"Основные классы неорганической химии"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Федотова Гульсум Марсовна

Обобщающий урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАМСКОУСТЬИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

КАМСКОУСТЬИНСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ  ТАТАРСТАН

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ    ИГРА 

 « ОСНОВНЫЕ  КЛАССЫ   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ  ХИМИИ»

                                                                Урок разработан

Федотовой Гульсум Марсовной, учителем химии Камскоустьинской средней общеобразовательной школы Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

        

                          пгт Камское Устье

                                

Тема: обобщающий урок по теме « Основные классы неорганической химии»

Цель: систематизировать и закрепить знания по основным классам химии: оксиды, кислоты, соли, основания; закрепить вычислительные и практические навыки; развить  представления о веществах; активизировать познавательный интерес учащихся, их самостоятельность, а также привить навыки выполнения практических работ и соблюдения правил техники безопасности при их выполнении .

Оборудование: магнитофон, компьютер и мультимедиа, табличка «жюри», номера на столы, карточки «настроения», карта следования, флажки

( красные – 5 баллов, зеленые – 4 балла, желтые – 3 балла), скотч, 4 фломастера, карточки учета (для жюри),  бочонки с номерами (для кроссворда),  кристаллизатор, вопросы кроссворда, полотно кроссворда, карточки с формулами ( для домика), два домика (для жителей государств), химическое колесо, кодовые карточки, конверты с заданиями, карточки с формулами оксидов, кислот, солей, оснований, карточки с типами химических реакций, оборудование для практической части урока.

Этапы игры:

  1. Холм Творчества (приветствие)
  2. Холм Памяти (разминка)
  3. Холм Знаний (конкурс «Знайка»)
  4. Холм Опроса (конкурс капитанов)
  5. Холм Умений  (конкурс «Проверь себя»)
  6. Вершина Совершенства (домашнее задание).

Оформление:  на доске находятся  2 полотна для кроссворда, девиз, этапы игры;

на столе жюри табличка, карточки учета, где члены жюри отмечают прохождение командами этапов игры, флажки, компьютер и мультимедиа, скотч,  карта следования на планшете; на ученических столах: карточки «настроения», периодическая таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, химическое колесо, кодовые карточки, оборудование для практической части.

Урок проходит в виде КВН, заседания - Клуба Веселых Химиков. На протяжении урока звучит музыка.

 Проводится  очередное заседание клуба веселых химиков по теме:

« Основные классы неорганической химии» под девизом:  « Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Судится  игра  учащимися 10 -11 классов.

Для начала игры определяется  эмоциональное состояние и общая атмосфера в группах. У каждого из участников игры  имеются карточки 4-х цветов, игрокам  нужно поднять ту, которая соответствует их настроению.

Напоминание:

                Красная карточка– отличное;

                                        - 1 -

                Зеленая карточка - приятное;

                Синяя карточка-  грустное;

                Желтая  карточка– трудно сказать.

После определения эмоционального состояния игроков  происходит знакомство с командами и их капитанами. Раскопки на Холме Творчества – на этом этапе происходит приветствие команд.

Как вы знаете, путь по стране  Химии долгий и требует упорства, а чтобы многое узнать и многому научиться, необходимо совершить раскопки на Холмах  Памяти,  Знаний и Умений, чтобы добраться до Вершины Совершенства.

Холм Памяти – разминка команд, для этого этапа на доске расположены полотно  кроссвордов, а на демонстрационном столе находится кристаллизатор с бочонками. Бочонки  имеют нумерацию, которая соответствует номеру задания в кроссворде.

             

 Кроссворд 1                                                            

Какой ученый в 1776 году установил свойства водорода и указал отличия его от  других газов?

задания кроссворда:

  1. самый распространенный элемент земной коры
  2.  названия солей серной кислоты
  3. химический знак -  Pb.
  4. взаимодействие  вещества с кислородом относится к реакциям …
  5. свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется …
  6. продукт горения реакции.
  7. угольная, сернистая, фосфорная - это  …
  8. фамилия ученого, который получил кислород в чистом виде

  Кроссворд 2

Какой ученый установил, что кислород является составной частью воздуха?

  1. ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)
  2. газ, входящий в состав воздуха
  3. ученый, определивший молекулярный объем газов
  4. вещества, вносимые в почву для подкормки растений
  5. соль угольной кислоты
  6. вещества, ускоряющие ход химической реакции
  7. химический знак – Cu
  8. реакция кислорода с веществами, протекающая с выделением тепла и света

- 2 –

Кроссворд  1

                        

- 3 -

                                                        

Перед нами Холм Знаний. Здесь оставили свои автографы члены  известных вам семейств. Найдите каждому из них место в этом домике ( по одному представителю от команд подходят к столу, берут  табличку с формулами, определяют класс соединений и помещают в свой домик).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                        - 4 -

А теперь химическое колесо:

на внутреннем диске -  формулы соединений: кислоты, основания, оксида, соли;

на среднем диске – классификация веществ;

на внешнем диске даны названия веществ.

Вам необходимо повернуть диски таким образом, чтобы совпали все три сектора.

                                                - 5 -

В закодированных карточках найдите  правильную формулу соли или формулу оксида, основания.                

Гидроксид железа (III)

Сульфит калия

Fe(OH)2

KSO3

Fe(OH)3

K2SO3

Fe2(OH)6

K3SO3      

Оксид  серы (VI)

Нитрат натрия

 S2O3

                                           

Na3NO3

SO3

Na2NO3

S2O6

NaNO3

                                                                

                                                                                

Ответ -23.

Вот и Холм Опроса. К доске выходят капитаны. Им нужно  решить задачи.

 Задача №1.  Какая соль образуется, если к раствору, содержащему фосфорную кислоту массой 4,9г, добавили гидроксид калия массой 2,8г? Рассчитайте массу полученной соли.

Задача №2. Смесь, образовавшуюся при сливании растворов, содержащих 10г гидроксида натрия и 14,7г серной кислоты, выпарили досуха. Вычислить массу сухого остатка.

Затем учитель вместе с учащимися вспоминает основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

А теперь Холм Умений. Каждой команде дается задание по определению веществ.

Определить, в какой пробирке находится соляная кислота, а в какой- хлорид натрия.

        

Распознать кислотный и основной оксид.

                                        

                                        - 6 -

                                

Химия – это волшебная наука, и каждый из вас хотел бы ненадолго стать волшебником. Сейчас у вас есть такая возможность. Из имеющихся цепочек превращений получите соответствующие вещества.

        

Н2О ---   О2  --- СО2 --- Н2СО3 ---Na2CO3

S --- SO2 ---SO3 --- H2SO4 --- CuSO4

Игра закончена. Сначала   определяем  эмоциональное состояние и сравниваем его  с тем,  которое было в начале игры.

Заключительное слово жюри. Можно дать слово ребятам.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

Урок систематизации, обобщения и закрепления материала по теме:"Основные классы неорганической химии".

Урок систематизации, обобщения и закрепления материала по теме:"Основные классы неорганической химии" разработан на основе программы курса химии для 8 класса общеобразовательных учрежднений И....

разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Основные классы неорганической химии

Обобщающий урок в 8 классе. Можно проводить в конце изучения темы и как внеклассное мероприятие.-...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...