Курс по выбору для предпрофильного обучения "Химия в быту" для 9 класса
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Данный материал будет полезен педагогам, которые проводят внеклассную работу по  химии с целью популяризации предмета и решения вопроса о профиле дальнейшего обучения.

Работа включает пояснительную записку, цели, задачи, поурочное планирование курса с различными видами деятельности и планируемым результатом, оценку деятельности учащихся, учебно - методический комплекс, литературу для учащихся. Предлагаются темы рефератов, компьютерных презентаций, викторин, которые могут использоваться для зачётных работ.

Предлагаемые интернет - ресурсы помогут наполнить содержание занятий по различным темам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_v_bytu._karmaza_e.v.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1  

им. Н.П. Наумова» 

                                             

Программа

  курса по выбору для профильного обучения учащихся 9 классов

«ХИМИЯ В БЫТУ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Программа курса «Химия в быту» предназначена

для учащихся основной школы. Она составлена с использованием  элективных курсов В.Н. Ширшиной (учитель химии ГОУ «Гимназия ХЭП» г.Волгограда): «Химические вещества в повседневной жизни человека», «Здоровье, красота и химия», «Химия в сельском хозяйстве», «Препараты бытовой химии в нашем доме», «Химия и окружающая среда», утверждённые в 2004 году кафедрой естественно – научного образования ВГИПКРО.

       Продолжительность курса 17 часов. Осваивать программу курса рекомендуется в течение одного полугодия при 1 часе в неделю. Данный курс ориентирует на естественно - научный профиль. Он не только расширяет кругозор учащихся, воспитывает общую культуру, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру. Курс предназначен для повышения интереса к химии, как к школьному предмету, для создания положительной мотивации изучения химии как науки. Учащиеся имеют возможность восполнить пробелы в знаниях и в то же время получить представления о веществах и процессах, которые им ещё придётся изучать. Так как учащимся предлагается большой объём информации не только из области химии, но и биологии, географии, физики, истории, то программу можно считать не только ориентационной, но и межпредметной. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: это вода, поваренная соль, вещества из домашней аптечки, средства гигиены и т.д.

        Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием, закрепляют знания по технике безопасности. Подготовка к докладам, защите рефератов, создание коллекций и компьютерных презентаций  побуждает девятиклассников самостоятельно работать с научно-познавательной литературой, пользоваться Интернетом, выступать перед аудиторией.

        Знания, полученные при изучении данного курса, не только расширяют кругозор учащихся, но и позволяют с пользой  для себя и своей семьи обращаться с химическими веществами, материалами, продукцией химической промышленности.

        Курс «Химия в быту» не только ориентирует учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения, но и призван помочь в выборе будущей профессии.  

Цели курса:

  • Расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни
  • Оказание помощи в выборе профиля образования в рамках профильной (средней) школы с ориентацией на естественно-научный профиль.

                                         

Задачи курса:

  1. Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к химии и рассмотреть знания о применении веществ в повседневной жизни.
  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыки проведения химических опытов.
  3. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
  4. Уточнить способность и готовность учеников к выбору профессий, относящихся к миру химии.  

Основные темы курса:

  • Вещества на кухне и в аптечке
  • Гигиенические и моющие средства в нашем доме
  • Вода. Жесткость воды
  • Химия и здоровье
  • Химия и растения  

Формы оценки и контроля знаний:

          Знакомство с содержанием курса осуществляется непосредственно  на школьных занятиях.  Регулярных домашних заданий не планируется. Тем не менее, для отслеживания  результатов работы и для поддержания учебного тонуса, учащимся будут предлагаться несложные тесты после рассмотрения некоторых тем.

 Кроме того, девятиклассники должны будут подготовить зачётную работу, которую они представляют на итоговом занятии.  Тему работы каждый выбирает индивидуально, исходя из своих склонностей и возможностей.

 Это может быть реферат, разработка викторины на любую изучаемую тему, изготовление наглядного пособия, коллекции и компьютерные презентации.

Название темы,

 её содержание

Кол-во

часов

Виды деятельности

Предполагаемый результат

1

Вводное

1

Знакомство с курсом.

Значимость получения знаний о веществах в быту, о безопасности в быту.

 Настроить учащихся на творческую работу.

 

Учитель: беседа,

анкетирование, викторина, консультация.

Учащиеся: работа с анкетой, викториной.

 Учащиеся убеждаются в правильности выбранного курса, в необходимости получения знаний о веществах в быту.

2

Вещества на кухне и в аптечке

3

Безопасность в доме. Применение пероксида водорода, нашатырного спирта, соды и поваренной соды, йода, уксусной кислот, активированного угля  при оказании медицинской помощи. Роль поваренной соли в обмене веществ. Солевой баланс в организме человека. Соль в истории человечества. «Солёные советы».

Учитель: беседа,  демонстрация веществ, показ слайдов  

Учащиеся: 

выполнение опытов, чтение докладов,

Ученики узнают о веществах, рекомендуемых для использования в домашнем хозяйстве, для оказания медицинской помощи. Расширяют кругозор и совершенствуют навыки практического изучения веществ.

3

Гигиенические и моющие вещества в доме

5

История мыла. Состав и классификация мыла. Получение мыла и шампуней. Их влияние на кожу. Химический состав зуба. История появления средств по уходу за зубами. Зубные порошки и пасты.

Классификация и состав паст. Синтетические моющие средства.

Учитель: Лекция с элементами беседы.

Демонстрация образцов продукции бытовой химии. Подготовка к практической работе.

Ученики: практические работы: «Получение ядрового мыла», «Исследование зубной пасты».

Знакомство с терминологией: ядровое мыло, СМС, отдушки, пластификаторы и т.д., с техникой получения простейшего мыла.

Подбор зубных паст, стиральных порошков. Знакомство с их влиянием на организм.

4

Вода, жесткость воды.

2

 Вода в организме человека. Применение воды. Значение воды. Проблема чистой питьевой воды. Причины жёсткости воды. Карбонатная и некарбонатная жёсткость. Недостатки жесткой воды.

Способы устранения жесткости.

Учитель: лекция с элементами беседы и демонстрацией изделий, пострадавших от жёсткой воды.

Учащиеся: изучение образцов воды, практическая работа, тест

Знакомство с терминологией. Приобретение умения определять качество воды и устранять жёсткость.

5

Химия и растения

1

Важнейшие питательные элементы. Удобрения, их классификация, состав, биологическая значимость. Инсектициды, пестициды, гербициды.

Учитель:  лекция с элементами беседы. Демонстрация образцов удобрений

Учащиеся: практическая работа: «Определение удобрений химическим путём».

На основе полученных знаний уметь подбирать вещества, необходимые конкретным растениям. Научиться ухаживать за растениями. Повторить (узнать) качественные реакции на катионы и анионы.

6

Химия и здоровье

3

.1. Ядовитые вещества. Первая помощь при отравлениях.

2.Занятие: «Курить или жить»

3. Занятие в виде пресс-конференции «Алкоголизм – проблема социальная и экономическая»

Учитель:

Лекция, показ слайдов

Учащиеся:

Запись информации, просмотр слайдов, выступления с докладами.

Узнать о ядовитых веществах, их действии на организм, оказании помощи при отравлениях.

Формирование негативного отношения к курению и приёму спиртных напитков у подростков.

7

Защита зачётных работ

2

Сообщения учащихся по заранее выбранным темам, презентация коллекций или наглядных пособий, просмотр компьютерных презентаций и проведение викторин составленных учащимися по теме: «Химия в быту».

Учащиеся по очереди выступают. Учитель и учащиеся дают аргументированную оценку каждой представленной работе,

Развитие коммуникативных навыков, навыков выступления перед аудиторией.

Подведение итогов изучения курса: «Химия в быту».

Темы рекомендуемых рефератов, презентаций, викторин:

  1. Растворы в лечении болезней.
  2. «Соляные бунты» в России
  3. Вода и самочувствие человека.
  4. История спички.
  5. Соединения серы и селена в косметике.
  6. Химическая завивка и обесцвечивание волос.
  7. Декоративная косметика
  8. Использование химических веществ в кормовом рационе животных.
  9. Мы строим дачу (состав и свойства строительных материалов).  

10.Химия и оптика.

11.Отравление препаратами бытовой химии.

12. Современные пятновыводящие средства.

13. Химия и фотография.

14. Токсиканты и аллергены в окружающей нас среде.

15. Вещества – мутагены и вещества –канцерогены.

16. Очистка питьевой воды в нашем городе.

17. Фарфор и фаянс в моём доме.

18. История стекла.

19. Современная парфюмерия.

20. Химия – польза или вред?

Учебно – методический комплекс

Литература для учителя: 

  1. Арутюнин А.М., Державин Л.М. «Краткий справочник по удобрениям», М.,Колос,1984г.
  2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. «Все мы дома-химики», М.,Химия, 1979г.
  3. Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. «Косметика сегодня», М.,Химия, 1998г.
  4. Габриелян О.С., Введенская А.Г. «Настольная книга учителя химии.11кл», ч.2, М, Дрофа, 2003г.
  5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных», Л., Химия,1988г.
  6. Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьёв А.Г. «Занимательные опыты с веществами вокруг нас»  С-Пб, Крисмас,2003г.
  7. Жалпанова Л.Ж. «Перекись водорода при вашей болезни», Москва, 2005г.
  8. Кукушкин Ю.Н. «Рассказы о химии и веществах», С.-Пб, Синтез, 1995г.
  9. Маршанова Г.Л. «Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций», М., Аркти, 2002г.
  10. Сопова А.С. «Химия и лекарственные вещества», Л., Химия, 1982г.
  11. Ширшина Н.В. «Химия» Сборник элективных курсов для 9 кл.

      Изд-во «Учитель» г.Волгоград, 2005г.

Литература для учащихся: 

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. «Химия для любознателных, или о чем не узнаешь на уроке» Ярославль, Академия холдинг, 2000г.
  2. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М., Высшая школа, 1992г.
  3. Ольгин О.М. «Опыты без взрывов»,М., Химия, 1986г.
  4. Смирнов ЮИ. «Мир химии», М.,М-Экспресс, 1995г.
  5. Петербургский А.В. «Агрохимия и система удобрений», М. , Колос,1986г.
  6. Штемплер Г.И. «Домашняя лаборатория», М. , Просвещение, 1996г.
  7. Шульпин Г.Б. «Эта увлекательная химия», М., Химия, 1984г.

CD

  1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003г.
  2. Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».
  3. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. Химия для гуманитариев (элективный курс), 2006г. Издательство «Учитель»

Сайты в Интернете:

www.delphiclub.ru

www.vashdom.ru

www.alhimikov.net

www.him.1september.ru/urok/

www.ru.wikipedia.org

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 5-6 классов «Чэнчэ одул ажуу» («Занимательный юкагирский язык»)

Представляю вам программу  предмета по выбору по родному (юкагирскому) языку для учащихся 5-6 классов (для детей невладеющих родным языком)....

Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 7-8 классов «Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк» («Сочинения на родном языке»)

Программа предмета по выбору по юкагирскому языку для учащихся 7-8 класса "Мэт уйлоол ажуулэ шурулэлэк" ("Сочинения на родном языке")....

курс по выбору" Без математики ни шагу.."9 класс

курс по выбору" Без математики ни шагу.."9 класс...

Программа курса по выбору для предпрофильного обучения "Азбука искусства"

Курс «Азбука искусства» предоставляет возможность учащимся выбора индивидуальной образовательной траектории для реализации своих способностей в сфере искусства....

Курс по выбору по математике для учащихся 9 классов "Удивительная статистика"

Программа курса по выбору "Удивительная статистика", предназначенного  для учащихся 9 класса. Данный курс предлагает к изучению элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей и призван ...

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения”  предназначен для предпрофильной подгот...