Презентация к уроку по теме "Основания органические и неорганические" 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Бутакова Светлана Николаевна

Урок обобщения знаний учащихся по теме "Основания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс

Тема:  ОСНОВАНИЯ

Тип урока: Обобщение

Цели урока:

Образовательные

  • обобщить знания о классификации оснований.
  • актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах органических и неорганических оснований;
  • используя метод химического эксперимента закрепить знания учащихся о свойствах оснований;

         Развивающие

  • развивать практические умения и навыки учащихся
  • развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

         Воспитательные

  • воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

  • Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение.

  • Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

  • Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

- умение характеризовать процесс растворения веществ с позиций представления оснований с точки зрения ТЭД;

- умение распознавать вещества и писать уравнения химических реакций

 Оборудование: компьютер, проектор, презентация, лабораторная посуда,

 

Реактивы: HCI, NaOH, FeCI3, CuCI2,  индикаторы, лабораторная посуда, вода

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент.

 • Приветствие друг друга

 • Проверка готовности к уроку

 • Настрой на работу

 II. Повторение

 • Что изучали на прошлом уроке?

 • Какого плана мы обычно придерживаемся, изучая вещества?

 1. Общая формула и строение молекулы

 2. классификация

 3. физические свойства

 4. химические свойства

 5. применение

 Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

III. Изучение новой темы.

 1. Представление новой темы, формирование цели урока.

Сегодня на уроке нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика, но прежде чем это случится, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

         * Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? (Раствором золы).

А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловый или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть  и вымыть волосы.  Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок".

         * А как выдумаете, почему я вспомнила об этом растворе?

(Вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов некоторых веществ, о которых мы сегодня будем говорить).

         Что это за вещества и к какому классу они относятся?  (Щелочи, класс - Основания)

Слайд 1 Тема урока  «ОСНОВАНИЯ»

         «Чтобы познать нужно научиться наблюдать»

 Какова цель нашего урока?  (Обобщить и систематизировать знания об основаниях)

 

2. Понятие «ОСНОВАНИЕ»

Какие же вещества называют основаниями?

Слайд 2

Основания —это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла, связанные с одной или несколькими гидроксогруппами (в зависимости от степени окисления металла).

           Основания – это электролиты, которые образуют в качестве отрицательных ионов только гидроксид –анионы.

Задание: Приведите примеры формул оснований.

(Учащиесяся записывает на доске и в тетради формулы)

 Опыт №1. Каждой группе даны З неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеин – 2 группа, метилоранж – 3 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.

Вопрос к классу: Почему аммиак изменяет окраску индикатора? 

      (Щелочная среда – это проявление основных свойств)

Слайд 3

3. Классификация оснований – работа с учебником стр 189 (таблица)

 Признаки классификации оснований такие же, как и у кислот:

 • наличие кислорода(NaOH)

 • кислотность (NaOH, NH3, Ca(OH)2, Fe(OH)3)

 • растворимость (NaOH, NH3, Fe(OH)3)

 • Степень ЭД (NaOH, Fe(OH)3, NH3)

 • Летучесть (NH3, NaOH)

 • Стабильность (NaOH, NH4OH)

 

4. Свойства оснований (работа с таблицей растворимости)

  • Растворимые основания – бесцветный раствор (NaOH, KOH)
  • Нерастворимые основания – цветные осадки (Cu(OH)2, Ni(OH)2, Fe(OH)3)
  • Изменение окраски индикаторов

  Проведя опыт, увидим, что растворимые основания изменяют окраску индикаторов. А как вы думаете, нерастворимые основания обладают таким свойством?

         У вас на столе есть реактивы, с помощью которых вы можете получить нерастворимое основание. У каждой группы реактивы для получения разных нерастворимых оснований. С помощью какой реакции вы будете получать данные основания?

 Опыт №2. Получение Fe(OH)3 ,Cu(OH)2,   и изучения их влияния на индикаторы.

         Учащиеся делают выводы о том, что изменения окраски индикаторов не произошло, так как нерастворимые основания не диссоциируют с образованием гидроксид-ионов.  

 

Опыт№3. Опытным путем докажите, что все основания взаимодействуют с кислотами. Для этого:

 а) к подкрашенному фенолфталеином раствору NaOH добавьте HCl.

 б) полученный вами осадок нерастворимого основания разделите на 2 части,  затем к одной добавьте HCl.  Сделайте выводы.

         Органические основания также взаимодействуют с кислотами.

 (Демонстрация видеоролика «Растворение анилина в воде», «Взаимодействие анилина с соляной кислотой»; опыт «Дым без огня»)

Опыт №4. «Взаимодействие с солями»

         Растворимые основания взаимодействуют с солями. Вы уже проводили данный опыт во время урока. Вспомните, где вы использовали данное свойство? (При получении нерастворимого основания)

Сделайте выводы по итогам наблюдения.

 Слайд 4

5. Практическое значение оснований

         1) Гидроксид натрия. 

Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике, в производстве бумаги.

         2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

 3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

  IV. Закрепление знаний учащихся.

Тест по теме «Кислоты и основания»

Вариант 1

1) Функциональная группа оснований:

        А) – ОН            Б) – 0             В) – СООН           Г) – СО

2) Основания не взаимодействуют …

        А) кислоты              Б) спирты             В) соли          Г) кислотные оксиды

3) Основание, которое используется при производстве бумаги:

        А) гидроксид калия           Б) гидроксид кальция       В) гидроксид натрия

4) Щелочная среда оснований при взаимодействии с индикатором  «фенолфталеин» окрашивается в …

        А) красный          Б)  жёлтый            В) малиновый          Г) фиолетовый

5) «Едкая щелочная соль», «каустик» –

        А) гидроксид бария           Б) аммиак       В) гидроксид натрия       Г) анилин

Тест по теме «Кислоты и основания»

Вариант 2

1) Основание, которое входит в состав «Бордосской смеси»:

        А) гидроксид калия                  Б) гидроксид кальция            

В) щелочь                                   Г) гидроксид натрия

2) Основания не взаимодействуют …

        А) кислоты              Б) соли             В) спирты          Г) кислотные оксиды

3) Летучее основание:

        А) гидроксид калия           Б) гидроксид кальция       В) гидроксид натрия

4) Щелочная среда оснований при взаимодействии с индикатором  «фенолфталеин» окрашивается в …

        А) малиновый          Б)  жёлтый            В) не окрашивается        Г) фиолетовый

5) Сложные вещества, содержащие группу – ОН, называют…

        А) основания              Б) соли            В) кислоты           Г) оксиды

Слайд 5

 Ответы:      В 1                          В 2

                1 – А                        1 – Б

                2 – Б                         2 – В

                3 – А                         3 – В

                4 – В                         4 – А         

                5 – В                         5 – А

Слайд 6

V. Домашнее задание: § 23 стр 188 – 192

                                          Карточки с дифференцированными заданиями.

Карточка № 1

 Задание № 1 . Дайте классификационную характеристику Ba(OH)2.

 Задание № 2.

Осуществите химическое превращение веществ, запишите уравнения реакций.      

Na  →  Na2O2  →  Na2O  →  NaOH → Na2SO4

 

Карточка № 2

 Задание № 1. Дайте классификационную характеристику Си(OH)2.

Задание № 2.

Запишите уравнения реакций, подтверждающие его основные свойства.

 1.  Си(OH)2 

 2.  Си(OH)2 + …   = СиSO4   +     …

 3.  Си(OH)2 + SO3=    …  +   H2O

 4.  Си(OH)2 + …  =   СиSO4 + 2NaOH

 

Карточка № 3

Задание № 1. Дайте классификационную характеристику Fe(OH)2.

Задание № 2. Как можно определить наличие кислоты в продуктах питания?

Задание № 3. Что общего и в чем отличие органических оснований

                         от неорганических?

VI. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Неорганические и органические основания.

Слайд 3

Основания - это… Основания —это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла, связанные с одной или несколькими гидроксогруппами (в зависимости от степени окисления металла) Основания – это электролиты, которые образуют в качестве отрицательных ионов только гидроксид –анионы индикатор Кислая среда Щелочная среда Нейтральная среда лакмус красный синий фиолетовый фенолфталеин бесцветный малиновый бесцветный Метиловый оранжевый Красно-розовый жёлтый оранжевый

Слайд 4

Классификация оснований 1. Растворимые в воде основания (щёлочи) 2. Малорастворимые в воде гидроксиды 3. Нерастворимые в воде основания Деление на растворимые и нерастворимые основания практически полностью совпадает с делением на сильные и слабые основания, или гидроксиды типичных и не типичных металлов.

Слайд 5

Практическое значение оснований

Слайд 6

ОТВЕТЫ Вариант 1 Вариант 2 1 – А 1 – Б 2 – Б 2 – В 3 – А 3 – В 4 – В 4 – А 5 – В 5 – А

Слайд 7

Домашнее задание § 23 стр 188 – 192 задание на карточке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки модульных уроков по теме органические соединения 9 класс - 9 класс. Учебник О.С. Габриеляна.

Симбиоз ИКТ и модульной технологии на уроках химииНовые ФГОСы на ступени основного общего образования планируют следующие результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универс...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Презентация к уроку: Классификация кислородсодержащих органических веществ

В материале рассмотрена класиификация кислородсодержащих органических веществ. Разобрны вопросы гомологии, изомерии и номенклатуры веществ. Презнтация насыщена заданиями по данным вопросам. Закреплени...

Презентация к уроку: Классификация кислородсодержащих органических веществ

В материале рассмотрена класиификация кислородсодержащих органических веществ. Разобрны вопросы гомологии, изомерии и номенклатуры веществ. Презнтация насыщена заданиями по данным вопросам. Закреплени...

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...