2 S, Н NО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты)

Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут.

2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2 S, Н NО3.

Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора)

Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)

Учитель: Вспомните физические свойства Н24 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани)

3. Химические свойства

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки:

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см. Приложение 1).

Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции

Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
  2. Что вы наблюдаете?
  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Четвертая группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”

Порядок выполнения работы:

1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2. Напишите молекулярное и ионное  уравнения  проделанной реакции.

После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.

Затем сообщаю учащимся, что на следующий урок продолжим изучать химические свойства кислот: взаимодействие кислот с металлами, взаимодействие кислот с солями

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

4. Закрепление

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.

1) SiО2 

А

2) LiОН

К

3) Ва NО3

А

4) НСI

С

5) К2О

Л

6) К2 SiО3 

И

7) Н NО3

О

8) Fе(ОН)3

Й

5. Домашнее задание: параграф 38, выучить таблицу,

На оценку

  • “3” - упр 1,2
  • “4” - упр 1,2,4
  • “5” - упр 1,2, 4,5

6. Рефлексия. Итоги урока.

7. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии п о теме "Электролитическая диссоциация"

Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса.  Тип урока  – изучение ...

Урок химии в 8 классе Электролитическая диссоциация

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.8 классТема: Электролитическая диссоциацияЦель урока: познакомить учащихся с важнейшими  понятиями темы, основоположниками данной теории, причи...

Раздаточный материал по неорганической химии по теме Теория электролитической диссоциации

Представлены образцы раздаточного материала для проверки усвоения знаний студентов по теме Теория электролитической диссоциации...

Разработка урока по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации".

Урок подготовлен в технологии минипроекта. Конструирование  учебного занятия соответствует рекомендациям адаптивной школы. Созданы условия реализации государственных образовательных стандартов по...

Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации". Урок изучения нового материала, используется работа в группах. технология "Развитие критического мышления"....

Интегрированный урок ( физика + химия) «Химическое действие тока. Электролитическая диссоциация. Электролиз.10 класс.

ldquo;О, физика – наука из наук!Все впереди!Как мало за плечами!Пусть химия нам будет вместо рук;Пусть станет математика очами.НЕ разлучайте этих трех сестерПознания всего в подлунном мире,Тогд...