Урок химии "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Ильина Людмила Ивановна

Урок химии "Кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.rar299.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе.

Тема: Кислоты

Тип урока:  изучения и первичное закрепление нового материала.

Цели: 

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление о кислотах;
  • Познакомить учащихся с составом и номенклатурой кислот, характеристикой отдельных представителей;
  • Сформировать умения работы с химическим оборудованием

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;
  • Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности;
  • Развивать устную речь через овладение химическими понятиями и терминами.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность за результаты своей деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран. слайдовая презентация в программе Power Point;

HCl-соляная кислота, H2SO4  -серная кислота  (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, лучинка, термометр, аскорбиновая кислота (на столах учащихся); карточка №1, карточка №2, карточка №3, инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами», таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», «Ромашка»;

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок и эпиграфом урока будут слова: (Слайд № 1)

« Химия - чудо, Химия - класс!

Мы любим химию, Химия любит нас!»

Но прежде всего необходимо проверить, все ли готовы к уроку, и проверить ваш багаж знаний.

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Что называется оксидами?

2. Что называется основаниями?

На доске химические вещества: Na2O,  Ca(OH)2,  P2O5,  HCl,  BaO, H2SO4, KOH, H3PO4. Выделить оксиды, основания, назвать. Все, что осталось - это вещества, которые принадлежат к  еще к одному  классу неорганических соединений и называются кислотами. Это тема нашего урока.

III. Новая тема

 ( кислоты (Слайд№2))

Учитель перечисляет цели урока (Слайд№3)

-Сообщение о кислотах.(Слайд№ 4-7)

 «Первая кислота, с которой познакомился человек, была уксусная, она получилась из вина».

Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.

– В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус! Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня сделаем исключение: перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее можно попробовать. (Таблетка аскорбиновой кислоты лежит на салфетке перед каждым учащимся). Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь: «Все кислоты кислые на вкус».

-Я предлагаю вам достать карточки с формулами кислот. Прочитать.

Карточка №1

-Что общего во всех этих кислотах? (ответ: на первом месте у всех кислот атом водорода)

-А все, что после водорода это кислотный остаток. Подчеркните  и назовите кислотный остаток.

-Дайте определение: « Что такое кислота?»

Учащиеся записывают определение: (Слайд №8) «Кислота – сложное вещество, молекула которой состоит из атомов водорода и кислотного остатка».

-Чем различаются кислоты. По каким признакам можно разделить? (Слайд №9)

(дети выкладывают карточки №2 : одноосновные, двухосновные, трехосновные, кислородсодержащие, бескислородные). Заполняют. Д\З выучить

Проверить (слайд № 11, 12)

Карточка № 2

                                             

Кислородосодержащие    

  • По формуле кислоты можно определить и заряд кислотного остатка. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. (Слайд № 13)
  • Cl -
  • NO3- 
  • SO4 2-
  • PO4 3-

 (Учащиеся определяют заряд кислотного остатка (карточка №1) 

Демонстрация обугливания лучины серной кислотой.

Демонстрация смешивания серной кислоты с  водой.

-Сформулируйте правила ТБ при работе с кислотами.

Предлагается инструкция, читают.

Инструкция «Правила техники безопасности при работе

с кислотами».

(Инструкция раздается на каждый стол).

При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

  1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
  2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
  3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать серную кислоту, добавляя ее в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.

Запомни! Сначала – вода,

Потом – кислота

Иначе случится беда!

  1. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Учащиеся записывают в тетради: «Сначала вода, потом кислота – иначе случится беда». (Слайд №14)

Практическая работа

-Повторив правила ТБ, можно приступить к практической работе.

-Однажды английский химик Роберт Бойль(Слайд №15)  , изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у П. Глаувера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. (Слайд №16).  Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». (Слайд № 17,18,19). Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

Химический эксперимент. (Слайд № 20)

Учащиеся выполняют задание по карточке №3.

Карточка №3

Инструкция по проведению практической работы

Опыт №1.

В три пробирки налейте:

 серную кислоту- H2SO4 (I вариант)

соляную кислоту- HCl  (II вариант)

В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Название индикатора

лакмус

метиловый оранжевый

фенолфталеин

Серная  кислота- H2SO4

Вывод:

Опыт №2

В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4.  В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый.  Что наблюдаете?  Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Индикатор

Вода

HCl

H2SO4

Метиловый оранжевый

Вывод:

 Выполняют. Делают выводы. Заполняют карточку. Проверить (слайд №21, №22).

-Отличаются ли свойства серной, соляной кислот от кислот, которые содержатся в продуктах. Демонстрация (лимон +индикаторы),

уксусная кислота+ индикатор метиловый оранжевый (у доски демонстрирует ученик)

IV. Закрепление.

Дать характеристику серной кислоты по плану:

  1. Формула
  2. Наличие кислорода
  3. Основность
  4. Заряд иона

IV. Подведение итога

Что узнали нового?

V. Рефлексия. 

Если это относится  к вам – поднимите руку (слайд №23 )

Химия - чудо, Химия - класс! Мы любим химию, Химия любит нас.

VI. Итог урока.

 Комплименты-«Ромашка» ( Прикреплена «Ромашка» на доске. Учащиеся по желанию подходят, выбирают «лепесток» и читают.

        

  • Ты так же активно принимаешь новые знания, как атомы неметаллов принимают электроны
  • Ты был(а) также активен(а), как натрий в воде
  • Ты активно делился полученными знаниями, как атомы металлов -электронами
  • Твои ответы были так же нужны, как кислород в процессе горения
  • Твои ответы были разными, как сложные вещества, и разноцветными, как неметаллы
  • Ты был(а) похож(а) на яркую химическую реакцию

Учитель: «Вы все похожи на изотопы- с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей. Спасибо за урок!» (слайд № 24).

Карточка №3

Инструкция по проведению практической работы

Опыт №1.

В три пробирки налейте:

 серную кислоту- H2SO4

В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Название индикатора

лакмус

метиловый оранжевый

фенолфталеин

Серная  кислота- H2SO4

Вывод:

Опыт №2

В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4.  В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый.  Что наблюдаете?  Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Индикатор

Вода

HCl

H2SO4

Метиловый оранжевый

Карточка №3

Инструкция по проведению практической работы

Опыт №1.

В три пробирки налейте соляную кислоту- HCl.  

В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Название индикатора

лакмус

метиловый оранжевый

фенолфталеин

Серная  кислота- H2SO4

Вывод:

Опыт №2

В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4.  В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый.  Что наблюдаете?  Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Индикатор

Вода

HCl

H2SO4

Метиловый оранжевый

Вывод:

Карточка №3

Инструкция по проведению практической работы

Опыт №1.

В три пробирки налейте серную кислоту- H2SO4

В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Название индикатора

лакмус

метиловый оранжевый

фенолфталеин

Серная  кислота- H2SO4

Вывод:

Опыт №2

В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4.  В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый.  Что наблюдаете?  Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Индикатор

Вода

HCl

H2SO4

Метиловый оранжевый

Вывод:

Карточка №3

Инструкция по проведению практической работы

Опыт №1.

В три пробирки налейте соляную кислоту- HCl.  

В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Название индикатора

лакмус

метиловый оранжевый

фенолфталеин

Серная  кислота- H2SO4

Вывод:

Опыт №2

В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4.  В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый.  Что наблюдаете?  Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Индикатор

Вода

HCl

H2SO4

Метиловый оранжевый

Вывод:

Самостоятельная работа

Дать характеристику серной кислоты по плану:

  1. Формула-

  1. Наличие кислорода-

  1. Основность-

  1. Заряд иона-

Самостоятельная работа

Дать характеристику азотной кислоты по плану:

  1. Формула-

  1. Наличие кислорода-

  1. Основность-

  1. Заряд иона-

Самостоятельная работа

Дать характеристику соляной кислоты по плану:

  1. Формула-

  1. Наличие кислорода-

  1. Основность-

  1. Заряд иона-

Самостоятельная работа

Дать характеристику фосфорной кислоты по плану:

  1. Формула-

  1. Наличие кислорода-

  1. Основность-

  1. Заряд иона-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...