Конспект урока по теме "Гидролиз неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Урок химии в 11 классе, изучающем химию на углубленном уровне. Форма проведения - лекция. Рассматриваются основные вопросы темы - определение понятия гидролиз; вещества, способные и неспособные к гидролизу; классификация солей, исходя из способа их образования; алгоритм написания уравнений гидролиза: простейшие уравнения гидролиза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidroliz_neorganicheskikh_soedineniy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Гидролиз неорганических веществ

Цели: сформировать представление о гидролизе веществ,  познакомить с алгоритмом написания уравнений гидролиза, научить определять среду раствора соли.

Ход и содержание урока.

I. Оргмомент. Цели и задачи урока.

II. Изучение нового материала

Лекция.

Гидролиз — процесс обменного взаимодействия сложных веществ с водой.

При гидролизе, как правило, степени окисления элементов сохраняются.

Гидролизу подвергаются:

1)  Солеподобные вещества: нитриды, фосфиды, силициды, карбиды:

Са3Р2 + 6HOH → 3Са (ОН)2 + 2РН3

СаС2 + 2HOH → Са (ОН)2  + С2Н2

2) Некоторые соединения неметаллов между собой:

РСl5 + 4HOH → 5НСl + H3PO4

Особо необходимо остановиться на гидролизе солей.

Гидролизу не подвергаются:

1) соли, нерастворимые в воде;

2)  растворимые соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.

Например:  NaCl,  K2SO4,  LiNO3, BaBr2, CaI2 и т. д.

Гидролизу подвергаются:

1) растворимые соли, в состав которых входит хотя бы один слабый ион:

     Nа2СО3, CuSO4, NH4F и т. д.  Это обратимый гидролиз, равновесие смещено в сторону исходных веществ.

2)  соли, напротив которых в таблице растворимости стоит прочерк, необратимо гидролизируются:

Al2S3 + 6Н2О → 2А1(OH)3↓ + 3H2S ↑

Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от силы основания и кислоты выделяют 4 группы солей:

1 группа: соли образованные сильным основанием и сильной кислотой. Соли гидролизу не подвергаются, среда раствора нейтральная.

2 группа: соли образованные сильным основанием и слабой кислотой. Гидролизуются по аниону, среда раствора щелочная.

3 группа: соли образованные слабым основанием и сильной кислотой. Гидролизуются по катиону, среда раствора кислая.

4 группа: соли образованные слабым основанием и слабой кислотой. Гидролизуются и по катиону и по аниону.  Среда раствора может быть слабокислой, нейтральной или слабощелочной. Это зависит от константы диссоциации слабых электролитов, образовавшихся в результате реакции.

При составлении уравнений обратимого гидролиза следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Рассмотреть состав соли:  NaNO2 — соль образована

NaOH — сильное основание,    НNО2 — слабая кислота

  1. Записать уравнение диссоциации соли:

           NaNO2  → Na+ +  NO2 -

     

     3.  Выбрать слабый ион:  NO2 -

     4. Записать его взаимодействие с водой:

        NO2 -  + HOH ↔ HNO2  + OH-  - краткое ионное уравнение

                                             ↓                      

   слабый электролит

    5. Составить полное ионное уравнение:

        Na+ +  NO2 -  + HOH ↔ HNO2  + Na+ + OH-  

   

    6. Составить молекулярное уравнение:

        NaNO2  + HOH ↔ HNO2   + NaOH

                                                 ↓

    7. Определить среду раствора: щелочная среда.

    Рассматриваем примеры реакций гидролиза солей.

А) KCN – соль, образована  KOH — сильное основание,  НCN — слабая кислота

Записать уравнение диссоциации соли:

           KCN  K+ +  СN-

Выбрать слабый ион:  СN-

Записать его взаимодействие с водой:

СN-  + HOH ↔ HСN + OH-  - краткое ионное уравнение

Составить полное ионное уравнение:

K+ +  СN-  + HOH ↔ K+ +  HСN  + OH-  

Составить молекулярное уравнение:

KСN + HOH ↔ HСN   + KOH

                                    ↓

Определить среду раствора: щелочная среда.

Б) NH4Cl – соль, образована NH4OH —слабое основание, НCl — сильная кислота

Записать уравнение диссоциации соли:

          NH4Cl  NH4+ +  Сl-

Выбрать слабый ион:  NH4+

Записать его взаимодействие с водой:

NH4+  + HOH ↔ NH4+OH + H+  - краткое ионное уравнение

Составить полное ионное уравнение:

NH4+  +  Сl-  + HOH ↔ NH4OH + H+  + Сl-  

Составить молекулярное уравнение:

NH4Cl  + HOH ↔ NH4OH + HСl  

                                           ↓

Определить среду раствора: кислотная  среда.

В) LiClO – соль, образована LiOH — сильное основание,  НClO — слабая кислота

LiClO → Li+ + ClO-

ClO- + HOH ↔ HClO + OH-  

Li+ + ClO- + HOH ↔ HClO + Li+ + OH-  

LiClO + HOH ↔ HClO  + LiOH

                                        ↓

        щелочная среда

Домашнее задание.

§ 16, стр. 165 – 168

Упр. 3,4 стр. 175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по химии "Неорганические соединения"

В данной презентации отражен основной матери ал урока, что облегчает запоминаие учащимися основных аспектов данной темы....

Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"

Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...

Призентация к интерактивному уроку:"Основные классы неорганических соединений" 7класс

На данном уроке ученикам предоставляется возможность в не традиционной(игровой) форме изучить сложную  для понимания в их возрасте тему....

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Презентация к уроку "основные классы неорганических соединений"

Урок обобщение. Проводится в группах в виде небольших отчетов....

План урока-исследования "Гидролиз неорганических соединений" 11 класс

Урок предназначен для повторения, закрепления и обобщения знаний по теме "Гидролиз" в 11 классе...