урок "Нефть." Презентация к уроку
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Урок "Нефть" является  основным в  теме Природные источники углеводородов. Урок-конференция. Учащиеся знакомятся стеориями происхождения нефти, способами переработки ее. Прямая перегонка нефти-разделение нефти на фракции. Крекинг- расщепление нефтепродуктов на  углеводороды, составляющие бензин.  На данном уроке показано, что нефть являетя не только топливом , но исырьем органического синтеза. Уделяется внимание экологии.Данный урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 15»

НЕФТЬ.

СПОСОБЫ ПЕРЕРАБОТКИ.

НЕФТЕПРОДУКТЫ.

Учитель химии МБОУ «СОШ № 15»

Ляхова Светлана Тимофеевна

Г. Братск 2012г.

Девиз урока

Узнать можно лишь тогда, когда учишься,

Дойти можно лишь тогда, когда идешь.

(Вьетнамская пословица)

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • Познакомить учащихся с природным источником углеводородов – нефтью, ее составом, свойствами, способами переработки.
  • Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей и переработкой нефти.

  1. Развивающие:
  • Создать условия для становления навыков самостоятельной и коллективной работы.
  • Осуществлять формирование общекультурных навыков владения культурой мышления и способности формировать понятия и суждения.

  1. Воспитательные:
  • Формировать умение видеть перспективы развития и основные подходы к решению проблем современности.
  • Формировать гуманное отношение к биосфере в целом и человечеству в частности.

Задачи урока:

  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
  • Создать условия для целостного осмысления и обобщения информации учащимися.
  • Сформировать у каждого учащегося собственное отношение к изучаемому материалу.

Оборудование:

  • Пробирки с нефтью, вода, стаканы, коллекция «Нефть. Продукты переработки»
  • Презентация.

ХОД УРОКА

        Вступительное слово учителя:

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества был каменный и железный век. Как знать, может быть, историки назовут наш век нефтяным или пластмассовым.

Нефть – титулованное полезное ископаемое. Ее величают и «королевой энергетики», и «царицей плодородия», а ее королевский сан в органической химии – «черное золото».

Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию.

И еще одно направление – микробиологическая переработка нефти на белок. Нашлись бактерии, которые хорошо живут на нефти, потребляя ее в пищу. Нефть исчезает, а бактерии растут. Постепенно образуется масса клеток бактерий, в основном – это белок. И, по всем данным хороший кормовой белок. Не изменит ли это баланс путей переработки нефти? Не изменит ли это структуру сельского хозяйства?

И так, сегодня на уроке мы говорим о нефти.

У вас на столах листочки с текстом:

ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ?

Прочтите текст и сделайте пометки

+ - знаю,  ? - не знаю, не уверен, хочу узнать.

1. Нефть - основной источник углеводородного сырья.

2. Нефть - сложная смесь - алканов, циклоалканов, ароматических углеводородов.

3.Чтобы  разделить нефть на фракции ее подвергают перегонке.

4. При  прямой перегонке нефти -   бензин получается некачественный и небольшое количество.

5. Крекинг- вторичная переработка нефтепродуктов.

6. Крекинг-процесс  разложения углеводородов нефти.

7. Крекинг - бензин более качественный.

8. Что  означают марки бензина - А-92, А-80, А-96 ?

9. Нефть не только сырье  топливной  промышленности, но и сырье для органического синтеза.

10. 1литр  разлитой нефти  загрязняет 40 тысяч литров морской воды.  

Поднимите руки те, у которых поставлены вопросы.

Внимательно работаем на уроке, делая записи в тетради, чтобы убрать эти вопросы.

С одной стороны, нефть – эффективное топливо,  с другой – из нее можно получить много ценных продуктов.

В рамках нашего урока мы постараемся высказать свое видение, свое отношение к данной проблеме. Возможно в дальнейшем, вы в своей практической деятельности сможете предложить пути решения данной проблемы. Для этого необходимо выявить   более узкие вопросы, касающиеся данной темы, осветить и разобрать их.

Сегодня мне помогает группа учащихся 10 класса.

Стадия осмысления.

Нефть – как источник углеводородов.

  1. Исторические сведения.

Нефть известна очень давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5 тысяч лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Происхождение самого слова «нефть» следует искать в языках народов Малой Азии, «набата» - просачиваться. Упоминание о нефти, так же встречается во многих рукописных книгах. В библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря (СЛАЙД).

  1. Теории происхождения нефти.

Их три: минеральная, органическая, космическая.

Минеральная теория. Первым высказал эту теорию А. Гумбольдт. Опыты ученых 1860 – 1870 годов по неорганическому синтезу углеводородов послужили основой для развития этой теории. В 1867 году Д.И. Менделеев сформулировал гипотезу минерального происхождения нефти, согласно которой нефть образуется на больших глубинах при высокой температуре при взаимодействии воды с корбидами металлов:

2FeC + 3H2O = Fe2O3 + C2H6

В первой половине 20 века интерес к гипотезе минерального происхождения нефти угас.

Органическая теория. Основы этой теории были положены М.В. Ломоносовым в середине 18 века. Биогенной теории придерживались академики В.И. Вернадский и И.М. Губкин. Нефть образовалась из остатков наземной растительности, которые сносились в водоемы. Один из доводов в пользу этой теории – наличие в составе нефти спор и пыльцы растений, азотсодержащих соединений, ведущих свое происхождение из хлорофила растений и гемоглобина животных.

Космическая теория. В 1892 году М.А. Соколовым была выдвинута гипотеза космического происхождения нефти. Суть ее сводилась к минеральному синтезу углеводородов из простых веществ, но на первоначальной, космической стадии формирования Земли. В основе этой гипотезы были данные о наличии углерода и водорода в хвостах комет и углеводородов в метеорита.

Но «ко времени, когда из Земли будет извлечен последний баррель нефти, еще не будут создана гипотеза ее образования» С. Пауэрс (геолог).

Нефть – одно из достояний Земли, но до сих пор так и нет ни одной правильной версии о ее происхождении.

  1. Состав нефти.

В химическом отношении нефть сложная смесь углеводородов и углеродистых соединений. Она состоит из следующих элементов (СЛАЙД).

C – 83-87%

H – 12-14%

O, N, S – 1-2%

Углеводороды

Алканы                                  Циклоалканы                                  Ароматические

                                                          70%

Неуглеводороды + H2O 1%

Сера                                     Азот                              Кислород                            Водород

29%

  1. Физические свойства (СЛАЙД)

 На столах учащихся пробирки с нефтью.

а) рассмотрите пробирку с нефтью, определите цвет, запах, физическое состояние

б) поместите несколько нефти капель в воду, что наблюдаете?

  1. Добыча нефти.

Добывают нефть посредством скважин, фонтанным способом. Этот способ применяется с 60-ых годов 19 века. В пластах нефть находится под давлением и вытесняется на поверхность, но постепенно давление выравнивается, и тогда его создают искусственно. Бурят 2 скважины – в одну пускают газ под определенным напором, через другую скважину вытесняется нефть.

  1. Основные месторождения (СЛАЙД)

В мире открыто более 27 тысяч нефтяных месторождений. Анализируя распределение мировых ресурсов приходим к выводу, что исключительная роль приходится на юго-западную Азию, а именно 2/3 мировых ресурсов нефти залегают в странах Персидского залива (СА, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран). В России около 2/3 нефти добывается в Тюменской области, около 1/4 нефти в Волго-Уральском районе. На все остальные районы приходится лишь 7/8 общероссийской нефти. На территории Иркутской области расположены Верхнечонское месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение. На сегодня Восточная Сибирь по величине прогнозных ресурсов нефти и газа относится к числу наиболее благоприятных геологических объектов в материковой части России. Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов в пределах Иркутской области составляет по нефти 2050 млн. тонн.

Велико значение строящегося нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтепровод ВСТО способствует освоению территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это строительство стимулирует поиск новых и ввод в эксплуатацию существующих нефтяных месторождений.

  1. Способы переработки нефти
  • Физический способ (первичная переработка нефти)
  • Химический способ (вторичная переработка, перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки нефти)

Физический способ.

Историческая справка (СЛАЙД)

Впервые создали устройство для перегонки нефти братья Дубинины. С 1823 года они стали вывозить фотоген (керосин) многими тысячами пудов из Моздока внутрь России. Завод был прост: котел в печке, из котла идет труба через бочку с водой в пустую бочку. Бочка с водой – холодильник, пустая – приемник для керосина. Из 30 ведер нефти получали 16 ведер керосина.

Современная перерабатывающая установка.

Состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны (СЛАЙД). По трубопроводу в печь подается нефть, где она нагревается до температуры 3200-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри колонна имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх постепенно, охлаждаются и сжижаются. Менее летучие остаются на первых тарелках, более летучие поднимаются вверх. При этом выделяют следующие фракции (классу заполнить таблицу). Учебник стр. _______

Фракции нефти

Состав фракций

Температурный интервал

Применение

Остаток после перегонки – мазут, тоже подвергают вакуумной переработке (при пониженном давлении) и получают солярные масла, смазочные масла, оставшаяся часть – гудрон.

Недостаток перегонки – малый выход бензина (20%).

Химический способ.

Крекинг нефтепродуктов (выход бензина до 70%) (СЛАЙД, видеофильм)

Данный способ изобретен русским инженером В.Г. Шуховым в 1891 году. В России стал осуществляться только после Великой Октябрьской революции. Цель – получение бензинов, непредельных углеводородов. Сырье – соляровые фракции. Процесс крекинга заключается в расщеплении молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием температуры

C16H34                           C8H18 + C8H16

Гексадекан                    октан         октен

C8H18                             C4H10 + C4H8

Октан                              бутан       бутен

C4H10                             C2H6 + C2H4

Бутан                               этан      этен

При термическом крекинге образуется много микромолекул, которые можно использовать для получения спиртов, карбоновых кислот, ВМС. Бензин получается низкого качества.

Каталитический крекинг происходит в присутствии катализатора. Наряду с реакциями расщепления идут реакции изомеризации, образуется разветвленные углеводороды. Непредельных углеводородов нет, поэтому бензин более устойчив, качество высокое. Получают авиационный бензин.

Для улучшения качества бензина проводят:

Пиролиз – разложение нефтепродуктов при температуре 7000. Получают этилен, ацетилен.

Риформинг – процесс ароматизации бензина (получают ароматические углеводороды). СЛАЙД

  1. Характеристика бензина. (СЛАЙД)

Октановое число. Детонационная стойкость бензина.

  1. «Нефть – не топливо. Топить можно и ассигнациями» Д.И. Менделеев.

Изучая природные богатства России, Д.И. Менделеев в первые указал на необходимость использования нефти в качестве химического сырья, не топлива (СЛАЙД).

Анилин

Нафталин

Растворители

Мыло

Толуол

Каучук

Бензол

Волокна

Нефть

Парафин

Этиловый спирт

Лаки

Полиэтилен

Лечебные мази

Полипропилен

Между нефтью – топливом, и нефтью – химическим сырьем идет борьба. Продукты переработки нефти широко используются, но они создают большие экологические проблемы.

  1. Экологические проблемы (СЛАЙД) «Нефтяная чума» (Сообщение)

  1. Заключительный этап. Рефлексия. Составление Синквейна.

Нефть

Маслянистая, темная

Горит, растекается, разлагается

Нефть – топливо и сырье для синтеза

Богатство страны

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

Анализ урока «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты»

Данный урок второй в теме «Природные источники углеводородов». При изучении данного вопроса мною были поставлены следующие цели

1.        Обучающие:

  • Познакомить учащихся с природным источником углеводородов – нефтью, ее составом, свойствами, способами переработки.
  • Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей и переработкой нефти.

2.        Развивающие:

  • Создать условия для становления навыков самостоятельной и коллективной работы.
  • Осуществлять формирование общекультурных навыков владения культурой мышления и способности формировать понятия и суждения.

3.        Воспитательные:

  • Формировать умение видеть перспективы развития и основные подходы к решению проблем современности.
  • Формировать гуманное отношение к биосфере в целом и человечеству в частности.

В ходе урока использованы слайды презентации и видеофильм «Каталитический крекинг», что способствовало наличию наглядности при работе с темой. При рассмотрении вопросов экологии использовались материалы интернета. Учащиеся самостоятельно подготовили презентацию, включили в нее фрагмент школьного фильма.

Структура урока соответствует ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова прозвучало сообщение о получении комового белка на базе нефти и предложено 10 вопросов, которые проанализированы учащимися с помощью знаков. На стадии осмысления ребята получают информацию через сообщения учащихся, презентацию, самостоятельное заполнение таблицы с помощью учебника о фракциях нефти, полученных прямой перегонкой. Составляются кластеры – графическое оформление способов переработки нефти и продуктов органического синтеза на основе нефтехимии. На стадии размышления (рефлексии) проведен анализ изучения материала с помощью приема «Синквейн».

Краткий план урока

  1. Вызов. Вступительное слово учителя; работа с таблицей: знаю + , ? – не знаю, хочу узнать.
  2. Осмысление. Нефть источник углеводородов. Способы переработки.
  1. Исторические сведения
  2. Теория происхождения нефти
  • Минеральная
  • Органическая
  • Космическая
  1. Состав нефти; л/о физические свойства нефти.
  2. Добыча нефти – фонтанный способ.
  3. Основные месторождения нефти.
  4. Способы переработки нефти.
  • Физический
  • Историческая справка;
  • Прямая перегонка
  • Работа учащихся с таблицей и учебником
  • Химический
  • Крекинг термический
  • Каталитический
  1. Бензин. Октановая шкала. Детонация.
  2. Нефть – не топливо. Создание кластера.
  3. Экологические проблемы.
  1. Рефлексия. Составление «Синквейна»
  2. Заключительное слово учителя.
  3. Домашнее задание на карточках.

Литература:

1.   Г.Е.Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия  учебник 10кл. изд Просвещение,2012г.

2.   А.С.Егоров Репетитор по химии Ростов н/Д: Феникс,2011г..

3     А.Ю.Стахеев Вся химия в 50 таблицах МИРОС Москва 2005г

4     И.В.Маркина Современный урок химии Ярославль Академия развития 2008г

5    Э.С. Григорьева Использование технологии критического мышления

        на уроках химии . Интернет ресурсы

6    http://www.chem.km.ru- мир химии ( образовательный сайт)

Продукты прямой перегонки нефти

Фракции нефти

Состав фракций

Температурный интервал

Применение

ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ?

Прочтите текст и сделайте пометки

+ - знаю,  ? - не знаю, не уверен, хочу узнать.

1. Нефть - основной источник углеводородного сырья.

2. Нефть - сложная смесь - алканов, циклоалканов, ароматических углеводородов.

3.Чтобы  разделить нефть на фракции ее подвергают перегонке.

4. При  прямой перегонке нефти -   бензин получается некачественный и небольшое количество.

5. Крекинг- вторичная переработка нефтепродуктов.

6. Крекинг-процесс  разложения углеводородов нефти.

7. Крекинг - бензин более качественный.

8. Что  означают марки бензина - А-92, А-80, А-96 ?

9. Нефть не только сырье  топливной  промышленности, но и сырье для органического синтеза.

10. 1литр  разлитой нефти  загрязняет 40 тысяч литров морской воды.  

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

Домашняя работа:

  • Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
  • Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...