Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Артемьева Татьяна Николаевна

Увеличение  умственной  нагрузки на уроках заставляет задуматься  над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению  знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Использование игровых технологий в обучении позволяет сохранить интерес к обучению и одновременно моделироватьценностные, поведенческие, когнитивные, коммуникативные умения и навыки межличностного общения учащихсячто необходимо для более успешной социализации ребенка в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах.

 Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество и  увеличить интеллектуальный потенциал страны. Выпускники  школ должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя, но выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.(1) Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» [2,3,4].

     Но с сокращением числа часов, отведенных на изучение химии в общеобразовательной школе, упал интерес обучающихся к этому предмету. Число выпускников, сдающих ЕГЭ по этому предмету тоже постоянно падает, отсюда недоборы студентов на химические факультеты различных ВУЗов. Перед учителями химиками стоит задача заинтересовывать детей своим предметом, начиная с восьмого класса (с первого года обучения). Но как это сделать? Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (5) – ключ к учению, познанию. Для этого необходимо применять эффективные технологии. В условиях существования классно-урочной системы необходимо создать такие условия  когда стало бы возможным максимально использовать возможности каждого ребенка. Решение этого вопроса может быть в использовании игровых технологий. Использование игровых технологий в обучении позволяет сохранить интерес к обучению и одновременно моделировать  ценностные, поведенческие, когнитивные, коммуникативные умения и навыки межличностного общения учащихся  что необходимо для более успешной социализации ребенка в современном обществе.

Поэтому целью моей работы является: реализация игровых технологий в обучении химии в 8 классах"

 Задачи:

1)Обобщить игровые приемы, которые использую на своих уроках, и во внеурочное время.

2) Составить методическое пособие, включающее игровые моменты по разным темам.

3)Составить методическое пособие с играми для внеклассной работы.

Игровая деятельность в процессе обучения

        Педагогический процесс - это совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим  и  ученическим  коллективом  по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства.

        Увеличение  умственной  нагрузки на уроках заставляет задуматься  над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению  знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.

        Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Широкое понимание термина «занимательность» идет еще от Н.И.Лобачевского, он считал, что занимательность - необходимое средство  возбуждать и поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным. Современная дидактика, обращаясь к игровым  формам  обучения  на уроке, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса.

        Профессор С.А.Шмаков в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» [5]ставит перед педагогами задачу: создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по химии в том числе. Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен  преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника их игры, то есть действительным носителем информации, педагог должен научиться играть.

        Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая  потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться  своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

        Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

        Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ученика, которые  по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности[6].

        Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения., развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться  сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся  условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.[7]

        Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной  обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

. Виды игр в педагогической системе

Можно выделить шесть организационных форм игровой  деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую, групповую.[8]

* К  индивидуальным формам  можно  отнести  игру  одного  человека  с  самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой цели.

* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей

        В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым  и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

        Критерии игр:

1) Игра должна быть рассчитана на один урок.

2) Игра  не должна быть сложной для понимания её правил.

3) Игра не должна морально устаревать.

4) Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

5) Оценки  должны  выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6) Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

        Положительные эмоции, которые возникают у учащихся  в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных  умений. Игра хорошее средство для  воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

        Требования к проведению дидактических игр:

1) Соответствие темы игры теме и цели урока

2) Четкость и определенность цели и направленности игры.

3) Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4) Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

5) Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.

6) Понятность и доступность  замысла участника игры, простота игрового сюжета.

7) Стимулирующий характер игры.

8) Точность и однозначность игровых правил и ограничений.

9) Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.

10) Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

11) Благоприятный психологический климат отношений  

12) Простор для личной активности и творчества.

13) Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

 

Обучающие

Контролирующие

Обобщающие

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ЦЕЛИ

приобретение знаний, умений и навыков во время игры или подготовки

повторение, закрепление и проверка ранее полученных знаний

приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях, требующих интеграции знаний.

Характер

дидактических игр 

(в зависимости от дидактической цели урока)

1) продуктивный

4) конструктивный

2) репродуктивный

5) практический

3) теоретический

6) воспитывающий

Форма дидактических игр

1) Игра-состязание

5) счастливый случай

8) химический вернисаж

2) КВН

3) поле чудес

4) марафон

6) ярмарка

7) что? где? когда

9) конкурс

10) звездный час

Структурные компоненты дидактической игры можно представить в виде схемы:

Структурные компоненты

Деятельность структурного компонента

1) Игровой замысел

-выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.

2) Правила

-определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.

3) Игровые действия

-регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.

4)Познавательное содержание дидактической задачи

-заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

5) Оборудование

-включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.

6) Результат

-это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

. Назначение дидактической игры - развитие познавательных интересов, ощущений, памяти, сообразительности. В игре участвуют мышление, память, внимание, воля, эмоции. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли» - писал Макаренко. Химические игры я в основном использую для изучения химии в 8 классе, потому что это способствует лучшему повторению и закреплению учебного материала, повышает интерес к химии как к учебному предмету. Наконец, восьмиклассники находятся в таком возрасте. Когда интерес к игре ещё не потерян. Различные настольные игры можно использовать в большую перемену между уроками. Игры можно использовать и во внеклассной работе по предмету. Для того, чтобы дети в 8 классе научились писать уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты, в работе приведены рекомендации с образцами раздаточного материала по темам: «Реакции соединения», «Реакции разложения», «Реакции обмена», «Реакции замещения».(Приложение 4) Используя игровые пособия, учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся и добивается выработки навыков в написании уравнений.

При изучении темы «Относительная атомная и молекулярная массы», для её закрепления или проверки знаний  можно использовать игру «Найди нужное число» (несколько вариантов), «Найди  золотой треугольник, золотой квадрат, золотую звезду» (Приложение 2)

Для проверки знаков химических элементов можно использовать «Химическое лото». (Приложение 1)

Для закрепления темы «Классификация оксидов и их свойства» можно использовать игру «Переплыви реку», темы «Простые и сложные вещества» - игру «Бег с препятствием» (Приложение 3)

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали. Могие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решении которой требует проявления деятельности. (Приложение 5-8).

Таблица 1.Сравнительный результат показателей обучения.

Учебный год

Успеваемость(%)

Качество знаний(%)

Средний балл

2010-2011

98

37

3,5

2011-2012

100

47

3,6

2013-2014

100

52

3,7

Выводы:

1) В ходе работы обобщила игровые приемы, которые использую на своих уроках, и во внеурочное время.

2) Составила методическое пособие, включающее игровые моменты по разным темам.

3)Составила методическое пособие с играми для внеклассной работы

Список используемой литературы

  1. КОНЦЕПЦИЯ реализации в Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015 года
  2. Закон об образовании [Электронный ресурс]. — Министерство образования и науки — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974  Дата доступа: 25.10.2014 г.
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F_2020  Дата доступа: 25.10.2014 г.
  4. Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hse.ru/sci/publications/26134123.html  Дата доступа: 25.10.2014 г.
  5. Шмаков С.А«Игры учащихся - феномен культуры»– М.: Просвещение, 1994.
  6. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье.  – М.: Просвещение, 1992.
  7. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995.
  8. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.
  9.  Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
  10. .        Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2002. - 6.- стр. 50.
  11.         Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. – 6 - стр.35.
  12. .        Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004 г.
  13. .        Казанцев  Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. –2009. - 2. - стр. 15-19.
  14. .        Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  15. .        Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996.  

Приложение

Приложение1.

Тема: «Химические знаки».Для закрепления и проверки знаний можно использовать «Химическое лото».

Учащимся раздаются карточки размером 9×18см, на которых разлинована таблица из 18 клеток. В каждой клетке записан знак химического элемента. В конверте находятся квадратики размером 3×3см. со знаками элементов, их тоже 18.

Учитель диктует название элемента, ученик должен закрывать этот символ на карточке соответствующим знаком. Побеждает (или получает пятерку) тот, кто первым и правильно закрыл всю карточку.

C

O

P

H

Si

Mg

Ca

Cl

Ag

Mn

K

S

N

Cu

Fe

Na

Al

Zn

Приложение 2.

Тема: «Относительная атомная и молекулярная массы», для её закрепления или проверки знаний  можно использовать игру «Найди нужное число».

98

28

80


По горизонтали и вертикали нужно вписать вещества, молекулярная масса которых равна: 80 (один вариант), 28(второй вариант). В пятиконечную звезду вписать пять веществ, молекулярная масса которых равна 98 (третий вариант).

Так как в этому времени дети ещё не знают формул веществ их нужно написать на доске : SO3, N2, Н2О, TiO2, Cu(OH)2, C2H4, CuO, CO, CrSi, H2SO4, Si, H3PO4, СО2, NH4Br, СН3СООК .

Приложение 3

Тема: «Простые и сложные вещества».

Игра «Бег с препятствием» проводится с целью усвоения понятий «простое» и «сложное» вещество.

Игру можно проводить на шахматной доске. Играют два ученика. Один на левой стороне, другой на правой. Играющие должны перевести квадратики с формулами простых веществ на клетки поля «Б», а с формулами сложных веществ на клетки поля «А».

Ход квадратиками производится как в шашках по диагонали на одну клетку (вперед и назад на свободное место). Перепрыгивать через квадратики не разрешается.

Выигрывает тот, кто первым переводит свои квадратики.

А

Б

Н2

СО

FeS

Cl2

N2

CH4

C

NH3

H2O

Fe

O2

CO2

CuO

S

O3

FeO

Приложение 4

Приложение 5.

.Лабиринты

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в лабиринте, выбирайте в качестве исходных разные клетки лабиринта.

«Водород»

Приложение 6.

Ребусы

        Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Следовательно, ребус — головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли.

        Ответы: а) железо, б) азот, в) мышьяк, г) медь, д) натрий, е) олово.

Приложение 7.

. Кроссворды

1) Кроссворды по названиям химических элементов.

№1. Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, Н, I, О, Sn.

 № 2. Ключевым словом является профессия, связанная с химией: 1) Сl, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni. (Химик.)

 2) Кроссворд по повторению первоначальных химических понятий

Ключевым словом является один из способов разделения смеси. (Выпаривание.)

1.  Физическое свойство веществ. (Цвет.)

2.  Химический элемент As. (Мышьяк.)                    

3. Предмет, который в руках детей может оказаться «опасной игрушкой». (Спички.)

4.  Предмет, который прикрепляется к штативу. (Лапка.)

5.  Стеклянная посуда для проведения химических реакций. (Пробирка.)

6.  Химический элемент Zn. (Цинк.)

7.  Физическое свойство веществ. (Твердость.)

8.  2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O — тип реакции. (Разложение.)

9.  Химический элемент In. (Индий.)

10.  Предмет,  который используют при фильтровании.

(Фильтр.)

11. Химический элемент ? + Сера = сульфид этого химического элемента. (Железо.)

         Кроссворд по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению вещества.

 Ключевые слова — вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Химический элемент.)

1.  Химический элемент с порядковым номером 17 в периодической системе. (Хлор.)

2. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление.)

3.  Химический элемент, названный в честь великого русского ученого. (Менделевий.)

4.  Химический элемент, электронная структура которого 2)8)8)1). (Калий.)

5.  Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

6.  Химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу Is22s22p63s23p4. (Сера.).              

7.  Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов. (Масса.)

8.  Свойство атомов химического элемента, имеющее наибольшее значение у фтора. (Электроотрицателъностъ.)

9.  Заряженные частицы. (Ионы.)

10.  Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента. (Нейтроны.)

11.  Как назывался химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия? (Экасилиций.)

12.  Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ. (Аллотропия.)

13.  Элементарные частицы, движением которых обуславливаются многие физические свойства металлов. (Электроны.)

14.  Тип кристаллической решетки в алмазе. (Атомная.)

15. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты. (Нептуний.)

16.  Химическая связь между ионами. (Ионная.)

17. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд атома. (Изотопы.)

Приложение 8.

 Калейдоскоп загадок

1) ШАРАДЫ.

Шарады — это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК

        Ответ следующей шарады состоит из двух слогов СОР и БИТ, зашифрованных в первой половине загадки. В целом оба слова, соединяясь вместе, образуют слово СОРБИТ — шестиатомный спирт, заменитель сахара для больных сахарным диабетом.

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я.

1) Первый слог — предлог известный.

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

 К ней добавьте букву И.

Чтобы целое узнать,

 Нужно вам металл назвать.

Ответ: на-три-й.      

2) Я — газ, простое вещество,

 Двузначен номер мой.

А слог мой первый — божество,

Река — вот слог второй.

Ответ: ра-дон.

3) Первый мой слог означает крушение.

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.

Ответьте — кто я такой?

Ответ: крах-мал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Статья "Использование игровых технологий на уроках химии в 8 классе"

Статья "Использование игровых технологий на уроках химии в 8 классе"...