Статья "Групповая форма работы как один из приёмов интерактивной технологии обучения"
статья по химии на тему

Буш Анна Илларионовна

Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и учеником. Одним из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа. Ее большое учебно-воспитательное значение доказано практикой. Групповая работа - одна из форм самостоятельной работы учащихся на уроках химии.  

 Опираясь на собственный опыт и ничуть не умаляя заслуг выдающихся педагогов, позволю заметить себе, что именно такой способ познания и изучения является наиболее результативным для ученика, а эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Буш А.И.                                                              г. Волгоград

Групповая форма работы как один из приёмов                                              интерактивной технологии обучения.

 «Главная цель воспитателя должна заключаться в                                                    развитии самодеятельности, благодаря которой,                                                                      человек  может   впоследствии стать распорядителем                                                                  своей судьбы,    продолжателем  образования                                                                       своей жизни…».
                                                                                                             А. Дистервег

Новые требования, предлагаемые учителю в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  и практика последних лет развития общества в условиях всеобщей информатизации нацеливают работу учителя на использование системно-деятельностного подхода, предполагающего конструктивное взаимодействие ученика и учителя Исходя из этого, учитель в процессе обучения становится помощником и наставником для учеников[1]. При этом полностью меняется способ добывания знаний и информации учениками, предполагающий активное участие в этом процессе прежде всего обучаемого. Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и учеником. Одним из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа. Ее большое учебно-воспитательное значение доказано практикой. Групповая работа - одна из форм самостоятельной работы учащихся на уроках химии.                                                                                                                                                            [3].Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (4-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.                                                                                                                                                          Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в виде групповой работы является одним из способов продуктивной кооперации, позволяющей детям объединёнными усилиями достичь определенных результатов, получить искомый ответ на поставленные вопросы и задачи.   Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к. современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.                                                                                                                Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы мною замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Основные приёмы организации групповой работы.                                    

1.Формирование групп.

2.Организация внутригруппового взаимодействия.

3. Организация работы группы над заданием.

4. Руководство учителя групповой работой.

Комплектование групп.

В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх[4]

Принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 5 человек,                                     каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.                        

Требования, предъявляемые к учебному материалу:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;                                                      
  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения,  несовпадение позиций.                  

Функции учителя.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Преимущества групповой работы[5]:

  • возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;                                                                                                          
  • на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • снижается школьная тревожность;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает сплочённость класса;
  • меняется характер  взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растёт самокритичность;
  • ребёнок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;                                                                                                                          
  • помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными.

Групповой метод  я использую  в своей работе уже несколько лет в разных классах, на разных этапах урока.

1. При обобщении и систематизации знаний (10 класс, повторительно-обобщающий урок по теме: «Углеводороды, «Кислоты неорганические и органические» ,11 класс). Класс разбивается на группы, каждая группа получает инструктивную карточку с заданиями. В группе выбирается консультант, это ученик, имеющий более глубокие знания по предмету, либо просто хороший организатор. На этих уроках я сочетала как работу со справочной литературой, так и практическую работу  по  изучению химических свойств  органических веществ.

2.При выполнении практических работ(11 класс, практическая работа                             « Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и  неорганических  соединений»). В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных опытов.

3.При закреплении изученного материала (8 класс, урок по теме «Химические уравнения»).  При этом ребята работают как парами, так и группами, помогая более слабым ученикам всё-таки закрепить ранее изученный материал.

4. При изложении нового материала (9 класс, урок по теме « Соли аммония, свойства и применение»).  Ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания.  Группам можно давать задания разного уровня сложности, в зависимости  от уровня подготовки класса.

Опираясь на собственный опыт и ничуть не умаляя заслуг выдающихся педагогов, позволю заметить себе, что именно такой способ познания и изучения является наиболее результативным для ученика, а эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

                                                                                     

 Литература.

1. Н.Е. Дерябина “Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии” // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.                                      2. Зуева, М.Л., Ястребов, А.В. Использование сценариев групповой работы для формирования ключевых компетенций [Текст] // Математика, физика, экономика и физико-математическое образование: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – С. 160-166.                                                                                                     3. Фальковская А.Ю. Организация самостоятельных работ учащихся при изучении химии.- М.: Просвещение, 1990 г.                                                                         4. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119                                                                                                        5. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа как один из методических приемов обучения учащихся

Исследовательская работа имеет очень важное  значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребёнок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими....

Методы и формы работы с учеником 4 класса индивидуального обучения

Методы и формы работы с учеником индивидуального обучения с ОВЗ:- цель работы по индивидуальной программе;- задачи программы;- использование технологий;- развитие мотивации к обучению;- создание услов...

Активные формы работы на уроках, как один из приёмов здоровьесберегающих технологий

Доклад учителя профессионально - трудового обучения Гришениной Н.С.для методического объединенияучителей коррекционных классов МКОУ Кудринской ООШ ...

Самостоятельная работа – как один из эффективных способов обучения физике.

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы...

Педагогический совет школы «Инновационные формы работы учителя – один из ресурсов качества образовательного процесса».

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  определено место и роль учителя в школьном образовательном процессе. Новой школе необходим новый учитель....