Выступление по теме: «Эффективность самообразовательной работы – залог роста методического мастерства учителя»
статья по химии на тему

 

Моя тема самообразования «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии и химии».

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Задачи системно- деятельностного подхода.

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности

2) Принцип непрерывности

3) Принцип целостности

4) Принцип минимакса

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Системно-деятельностный подход максимально ориентирован на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с учебной литературой.

      Стараюсь подвести обучающихся к самостоятельному  определению темы урока. В этом плане у учителя множество вариантов для творчества: удачно подобранная цитата, отрывок  рассказа, стихотворение, интересные факты, видеофрагмент, «дерево предсказаний».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

Выступление по теме: «Эффективность самообразовательной работы – залог роста методического мастерства учителя»

                                                                                               Подготовила :

учитель биологии и химии

                                                                            Огурцова И.Г.

2014 год

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает

учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина.

Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

учитель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, само развиваться.

А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает

учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

учитель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

Моя тема самообразования «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии и химии».

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Задачи системно- деятельностного подхода.

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности

2) Принцип непрерывности

3) Принцип целостности

4) Принцип минимакса

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Системно-деятельностный подход максимально ориентирован на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с учебной литературой.

      Стараюсь подвести обучающихся к самостоятельному  определению темы урока. В этом плане у учителя множество вариантов для творчества: удачно подобранная цитата, отрывок  рассказа, стихотворение, интересные факты, видеофрагмент, «дерево предсказаний», например:

 Стадия вызова

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

2. Это стихи  литовского поэта    Э.Межелайтиса.   Как вы думаете, почему они прозвучали на нашем уроке?(................)

Как же мы можем определить тему занятия?        Строение сердца.

3. Какой может быть цель нашего урока?  Изучить строение сердца.

4. Чтобы изучить строение сердца, нам нужно

знать (что?)  расположение сердца в организме и особенности его строения ;

понимать  роль сердца в системе кровообращения и в целостном организме;

уметь:

- объяснять  взаимосвязь строения и функции  структурных элементов сердца;

- называть части строения сердца по «немым» схемам;

-анализировать информацию по теме, делать выводы;

оценивать роль  факторов среды в развитии сердца.

Это те задачи, которые предстоит нам решить на уроке.

Дидактический аппарат учебников по биологии позволяет учащимся использовать  разнообразные способы деятельности на уроке по преобразованию информации, в т.ч. на  электронных носителях: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения. Серьёзные изменения в проектировании образовательного процесса  с учётом требований нового Стандарта должны произойти в использовании технологий обучения. Ведущими становятся: работа в малых группах, технология проблемного обучения,   диалоговое обучение, сравнительный метод, метод исследований, информационно-коммуникационные методы обучения, ролевые, деловые и имитационные игры.

В преподавании биологии по УМК Пасечника В.В. в рамках системно-деятельного подхода я использую  следующие приёмы и методы.

1.Работа в малых группах. Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в  деятельности, формировать навыки сотрудничества, межличностного общения.  В зависимости от состава группы подбираются дифференцированные задания.

2. Технология проблемного обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно  самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют разные способы создания проблемной ситуации. Использование технологии проблемного обучения создаёт благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

3.Диалоговое обучение. Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося. Использование этой технологии способствует формированию умений определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод), возможности критиковать и даже отвергать любое мнение, осуществлять поиск группового соглашения в виде общего мнения или решения, взаимодействовать   в ходе дискуссии   на уважительном обращении друг к другу,  углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д. Данная технология требует от учащихся  вступать в диалог,  вести дискуссию на основе различных источников биологических знаний, слушать друг друга, резюмировать выводы.

         4.Сравнительный метод. Метод позволяет установить причины сходства и различия. Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Сравнение следует проводить по плану: 1. Определить объекты сравнения; 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться; 3. Найти общие черты; 4. Найти черты отличия; 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

         5.Метод  исследований. Большой вклад в формулирование исследовательской культуры вносят биологические задачи исследуемого  типа.

Неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода является формирование УУД. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Система заданий методического аппарата учебника, лабораторных практикумов,  рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности позволяют качественно подойти к формированию  саморегуляции, самопланирования, самореализации школьников. На всех этапах получения новых знаний регулятивные УУД способствуют формированию познавательных способов деятельности (логических, знаково-символических, общеучебных). Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: найди отличия (можно задать их количество); поиск лишнего; упорядочивание; цепочки; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм.
      В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и  готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

          Приведу несколько примеров использования деятельностного метода на уроках биологии из личного опыта.

          1. Проблемное обучение  через постановку  проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций. Чем объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?  Как объяснить высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит космическая роль. Создание проблемной ситуации на основе противоположных точек зрения по одному и тому же факту: приспособленность живых организмов к условиям среды обитания - как результат создания видов творцом ( К.Линней); приспособленность живых организмов к условиям среды обитания - как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); приспособленность живых организмов к условиям среды обитания - как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин).

     2. Задания на сравнение и выдвижение гипотез: найти на рисунке сходство и различие в строении  растительной и животной клетки, митоза и мейоза.

     3. Для формирования личностных УУД предлагаю следующие виды заданий: участие в проектах, подведение итогов урока,  творческие задания, самооценка события, происшествия. При изучении темы «Общая характеристика царства Растения» предлагаю  учащимся в качестве домашнего задания проявить свое творчество. Представьте, что Вы - растение и опишите свои ощущения (метод эмпатии).

      4. Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Например, из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных: А – в семени две семядоли;  Б – в семени одна семядоля; В – корневая система стержневая; Г – корневая система мочковатая; Д – жилкование листьев сетчатое; Е – жилкование листьев параллельное; Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме; З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.  

  5.Умение обобщать. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Например, что является лишним в данном перечне: 1) Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии; 2) Яблоко, яблоня, осина, береза. Почему?  Выстроить логические цепочки слов: 1) Плод, почка, семя, цветок; 2)  Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

         6. При  изучении  темы «Транспорт веществ в организме животных» (7 кл.) в качестве актуализации учащиеся разгадывают     кроссворд, где ключевое слово -  транспорт. Вспоминают, как осуществляется транспорт веществ в растительном организме. Для  этого самостоятельно работают с текстом, вставляя пропущенные слова, оценивают сами себя, ставят цели урока, исходя из цели, определяют план урока. 1) Изучить кровь; 2) Особенности кровеносной системы у разных животных. Для изучения первого вопроса предлагаю поработать в парах или индивидуально. Информацию на стр.76 УМК Пасечника В.В. свернуть в схему, сравнить с эталоном, сделать  коррекцию. Для знакомства с эволюцией кровеносной системы учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает инструктивную карточку и в течение 8 минут работают, затем информацию сворачивают в таблицу, где указывают особенности строения сердца и тип кровеносной системы у разных организмов. Поле этого идет анализ таблицы. На этапе обобщения, систематизации знаний предлагаю такие задания, как  найти пару, ответить на вопросы.

Примерные задания по формированию  различных видов УУД на уроках биологии.

Личностные УУД в 5 классе: Подумайте, каким образом каждый из вас, учеников, может внести вклад в охрану природы планеты?

Личностные УУД в 6 классе: Ответ на вопрос на тему «Что я хочу узнать на уроке ….»

Подготовить/составить «Страничку» Красной книги по заданному плану

Зачем нужно изучать ботанику?

Регулятивные УУД в 5 классе:

Составьте алгоритм действий по решению кроссворда.

Используя данный алгоритм, опишите сезонность природных явлений.

Регулятивные УУД в 6 классе:

Из приведенных ниже признаков выберите признаки

характерные для растений класса однодольных и двудольных.

Что является лишним в данном перечне. (напр. Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. Яблоко, яблоня, осина, береза)

Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) 

Познавательные УУД в 5 классе:

Определите черты сходства и различия в строении растительной и животной клеток.

Выполните конспект текста в форме таблицы (параметры задаются учителем)

По какому принципу объединены организмы в разные царства природы?

Из предложенного перечня частей клетки выберите те, что относятся к частям клетки животного.

Познавательные УУД в 6 классе:

найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ..

уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»)

поставь вопросы к данному абзацу

выдели ключевые слова в отрывке текста

создай таблицу (сверни информацию) по предложенному тексту.

Коммуникативные УУД в 5 классе:

Составьте для одноклассника вопросы, ребусы по теме. Проверьте правильность их выполнения, вместе исправьте и обсудите ошибки.

Разделитесь на две команды: «Автотрофы» и «Гетеротрофы», составьте перечень характерных признаков, относящихся к автотрофам  и гетеротрофам, побеждает команда, выявившая наибольшее количество признаков.

 Коммуникативные УУД в 6 классе:

 Конкурс на самый красивый вопрос (придумать «толстые» и «тонкие» вопросы по теме

работа в группах по составлению кроссворда; сказки, загадок).

Организую самообразовательную деятельность по следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;

2. Разработка плана по самообразованию;

3. Определение источников информации;

4. Изучение теоретических источников;

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;

7. Подготовка отчета по теме самообразования;

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Самооценка как фактор роста педагогического мастерства учителя

    Современные изменения российского образования определили переход традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от учителя ...

Рост методического мастерства учителя как основная составляющая повышения мотивации обучения

Работа над методической темой (2012 г.)Материал подготовлен для выступления на заседании ПМК. В докладе предложен ряд приемов с примерами, которые могут помочь учителю в мотивации учеников и повышении...

выступление на областных курсах «Методическое мастерство учителя информатики» 2004 год

выступление на областных курсах «Методическое мастерство учителя информатики» 2004 год...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...