Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Шахова Екатерина Андреевна
Конспект  урока по химии в 8 классе на тему:
«Реакции обмена»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_2.docx11.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по химии в 8 классе на тему:

«Реакции обмена»

Цель урока: Познакомить учащихся с использованием учебного материала                           с реакциями обмена.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить знания о реакциях разложения, соединения и замещения; 
  • сформировать знания о реакциях обмена.

Развивающие: 

  • развить интеллектуальные умения описывать реакции обмена, давать определения понятиям (реакции обмена, реакция нейтрализации), формулировать условия протекания реакций обмена,
  • выявлять различия между разными типами химических реакций, формировать выводы;
  • формировать умение составлять уравнения химических реакций,
  • развить умения применять знания на практике,
  • развить логическое мышление, память, усилить мотивацию;
  • развить творческое мышление у учащихся путем вовлечения их в процесс решения проблемных задач  по данной теме.
  • продолжить развитие аккуратности, точности, чистоплотности.

Воспитательные:

  • сформировать научное мировоззрение;
  • воспитывать         культуру общения         через работу в паре ученик  - ученик,  учитель  -  ученик;
  • воспитывать         такие  качества         личности, как наблюдательность,         пытливость,         инициатива, стремление к самостоятельному         поиску.

Тип  урока: сообщение новых знаний

Методы: демонстрация опытов, рассказ, беседа.

Средства: карточки для опроса, таблица растворимости, набор реактивов  для демонстрации опытов (растворы NaOH, CuSO4, H2SO4, Na2CO3,  HNO3, NaCl, KOH, фенолфталеин).

Ход урока

Этапы урока и его содержание

Методы, приемы, средства обучения, время

Этап урока

2 – 3 мин.

Организационный момент

  • Приветствие учеников.
  • Отмечание отсутствующих на уроке.
  • Оглашение темы урока, его задач.

 10 мин.

Фронтальная беседа, устный опрос

5 мин.

Самостоятельная работа с карточками

5 мин.

Взаимная проверка работ

2 мин.

Актуализация опорных знаний

Какие типы химических реакций вы знаете? (Нам известны химические реакции трех типов: разложения, соединения, замещения.)

Дайте определение реакции разложения?           Приведите пример такой химической реакции.

 (Реакцией разложения называется реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько новых веществ. Например, при разложении карбоната кальция образуется 2 новых сложных вещества: оксид кальция и углекислый газ:

CaCO3  CaO + CО2.)

Какая реакция называется реакцией соединения, и приведите пример реакции соединения.

 (Реакцией соединения называется реакция, при которой два или более простых или сложных веществ соединяются в одно сложное. Например, при соединении двух простых веществ кислорода и водорода образуется сложное вещество вода:

2H2 + O2  2H2O.)

Какая реакция называется реакцией замещения?  Приведите пример такой реакции.

 (Реакцией замещения называется реакция, при которой простое вещество замещает один вид атомов в сложном веществе. Например, если опустить железный гвоздь в раствор сульфата меди(II), то железо вытеснит медь из раствора соли:

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.)

Теперь попробуйте применить свои теоретические

 знания на практике. Определите типы химических реакций, схемы которых приведены в карточках для самостоятельной работы. Кроме того, нужно расставить коэффициенты в уравнениях реакций.

Выполнение заданий

Карточка №1 (1 вариант)

Задание: Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.

  • NaNO3  NaNO2 + O2,
  • Fe + О2  Fe3О4,
  •  AgNO3 + Cu  Cu(NO3)2 + Ag .

Карточка №2 (2 вариант)

Задание: Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.

  •  KClO3  KCl + O2,
  • СО + О2  СО2,
  • Al + HCl  AlCl3 + H2.

Правильные ответы:

1 вариант

  • 2NaNO3   2NaNO2 + O2 реакция разложения,
  • 3Fe  + 2О2   Fe3О4 реакция соединения,
  • Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2реакция замещения.

           2 вариант

  • 2KClO3  2KCl + 3O2 реакция разложения,
  • 2СО + О2  2СО2 реакция соединения,
  • 2AgNO3 + Cu  Cu(NO3)2 + 2Ag реакция замещения.

После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ и выставление отметок.

25 мин.

Запись определения в тетрадь под диктовку учителя

 Демонстрация опытов,

Запись уравнений реакций учителем на доске, учащимися в тетради

Запись определения в тетрадь под диктовку учителя

Фронтальная  беседа

Запись правила  в тетрадь под диктовку учителя

Организация изучения школьниками нового материала.

Вам известны три типа химических реакций: реакции разложения, соединения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.

По названию типа реакции предположите, в чем сущность реакции обмена. (Сущность такой реакции в том, что вещества обмениваются своими составными частями.)

Какие вещества – простые или сложные – могут обмениваться своими составными частями?(Оба вещества должны быть сложными.)

Реакция обмена – это реакция, в результате которой  два сложных вещества обмениваются своими составными частями, при этом образуются два сложных вещества.

Мы рассмотрели сущность реакции обмена с точки зрения теории. Для практической проверки, действительно ли происходят реакции обмена между сложными веществами, проведем опыт: Нальем в пробирку раствор гидроксида натрия, добавим несколько капель раствора сульфата меди. Образовался голубой осадок гидроксида меди.        Произошла химическая реакция:

NaOH + СuSO4 = Сu(OH)2 + Na2SO4.

Это реакция обмена, т.к. соль и щелочь обменялись своими составными частями.

 Теперь нальем в пробирку раствор гидроксида калия, добавим каплю раствора фенолфталеина, затем прильем раствор серной кислоты.

Индикатор в растворе щелочи стал малиновым, а при добавлении кислоты обесцветился.        Произошла химическая реакция:

2KOH + H2SO4  K2SO4 + 2H2O.

Это реакция обмена, т.к. щелочь и кислота обменялись своими составными частями.

Зачем при проведении опыта мы использовали фенолфталеин? (Фенолфталеин используется для того, чтобы можно было увидеть, как изменяется среда раствора со щелочной на нейтральную. Поскольку исходные вещества и продукты реакции бесцветны, изменение цвета индикатора и будет признаком химической реакции.)

Реакцию обмена между щелочью и кислотой называют реакцией нейтрализации? В реакции нейтрализации кислота нейтрализует щелочь, и в результате получаются соль и вода.

Реакция нейтрализации – реакция обмена между кислотой и щелочью, в результате которой образуются соль и вода.

Приступим к последнему опыту: нальем в пробирку раствор карбоната натрия и  добавим несколько капель раствора азотной кислоты. В результате реакции выделяется газ.

Как вы думаете какой?

Учащиеся выдвигают свои предположения.

Теперь составим уравнение реакции:

Na2CO3 + 2HNO3  2NaNO3 +H2CO3

В результате реакции обмена между кислотой и солью образовались новые кислота и соль. Однако при проведении опыта вы наблюдали выделение газа, а при написании уравнения реакции этого не обнаруживается. Оказывается, что образующаяся в результате реакции угольная кислота - это нестойкое соединение, которое распадается на воду и углекислый газ. Как раз этот газ выделялся при проведении  опыта. Поэтому уравнение реакции следует записать следующим образом:

Na2CO3 + 2HNO3  2NaNO3 +H2О + CO2

Обсуждение результатов опытов

По каким признакам можно определить, что реакции прошли? (В первом случае образовался осадок голубого цвета, во втором случае произошло изменение цвета индикатора, а в третьем случае выделился газ.)

 

Поэтому  существует правило Бертолле:

Реакции обмена, протекают до конца, если в результате их образуется:

- осадок,

- газ или

- вода.

Для того чтобы проверить действие правила, осуществим следующий опыт: в пробирку нальем несколько капель раствора хлорида натрия и добавим столько же раствора гидроксида калия. Напишем уравнение реакции:

NaCl + KOH  NaOH + KCl

Признаков химической реакции не наблюдается: осадок, вода или газ не образуются. Поэтому:

NaCl + KOH  NaOH + KCl

5 – 7 мин.

Опрос

Закрепление изученного материала

Опрос:

  • С каким типом реакций вы познакомились на уроке?
  • Дайте определение реакции обмена.
  • Дайте определение реакции нейтрализации.
  • Сформулируйте правило Бертолле.

2 - 3 мин.

Подведение итогов урока

  • Оценивание учащихся.
  • Выставление оценок в школьный журнал.

2 мин,

 Запись учителем на доске, школьниками в тетради

Домашнее задание

  • Изучить § 32 учебника.
  • Выполнить задание №4 стр.168

Решение домашнего задания (№4 стр.168)

  • BaCl2 + 2AgNO3   2AgCl + Ba(NO3)2
  • Cu(NO3)2 + 2NaCl   CuCl2 + 2NaNO3
  • Pb(NO3)2 + K2S  PbS + 2KNO3
  • MgCl2 + K2SO4  MgSO4 + 2KCl
  • 2HNO3 + ZnSO4  Zn(NO3)2 + H2SO4
  • 3Ca(NO3)2 + 2H3PO4  Ca3( PO4)2 +6 HNO3
  • Ba(NO3)2 + Na2SO4  2NaNO3 + BaSO4