Технологическая карта урока по теме: «Уравнения химических реакций».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Вишнякова Анастасия Евгеньевна

Дети самостоятельно добывают недостающие знания. Урок сопровождается демонстрацией видеороликов (закон сохранения массы веществ и горение железа в кислороде).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uravneniya_himicheskih_reaktsiy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: химия

Класс: 8

УМК:  «Габриелян О.С. Химия».

Тема: «Уравнения химических реакций»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи:

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Метапредметные: - регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

- познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Предметные: в познавательной сфере: давать определения понятий химические уравнения, химическая реакция, коэфициенты; научиться составлять уравнения химических реакций, используя закон сохранения массы веществ; в  трудовой сфере: планировать и  проводить химический эксперимент;

Оборудование и реактивы:  Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва – 2014, проектор, интерактивная доска, весы, гири, растворы BaCl2 и H2SO4.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивационно-ориентировочный

(2 — 4 мин)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в проблемном учебном действии

(5 — 7 мин)

Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

Каковы признаки химической реакции? 

Что является необходимым условием возникновения химической реакции?

Из приведённого перечня явлений назовите те, которые относятся к химическим:

1) при нагревании вода превращается в пар,

2) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок,

3) при поджигании свечи парафин плавится,

4) под действием электрического тока вода превращается в газы: водород и кислород,

5) серебряные ложки со временем темнеют,

6) при включении в сеть электролампа излучает свет и тепло,

7) при сильном измельчении стекло превращается в порошок,

8) если к раствору уксусной кислоты  добавить соду, выделяется газ,

9) при замерзании вода превращается в лёд 

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы обучающихся:

При химических реакциях образовываются новые вещества.

Образование осадка, изменение цвета, выделение газа, изменение запаха.

Соприкосновение веществ

Физическое явление

Химическая реакция

Физическое явление

Химическая реакция

Химическая реакция

Физическое явление

Физическое явление

Химическая реакция

Физическое явление

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником (диалог).

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение.

3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

(4 — 5 мин)

Давайте посмотрим опыт: горение железа в кислороде (видеофрагмент).

Является ли это химической реакцией? Каковы признаки этой реакции?

Какие вещества вступают в химическую реакцию?

Какие вещества получаются в результате реакции?

А как записать химическую реакцию?

Давайте попробуем заменить слова химическими знаками и запишем это же предложение с помощью химических формул.

Как вы думаете, имеем ли мы право поставить между левой и правой частями знак равно? Почему нет? Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

Постановка проблемного вопроса: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?

Смотрят видеофрагмент опыта.

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы:

Это химическая реакция. Признаки: выделение теплоты и света, образование нового вещества.

Железо и кислород.

Железная окалина.

Записывают в тетради химическую реакцию.

Железо +  кислород → железная окалина.

Fe + O2  → Fe2O3

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы учащихся: Нет. В левой и правой части схемы разное количество железа и кислорода.

Регулятивные: целеполагание,  планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация

(5 — 8 мин)

Опыт: Взвесить на весах стаканчики с раствором BaCl2 и раствором H2SO4. Слить растворы в один стакан, другой поставить рядом и опять взвесить. Вес не изменился, хотя реакция прошла, так как образовался белый осадок.

Формулировка закона сохранения массы веществ, открытого М.В. Ломоносовым в 1748 году и подтвержденного А.Л. Лавуазье:

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате ее

(ЭОР).

Опять возвращаемся к схеме химической реакции.

Определение проблемного вопроса: Как уравнять левую и правую части схемы?

Алгоритм  расстановки коэффициентов

  1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части схемы химической реакции.
  2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
  3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
  4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
  5. Последним проверить количество атомов кислорода.

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3

Давайте еще раз посмотрим на выражение, которое мы получили: 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3. Как вы думаете, на что похоже это выражение?

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Так какова же тема нашего урока?

Мы привыкли считать, что уравнение - это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию (это исходные вещества или реагенты) и какие получаются в ходе этой реакции (продукты реакции). ЭОР

Наблюдают за демонстрационным опытом учителя. Отвечают на вопрос. (Масса не изменится.)

Работают в тетрадях.

Отвечают на вопрос: (На уравнение).

Формулируют тему и задачи к  уроку.

(Тема нашего урока: «Химические уравнения».

Задача урока: научиться составлять уравнения химических реакций по схемам).

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: планирование и разрешение клнфликтов

5. Этап первичного закрепления новых знаний

(4 — 5 мин)

Задание 1. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

NO + O2 → NO2                 

Fe2O3 + Al → Al2O3 + Fe    

AgBr → Ag + Br2    

Задание 2.  Учебник, стр. 145, № 1. Запишите в виде химических уравнений следующие предложения. Какая из реакций будет экзотермической, а какая эндотермической.

Задание 3. Согласны ли вы, что:

В реакции  Ca + Cl2→ CaCl2  коэффициенты не нужны.

В реакции  Zn + HCl → ZnCl2 + H2  коэффициент у цинка 2.

В реакции  Ca + O2 → CaO  коэффициент у оксида кальция 2.

В реакции  CH4 → C + H2  коэффициенты не нужны.            

Расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакциях.

(2NO + O2 = 2NO2

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

2AgBr = 2Ag + Br2)

Записывают уравнения и определяют тип реакции

а) CaCO3 = CaO + CO2 

эндотермическая реакция

б) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4  экзотермическая реакция

да

нет

да

нет

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные: смыслообразование.

6. Этап самостоятельной работы по образцу

(3 — 5 мин)

№ 2 (а. б, в) стр.145

Составьте уравнения по следующим схемам:

CuCl2 + Al → AlCl3 + Cu

P + O2 → P2O5

Fe2(SO4)3 + KOH → Fe(OH)3 + K2SO4

Составляют уравнения

(3CuCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Cu

4P + 5O2 = 2P2O5

Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4)

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

(5 — 7 мин)

Что изучили сегодня на уроке?

Оценить отдельных обучающихся.

Обобщающее слово учителя.

Отвечают на вопросы: (Узнали закон сохранения массы веществ, научились составлять уравнения химических реакций по схемам.)

Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение.

8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(2 — 5 мин)

Домашнее задание: § 27, № 2 (г – ж), № 3 (а, б) стр. 145.

В конце урока учитель предлагает каждому обучающемуся закончить фразы: «У меня больше всего получилось....Мне дома предстоит поработать над ….Сегодя на уроке меня удивило…»

Записывают домашнее задание.

У меня больше всего получилось составлять химические реакции. Мне дома предстоит поработать над применением закона сохранения массы веществ при расстановки коэффициентов. Сегодня на уроке меня удивил сам опыт: сливали растворы, взвешивали их и после реакции поличалась таже масса.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль, самооценка, самоанализ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....

Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов  и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...

Технологическая карта урока по теме "Уравнения" 5 класс

Технологическая карта интегрированного урока по математике в 5 классе на тему "Уравнения" (урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений)...

Технологическая карта урока по теме "Смещение химического равновесия. Принцип Ле - Шателье".

Технологическая карта урока по теме "Смещение химического равновесия. Принцип Ле - Шателье". Цель урока: углубить и обобщить знания учащихся о состоянии химического равновесия, условиях его смещения. ...

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»...

Технологическая карта урока по теме «Уравнения».

Урок изучения нового материала по математике в 5 классе по учебнику Мерзляк А.И. и другие....