Урок чистой воды
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Валуева Валентина Васильевна

Данный конспект можно использовать как дополнительный материал в 8 классе по теме "Вода. Растворы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              ТЕМА: Урок чистой воды.

       « Вода в природе. Очистка воды. Свойства воды».

ЗАДАЧИ: а) систематизировать знания учащихся о распространении воды

                      в природе, о физических и химических свойствах воды, о воде

                      - как об универсальном растворителе;

                   б) расширить знания учащихся об экологических проблемах,

                       связанных с загрязнением и очисткой воды;

                   в) сформировать знания о практической  ценности воды, как об

                       универсальном растворителе.

ОБОР-Е: 2 компьютерные презентации, H2SO4(конц), Н2О, NH4NO3, Na,

                 CaO, фенолфталеин, штатив с пробирками, прибор для получения

                 углекислого газа, лакмус.

                                            ХОД  УРОКА.

I.Организационный момент.

II.Изучение нового материала. (Оформление доски)

                                                    Эпиграф к уроку.

                                 « Вода – ты самое большое богатство на свете»

                                                                                 А. Сент-Экзюпери.

мозг 76,8%               кровь90%            зубы 9,2%                    скелет30%

почки73,7%                                 Н2О                                  мышцы79,5%

кожа64,7%       волосы4,1%    сердце73,7%    печень70%   глаза77,9%

Схема-конспект № 1.

Н2О

Mr (Н2О) =18

Эталоны:

Ж      tкип = 1000С,       ρ = 1 г/см3

Тв     tпл = 00С,            ρ = 0,92 г/см3

Запасы воды на Земле:  в морях, океанах – 1,4 млрд. км3;

                                         в ледниках (пресная) -  30 млн. км3;

                                         в реках, озёрах – 2 млн. км3;

                                         в атмосфере – 14 тыс. км3;

                                         в живых организмах – 65%.

Физические свойства:без вкуса, цвета, запаха.

   

Это единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех агрегатных состояниях, жидком ( вода), твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Аномалии воды (исключения)

Лёд плавает на поверхности                      При замерзании вода

водоёма                                                         разрывает сосуд

max ρ (H2O) = 1 г/см3, при t0 = 40C, ρ(льда) =  0,92 г/см3.

Самая большая теплоёмкость ( в 3100 раз больше, чем у воздуха, в 4 раза  больше, чем у горных пород).

Схема-конспект №2

Вода-растворитель.

Растворитель – это вещество, растворяющее другие вещества. В воде хорошо растворяются многие газы, жидкие и твёрдые вещества.

Вода - универсальный растворитель.

Процесс растворения сочетает в себе физический (дробление до молекул) и химический (взаимодействие компонентов).

NH4NO3 + H2O → поглощение тепла из вне

H2SO4 + H2O → H2SO4·H2O  (выделение теплоты)

                                                 моногидрат серной

                                                           кислоты

Химические свойства воды (презентация).

1.вода взаимодействует с активными металлами, образуя щелочь.( Д.о.)

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2.вода взаимодействует с оксидами  активных металлов. (Д.о.)

CaO + H2O = Ca(OH)2 

3.вода взаимодействует с металлами средней активности при температуре.

                              t0

Zn + H2O = ZnO + H2

4.вода взаимодействует с оксидами неметаллов

SO3 + H2O = H2SO4

5.вода разлагается электрическим током (электролиз)

                    эл.т.

2H2O  → 2H2↑ + O2

  1. Основные загрязнители Н2О  (комп. презентация)
  2. Очистка воды (в презентации)

Ребята! Сегодня мы будем говорить о воде, как об одном самом распространённом веществе на Земле. Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве, она входит в состав комет солнечной системы и их спутников. Большая часть воды содержится в морях и океанах, в ледниках Арктики и Антарктики. Много воды под Землёй, причём только небольшая её часть пресная. В глубинных слоях Земли воды больше, чем на её поверхности.  

Вода есть в атмосфере, входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве и во всех организмах. (схема на доске) 

Тело взрослого человека на 65% состоит из воды, рыб – на 80%, водорослей – на 90%. Ребята! О воде много написано песен и стихов. Поэт Н.Добронравов и композитор А.Пахмутова написали прекрасную песню «Пока не поздно».

                «Неужто завтра замрут моря?

                  Умолкнут птицы, застынут реки?

                  Уже не сможет взойти заря? 

                  И спросит небо: «неужто поздно?»

                  Так поклянёмся, что мы спасём

                  И это небо в надеждах звёздных

                  Спасём планету – на добрый долг

                  Пока не поздно, пока не поздно».

Людям всех стран нужна цветущая Земля, чистые реки и моря, чистый воздух. Значение воды подчеркивается такими словами:

«Вода – это эликсир жизни». «Вода – это необыкновенное вещество в мире». «Вода – это чудо природы».

Поэтому о воде не случайно слагали песни, стихи, написано множество картин. Ни одно живое существо не может обойтись без воды.  Обезвоживание организма на 12 – 15 % приводит к нарушению обмена веществ, а потеря до 25 % воды – к гибели организма. В организмах идёт постоянное обновление воды. В кактусах – в течение 28 лет, у черепахи – через 1 год, у верблюда – каждые 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без пищи человек может прожить 50 дней, а без воды только 3 дня.

Ребята! Думаю, я вас действительно убедила в том, что вода – это необыкновенное вещество на Земле, т.к. оно есть везде, даже в межзвёздном пространстве, но больше всего воды в морях и океанах. И соответственно воды морей и океанов необходимо охранять! Мировой океан с давних времен привлекал внимание человека, он начал его изучать и использовать его ресурсы (а это богатства). Быстро растёт население Земли, увеличивается потребность людей в пище, сырье для промышленности. Всё это заставило взглянуть на Мировой океан как на кладовую, в которой хранятся богатства.

На океаническую воду говорят «жидкая руда». В 1км3  35 млн. т. твёрдых солей. В воде растворено 5· 109 т меди, 5· 109 т урана, 3· 109 т никеля, 6· 108 т серебра, около 8 · 106 т золота. Сухопутные запасы несколько меньше. В морской воде есть такие химические элементы как: хлор, натрий, магний, сера, кальций, калий, бром, углерод, стронций, бор, кремний, фтор (85,2 % приходится на натрий и хлор). Первые попытки выделить золото из морской воды приняли немцы. Выделить золото удалось, это сделал лауреат Нобелевской премии Фриц Хабер. Но морское золото оказалось очень дорогим. Уже сейчас из морской воды в промышленных масштабах добывают натрий, хлор, марганец и бром.

Самый древний промысел – добыча NaCl. Выпариваю воду, получали соль 4 тыс. лет назад в Египте и Китае. Но воду можно не только выпаривать, но и намораживать. Всего за год потребляют 22 млн. т. NaCl, около 1/3 соли извлекают из морской воды. В США магний получают только из морской воды. Но к сожалению морской промысел полезных ископаемых осложняется экологическими проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"

разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...

Урок чистой воды

Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов....

Урок «Чистая вода»

Урок по экологическому воспитанию....

Всероссийская акция "Урок чистой воды"- 2010.

«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходи...

Урок чистой воды

Ø Донести до сознания всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить учащихся к самостоятельному размыш...

Всероссийский Урок чистой воды

В рамках Второго Международного форума «Чистая вода —2010» было объявлено о проведении Урока чистой воды. Он прошёл и в нашей школе в 2010 году.Цель проведения Урока — воспитание экологического мирово...

Урок чистой воды

Донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостояте...