Главные вкладки

    урок химии Практическая работа по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс
    план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

    Данный урок является составляющим курса «Органическая химия» и четвёртым в теме «Карбоновые кислоты» на данном уроке решались задачи

                       Образовательные задачи:

              -формирование знаний о типах химических реакций, характерных для         карбоновых кислот;

              -закрепление знаний о химических свойствах кислот на примере уксусной кислоты.

             Развивающие задачи:

    -развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления.

    -расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой. Развитие интереса к предмету, используя различные методы и средства обучения

    Воспитательные задачи:

    - воспитание информационной культуры учащихся, бережного отношения к лабораторному оборудованию воспитание интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, совершенствование навыков работы в группе, умения осуществлять самоконтроль.

    Учитывая требования к современному уроку химии, основная часть урока проводится с использованием ЭОР (презентация, видео-опыты), что является целесообразным.  ЭОР позволяют решать данные проблемы:

    1. Часть опытов запрещены к выполнению самими учениками ( с конц. Кислотами), но по программе их выполнение необходимо.
    2. Отсутствие реактивов -проблема, таким образом можно выйти из положения!   

    Урок – виртуальная практическая работа предполагает деятельность учащегося по изучению реальных объектов, проведению виртуального эксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке их справедливости.

     

      Опираясь на специфику содержания материала урока, при обобщении и систематизации  используются современные образовательные технологии:

     ИКТ; здороьесберегающая;

     основные методы обучения:

    проблемного обучения; активизации творческого мышления;

    метод взаимообучения ( работа в малых группах.),практический метод

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №42
    Практическая работа № 3 «Получение и свойства карбоновых кислот»

    (Тема урока)

    ФИО

    Авдеева Татьяна Дмитриевна

    Место работы

    МКОУ СОШ № 16 г. Бирюсинска.

    Должность

    Учитель химии и биологии

    Предмет

    химия

    Класс

    10

    Тема и номер урока в теме

     Практическая работа № 3 «Получение и свойства карбоновых кислот» Урок № 4 в теме № 8  « Карбоновые кислоты»

    Базовый учебник

    Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман учебник для 10 класса.

              8. Цель урока: Получить уксусную кислоту и изучить ее свойства.

    9. Задачи:

    Обучающие:

    • формирование знаний о типах химических реакций, характерных для карбоновых кислот;
    • познакомить с химическими свойствами кислот на примере уксусной кислоты.

    Развивающие:

    •  развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления.

    Воспитательные:

    • воспитание информационной культуры учащихся, бережного отношения к лабораторному оборудованию.

    Предметные результаты:

    Знать:

    • типы химических реакций на примере карбоновых кислот,
    •  реакция этерификация

    Уметь:

    • выполнять лабораторные опыты по инструкции
    • составлять химические уравнения реакций.
    • делать выводы к опытам
    1. Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Урок — практическое занятие.
    2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
    3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
    4.  Реактивы и оборудование: уксусная кислота, карбонат натрия, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, пробирка.
    5. Дидактические средства: ЭОР.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    Организация начала урока

    Приветствует учащихся. Настраивает учащихся на учебную деятельность. Визуально проверяет готовность класса к уроку. Формулирует тему и цель урока.

    Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают число и тему урока в рабочей тетради

    1

    2

    Актуализация

    Ресурс 1

    Презентация об уксусной кислоте (Даша)

    О каком веществе идёт речь?

    Актуализация проводится в виде сообщения ученицы с применением слайд – презентации факты об уксусной кислоте.

    3

    3

    Выполнение практической работы

    Ресурс2

    «Инструктивная карта практической работы»

    Слайд – презентация с видео - опытами

    Учитель предлагает учащимся, используя ресурс «Инструктивная карта» выполнить практическую работу № 3.

     Ставим цель работы.

    Обращается к учащимся и просит вспомнить технику безопасности работы с кислотами.

    Предлагаю план работы.

    Опыт 1. Получение уксусной кислоты

    Посмотрите видео-опыт «Получение уксусной кислоты»

    Опустите в пробирку с образовавшейся жидкостью универсальную индикаторную бумагу. Как изменился цвет индикатора? Почему? Запишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.

    Опишите запах, образовавшейся жидкости? Соблюдайте осторожность (ТБ) при определении запаха! Составьте уравнение данной химической реакции.

    Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

     Посмотрите видео-опыт «Взаимодействие уксусной кислоты с металлами»

     Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, назовите продукты, укажите тип реакции.

    Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

     Посмотрите видео-опыт «Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями»

    В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?

    Затем добавьте к содержимому пробирки уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите УХР, назовите продукты.

    Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.

     Посмотрите видео-опыт «Взаимодействие уксусной кислоты с солями»

     В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?

    Запишите УХР, назовите продукты.

    Делаем Вывод о проделанной работе. Вопросы помощники:

    1. Как можно получить уксусную кислоту?
    2. К каким электролитам относится уксусная кислота?
    3. Какие вещества образуются в результате реакции уксусной кислоты с металлами?
    4. Как называется реакция в опыте № 3?
    5.  Объясните появление пузырьков в опыте № 4?

    Учащиеся изучают материалы предложенных ресурсов. Записывают схему отчёта в тетрадь.

    Учащиеся вспоминают технику безопасности работы с кислотами и щелочами, расписываются в журнале по ТБ.

    Выполняют опыт № 1

    Заполняют отчёт по инструкции. Делают выводы.

    Смотрят ролик и выполняют отчёт по инструкции. Делают выводы.

    Практическим путём выполняют опыт, заполняют отчёт и делают выводы

    Практическим путём выполняют опыт, заполняют отчёт и делают выводы

    Делают общий вывод о проделанной работе!

    3

    5

    5

    5

    5

    3

    4

    рефлексия

    Слайд

    - Я узнал(а) много нового.

    • Мне это пригодится в жизни.
    • На уроке было над чем подумать.
    • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
    • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

    Учащиеся отвечают на утверждения (да или нет)

    2

    5

    Домашнее задание

    Закончить оформление отчёта в тетради.

    1


    Приложение к плану-конспекту урока

    «Получение и свойства карбоновых кислот»

     (Тема урока)

    ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.

    № ресурса в уроке

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Ресурс №1 Опыт 1. Получение уксусной кислоты

    Информационный ресурс. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся.

    Видео-опыт

    Уроки Кирилла и Мефодия  www.KM.ru тема Альдегиды и карбоновые кислоты

    2

    Ресурс №2

    Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

    Информационный ресурс. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся.

    Видео-опыт

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90cf71f8-622a-eab1-c67c-c2dd48a60a3c/0018.wmv

    3

    1. ресурс №3

    Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

    Информационный ресурс. Интерактивное средство для самостоятельной и практической работы учащихся.

    Видео-опыт

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09036a07-20de-2930-8caa-4f9cd346e7cd/0016.wmv

    4

    1. ресурс №4

    Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.

    Информационный ресурс. Интерактивное средство для самостоятельной и практической работы учащихся.

    Видео-опыт

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84b950f6-e8ed-88a9-5eb5-86f4134256a3/0017.wmv

    5

    1. ресурс № 5
    2. рефлексия

    Информационный ресурс. Интерактивное средство для самостоятельной и практической работы учащихся.

    слайд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"

    Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....

    Развитие географических знаний о Земле Урок 3 . Практическая работа « Нанесение маршрутов путешествий Магеллана и Колумба, названий материков и океанов.

    Форма урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в средние века.Задачи: 1. продолжить знакомить учащихся с историей изучения...

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

    Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

    Разработка урока химии Практическая работа №1 "Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 8 класс УМК Н.Е. Кузнецова

    В разработке урока представлена технологическая карта урока Практическая работа №1 "Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 8 класс УМК Н.Е. Кузнецова, презентация, кросворд и и...